Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Рассказы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Осталось за кадром   (Бакенщик)    
    Когда-то давно кинорежиссёр Татьяна Лиознова предложила мне небольшую роль в сериале «Семнадцать мгновений весны». Откровенно говоря, я не понял её. Но мне всё растолковали. Предстояло создать такой кинообраз: меня укладывают на столик и освобождают от пелёнок, а я всего лишь хнычу и энергично пошевеливаюсь. Больше ничего от меня не требовалось. Известный артист Алексей Сафонов, игравший штурмбанфюрера Рольфа, очень помог мне на первых порах. Ведь никто в съёмочной группе ещё не знал, что из всего этого получится, а он как-то сразу поверил в успех картины. Рольф развертывал пелёнки бережно, стараясь не оцарапать тельце начинающего актёра. Вообще гестаповцы в свободную минутку любили потискать меня. Помню, как Барбара (красавица актриса Ольга Сошникова) нежно прижимает меня к себе, к груди, к петлицам на кителе; она шутит, что прежде не видела младенцев с таким резвым либидо, а я никак не хочу слезать у неё с рук.
    В павильоне душновато. Даже небольшой ветерок из распахнутой двери на балкон почти не освежает. Люблю вспоминать душевную обстановку съёмок.
    По-другому обстояло с Екатериной Градовой (замечательной нашей киноактрисой) — радисткой Кэт, которая по сценарию меня, собственно, и родила. Отношения у нас сразу не заладились. Всё ей не так. Если я визжал погромче, её лицо сразу делалось мрачным. То я ей слишком тяжёлый и прожорливый, то зуб у меня не там прорезался, а был момент, ей не понравилось, что я задремал на столике и по-взрослому всхрапнул. Ну и что? С кем не бывает? Однако радистка почему-то возмутилась... Нет, сотрудничать на съёмочной площадке с врагами было как-то спокойнее.
    Вскоре возникла неожиданная трудность. Пока мы репетировали, снимали дубль за дублем, я подрос, удлинился, начал держать головку и явил другие признаки творческого возмужания. На столике я уже не умещался. Бюджет фильма, и без того скромный, не позволял реквизиторам приколотить к столешнице пару лишних досок, и мне приходилось лежать скрючившись, поджав под себя ноги, а из пелёнок вечно что-нибудь торчало. Надо войти в положение фашистов. Вместо того чтобы по сценарию распаковывать меня и охлаждать, они наоборот старались впихнуть в пелёнки мои отросшие конечности. И ведь ну ничем не выдавали своего недовольства. Вот что значит высокий класс перевоплощения! Уверен, что эсэсовским палачам не хотелось терять такого покладистого партнёра, как я, да они и сами впоследствии признавались в этом.
    Чтобы не ставить под угрозу судьбу легендарного сериала, Екатерине Георгиевне, по её требованию, выдали другого младенца, весом поменьше и без зубов. И что? Мальчишка совсем не имел съёмочного опыта. Он пугался софитов, команды «Мотор!» и стрекотания камеры, прятался от ассистентов оператора, когда они пытались поправить на нём чепчик. Слизывал с себя грим. Ревел бездарно. Дрыгался неубедительно. В общем это был никудышный, хотя и с нордическим характером, строптивый младенец, который сильно осложнял жизнь всей съёмочной группе.
    Ну а меня в Госкино утвердили на роль его дублёра. Я появляюсь в кадре в экстремальные моменты и только когда моё лицо загорожено от зрителей ножными лапчонками.
    Таких моментов в фильме несколько. Дело в том, что риск потерять актера в «Семнадцати мгновениях» был очень велик. На допросах радистка Кэт ловчила, увиливала, и вот у Алексея Васильевича стали помаленьку сдавать нервы. Он порывался уже не столько простудить ребёнка, сколько сгрести его в охапку вместе со столиком и табуретками и вышвырнуть в окно, до того ему опостылело слушать враньё русской подпольщицы. Ассистенты оператора несколько раз отбирали малыша у обозлённого Рольфа, но все понимали, что он рано или поздно добьётся своего. Меня, дублёра, держали наготове. А я даже сочувствовал штурмбанфюреру, добрейшей души был человек, а как глубоко вживался в роль! Но терять младенца было никак нельзя. Финансовые возможности не позволяли разбазаривать младенцев направо и налево, доставать новых при тогдашнем товарном дефиците было ох как непросто.
    «Ты выполняешь свой долг перед своим народом, а я перед своим!» — кричал доведённый до белого каления А. В. Сафонов. Очередная склока между гестаповцами и радисткой кончилась тем, что снимаемого младенца каким-то чудом удержали в кадре, а меня как официального дублёра в сердцах выбросили в окно.
    Мимо, под балконом, как раз проходил добрый солдат Гельмут (его играет выдающийся немецкий актер Отто Меллис), которого местные фашисты чуть что бесцеремонно посылали в магазин за шнапсом. Он благополучно поймал меня в подол кителя и, пятками вперёд, понёс обратно, в рабочий кабинет гитлеровцев. Второго дублёра у нас не было. Младенцы в реквизиторской закончились. Режиссёр-постановщик был в отчаянии, уверенный, что от меня остались рожки да ножки. Ан нет. Когда гестаповцы увидели Гельмута со мной на руках, то обрадовались, что у них ещё есть на случай чего запасной младенец, и с новой силой набросились на радистку Кэт. Опять и опять Алексей Васильевич срывал с основного младенца пелёнки, потрясал ими, а сам опять исподволь подтаскивал чахлое тельце поближе к окну, к выходу на свежий воздух. Для меня, дублёра, назревал второй за сегодня боевой вылет. Моё тревожное предчувствие передалось Гельмуту.
    Гельмут понял меня и изменился в лице. Его, истинного арийца, скуповатого как все исчадия рейха, возмутила необъяснимая расточительность советских людей. Эпизод пришлось срочно прервать. Звучит выстрел из пистолета... Меня оставляют в покое. Секундная пауза, испуганные глаза Барбары... Второй выстрел... Ничего не оставалось Алексею Васильевичу и Ольге Ильиничне, как на всякий случай упасть бездыханными, иначе получилось бы, что патроны израсходованы зря, а так стрельба могла бы пригодиться где-нибудь в другой серии. Денег и без того едва хватало, чтобы доснять заключительные сцены. При скромном бюджете тратиться на младенцев и на лишние боеприпасы нам просто не позволили бы военные историки, консультанты, а главное, цензоры фильма.
    По законам драматургии зло рано или поздно должно быть наказано, так чего и кота за хвост тянуть — так рассудил худсовет. Позднее признают, что спас эту сцену именно я, скромный дублёр. Когда зритель смотрит готовый эпизод, он не замечает моего вмешательства в действия слаженного актерского ансамбля. Я присутствую в кадре незримо. Это и понятно. Большим мастерам свойственно не выпячивать себя, они непременно оставляют вокруг пространство для того, чтобы и партнёру было где себя проявить.
    В следующий раз я расскажу, при каких обстоятельствах меня выбросили в окно в фильме «Чук и Гек», где я играл роль Непрочитанной телеграммы, и о своей несостоявшейся мечте сняться у Милоша Формана в «Пролетая над гнездом кукушки».
Опубликовано: 30/04/22, 18:06 | mod 12/05/22, 08:25 | Просмотров: 63 | Комментариев: 16
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (16):   

Ой, какая прелесть!  hands
Галка_Сороко-Вороно   (25/05/22 22:28)    

Пролетая над вашим гнездом, шлю привет - многогранный и всесторонний! hello
Бакенщик   (26/05/22 05:38)    

Бакенщик, привет! Сто лет не виделись. ))

Отличный рассказ получился - просто находка для читателя. И как Вам удалось эдакий высококлассный сюжет изобрести?!

Поздравляю с сатурном - такое признание тоже дорогого стоит. ))

Удачи в творчестве!

С неизменным теплом,
Марго
Марго   (23/05/22 11:24)    

Рад встрече, Марго. Спасибо.
Бакенщик   (23/05/22 14:11)    

Замечательный рассказ! Сплошные тексты не люблю, а тут читалось легко и с интересом! С юмором написано, и знанием дела.
Виктор_Казимиров   (23/05/22 10:13)    

Благодарен вам, Виктор.
Бакенщик   (26/05/22 10:50)    

Здравствйте, Бакенщик:) поздравляю с рекомендацией:)
да уж:)) забавно получилось:)))
прочитал с интересом:))
спасибо:)
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (22/05/22 10:18)    

Очень рад, Алексей. Спасибо.
Бакенщик   (22/05/22 12:57)    

Шикарная вещь! biggrin
Марина_Юнг   (21/05/22 23:24)    

Марина, это зашкально высокая оценка. Сердечно благодарю.
Бакенщик   (22/05/22 12:56)    

Прелесть какая... Похоже, что полёт из окна пошёл младенцу на пользу. biggrin
Николь_Аверина   (07/05/22 20:24)    

Да, новорождённый и ползать и летать мог. Благодарю, Николь. smile
Бакенщик   (08/05/22 01:14)    

Здравствуйте, Бакенщик.

Забавная история.

"Когда гестаповцы увидели Гельмута со мной на руках, то обрадовались, что у них ещё есть на случай чего запасной младенец и с новой силой набросились на радистку Кэт." - после "младенец" запятая нужна.
Ирина_Архипова   (30/04/22 19:49)    

Спасибо, Ирина. С запятой младенческая ошибка.
Бакенщик   (01/05/22 09:09)    

Так убедительно написали - я поверила!
Туранга   (30/04/22 18:51)    

Так я и поверил, что вы поверили! smile 
Но порадовали. Спасибо.
Бакенщик   (04/05/22 20:11)