Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Поэзия
[ свернуть / развернуть всё ]
Что роняет моя уходящая осень?   (Marara)  
"Я боюсь потерять это светлое чудо..."
Федерико Гарсиа Лорка (перевод М. Кудинова)

Что роняет моя уходящая осень? ©
Что оставит на память об этом пейзаже,
Где над озером колкие контуры сосен
Прорывают туман, будто белую пряжу?

Проплывают в тумане олени и лоси,
Свет сочится сквозь тучи размытой гуашью.
Я хочу сохранить всё в стихах или прозе,
Хоть кому-то мой замысел кажется блажью.

Не найдя ни сюжета, ни иней, ни яней,
Эти грустные строки прочтут и забудут:
Позабудут и тени оленей в тумане,
И опавших иголок унылую груду.
А туман всё прозрачней, всё ярче сиянье...
Я боюсь потерять это светлое чудо. ©
Опубликовано: 03/11/22, 15:26 | mod 03/11/22, 15:26 | Просмотров: 216 | Комментариев: 30
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (30):   

Ну, я думаю, идеальные сонеты мало кто пишет, но есть критическая масса, после которой сонет никак не сонет )
Те же повторы слов могут не бросаться в глаза, быть ненавязчивыми. Но здесь, на мой взгляд, не только это не отвечает правилам.
Явно нарушена синтаксическая законченность каждой из четырёх строф, не выдержан принцип теза, антитеза, синтез, вывод .

Разумеется, это просто к слову )

А вообще, по стиху, мне кажется, будет ближе к теме, если первую строфу поменять местами со второй, и, не уверена, но возможно, - заменить "хоть" на "пусть". Или как-то по-другому.
Поскольку "хоть кому-то", на мой взгляд, уводит к другому смысловому содержанию, в том смысле, что "слава богу, хоть кому-то одному"))

Шесть последних тоже вполне возможно разделить на законченные строфы.
Например, изменив строку " и опавших иголок унылую груду" на "Спит опавших иголок унылая груда". Ну, к примеру...
То есть, вполне реально стих приблизить к "правильному" сонету, не теряя его плюсов )

А вообще, хочу добавить, что нмв сонет,это штучный товар, и плести венки сонетов с заданными строками - это все равно, что ручную работу впихивать в рамки конвейера. Да простит меня Вячеслав, но такие конкурсы проводить невозможно так часто без потери качества.
Hellin   (08/11/22 10:47)    

Здравствуйте, Hellin!
Понятие о критической массе, после которой сонет перестаёт быть сонетом, весьма расплывчато и зависит от представлений конкретного автора. Если прочесть википедию, статью о сонете, то там вообще нет ни одного из мудрённых терминов, типа "теза", "антитеза","синтез" и т.д.
Скорее всего, Вы взяли эти термины в каком-нибудь словаре или учебнике; я совершенно не собираюсь оспаривать Ваши познания; но я вынуждена отметить, что живая поэтическая форма имеет тенденцию к развитию, иначе она в принципе бессмыслена: мало кто читает нынче Петрарку в оригинале.
Анненский назвал своё стихотворение "сонетом", не прибегая к условному определению "сонетная форма", и был абсолютно прав, хоть там и были повторения слов. У него - один повтор, у Брюсова, кажется - 2 или три в одном сонете, и многих других - тоже самое.
Что касается Ваших советов, то перестановка строф не совсем оправдана: если я начинаю сонет строкой чужого сонета, это как-то объяснимо; если я использую чужую строку в середине стихотворения, это выглядит странным. И опять же, приближая сонет к классическому канону, я несколько нарушаю логику стихотворения.
Что касается конкурса Вячеслава, то Вы это зря. Если Вас не устраивает частота конкурса, Вы можете пропускать раунды и писать "качественные сонеты" раз в три раунда. Сайт, помоему, заинтересован в разнообразных конкурсах: чем больше конкурсов, тем больше выбор у автора, где ему участвовать.
С уважением,
Марина smile
Marara   (11/11/22 22:41)    

Да, конечно )
Особенно вы правы насчёт моих поверхностных теоретических знаний. Нисколько не спорю. Но в целом всё именно так, хоть и другими словами. Если развивать колобок в сторону наращивания иголок, то это уже будет скорее ёжик, а не колобок, хотя и это развитие имеет право на жизнь )
Насчет строк, ну, я не обращала внимания на спец задание, я говорила о сюжетной линии.

Всего вам доброго, Марина )
Hellin   (11/11/22 22:53)    

Олешки в тумане - это так романтично!
Marita   (04/11/22 21:35)    

Да, мы были в этом году в Йеллоу Стоун парке; там и олешки и лоси и туман. Романтика с натуры...
Marara   (05/11/22 22:32)    

Светлое и волшебное! Пусть осенние краски дарят свой свет и зимой! Не теряй это чудо, Марина!
Гелия_Алексеева   (04/11/22 20:46)    

Я постараюсь не растерять, Гелия. smile 
В нынешнем отпуске было много светлых моментов; авось воспоминаний хватит на весь год... smile  smile  smile Большое спасибо за отклик! smile  smile  smile
Marara   (05/11/22 05:44)    

Мне понравилось стихотворение, Марина.
Повторы красивы.
Если это не отвечает требованиям сонета, и Вы переведёте стихи в другую рубрику, ничего не потеряется.
А сонеты, как форму, я пока не понимаю/не чувствую...
Милана_Секоненко   (04/11/22 20:45)    

И стихотворение, тем не менее понравилось? smile 
Сонет - очень старая форма; в старые меха очень трудно влить новое дыхание. Мне все равно, собственно, сонет вышел, или не сонет. Но чем старательнее полируешь форму, тем меньше дышит древесина стихотворения. Хотя, опять же от мастера зависит, да и от вкусов "покупателя".  smile 
Сейчас вообще, по-моему, и в стихосложении и в музыке отказ от традиционных форм набрал очень много последователей. Поэтому так популярны верлибры: они и стихотворения, и в них практически отсутствуют все стихотворные формальные признаки, такие, как ритм и рифма. smile  smile  smile
Marara   (05/11/22 05:31)    

Здравствуйте, Марина.

Очень красивое, лиричное стихотворение. Хорошо вписано в заданные строки.

Но, простите, это не сонет. Как я уже Вам писала, в сонете запрещены повторы слов. Даже родственных слов. Об этом написано и в правилах конкурса Вячеслава Дворникова (под спойлером "Немного теории"). В этом Вашем стихотворении дважды упомянуты олени, рядом "забудут" и "позабудут" и ЧЕТЫРЕ раза встречается слово "туман"! То есть не соблюдено одно из главных требований к сонетной форме. Именно поэтому я не голосовала за него на конкурсе. Если бы это был другой конкурс, а не конкурс сонетов, я бы однозначно дала Вашему стихотворению первое место, потому что оно мне очень понравилось.

Доброго дня Вам!
Ирина_Архипова   (04/11/22 15:34)    

Ирина, большое спасибо за отклик. smile  smile  smile 
Я услышала Вас и в первый раз, когда Вы говорили о повторах слов. Но, видите ли, я пообещала Вячеславу сонет на заданные строки. Это не просто - взять и написать живое стихотворение, которое и начинается на заданную строку, и кончается заданной строкой, и каким-то образом повторяет схему рифмовки и размера, заданного первоисточником. Я написала так, как могла, и воля Вячеслава принимать или не принимать его, хорош сонет, или плох.  У него - тоже не самое лёгкое положение: желающих не очень много в последнее время; если он откажет, то где искать желающих написать недостающий сонет за оставшиеся до закрытия сроки? И кроме того, автор, чей сонет отвергнут по формальным признакам, может просто не прийти на следующий тур. Не из-за обиды: из-за того, что задача окажется не по плечу. Не пишу же я ни хокку, ни порошки, ни другие формы, которые мне не по зубам... Повторы слов - мой рабочий инструмент; я порой и стихи строю на одних повторах. Я, как многие на портале, куда более охотно прощаю нарушение формальных правил ради эмоциональности и яркости текста. Но я хорошо понимаю и  огорчение тех, чей текст безукоризнен с точки зрения формы, но проигрывает в голосовании тому тексту, где форма в чём-то нарушена. smile 
Так или иначе, я очень рада, что сонет хотя бы "а ля стихотворение" Вам нравится. smile  smile  smile
Marara   (05/11/22 05:01)    

Здравствуйте. Марина.


Цитата
Но, видите ли, я пообещала Вячеславу сонет на заданные строки.

Разумеется, приходя участвовать в каком-то конкретном конкурсе, автор берёт на себя обязательство выполнить его условие - в данном случае, пообещав Вячеславу сонет, Вы взяли на себя обязательство сочинить именно сонет. Так ведь?


Цитата
Это не просто - взять и написать живое стихотворение, которое и начинается на заданную строку, и кончается заданной строкой, и каким-то образом повторяет схему рифмовки и размера, заданного первоисточником.

Да, и с этим я абсолютно согласна. Но в таких условиях находятся все участники этого конкурса.


Цитата
Я написала так, как могла, и воля Вячеслава принимать или не принимать его, хорош сонет, или плох.
 
Марина, я согласна с Вами целиком и полностью: решение о приёме должен принимать ведущий. Он же должен определять, является ли написанное стихотворение сонетом или нет. Если бы я была ведущей, я бы не приняла. Потому что это не сонет. Сонет - это строгая поэтическая форма, к которой есть определённые требования. Нельзя любое стихотворение из 14 строк считать сонетом.


Цитата
У него - тоже не самое лёгкое положение: желающих не очень много в последнее время; если он откажет, то где искать желающих написать недостающий сонет за оставшиеся до закрытия сроки?

Да, понимаю. Но я не считаю это правильным. Это конкурс сонетов, а не просто конкурс стихотворений, начинающихся и заканчивающихся определёнными строками.


Цитата
И кроме того, автор, чей сонет отвергнут по формальным признакам, может просто не прийти на следующий тур. Не из-за обиды: из-за того, что задача окажется не по плечу. Не пишу же я ни хокку, ни порошки, ни другие формы, которые мне не по зубам...

Что можно на это ответить, Марина? Если у автора не получается писать сонеты в соответствии с требованиями формы, но есть такое желание, нужно учиться. 


Цитата
Повторы слов - мой рабочий инструмент; я порой и стихи строю на одних повторах.

У Вас это отлично выходит, Марина. В обычных стихотворениях такой приём разрешён и иногда бывает выигрышным.


Цитата
Я, как многие на портале, куда более охотно прощаю нарушение формальных правил ради эмоциональности и яркости текста. Но я хорошо понимаю и огорчение тех, чей текст безукоризнен с точки зрения формы, но проигрывает в голосовании тому тексту, где форма в чём-то нарушена.

Могу только повториться: это конкурс сонетов, к форме которого предъявляются определённые строгие требования. А в данном случае получается, что часть участников соблюдают все требования, в точности выполняя условия конкурса, а часть - сочиняют в своей привычной манере, получая на выходе не сонет, а добротное стихотворение из 14 строк. И дело не в количестве голосов и не в итоговом месте. 

Только не обижайтесь, пожалуйста, Марина. Сейчас я говорю о конкурсе сонетов в целом. Не только у Вас встречаются повторы. 


Цитата
Так или иначе, я очень рада, что сонет хотя бы "а ля стихотворение" Вам нравится.

Да, стихотворение мне безусловно понравилось, о чём я и написала выше. Отличное стихотворение! Если честно, я думала, что оно займёт первое место на конкурсе.

Вдохновения и хорошего настроения Вам!
Ирина_Архипова   (06/11/22 10:04)    

Потому что это не сонет. Сонет - это строгая поэтическая форма, к которой есть определённые требования.

Ирина, сорри, но это всё же сонет.

"Сонет: история и особенности жанраhttp://literatura5.narod.ru/sonetto.htmlСонет – вид (жанр) лирики, его основным признаком является объем текста:  сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Есть и другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется), которые соблюдаются далеко не всегда.

Вы же не станете утверждать, что сонет Анненского - не сонет лишь из-за того, что слова в нём повторяются?
Marara   (08/11/22 08:53)    

Иннокентий Анненский
Сонет

Творящий дух и жизни случай
В тебе мучительно слиты,
И меж намеков красоты
Нет утонченней и летучей...

В пустыне мира зыбко-жгучей,
Где мир — мираж, влюбилась ты
В неразрешенность разнозвучий
И в беспокойные цветы.

Неощутима и незрима,
Ты нас томишь, боготворима,
В просветы бледные сквозя,

Так неотвязно, неотдумно,
Что, полюбив тебя, нельзя
Не полюбить тебя безумно.
Marara   (08/11/22 09:01)    

Или, может  Брюсов плохо разбирался в поэтических формах?

Валерий Брюсов
МИГИ

Бывают миги тягостных раздумий,
Когда душа скорбит, утомлена;
И в книжных тайнах, и в житейском шуме
Уже не слышит нового она.

И кажется, что выпит мной до дна
Весь кубок счастья, горя и безумий.
Но, как Эгерия являлась Нуме, -
Мне нимфа предстает светла, ясна.

Моей мечты созданье, в эти миги
Она - живей, чем люди и чем книги,
Ее слова доносятся извне.

И шепчет мне она: "Роптать позорно.
Пусть эта жизнь подобна бездне черной;
Есть жизнь иная в вечной вышине!"
Marara   (08/11/22 09:03)    

Или Зинаида Гиппиус, тоже довольно известная поэтесса:

Зинаида Гиппиус
Сонет

Не страшно мне прикосновенье стали
И острота и холод лезвия.
Но слишком тупо кольца жизни сжали
И, медленные, душат как змея.
Но пусть развеются мои печали,
Им не открою больше сердца я...
Они далекими отныне стали,
Как ты, любовь ненужная моя!

Пусть душит жизнь, но мне не душно.
Достигнута последняя ступень.
И, если смерть придет, за ней послушно
Пойду в ее безгорестную тень:-
Так осенью, светло и равнодушно,
На бледном небе умирает день.

Нить

Через тропинку в лес, в уютности приветной,
Весельем солнечным и тенью облита,
Нить паутинная, упруга и чиста,
Повисла в небесах; и дрожью незаметной
Колеблет ветер нить, порвать пытаясь тщетно;
Она крепка, тонка, прозрачна и проста.
Разрезана небес живая пустота
Сверкающей чертой - струною многоцветной.

Одно неясное привыкли мы ценить.
В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной,
Мы ищем тонкости, не веря, что возможно
Величье с простотой в душе соединить.
Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;
А тонкая душа - проста, как эта нить.
Marara   (08/11/22 09:08)    

Марина, я не буду продолжать этот разговор. Своё мнение я озвучила. Вы остались при своём. Можно спросить Лиса, который много лет вёл школу поэтического мастерства или наших постоянных членов жюри межпортальных конкурсов. Или остаться каждый при своём.
Доброго дня Вам!
Ирина_Архипова   (08/11/22 09:11)    

Можно сонеты Бальмонта посмотреть: 
Сонет
Земля покрыта тьмой. Окончен день забот.
Я в царстве чистых дум, живых очарований.
На башне вдалеке протяжно полночь бьет,
Час тайных встреч, любви, блаженства, и рыданий.

Невольная в душе тоска растет, растет.
Встает передо мной толпа воспоминаний,
То вдруг отпрянет прочь, то вдруг опять прильнет
К груди, исполненной несбыточных желаний.

Так знойный летний день, над гладью вод речных
Порою ласточка игриво пронесется,
За ней вослед толпа сестер ее живых,
Веселых спутниц рой как будто бы смеется,
Щебечут громко все,— и каждая из них
Лазури вод на миг крылом коснется.

СМЕРТЬ

Сонет

Суровый призрак, демон, дух всесильный,
Владыка всех пространств и всех времен,
Нет дня; чтоб жатвы ты не снял обильной,
Нет битвы, где бы ты не брал знамен.

Ты шлешь очам бессонным сон могильный,
Несчастному, кто к пыткам присужден,
Как вольный ветер, шепчешь в келье пыльной
И свет даришь тому, кто тьмой стеснен.

Ты всем несешь свой дар успокоенья,
И даже тем, кто суетной душой
Исполнен дерзновенного сомненья.

К тебе, о царь, владыка, дух забвенья,
Из бездны зол несется возглас мой:
Приди. Я жду. Я жажду примиренья!
Marara   (08/11/22 09:14)    

Ирина, я в любом случае не хотела Вас обидеть. smile  smile  smile
Marara   (08/11/22 10:07)    

Здравствуйте:)
ну я могу сказать, но вряд ли это что-то поменяет... ведь так?:)
Марина, заинтересовался твоими примерами, поискал в интернете, нашёл одну фразу, прочитай её внимательно:
"Сонетную форму в XX веке охотно использовали символисты, и первым среди них был Брюсов[24]. Этот жанр можно встретить в творчестве почти всех поэтов-символистов: Ф. Сологуба, А. Блока, С. Соловьёва, Ю. Балтрушайтиса и других. Особенно выделяются сонеты И. Анненского, автора редкой формы — сонетов-шуток, написанных с присущей поэту оптимистичной верой в жизнь. Сонеты поэтов-акмеистов А. Ахматовой, С. Городецкого, О. Мандельштама, Вс. Рождественского и других отличает более свободная форма и отступление от канонической формы, но и они придавали жанру запоминающиеся черты, отвечающие их творчеству."

Обрати внимание на словосочетания "сонетную форму" и "отступление от канонической формы"...

И вот ещё фраза: "Отдельные поэты предлагали — систематически или в виде разового эксперимента — различные трансформации сонета..."

Кратко: есть "сонет" или даже так - "классический сонет", "канонический сонет", который является твёрдой формой с очень строгими ограничениями. Нет так такого в стиле "вот это обязательно, а это лишь если захотите или если получится...". Нет, это всё же твёрдая форма, там всё "обязательно". Если уж это "канонический сонет".
А есть "сонетная форма", псевдо, эксперименты, отступления от "классического сонета", где лишь какие-то элементы остались "обязательными", чтобы это хоть как-то напоминало его "классический вариант". Это тоже иногда называют "сонетом", но никто из знатоков не назовёт это "классическим сонетом" или "каноническим сонетом". Скорее, назовут "произведением в сонетной форме".

Так что, если кто-то тебе скажет, что у тебя не сонет, то я бы на твоём месте не ругался:) а ответил бы "да, это не классический сонет, это сонетная форма". Но совсем не нужно, на мой взгляд, доказывать, что это сонет:) Особенно примерами:) А ты думаешь, что поэты-классики не экспериментировали?:) Ещё как экспериментировали:) В русской традиции вообще одно из правил "правила есть для того, чтобы их нарушать":) Но я думаю, что и классики вполне себе понимали, что это не канонические сонеты, уж они разбирались в этом, я думаю. Получше нас разбирались. Всё-таки им это было ближе.

У нас же в наше время сонетами увлекаются довольно редко. А уж "классическими сонетами" вообще единицы, наверное. И всё больше призывов "а давайте вот это правило отменим":))

Радости вам:)
Лис
Алексей_Лис   (08/11/22 10:34)    

Марина, ни одна поэтическая форма, ни одно стихотворение, ни один конкурс не стоят человеческих отношений.
Хорошего вечера Вам!
Ирина_Архипова   (08/11/22 11:03)    

Лёшенька, я не ругаюсь.
Я просто думаю, что если "Сонеты поэтов-акмеистов А. Ахматовой, С. Городецкого, О. Мандельштама, Вс. Рождественского и других отличает более свободная форма и отступление от канонической формы" то они отнюдь не перестали считаться сонетами, как таковыми. Напротив, они (свободная форма и отступление от канонической формы) "придавали жанру запоминающиеся черты, отвечающие их творчеству.", и благодаря им сонет вообще не прекратил существование, как живая поэтическая форма. И не в обиду никому сказано, на сайте https://www.stihi-rus.ru/sonet/ - они относятся именно к сонетам. 
И, если честно, мне всё равно, "классический сонет" я написала, или "экспериментальный"; как ты верно сказал, "сонетами увлекаются довольно редко. А уж "классическими сонетами" вообще единицы, наверное". И чем жестче затягивать гайки  требований к конкурсным сонетам, тем меньше будет конкурсантов. Если для тебя столь существенны все эти правила, которые даже по определению не должны всегда соблюдаться (Сонет – вид (жанр) лирики, его основным признаком является объем текста:  сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Есть и другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется), которые соблюдаются далеко не всегда.https://www.stihi-rus.ru/sonet/), то я просто не буду участвовать в конкурсе Вячеслава, что жаль: мне этот конкурс очень нравился.
И тебе радости!
С теплом,
Марина
Marara   (08/11/22 11:08)    

Здравствуй, Лис.
Спасибо за пояснение. Да, "произведением в сонетной форме" (то есть с элементами сонета) это стихотворение можно назвать, но не классическим сонетом. Не слышала официального употребления такого термина "стихотворение в сонетной форме", теперь буду знать.
Радости тебе!
Ирина_Архипова   (08/11/22 11:08)    

Ирина, я совсем не хочу с Вами ссориться или спорить; я считаю Вас замечательным поэтом и человеком. Я просто хочу определить для себя, участвовать мне в этом конкурсе в дальнейшем, или нет. Вот и всё. smile  smile  smile
Я могу на Ваш конкурс "вне рамок" писать к примеру. smile  smile  smile
Marara   (08/11/22 11:15)    

Здравствуй, Марина:)
Честно признаюсь, определение сонета, которое ты цитируешь, для меня лично вообще очень странное:))) не знаю уж кто его сочинил на этом сайте:) Ну даже по стилю самого определения это какое-то "самопальное":) Да уж, "Есть и другие правила сочинения сонета..." Есть:) Их очень много:) Потому что это твёрдая форма:)
Думаю, что если ты поищешь другие определения в словарях, то найдёшь гораздо более правильные, не такие уж "самопальные":)

Ты меня немножко не поняла, судя по словам "на сайте ... они относятся именно к сонетам":) Да, "отнести" можно всё что угодно:) Но никак не к каноническим или классическим сонетам. Просто термин "сонетная форма" практически не используется, так сложилось. Называют "сонеты", да. Но это не классические явно.

А про конкурс я ничего говорить не буду, наверное... Ну, разве что, тут палка о двух концах... плохо когда кто-то действительно старается и пишет классические сонеты, а кто-то пишет, не соблюдая правила твёрдой формы, а потом эти произведения сражаются друг с другом. Ну, неправильно  это как бы. Но что с этим делать - я не знаю... Нет у меня идей...

радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (08/11/22 11:21)    

Марина, я не собираюсь с Вами ссориться) Зачем? Ещё раз говорю: ни одна поэтическая форма, ни одно стихотворение, ни один конкурс не стоят человеческих отношений.

"Вне рамок" – конкурс свободной формы) Там проще) Кстати, давно его не было, надо запустить.

А про венок надо просто Вячеславу сказать, чтобы он чётко писал в правилах: классические сонеты требуется писать или стихи с элементами сонетов. Чтобы не было таких разногласий о соответствии формы и все участники были в равных условиях. Тогда и вопросов не будет.
Ирина_Архипова   (08/11/22 11:30)    

Как лирично и мелодично... Образы волной окутывают, да. Заслушалась-засмотрелась... Душа откликается своей осенью. Красивая у тебя осень, Марина. Не теряй этот свет.
Гелия   (04/11/22 07:36)    

Спасибо огромное, Гелия!
Я очень тронута! smile  smile  smile
Marara   (04/11/22 16:22)    

Прекрасный сонет, Марина! Приятное послевкусие остаётся.
Виктор_Казимиров   (03/11/22 20:53)    

Виктор, спасибо большое! Послевкусие тут - главное.  wink  smile  smile
Marara   (04/11/22 01:52)