Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Рассказы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Аудиенция   (Фрагорийский)    


....................«Toute maîtrise jette le froid ...» — Stéphane Mallarmé /«Всякое мастерство леденит…» (Стефан Малларме)

Я останавливаюсь перед обычной офисной дверью, на которой поблескивает латунная табличка: «Прометей» Ещё есть несколько секунд, чтобы передумать. Но я преодолел путь к этой двери, он был долгим. Осталось лишь открыть её.

Переступаю порог, и меня обволакивает мягкое облако умиротворения. В шум лесной листвы вплетается плеск безымянной реки, голоса невидимых птиц рассыпаются вокруг. У ног расстилается белёсый берег, кое-где поросший пучками травы. Поодаль, привязанная к вбитому в землю колышку, покачивается у песчаной кромки пустая лодка… Дополненная реальность?

Учитель сидит на корточках, спиной, но я знаю, что он прекрасно видит меня. Останавливаюсь за его левым плечом, рассматриваю рисунки, которые он чертит прутиком на песчаном полотне, вслушиваюсь, как он что-то бормочет на незнакомом языке.
Покашливаю. Оборачивается.
— Это санскрит.

Почтительно молчу, жду, пока он сочтёт необходимым сказать мне что-то важное.

—… только зафиксированный Знак обладает чистой энергией, которая позволяет получить точный результат после произнесения заклинания. Иначе всё исчезает.

Его голос гаснет. Над водой из ниоткуда возникает прозрачный цветной туман. Живой, подвижный, он уплотняется, перетекает в воздухе, дышит, проявляя в себе то знакомые лица, то в какие-то причудливые пейзажи, течёт, дрожит, изменяется, отражаясь в воде, истаивает в воздухе.

2.

— Как это сделано? — не выдерживаю я.
— Ты хотел сказать — создано?
— Да, конечно...
— Тогда будь точным в словах. Это сотворено с помощью зафиксированного знака. Я долго пытался запечатлеть его. Поначалу ускорял рисование. Просто брал тлеющую веточку и чертил в воздухе. Каждый день, много часов подряд. Быстрее и быстрее. Вскоре мне стали удаваться нехитрые фокусы. Я останавливал птиц в полёте, заставлял распускаться цветы и превращал на небольшой срок медные монетки в золотые. Но потом наваливалась усталость, она убивала меня. И я стал искать иные пути… Однажды на лесной тропе, среди ветвей засохшего кустарника, я наткнулся на паутину, которая по немыслимому совпадению повторяла один из самых сложных магических знаков...

На его лице расцветает улыбка.
— Это сама природа! Если произнести заклинание и зафиксировать этот знак, можно создать и материализовать собственный мир…

Учитель умолкает, но улыбка еще долго освещает его лицо.

— Это лишь иллюзия, — возражаю я.
— Всё в этом мире — иллюзия, декорации к главному. Можешь сколько угодно примерять на себя иные времена, вживаться в чужие роли, пускать пыль в глаза, создавая мнимую реальность. Но ты всё равно знаешь правду о себе.

— Я набит правдами о себе под завязку, но которая из них — истинная?

3.

— Ты хочешь создать мир или зрелище? Ты ищешь основания для веры в себя? И ради этого цепляешься за поплавки, чтобы не уйти на дно? Но только там, на дне, можно осознать, чего ты стоишь, что можешь реально, а не гипотетически. Нельзя по-настоящему поверить в себя, не отделив иллюзии от сути. Если это не так, то лучше молчать. Страшно быть настоящим.

— Страшно. Поэтому все хотят быть счастливыми, а не настоящими. Человеку нужны блага, иначе он чувствует себя несчастным.
— Самый верный способ стать несчастным — убедить себя в том, что ты достоин лучшего. Как видишь, блага — это тоже иллюзия. Тем более, за них надо платить.
— Я готов платить за это.
— Чем? — он смотрит мне в глаза так, что я начинаю дымиться. — Думаешь, за жизненные блага можно расплатиться деньгами, любовью, молодостью, или такой распрекрасной, как тебе кажется, «творческой натурой»? Ошибаешься! Деньги — пыль. Любовь — никудышное средство платежа. Молодость и красота — временны и относительны. Творческая натура — сомнительный товар. Как только ты назначаешь себе цену — всё, что ты делаешь, превращается в товар. Творчество становится обыкновенной сделкой, творение — бездушной поделкой. И ты теряешь дар. Это закон, нравится тебе это или нет. Человек за всё платит собственной жизнью. Временем, отпущенным ему на земле. А его мало, и оно драгоценно.

Кружащийся над водой туман облекается в форму песочных часов. И я вижу, как много песка осыпалось уже, и как мало его осталось.

4.

— Тогда что — главное? Свобода? Свобода выбора? — хватаюсь за соломинку.

Он беззвучно смеется.
— Какое заблуждение. Это только кажется, что можно выбирать — друзей, любимых, работу, одежду, среду обитания. Но давай честно: выбор — фикция. Нам всегда достается именно то, чего мы достойны или заслуживаем. Так лучше видны собственные изъяны, хоть большинство людей предпочитают смотреть не на себя, а на других, в поисках червоточин, уязвимостей, пороков.

Я молчу. Мне нечего возразить. И нечего сказать. Всё так…

Учитель безмятежно улыбается и что-то говорит на латыни. Проходит несколько секунд, пока я вникаю в звуки его голоса и начинаю улавливать смысл.

5.

Homo sapiens, «человек-разумный» одновременно и Homo ludens, «человек играющий». Два в одном. Какую игру ты ведёшь?
Cogito, ergo sum. «Я мыслю, следовательно я существую». Мыслишь, ибо как ещё обозначить твое бестелесное «Я» в мире человеческого разума, битком набитом одинаковыми, по большому счету, телами из воды и глины, безжизненными вещами, мёртвыми словами?
Credo, quia verum. «Верую, ибо нелепо». Веруешь, ибо абсурдно твое существование, и мысли пусты и бессвязны.
Aurea mediocritas. «Золотая середина», где существует краткое счастье равновесия — то, что ты интуитивно ищешь всю жизнь, порой бросаясь из крайности в крайность.

Учитель умолкает, давая мне возможность переварить и осмыслить причудливые прозрачные конструкции из слов, начертанные латынью на мягком экране тумана кончиком тонкого прута.

— Теперь бы еще как-то совместить все эти пазлы… — наконец, выдыхаю я. — Всегда не хватает какой-то детали, чтобы все это сложилось и ожило, иначе как создать заново то, что разрушается ежесекундно?

— Только от веры, слепой, подчас наивной, зависит — суждено игре твоей уподобиться движению созвездий, фейерверку божественных или варварских звуков — или она разлетится веером крапленых карт, горстью игральных костей на истёртом сукне. Мы обречены складывать слово Aeternum, «Вечность», из ледяных кристаллов — тысячелетиями. Это, конечно, не решает ничего, по большому счёту. Как сказал Малларме — «Мастерство леденит…» Но без этого мир твой становится искажается, оседает, оплывает, становится уродливым, ломается, как механические часы…

— То есть… — напрягаюсь я, — Смысла нет ни в чём?
— Смысл — в движении! В безостановочном движении. То есть, если выражаться точнее, смысл жизни — в ней самой. Когда это понимаешь, твой мир перестаёт делиться на прошлое, настоящее и будущее. На то, что впереди тебя и позади, на то что выше и ниже, на то, чего ты хочешь — и то, что тебе дано. И тогда нет места пустым мечтам о каких-то благах. Он срастается, становится одним целым, единым. И ты тоже становишься — целым. Трансформируешься. Это называют исцелением. Преображением.

6

Зыбкие невесомые фигуры, парящие над речной гладью, медленно перетекают друг в друга, изменяя очертания. Средневековый замок превращается в корабль, разворачивается панорамой старого города с башенками и колоколенками, вытягивается вглубь, как колодец двора, виденный мной с крыши многоэтажки много лет назад.

— Значит, прошлое — тоже иллюзия, пыль, туман над водой? — мой голос отчего-то хрипнет, срываясь на шёпот.
— Когда-то я почти переместился во времени… — задумчиво разглядывает он туманные облака, кружащиеся перед нашими глазами. — Мне это удалось лишь отчасти, и с тех пор тот участок леса, где я экспериментировал, живёт по законам вчерашнего дня. Там безлюдно, не существует звуков и запахов, есть лишь то, что я помню о людях, звуках и запахах. А это не одно и то же. Там нет птиц, зверей, насекомых, нет даже ветра. Он почти неподвижен и выглядит, как пустая локация в сломанной игре. Мне потом часто попадались такие места в разных частях планеты — с иным временем. Всё это — результаты неудачных экспериментов со знаками. Они как бы и зафиксированы, но не точны. Поэтому в них нет вообще никакой энергии. Мёртвый, пустой мир. Мёртвые тексты, рисунки. Подумай об этом. И ещё: я помню, зачем ты пришёл. Держи…

Он достаёт из-за пазухи необъятного светлого балахона стеклянную колбу с пылью внутри.
— Это порох. Ты ведь за ним приходил.

Сощурив узкие глаза, Учитель растягивает губы в потусторонней улыбке и поворачивается ко мне спиной, продолжая царапать прутиком по песку, и давая понять, что разговор закончен

7

Вечереет. С реки тянет могильным холодом. Учитель, сгорбившись, по-прежнему сидит на корточках у воды и кажется обессиленным. Балахон на нём потемнел, стал как будто тяжёлым. Я почти не вижу его лица, спрятанного под глухим капюшоном. Лодка застыла, почернела, и вода в реке стала тусклой, как свинец.

Я еще некоторое время стою у зарослей можжевельника, жду чего-то, но уже чувствую себя одиноким. Обернувшись назад, я не нахожу дороги обратно. Нет позади ни тропинки, ни двери, через которую я вошёл сюда. Между ветвями вспыхивает на вечернем солнце осенняя паутина. Когда ты попадаешь в такие места, осень приходит незаметно.

Хочу что-то спросить у Учителя, но он уже исчез, вместе с лодкой, оставив на песке ровную полоску, испещрённую знаками, и я с удивлением открываю для себя, что каждый знак мне понятен, известен, как будто я сам их нарисовал.

Вспоминаю его слова: «Если произнести заклинание и зафиксировать этот знак, можно создать и материализовать собственный мир…»
Но как?
Паутина дрожит, поблескивает на слабом ветру, алеет в закатных лучах, и решение приходит само собой. Впереди ещё есть время — мне придётся освоить искусство плетения паутины самому.
Я посыпаю паутину пороховой пылью, и мельчайшие частицы прилипают к серебряным нитям.
Остаётся оживить знак огнём.

П. Фрагорийский
Из книги #Бестелесное
Опубликовано: 13/02/21, 14:05 | mod 13/02/21, 13:55 | Просмотров: 402 | Комментариев: 18
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (18):   

Жизнь - это игра движения и трансформации. И смысл жизни в жизни. 
Остаётся один вопрос - зачем всё это? 

А рассказ интересный. Люблю такие)
Елена_Картунова   (07/01/23 13:07)    

Лена, а зачем человеку искусство, творчество? 
Это же единственное, что нас отличает от животных и объединяет с Богом.
Фрагорийский   (07/01/23 23:13)    

С Рождеством!
Фрагорийский   (07/01/23 23:13)    

С Прошедшими праздниками, Юра!
Я имела ввиду какой смысл у самой жизни? Определение прозвучало, что смысл в самой жизни. Но если нет намёков на итог, то всё бессмысленно... но интересно)
Вдох-выдох Брахмы...
Елена_Картунова   (08/01/23 05:44)    

А разве нет? В пути, в дороге, в движении. А куда это движение лежит - туда оно и приводит. В рассказе об этом говорится.
Так всегда: одни ищут смысл жизни, другие живут, идут, двигаются. Одни любят - другие о ней мечтают, ищут любовь. Одни верят в Бога - другие ищут Его в хламе каких-то там идей и методик. И не находят.
Фрагорийский   (08/01/23 13:06)    

Да, согласна, жизнь каждой особи имеет смысл.
Но я про само явление жизни. Она зациклена. Уроборос)
Елена_Картунова   (08/01/23 17:13)    

Почему особь? Человек - это личность. Особь он в том случае, если живет как животное. Потребляя и не производя, пользуясь благами - и ничего взамен не делая хорошего.
Уроборос и т.д. - это всего лишь схема от лукавого.
А можно взглянуть иначе. Жизнь это проявление Бога, это жизнь Бога.
Можно быть раковой клеткой, а можно - здоровой. 
Это тоже схема, конечно, на самом деле все глобальнее и глубже. И сложнее.

И в реинкарнацию я не верю. Жизнь у человека одна. Душа бессмертна. А жизнь одна.
Фрагорийский   (08/01/23 22:25)    

Особью обозначено любое живое существо)
Ну... и блажен, кто верует  biggrin 
Не буду спорить. У каждого своё мнение  smile
Елена_Картунова   (09/01/23 05:07)    

Без веры человек мертв.
Фрагорийский   (09/01/23 07:58)    

Я не имею в виду тушку. Я имею в виду душу. А так-то да, без веры и есть - оно особь, животинка)
Фрагорийский   (09/01/23 08:00)    

Какое-то идеальное – письмо.
Или в пять утра так показалось.
Что не поменяла бы ни слова, ни мысли...
Если бы они ко мне пришли....
Милана_Секоненко   (25/10/22 08:59)    

Старался писать как можно яснее в языке. Вопросы тут сложные. Немного умозрительности есть. Но так написалось)
Фрагорийский   (25/10/22 10:47)    

Спасибо за рассказ, Юрий. Сложно у меня все это укладывается в голове, но пытаюсь.
Наталья_Сафронова   (24/10/22 22:11)    

Да этот рассказ не всем нравится, он не простой. Но я старался писать как можно понятнее. И так ребусы тут) Спасибо, что заглянули.
Фрагорийский   (25/10/22 10:51)    

мне рассказ нравится и как будто все понятно, но я-то понимаю, что не все понимаю.
Наталья_Сафронова   (25/10/22 11:12)    

Всё понимать сразу невозможно) Я вот перечитываю иногда какие-то вещи которые вроде и читал, но понимаю какие-то новые смыслы, обнаруживаю детали, которые не замечал. Это нормально.
Фрагорийский   (25/10/22 14:10)    

Вы так реалистично пишете, ощущение, что это действительно было с Вами...
Туранга   (24/02/21 15:37)    

Спасибо)
Кто знает, что с нами на самом деле происходит - сознание штука загадочная)
Фрагорийский   (24/02/21 16:03)