Недавно, перечитывая в Телеграмме посты одной хорошей журналистки, внимательной и любознательной, наткнулся на принципы по хорошему, грамотному интервью. Эти же принципы, как понимаю, применимы и в создании хорошей беллетристики.
Принцип «Понять героя изнутри», «Выйди из авторской позиции и войди в позицию своего героя» - влезь в шкуру любого своего героя (не забудь только вылезти вовремя), пойми его мысли и поступки, напиши его изнутри. Не обязательно писать от первого лица, но прочувствовать своего персонажа надо. Понятно, что проще всего писать о себе любимом. Но - если бросить себе вызов и написать от имени табуретки, шкафчика или чайника? Ну или вообще кого-то другого. Кстати, о других...
«Мне не о чем рассказывать», «я обычный человек»... На этом самом «не о чем рассказывать» строится судьба героя, впервые появившегося в 30-40е годы XIX века, названного позднее «маленьким человеком». А среди этих маленьких людей и станционный смотритель Самсон Вырин, и Акакий Акакиевич Башмачкин, и Санчо Панса, герои Чехова и Зощенко... Если вспомнить советскую эстраду Девяностых, примерно с этой же фразы - «А чё рассказывать? Иду, никого не трогаю» начинался рассказ-монолог одного из лучших пародистов и артистов эстрады Михаила Евдокимова. Тот самый, где у героя «после бани морда красная такая...» С этим же принципом живут и те же хоббиты в произведениях Толкина. Найди и увидь героя среди негероев, среди обычных людей, с кем едешь в трамвае, в маршрутке, в метро, с кем встречаешься в супермаркете или в магазине игрушек.
И (кстати, об игрушках!) - обратимся к одному из таких негероических, но любимых всеми нами героев, медведю с опилками в голове:
«...Не знаю я сколько в нем Метров,
И Литров, и Килограмм,
Но Тигры, когда они прыгают,
ОГРОМНЫМИ кажутся нам!
-- Вот и все стихотворение, - сказал он. - Тебе оно нравится, Пятачок?
-- Все, кроме Литров, - сказал Пятачок. - По-моему, они тут ни к чему.
-- А они обязательно хотели встать сзади Метров, - объяснил Пух. - Вот я их и впустил туда, чтобы отвязаться. Вообще, это самый лучший способ писать стихи - позволять вещам становиться туда, куда они хотят.
-- Этого я не знал, - сказал Пятачок.» («Винни Пух и все-все-все», автор Алан А. Милн, переводчик-пересказчик Борис Заходер)
Слушайте слова, слушайте чувства и тщательно записывайте их. Позволить вещам становиться туда, куда они хотят - значит прислушиваться к этим вещам, общаться с ними. Общайтесь с идеями, общайтесь с людьми, слушайте, учитесь слушать - и вы будете создавать хорошие тексты.
*бусидо - "путь воина, путь самурая" (яп.)
Статья, как первый бесплатный урок для начинающих))
Кто-то годами учится на своих ошибках, не обращая внимания на огромную базу знаний и опыта других авторов. А кто-то идёт другим путём. На этом творческом пути нюансов много) (вживание в образ героя это только капля в море) и статья на первом этапе несомненно полезна.
Молодец, Денис. (жму руку)
Но заметка интересная. Особенно упоминание о Винни понравилось)
Вы не согласны?
С трудом пробралась сквозь первое предложение) Хочется записать так: "Недавно, перечитывая в Телеграмме посты одной хорошей журналистки, внимательной и любознательной, наткнулся на несколько принципов хорошего, грамотного интервью."
Принципы правильные. И правильное предупреждение: "влезь в шкуру любого своего героя (не забудь только вылезти вовремя)". Однажды я слишком крепко и надолго срослась со своей героиней и прожила с ней ещё некоторое время за границей произведения. И всё равно реалистично было прожито, до мелочей. Очень сложно было потом выйти из образа.
Доброго апреля тебе!