Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Проза без рубрики » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
О декламации с астраханским менталитетом   (menemo)  
­­­­Из меня декламатор никакой ) Если Евтушенко читал стихи свои навзрыд, Маяковский - как будто в последний раз, Рождественский - нараспев, Высоцкий - зло и отрешённо, то я читаю стихи так, как будто меня кто-то из-под палки заставляет это делать. Вчера почти час репетировала свой стишок перед зеркалом. И - на тебе. Решила сегодня себя переслушать и понимаю, что сейчас засну )))) Как это так? Мне проще спеть, конечно. В песне мне многое даётся легче: и передать чувства, и эмоции. А вот говорить и декламировать - это не моё. Видимо, долгое общение в сети и работа, практически не связанная с людьми, наложили отпечаток. И всё-таки, стихи, мне кажется, легче воспринимаются на слух. Многие читатели, как уже не раз мною было замечено, не обладают чувством такта, интонации. Принимаются высчитывать слоги, вместо того, чтобы вслух проговорить стихотворение. Вместо ожидаемого стремления насладиться музыкой и энергетикой стихотворения (а я уверена, что у поэтического слова есть магия, неотразимая и способная увлечь своим таинственным мотивом), получается ощущение недосказанности и недопонимания. Есть такой интересный термин в музыке, называется Allargando, имеет значение "расширения". С помощью этого интересного определения исполнитель вправе где-то замедлить темп, где-то увеличить, а где-то заострить внимание слушателя на выразительности каждого звука. Если слушатель откликается, то почти правильно и вдохновенно воспринимает то, что хотел передать исполнитель своим произведением. Но, если глух, то никакие крещендо, пиано, форте, акцент и димидуэндо не всколыхнут в нём ничего, кроме желания скорее покинуть зал, подальше от раздражающих звуков. В музыке можно обозначить акцент, выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного звучания. В нотной тетрадке можно перед соответствующей нотой или аккордом поставить знак >. Это будет тем непосредственно важным акцентом, который придаст, казалось бы ровному звучанию новое воплощение. Расстановка пауз (целой, половинной, четвертной и т. д.) тоже придает некий акцент.
Но что же мы видим на бумаге, когда читаем то или иное стихотворение? Слова. Слова, магические, яркие, выстроенные в своеобразный ряд, поражающий своими образами и идеями. Но не всегда слышим и хотим слышать мелодию этих слов. Потому что нет обозначений (пауз, акцента, динамики и т. п.). Читатель, если грамотный, должен догадаться сам, сам прочувствовать темп и расставить акценты. Поэтому часто авторов обвиняют в нарушении ритма, подсчитывают методично и заунывно слоги и обозначают размеры, припечатывающие и умертвляющие тайну энергетики талантливого стихотворения. Вот поэтому, наверно, надо читать стихи вслух.
Вчера об этом задумалась, попыталась прочитать одно из своих стихотворений. Вышло, на мой слух, безэмоционально, но, видимо, у меня период такой, хронической усталости. Очень интересно именно послушать стихи авторов. Не в музыке, а в декламации. Если есть, чем похвастать, прошу сюда публиковать ссылки. Буду признательна.

А пока моё видео, где читаю свой стишок.

https://youtube.com/shorts/mSOENJOSI-U?feature=sha...
Опубликовано: 16/06/22, 18:49 | mod 16/06/22, 18:49 | Просмотров: 155 | Комментариев: 24
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (24):   

Читатель ни в чём автора не обвиняет и, тем более, не подсчитывает. Он либо читает, либо -нет. Стихи должны звучать, но звучать они тоже могут по-разному, поэтому не читал и не буду читать своих стихов вслух, дабы не навязывать какую-либо определённую интонацию. Да, есть "святая простота", гениальные стихи, которые по-другому не прочтёшь, но это к нам не относится. А так ...дело писателя -писать. И больше ничего он делать не должен.
Алмост   (17/06/22 10:02)    

Здравствуйте, Алмост ) Знакомый никнейм. Ваша точка зрения тоже верная. Есть авторы, которые вообще стихи в строку пишут или лесенкой. Многие читатели жалуются на такое расположение строк в стихотворении. Но, мне кажется, если произведение живое, цельное, музыкальное, образное, то его уже ни что не сможет испортить. Хотя, многие авторы прибегают к такого рода игре и, скорее всего, им удается найти своего настоящего грамотного читателя. Спасибо за отклик.
menemo   (17/06/22 10:10)    

А мне понравилось Ваше прочтение.
И стихотворение нравится.)
Марина_Юнг   (16/06/22 22:14)    

Спасибо большое, Марина. Прочтение так себе, конечно. Вчера уже перед сном решилась, а сама спать хотела ))))
menemo   (16/06/22 22:17)    

В некоторых стихах авторская декламация обязательна. Я иногда лезу в старые, уже подзабытые свои стихотворения, и после прочтения глазами недоумеваю - с чего я написал так коряво. Потом ловлю ритм, и всё становится на свои места. Да, паузы, акценты - они делают ритмику. Это отличает живые стихи от машинных, математически выверенных.
Но декламация - очень сложная вещь. Мне нравится актёрская, но и там нюансы. Филиппенко часто излишне суетлив. А у меня самого просто не хватит дыхания. ((
GP   (16/06/22 20:12)    

А иногда наоборот. Именно хорошие свои стихи хочется решительно продекламировать. А лучше - спеть. Эх, если бы не природная лень или хроническая усталость. То всё было бы в ажуре )))
menemo   (16/06/22 20:28)    

Здравствуйте!
Ссылка не открывается((

Да, многие хорошо читают стихи, свои и чужие. Но для этого нужно не только почувствовать музыку стиха, но и элементарно, обладать красивым голосом. С некрасивым голосом никакое "с выражением" не спасает.(((
Если хотите, послушайте декламации на моей странице...
А вообще, люди, наверное, разные. Я, например, чистый визуал, мне нужно видеть слова глазами, чтобы возникла эмоциональная картина. А голос, свой, или чужой, навязывает определенное видение, ограничивающее воображение.
Юлия_Лавданская   (16/06/22 19:53)    

menemo   (16/06/22 19:55)    

Обязательно гляну. Спасибо, Юлия. Вы правы, текст необходимо видеть. Но так же необходимо и слышать музыку стихотворения. И да, профессиональные декламаторы могут читать стихи и свои, и чужие. Здесь даже дело не в голосе. В таланте передачи эмоций. Можно иметь прекрасный голос, но при этом быть совершенно не эмоциональным человеком. Например, в последнее время со мной такое творится. Очень трудно выразить эмоции в чтении. А хотелось бы.
menemo   (16/06/22 20:03)    

Сейчас открылось!
Мне кажется, Вы свои эмоции вполне выразили! И начало есть, и кульминация, и конец. Вполне имеет право быть такое прочтение!
Юлия_Лавданская   (16/06/22 22:44)    

Хотела послушать, но ссылка увела не туда...
Мне кажется, что многие читают не только глазами. Лично я всегда проговариваю стихи про себя, а вот на слух воспринимаю плохо - мне обязательно нужно видеть текст. И да - декламация может выправить даже самые неудачные стихи. А слоги чаще и считать не надо - недостаток или избыток тоже слышен. Но талантливым стихам даже это не мешает...
Николь_Аверина   (16/06/22 19:47)    

Почему не открывается ссылка? У меня открывается. Выход на Ютьюб. Читаю стихи про Астрахань.

https://youtube.com/shorts/mSOENJOSI-U?feature=sha...
Попробуйте ещё раз. Вы правы. Текст видеть необходимо. Но разве, например, Маяковского без декламации можно воспринять? Текст и его лесенки? А, ведь, его стихи - живые афоризмы и музыка симфоний Шостаковича.
menemo   (16/06/22 19:54)    

Послушала... Неплохо, но без текста сложно. А Маяковский... Так к любым стихам можно приноровиться - главное уловить смысл, ритм и посыл.
Николь_Аверина   (16/06/22 20:05)    

Не туда послала ))))
menemo   (16/06/22 20:07)    

А у Астрахани грубое лицо,
из–под век тяжёлых беспокойный взгляд.
Пустота – её напарник,
нищета – её кольцо.
Недоверчив, переменчив и жесток здесь стар и млад.

А берёзок и осинок не видать.
Да и Русское - давно здесь не в цене.
Карагач берёзке стройной здесь под стать,
саксаул цветёт здесь мрачно по весне.

Здесь прощают редко, чувствуя изъян
и бегут подальше от родных святынь...
А в степи – верблюжья сыть.
Кровав тюльпан.
Шепчет сказки белая полынь…
menemo   (16/06/22 20:08)    

Финальный катрен выбивается из ритма - первые две строки сложно прочесть. И "здесь" многовато. А так - очень даже читается...
Николь_Аверина   (16/06/22 20:26)    

Финальный катрен не выбивается из ритма. Сделано осознанно. Я же скинула ссылку на декламацию. Спорный вопрос. "Здесь". Так стихотворение и называется в сети. Поэтому и написала о том, что необходима декламация и умение чувствовать акценты и делать паузы.
Кстати, почему-то Птицелов этот ритм почувствовал. Один из талантливых авторов данного сайта. Но, правда он читал моё "Здесь" на другом литературном сайте )))
menemo   (16/06/22 20:40)    

Не-не... это только мое мнение. А прочесть можно и так, конечно. Да и до Юры мне далеко...
Николь_Аверина   (16/06/22 20:57)    

Это даже не мнение. Это вот подтверждённый факт, что существуют в поэтической природе паузы, динамика, акценты. Не только в музыке. Пыталась именно этим стихотворением предопределить ошибки читателей, пытающихся стихотворение автора загнать в рамки. А поэзия - та же симфония. Только из слов )))
Ну как-то так. Кстати, я и у Вас увидела эти прекрасные мотивы. Глянула Вашу страничку. Вы - очень музыкальны, смею Вас заверить.
Спасибо большое за отклик, Николь, и за возможность пообщаться с интересным человеком. С уважением )
menemo   (16/06/22 21:03)    

А в степи - верблюжья сыть. Кровав тюльпан. (делаем паузу)
Шепчет сказки белая полынь...

И никакого сбоя ритма.

Просто первое стихотворение изначально по ритму отличается от второго и третьего. Второе и третье - отдельная, как близнецы, история )))
menemo   (16/06/22 21:10)    

Эти строки как раз читаются хорошо. А я об этих - первых...
Здесь прощают редко, чувствуя изъян \ но если читать слитно, то и она звучит...
и бегут подальше от родных святынь...

Я очень редко читаю свои стихи - только в том случае, если чувствую, что они могут быть прочитаны иначе, чем я чувствую. Если интересно - можете послушать...
Николь_Аверина   (16/06/22 21:18)    

Хочу послушать. А названия или ссылки можно? Читаю с телефона. Тяжело немного. Заранее благодарна!
menemo   (16/06/22 21:22)    

Например, это... http://litgalaktika.ru/publ/14-1-0-584
Николь_Аверина   (16/06/22 21:26)    

Прочла. Легко узрела ритм стихотворения. Просто Вы его оформили так, что читателю трудно уяснить темп и ритм, и размер текста. Я раньше так тоже любила. Вообще писала в строку стихи. А там, пусть читатель понимает, как знает ))) Мне почему-то до сих пор нравится эта игра. Она именно и раскрывает грамотного читателя. Спасибо Вам.
menemo   (16/06/22 21:41)