Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Рассказы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Вечерняя серенада Шуберта   (Александр_Сороковик)  
Александра Максимовна шла домой с работы. Обычный будний день, обычный маршрут, обычные дела и заботы. В её словаре не было слов «вдруг», «неожиданно», «внезапно». Нормальная должность в нормальной конторе, где её ценили, умеренно, не платя огромных денег, но и не собираясь выгонять. У неё был муж – отличный муж, спокойный, приносящий хорошую зарплату, выпивающий редко, не гулящий и рукодельный.
Дочь, также тихо и спокойно живущая отдельно с мужем и ребёнком. Сын – серьёзный студент-старшекурсник. Безмятежное женское счастье, эталон, идеал. Сколько женщин мечтает о такой вот жизни, и сколько не могут даже приблизиться к ней!
Сейчас она забежит в супермаркет, купит кой-чего к ужину, приготовит этот самый ужин, накормит своих мужчин. Немного поработает над отчётом к завтрашнему совещанию, займётся уборкой, другими домашними делами. Вечером пообщается в «Одноклассниках», посмотрит очередную серию пятого сезона.
Она спустилась в длинный, никогда не пустующий подземный переход под широким проспектом, неспешно побрела к выходу. Интересно, кто сегодня играет на «пятачке»? Пятачком называлась небольшая площадка-расширение посреди перехода., который сам по себе был длинным и узким, благодаря чему избежал засилья палаток и лотков.
Музыканты также давали свои концерты только на этом самом пятачке, соблюдая некий график, договорную очерёдность. То это были молодёжные исполнители-рэперы, то пожилой бородач с аккордеоном, то поклонники и исполнители песен Цоя, то две весёлые девушки с гитарами, то ещё какие-то артисты.
Сегодня на пятачке расположились незнакомцы. Женщина, подходя ближе, услышала замирающие аккорды трубы, потом шумные аплодисменты, одобрительные крики. Подошла ближе – это был молодой парень с трубой в руках – не саксофоном, не кларнетом, а просто трубой – медной, немного тускловатой: рабочим, а не парадным инструментом.
Он поднёс к губам свою трубу, улыбнулся какой-то отстранённой, нездешней улыбкой, и мрачное чрево грязного бетонного туннеля наполнилась нежными, дивными звуками Вечерней серенады Шуберта.
Вот он чуть отвёл инструмент от губ, вдохнул, и прежде, чем снова растворить слушателей в чудесной мелодии, улыбнулся лёгкой, невесомой, отрешённой улыбкой. И исчез замызганный подземный туннель, исчезла грузная, немолодая Александра Максимовна. И появилась из небытия прошедших лет маленькая, юркая двенадцатилетняя Сашка с двумя хвостиками на голове, сидящая в зале сельского ДК и заворожённо глядящая на сцену, где стоял тот же самый молодой трубач и улыбался странной, отрешённой улыбкой…
***
– Санька, на праздник пойдёшь?
– А то! Все наши будут, – важно сказала Санька.
– Там концерт, а потом дискотека! – подружка Людка радостно закружилась, схватила Саньку за плечи, приблизила сияющую веснушчатую мордаху:
– Ты знаешь, Валерка хочет за мной зайти, у мамки отпросить!
– А тебя что, мамка не пустит? Ты ма-а-ленькая ещё?
– Дура ты, – обиделась Людка, – одно дело сама по себе, другое – когда парень зайдёт за мной! Это ты ма-а-ленькая, а я уже большая!
– Ну и ладно, целуйся теперь со своим Валеркой, а я и без него не заскучаю!
Это было празднование какого-то юбилея основания села. Тогдашний председатель подготовил хороший праздник: ярмарка на площади, концерт в ДК, потом – для молодёжи дискотека, а для взрослых – накрытые столы в садике возле сельсовета. Народ радостно гомонил в предвкушении дальнейших развлечений, рассаживаясь в креслах актового зала.
Но и сам концерт оказался весьма неплохим! Слаженный детский танцевальный ансамбль, исполнительница романсов – учительница пения из их средней школы, замечательный народный хор. Самодеятельные артисты пели и танцевали с душой, выкладываясь по полной программе.
И вот, в самом конце вышли на сцену двое: весёлый коренастый пузатый дядька лет за сорок, с красными тугими щеками на хитрющей физиономии, и худой парнишка, бледный, улыбающийся нездешней, отстранённой улыбкой, что называется – не от мира сего. У обоих были одинаковые трубы, и сначала они сыграли плохо запомнившуюся мелодию, а потом грянули весёлую украинскую песню «Ой, ты, смерЕко!».
Они здорово дополняли друг друга на контрасте: дядька-весельчак и тихий, улыбчивый паренёк. А потом дядька ушёл, а парнишка поднял к губам трубу, и над замершими рядами кресел обычного сельского Дома Культуры нежно поплыла Шубертовская Вечерняя серенада. Казалось невероятным это невозможное сочетание мягкой, ласковой, проникновенной мелодии, с отстранённой улыбкой на губах трубача, когда он отнимал от них мундштук, и его взглядом, нездешним, устремлённым в недостижимые дали…
Сашка не помнила, как закончился концерт, как зрители стали с шумом подниматься с мест, как подростки и молодёжь, её подружки и приятели принялись возбуждённо двигать кресла, освобождая место для танцев, а взрослые солидно потянулись к садику у сельсовета.
Она убежала в какие-то заросли и там плакала навзрыд, шептала какие-то потаённые слова, ещё по-девчоночьи не умея разобраться в себе, высказать что-то заветное, да и некому было высказать, даже если бы сумела. Подружки бы просто подняли её на смех, а парнишку и весёлого дядьку взрослые увели за столы, и потом увезли на стареньком ПАЗике в город – не местные они, оказывается, были.
Она никогда больше не видела этого парня, не знала, как его зовут, да и не хотела искать и знать. Это была её тайная, горькая, сладкая, невыносимо-щемящая любовь, которую она хранила в своей душе очень долго…
***
Александра Максимовна очнулась, отогнала от себя наваждение. Что за ерунда – она взрослая, солидная женщина, состоявшаяся личность в работе и семейной жизни, и вдруг такие сантименты! Мало ли что было в двенадцать лет! Она улыбнулась музыканту, положила в коробку у его ног довольно крупную купюру, и пошла к выходу.
Зашла в магазин, купила продукты, и вскоре уже была дома. Занялась привычной готовкой, стараясь не просто сварить дежурный ужин, а создать некий шедевр. Пришёл муж, заглянул в её царство, поинтересовался, скоро ли будет готово, а то он от запахов уже сходит с ума! Поцеловал её, слегка стиснул в объятиях, и ушёл в комнату – ждать и предвкушать трапезу.
За ужином они обсудили мелкие семейные вопросы, затем она прибрала в кухне, вымыла посуду. Наступило время отчёта, телевизора, «Одноклассников», привычного общения. А потом она, упав на диван, вновь стала маленькой Санькой, оплакивающей навзрыд свою первую несостоявшуюся любовь.
Растерянный муж бегал вокруг неё, пытался успокоить, а она смотрела на него сквозь чистые, прозрачные слёзы, и повторяла: «Всё хорошо, родной, не переживай, просто я плачу от счастья! Я очень тебя люблю!»
Потом они сидели в обнимку на диване, и она доплакивала уже у него на плече, облегчённо и сладко, а где-то в небесах труба тихонько выводила нежную, едва слышную мелодию Вечерней серенады Шуберта, и молодой трубач оставался недосягаемым и невидимым, со своей отстранённой, нездешней улыбкой…

17-18 июля 2022
Опубликовано: 19/07/22, 15:23 | mod 19/07/22, 15:23 | Просмотров: 275 | Комментариев: 41
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (41):    1 2 »

Трубач скатился, однако - от сцены ДК к нелегальным переходным концертам.)) Хорошо, что женщина в свое время с ним не сошлась.)
Marita   (16/09/23 09:30)    

Куда ей было в 12-то лет сходиться со взрослым парнем! А насчёт музыкантов в переходе, Ехал я как-то в электричке, зашли в вагон музыканты с парнем-солистом во главе. Они так спели "Купола" Высоцкого, что публика была просто в трансе, у многих даже слёзы проступили! Буквально на разрыв аорты, как спел бы, наверное, сам Владимир Семёнович. Накидали им много денег, встречались и довольно крупные купюры. Мои соседи по сиденью, интеллигентные дядечки средних лет стали сетовать, что такие таланты пропадают в электричках. На что им возразил ещё один пассажир: "Не беспокойтесь, я этих ребят знаю, у них музыкальное образование, дипломы. Им сколько раз предлагали выступать на сцене, официально, они вежливо отказывались - в электричке их знают и любят, у них за день доход, как в филармонии за месяц!" 
А из своего опыта вспоминаю переход в метро в Киеве, лет 5 назад. Парень так играл на скрипке классику, что я просто прилип к месту, стоял и слушал, потом буквально вывернул карманы ему в футляр от скрипки. Ещё помню девушку с гитарой, которая пела романсы - вокруг неё тоже собиралась толпа, и денег сыпали много. Так что музыканты в переходе - далеко не всегда изгои от музыки!
Александр_Сороковик   (16/09/23 11:21)    

Навязчивые они товарищи, я лично их не люблю. В метро и электричках люди едут - просто чтобы доехать до своей станции, а их вынуждают слушать то, что они не хотят. Я считаю, что желающие слушать музыку - приходят слушать ее в спец. местах, в тех же ДК... да даже на улице на парковых сценах, но нет, им нужно сделать так, чтобы никто не ушел необслушанным, и пофиг, что ты в своих мыслях, пофиг, что голова у тебя болит, этим людям просто плевать на тебя... В Питере, к примеру, сейчас есть закон об уличных музыкантах, который позволяет бесплатно выступать на сотнях спец. площадок на улице. И что? Они все равно становятся в метро с усилителями, орут в ухо, все равно лезут в переходы, где им нельзя, лезут под окна жилых домов у метро...
Это не дело. Надо уважать других людей, а они - не уважают.
Marita   (16/09/23 11:32)    

Возможно, Вы правы. Я просто рассказал случаи из практики. Одно дело, когда "концерт" дают визгливые солмсты без слуха и госа, и репертуаром низкого пошиба, другое - отличные профессиональные музыканты. Но не буду спорить, не всегда даже лучшие концерты попадают в масть.
Александр_Сороковик   (16/09/23 11:38)    

Профи - как раз уважают закон, они понимают, что их пение - это искусство, которое не нужно никому навязывать, люди сами пойдут туда, где они выступают. А вот, мягко говоря, не профи - эти будут навязываться всеми силами, лишь бы услышали...
Marita   (16/09/23 11:41)    

Может, и так...
Александр_Сороковик   (16/09/23 11:48)    

Классно))
Коротко, но емко - много разного уместилось в небольшом формате.
Искусство способно достать именно так - до самой необъяснимой глубины души, когда только слезы от соприкосновения. И да, тонко пометили, именно некий шедевр, а не просто ужин хочется сделать после такого
Спасибо
Ксени   (15/09/23 06:46)    

С пасибо большое за понимание!
Александр_Сороковик   (15/09/23 13:48)    

Не понимаю, что такое "рукодельный муж"? Ведь так не говорят.
А вообще, интересная зарисовка... Наверное, так бывает. Глупая детская влюбленность, оставившая след на всю жизнь. А может, и не глупая. И если бы смогла тогда героиня подойти к мальчику-музыканту, познакомиться, все могло бы иначе сложиться. А лучше или хуже, этого никто не знает.
Джон_Маверик   (14/09/23 22:00)    

Спасибо, Джон!
Насчёт рукодельного мужа - сам слышал, давно ещё, правда, женщина хвалила своего мужа: "Ой, он у меня такой рукодельный, всё сам по дому делает!". Ну да, не совсем литературно, но вполне имеет право на существование, кмк)) А подойти к музыканту 12-летней девчушке - вряд ли. Что бы она ему сказала? Я, во всяком случае, не увидел эту картину.
Александр_Сороковик   (14/09/23 22:12)    

Да, согласен, для стеснительной девочки - подростка это маловероятно. А что касается просторечных слов, то я не уверен, что они имеют право на существование в литературном тексте. Тем более, что весь текст и написан более или менее литературным языком. Одно дело в прямой речи. Но у Вас ведь слова автора.
Джон_Маверик   (14/09/23 22:59)    

Наверное, мы с Вами по-разному смотрим на вопрос применения просторечных, точнее, не классических слов в тексте. Я вообще люблю экспериментировать со словами, придумывать новые. Вы, судя по всему, - нет. Что ж, я считаю, эти оба подхода равно имеющими право на существование. Это ни хорошо, и ни плохо, это разные методы!
Александр_Сороковик   (15/09/23 13:52)    

Ну конечно! В сети все имеет право на существование. И каждый автор на своей странице - хозяин. Я просто высказал свое мнение.
Джон_Маверик   (15/09/23 14:01)    

Да, согласен. В сети можно всё. Но кое-что можно и в серьёзной литературе. Я всё же не считаю попытки экспериментов со словами только прерогативой сетевой литературы!
Александр_Сороковик   (15/09/23 14:12)    

Не знаю, Александр. На мой взгляд это слова, которые выбиваются из стилистики. В чем смысл их использования? Русский литературный язык достаточно богат, чтобы обойтись без таких рукотворных или просторечных, или жаргонных слов.
Джон_Маверик   (15/09/23 14:18)    

По большому счёту, Джон, Вы правы. Но я с самого начала принял возможность использования таких слов в своих текстах. Возможно, действительно стоит применять их только в прямой речи персонажей, а может, иногда можно вкраплять в речь авторскую. Как говорят у нас в Одессе "У каждого Додика своя методика!"
Александр_Сороковик   (15/09/23 14:24)    

Ну, это да.:)
Джон_Маверик   (15/09/23 14:28)    

:-)
Александр_Сороковик   (15/09/23 15:20)    

Интересно было проходить вместе с героиней дорогу в ее прошлое. А только ли в ЕЕ прошлое? У каждого найдется тот триггер из детства, который может лавиной ворваться в серьезную, сложившуюся взрослую жизнь. Главной героине удалось остаться на плаву прежней жизни, но не у всех такой якорь в виде хорошего мужа и налаженного быта. 
Отличный психологический рассказ.
С добром, Ольга
Ольга-Клен   (31/07/22 11:49)    

Спасибо, Ольга! Санькина первая любовь была ещё детской, чистой и светлой, она не нанесла ей травмы, а просто осталась сильным, но добрым воспоминанием. И у неё действительно есть очень мощный якорь))
Александр_Сороковик   (31/07/22 15:10)    

Замечательно показан переход состояния ЛГ
shah-ahmat   (29/07/22 12:51)    

С признательностью!
Александр_Сороковик   (29/07/22 12:58)    

а я, вот, пошла слушать её)
оказывается я её знаю, просто не знала имени её
у меня откровение классики произошло в довольно взрослом возрасте
и так закружило и родило слёзы искренние фортепианная игра классической музыки, в исполнении и аранждировке молодого пианиста... я была потрясена тем, что во мне всколыхнулось... это невероятное переживание сложно збыть))
shah-ahmat   (29/07/22 13:34)    

Спасибо, я очень рад, что стал скромным проводником в мир прекрасной музыки!
Александр_Сороковик   (29/07/22 13:50)    

Да, спасибо)) так я же пошла искать исполнение именно на трубе)) нашла)) нравится))
shah-ahmat   (29/07/22 13:51)    

smile
Александр_Сороковик   (29/07/22 13:52)    

Не смейтесь вьюноша))
Меня прямо увлекло так невероятно сейчас... утонула в невероятном)) спасиб ещё раз)
shah-ahmat   (29/07/22 13:54)    

Я вовсе не смеюсь, это просто дружеская улыбка))
Александр_Сороковик   (29/07/22 13:55)    

Принимаю))
shah-ahmat   (29/07/22 13:56)    

Отличная подача тонкого состояния: отзывчивости на музыкальную интонацию, эстетического впечатления, момента катарсиса. Очень важный для современности рассказ.
stitch626   (23/07/22 22:53)    

Большое спасибо, очень вдохновляющий отзыв!
Александр_Сороковик   (29/07/22 12:57)    

Великоленный рассказ, Александр! Читала с огромным удовольствием и теперь весь вечер буду напевать шубертовскую серенаду.
 Очень приятное послевкусие! hands  hands  hands 

Мне вообще очень нравятся Ваши рассказы, успехов Вам!
С улыбкой, Галина.  smile
Галка_Сороко-Вороно   (22/07/22 00:20)    

Большое спасибо за добрые слова! Признателен!
Александр_Сороковик   (22/07/22 20:56)    

Вот так музыка вдруг вызывает нежданные эмоции, ударив по чувствительной струне!
Чудесный рассказ! hands
Марина_Юнг   (20/07/22 23:43)    

Да, хорошая музыка может многое!
Александр_Сороковик   (21/07/22 11:19)    

Браво Александр!!! Очень сильный рассказ, эмоции переполняют!!! Спасибо Вам!!!
Галахад   (20/07/22 21:32)    

Сердечное спасибо за добрые слова и рекомендацию!
Александр_Сороковик   (21/07/22 11:18)    

Похоже на ""Страшную минуту" Куприна)))).
Да, музыка в хорошем исполнении - очень опасная штука!
Юлия_Лавданская   (20/07/22 17:14)    

Спасибо за напоминание чудесного рассказа! Читал его давно, ещё в юности, но тогда он не произвёл на меня должного впечатления. Сейчас как бы заново перечитал...
Александр_Сороковик   (20/07/22 17:51)    
Продолжение списка комментариев: 1-10 11-11