- Мужчина! Ну определяйтесь уже быстрее! – долетел до меня противный высокий голос толстой продавщицы.
Надо отдать ей должное, из ступора она меня вывела и я с досадой осознал, что стою у прилавка, переводя взгляд с одного торта на другой. У друга сегодня день рождения и главной его ошибкой было попросить меня заскочить в магазин за символом праздника. А ещё большей оплошностью было: «Ну ты выбери на свой вкус!».
На свой вкус... А какой у меня вкус? День рождения ведь не у меня, а у него, значит и торт должен быть для него. Выбирать и правда было уже некогда: начала собираться очередь и, к моему великому стыду, все в ней были настроены решительно и вряд ли стали бы так же долго мяться у прилавка. Я ткнул пальцем в шоколадный, продавщица закатила глаза, вздохнула с показным облегчением (как мне показалось) и стала быстро его упаковывать.
Смешно, правда? Взрослый человек не может выбрать из элементарных вещей. А между тем выбор – моя главная боль и первостепенная проблема. В детстве я никак не мог определиться, кем хочу быть и не потому, что меня всё интересовало, а потому, что просто не знал, что будет лучше. Вроде бы и космонавтом неплохо, и врачом тоже хорошо. А может вообще учителем, или водолазом, или учёным... Когда пришло время действовать, мне стало ещё тяжелее. Шутка ли, выбор будущего! Это мне вбили в голову крепко и я метался как загнанный зверь между институтами, факультетами, специальностями... Я катастрофически не хотел прогадать в своём выборе и до жути боялся риска. Поначалу, мать очень радовалась моему серьёзному подходу и гордилась, что воспитала не оболтуса. Но счастье её кончилось, не успев начаться. Мой страх начал перерастать в паранойю, в навязчивую идею. В итоге меня уговорили попробовать поступать вместе с лучшим другом Димкой, кстати, тем самым, которому я выбирал сейчас торт.
Странное всё-таки явление... Откровенным трусом и мямлей я никогда не был, в промежутках между принятиями решений держался молодцом, но, сдаётся мне, что если бы действительно у каждого из нас сидели ангел и демон на плечах, от меня бы они быстренько свинтили, ужаснувшись моей нерешительности.
А вот Димка – другое дело! Он по жизни прёт как танк, не оглядываясь на последствия и не раздумывая, как было бы если... Любое решение, которое он когда-либо принял в своей жизни, он находил если не единственно верным, то уж точно просто правильным. Может быть, именно по этому я вцепился в него как клещ и паразитировал на его спокойной уверенности, отблески которой периодически освещали дорогу и мне...
***
- О, вот ты где! – крикнул из комнаты Дима.
Я уже опаздывал к назначенному часу, потому пулей влетел в квартиру, громко хлопнув дверью.
- Алло, я слушаю, да... – снова долетел до меня голос друга.
О чём и с кем он говорил я не знаю, подслушивать не стал и, аккуратно поставив на стол выстраданный торт, уселся на стул в ожидании.
- Олег, – Димка так неожиданно появился из темноты коридора, что я подпрыгнул от испугавшей меня внезапности. – хорошая новость есть! Сейчас звонил Матвеич, просил тебе передать что освобождается место начальника лаборатории, предлагают его тебе. Он тебе звонил сегодня весь день, но ты чего-то «не абонент». Решать надо по-быстрому, завтра уже заявление от тебя на столе должно быть.
- Какое заявление? – затормозил я.
- Господи, да о переводе на новую должность, разумеется.
- А чего меня-то?
- А чего бы не тебя? Ты уже десять лет инженером работаешь, а ещё, помнишь, когда стройматериалы дефектные привезли, ты единственный это сразу заметил. В общем, есть за что. Ну и в конце концов ты же знаешь Матвеича, он на такие должности с улицы ставить не будет, а ты человек свой, знающий. Ни обучать тебя не надо, ни контролировать. Предложение супер!
Вот он, выбор... Хитрец, подкараулили меня в самый неподходящий момент... Видимо моё лицо стало настолько кислым, что Димка удивлённо выгнул брови и присвистнул.
- Ты что, не хочешь? – наконец спросил он.
- Не знаю... Мне и инженером неплохо...
- И сколько ты планируешь сидеть в инженерах? Там вон уже одни вчерашние выпускники и не особенно выдающиеся личности восседают. Ты так и будешь за них всю работу делать и ошибки исправлять за те же деньги? У начальника зарплатка-то побольше твоей будет.
Зашёл с козырей... Заплата действительно больше, прилично больше. Это несомненный плюс, но...
- Дим, ну там ответственность какая. Ты же знаешь, я это не люблю. Да и какой из меня руководитель? Ты видел, какой Кирилл Максимович был пробивной, и достанет всё, что надо, и организует, а я чего? Кстати, чего он уходит, на пенсию что ли?
- Да нет, в город другой переезжает. Нет, дорогой мой, а когда ты собираешься над собой работать? Честно, я тебя не понимаю. Что тебе эта ответственность, если ты прекрасно знаешь, что справишься? Голова-то у тебя варит.
Ха, варит... Ну да, кислые щи она у меня варит и кашу из серого вещества...
Димка смотрел на меня со всей суровостью, а я беспрестанно отводил от него взгляд. Как он не понимает, что это такой риск! Сейчас я уважаемый человек, ценный специалист, а кем буду на новой должности, с совсем иной спецификой? Удержать авторитет в изменяющихся обстоятельствах порой даже сложнее, чем заработать его с нуля.
Начали собираться гости, Дима встречал, привечал, принимал поздравления, а я, пользуясь случаем, проскользнул на балкон – срочно требовался перекур.
Конечно, Димке легко говорить... Когда его в двадцать шесть лет повысили до ведущего инженера, он и глазом не моргнул. А когда в тридцать сделали заместителем начальника нашего огромного отдела, ходил довольный как слон. Димка справлялся со всеми обязанностями, когда-либо на него возложенными, и я подозреваю, что дело здесь в напрочь отшибленном у него страхе перед выбором. Но что же делать мне?
***
Шумное застолье, весёлые шутки, вкусная еда – праздник удался на славу. Торт, кстати, всем пришёлся по вкусу, и я слукавлю, если не скажу, что слегка погордился собой и чаша весов начала даже немного перевешивать в сторону предлагаемой должности. Чтобы не портить никому настроение, я попытался как можно дальше забросить терзавшие меня размышления и полностью отдаться бурным потокам торжества.
Когда волна веселья схлынула и все разошлись, мы с Димкой снова остались один на один.
- Дим, давай не сейчас... – я заранее знал, о чём пойдёт разговор, а голова работать сейчас совсем не хотела, да и устал я за день.
- Олег, если ты этого не сделаешь... Я не знаю, ты не друг мне тогда!
- Ты сейчас, кстати, какими-то глупыми манипуляциями занимаешься... Так не годится.
- Не первый год с тобой дружу. Ты помнишь, как я тебя на должность инженера-то протащил? «Ой, Дим, может не на-а-до, такая крупная фи-и-ирма, я лучше пойду в маленькую конторку, меня туда уже зову-у-ут!», забыл? Уговорил, устроились, ты что, пожалел что ли? В общем, ладно, что я, честное слово... Выбор теперь только за тобой: или ты начальник лаборатории, или простой инженер. Всё, иди поспи, и завтра на свежую голову решишь. Пока!
Погода стояла чудесная: после жаркого летнего дня установилась бодрящая прохлада, пели цикады и сумерки окутывали прогретую землю. Или-или... Оставить всё как есть и плыть по неторопливому, привычному течению, или рискнуть, принять на себя ответственность и шагнуть в новую жизнь? Что ж, видимо и правда придётся выбирать. Весы «плюсов и минусов» в моей голове заскрипели изнашивающимся от слишком частого использования механизмом. Пока что, минусы явно перевешивали.
Вспомнилось, как мама часто ссорилась с отцом и вечно повторяла одно и то же: ничего ты в жизни не добьёшься! Так как в моём адском коктейле личностных черт наравне с неуверенностью уживалась и гордость с обломками амбициозности, я всегда боялся быть как папа. Всю жизнь проработал он слесарем за ничтожно маленькую зарплату, поэтому мама всегда надеялась только на себя. Ну и в долгосрочной перспективе – на меня. Пока что её надежд я не оправдываю.
Ах, если бы Матвеич не ставил передо мной выбора! Если бы он сказал однозначно – Олег, идёшь на повышение и баста. Я бы попереживал и, наверное, смирился. А потом может и втянулся. А тут... Да, наверное, это очень смешно и я так рад, что люди не способны читать мысли!
-...да я понимаю, Тань, я прекрасно понимаю, что тебе страшно! Но это жизнь, она вся состоит из выбора и последствий, не нужно этого боятся! Надо действовать так, как тебе кажется, как тебе сердце подсказывает, что ли, ну и разум послушать тоже, только всё в совокупности, а то если к ним по отдельности прислушиваться будет лебедь, рак и щука. Я тебе не буду советовать, что выбирать, я тебе просто показываю, как к этому можно относиться. В конце концов, никогда точно не угадаешь, что будет правильней, у меня бабушка всегда говорила: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Потом ещё «всё равно все помрём» добавляла... – мимо прошла девушка, эмоционально разговаривая по телефону. Видимо, я не одинок в своих метаниях.
Слушать сердце... Надо попробовать. Может быть, мой принцип прощупывать выгоду исключительно мозгами мешает мне «жить полной жизнью»?
Весь оставшийся вечер мысли мои витали где-то далеко в будущем, отчаянно игнорируя настоящее. Видимо, их приключения настолько меня измотали, что я спал без задних ног до самого сигнала будильника. Проснувшись, обнаружил на телефоне пару-тройку мотивирующих СМС от Димы, среди которых было очень двусмысленное «Ну, как ты?». Наверное, постоянная помощь мне настолько въелась ему на подкорку, что он делал это автоматически, как свою прямую, святую обязанность.
Встретились мы с ним, когда я выходил из кабинета Матвеича.
- Олег, куда идёшь? – с плохо скрываемой надеждой спросил Димка.
Мне не хотелось никаких слов. Я был слишком горд собой, слишком вымотан и одновременно окрылён своей первой крупной победой. Поэтому я просто улыбнулся и молча поднял перед его лицом лист, на котором крупными буквами значилось: «Заявление...».
Очень хорошо передано состояние и кстати с тортами у многих такая запара бывает)))
интересное название:))
У друга сегодня день рождения и главной его ошибкой было попросить меня заскочить в магазин за символом праздника. А ещё большей оплошностью было: «Ну ты выбери на свой вкус!». --- да уж, представляю:)))) я бы тоже в такой ситуации....
А может вообще учителем, или водолазом, или учёным... --- здесь нужна запятая после "А может". Нужно просто смотреть так: если слова можно заменить на "Наверное", "Возможно", то это вводные слова, а не глагол "мочь"... К примеру: Он может сделать... - здесь именно глагол (он, возможно, сделать... - не звучит)
Это мне вбили в голову крепко и я метался как загнанный зверь между институтами, факультетами, специальностями... --- нужна запятая перед "и"... да, понимаю ЛГ, и у меня было такое тоже...
Странное всё-таки явление... Откровенным трусом и мямлей я никогда не был, в промежутках между принятиями решений держался молодцом, но, сдаётся мне, что если бы действительно у каждого из нас сидели ангел и демон на плечах, от меня бы они быстренько свинтили, ужаснувшись моей нерешительности. --- да уж, интересная мысль здесь...
Может быть, именно по этому я вцепился в него как клещ и паразитировал на его спокойной уверенности, отблески которой периодически освещали дорогу и мне... --- интересный психологический момент:) да, бывает такое...
Вот он, выбор... Хитрец, подкараулили меня в самый неподходящий момент... Видимо моё лицо стало настолько кислым, что Димка удивлённо выгнул брови и присвистнул. --- после "Видимо" нужна запятая... да, развивается история:)
Димка смотрел на меня со всей суровостью, а я беспрестанно отводил от него взгляд. Как он не понимает, что это такой риск! Сейчас я уважаемый человек, ценный специалист, а кем буду на новой должности, с совсем иной спецификой? Удержать авторитет в изменяющихся обстоятельствах порой даже сложнее, чем заработать его с нуля. --- да, понимаю его, Олега... с нерешительностью в характере это вообще сложно будет
- Олег, если ты этого не сделаешь... Я не знаю, ты не друг мне тогда! --- да уж... вот это манипуляция уже...
- Ты сейчас, кстати, какими-то глупыми манипуляциями занимаешься... Так не годится.
Что ж, видимо и правда придётся выбирать. --- нужна запятая после "видимо"
Весы «плюсов и минусов» в моей голове заскрипели изнашивающимся от слишком частого использования механизмом. --- вот эта фраза как-то странно воспринимается, Таис... заскрипели - да... но заскрипели изнашивающимся... механизмом - как-то странно уже... не знаю... я бы переформулировал как-то...
Вспомнилось, как мама часто ссорилась с отцом и вечно повторяла одно и то же: ничего ты в жизни не добьёшься! -- эх... да, есть такое "семейное программирование", к сожалению...
-...да я понимаю, Тань, я прекрасно понимаю, что тебе страшно! Но это жизнь, она вся состоит из выбора и последствий, не нужно этого боятся! Надо действовать так, как тебе кажется, как тебе сердце подсказывает, что ли, ну и разум послушать тоже, только всё в совокупности, а то если к ним по отдельности прислушиваться будет лебедь, рак и щука. Я тебе не буду советовать, что выбирать, я тебе просто показываю, как к этому можно относиться. В конце концов, никогда точно не угадаешь, что будет правильней, у меня бабушка всегда говорила: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Потом ещё «всё равно все помрём» добавляла... – мимо прошла девушка, эмоционально разговаривая по телефону. Видимо, я не одинок в своих метаниях. --- неожиданный поворот в рассказе:))) я не сразу понял причём тут Таня:))) потом - уже да, понял...
Проснувшись, обнаружил на телефоне пару-тройку мотивирующих СМС от Димы, среди которых было очень двусмысленное «Ну, как ты?». Наверное, постоянная помощь мне настолько въелась ему на подкорку, что он делал это автоматически, как свою прямую, святую обязанность. --- понимаю, да:)))
Мне не хотелось никаких слов. Я был слишком горд собой, слишком вымотан и одновременно окрылён своей первой крупной победой. Поэтому я просто улыбнулся и молча поднял перед его лицом лист, на котором крупными буквами значилось: «Заявление...». --- хорошо:) хороший финал...
Вообще хорошо построен рассказ по композиции - началось с выбора (торта) и вот закончилось...
спасибо за рассказ:)
радости Вам:)
Лис