Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Рассказы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Оставайся внутри   (Фрагорийский)    
Из кн. #Бестелесное



ОСТАВАЙСЯ ВНУТРИ

«Твоё прошлое - только круги на воде… »

1.

— Теперь всё будет хорошо. Вы прошли реабилитацию, восстановили необходимые навыки – всё, что нужно для новой жизни. Мы будем наблюдать за вами, и если возникнут осложнения – окажем необходимые услуги.

Инструктор № 614 оценивающе скользит по мне взглядом, будто взвешивая – всего, целиком. Гладкое, как будто из тонкого фарфора, лицо, прозрачные глаза. Они безупречны и бесполы, эти инструкторы и инспекторы, они – безымянны, совершенны и знают о нас всё. Даже то, чего мы не помним. У таких, как я — нет прошлого.

— Вам повезло – новая технология гарантирует восстановление умственных способностей и логических связей. Раньше переформатирование не давало таких результатов. Технология на стадии испытаний, мы не можем пока быть во всём уверены… Если появятся нежелательные ассоциации или возникнут побочные эффекты – свяжитесь со мной.

В памяти всплывает обрывок чьей-то жизни, где человек превратился в бессмысленный овощ. Нет уверенности, что это воспоминание моё. Возможно, это программа, помогающая усваивать входящую информацию. Удивительно, но я помню, как добраться домой и ещё множество вещей, которые постепенно оформляются в мысли.

2.

В моём жилище пусто и светло. Серебристые поверхности стен, мебель песочного цвета, белое бельё и посуда. В скупой цветовой гамме – гармония и ощущение комфорта. Ни фотографий, ни бумаг, ни записных книжек, ни единого частного телефонного номера в моём электронном справочнике. Только службы, сервисы, услуги... Как я жил здесь до сих пор? А может, я жил не здесь?

На экране — движущиеся голограммы. Отметка на плеере плавно смещается вправо. Осталось чуть больше половины объема. Нужно отсмотреть весь видеоматериал до конца — для социальной адаптации. На это уйдёт ещё дня три, но торопиться некуда.

На экране – круги на воде. Что-то о волновой природе явлений. На миг из глубины всплывает светящаяся тяжёлая рыба.

«… Не смотри в глубину — тяжела от печали вода,
там качается дымная нежить,
и назад не смотри никогда — быть беде… »


Слова всплывают в мозгу сами по себе и тут же тускнеют, растворяются. Рыбьи жабры двигаются замедленно. В этом движении чудится что-то мучительное. Возникает ощущение, что я о чем-то забыл, но почти вспомнил. Да, почти. Кажется, рыба напомнила мне, как дышит человек во время астматического приступа. Это «почти» раздражает. Как это может быть связано с моей жизнью? Внутри обжигающая вспышка. Адреналин. Нежелательные ассоциации. Рыбья спина плавно изгибается и тонет в омуте экрана. Мне не хочется никому об этом сообщать.

3.

Кварцевая крошка поблескивает на сентябрьском солнце. Я иду по светлой парковой дорожке, стараясь держаться в тени. Море вспыхивает за кустарником, открывается песчаный берег. Я не был на этом пляже с тех пор, как вышел из здания, где мою память аккуратно вырезали. Да, что-то пошло не так. Ничего у них не вышло. А может, всё дело в том, что остался какой-то сегмент, и с тех пор прорастает во мне, размножаясь, как компьютерный вирус, воскрешая забытую картину прошлого. Память, основательно загруженная содержимым словарей, услужливо подсовывает формулировку:

«Дамп памяти — копия содержимого оперативной памяти, находящаяся на жестком диске или другом энергонезависимом устройстве »

Знать бы, где находится это автономное устройство… Песок мягко проседает под ногами. По берегу ходят тяжёлые неповоротливые чайки, оставляя нежные цепочки следов у кромки воды. Слева от пляжа – крошечный каменный пирс. Прохожу по нему до конца. Снимаю обувь, подворачиваю штанины до колен. Свешиваю босые ноги вниз, вглядываясь в глубину. Порыв ветра ерошит волосы, как будто кто-то ласково прикасается к ним рукой.

«…На опустевшем пляже птицы. Ветер.
Нас больше нет нигде на свете. Я тебя
совсем не помню.
Ты осталась где-то
в потусторонних строчках и стихах,
где медленная тишина и тонкий лёд
последних слов —
и ни пятна, и ни греха нет на тебе… »


Откуда приходят эти слова, которые давно вышли из употребления? Сеть ни разу не дала мне ответа. Зато как-то позвонил инструктор и вежливо отчеканил:
— К нам поступили сведения о запрашиваемой информации… Всё ли в порядке, нет ли каких-либо нежелательных ассоциаций.

Голос был холодным, а в тусклой интонации, где вопрос звучал, как утверждение, чудилась скрытая угроза. Хотелось надерзить: для кого они нежелательны? Однако я благоразумно воздержался от лишних слов. Какой смысл выяснять подобные вопросы с существом иной природы? Ничего, я и так справляюсь. Но с поисковиками с тех пор стал вести себя осторожнее.

...Наступает вечер, по воде пошла мелкая рябь. Камни на дне уходят во тьму, их почти не разглядеть. Во мне кружатся слова – как осенние листья, неопознанные, что-то скрывающие в себе. Так и не понятый мной подтекст не даёт мне покоя.

«…и ни пятна, и ни греха
нет на тебе.
Там только — Никогда!.. »


4.

— А ты уверен, что хочешь это услышать? – Анна смотрит на меня сухо и недобро, - Прошло двадцать лет, зачем ворошить старое?

В этом старом доме полно старинных вещей, но она хранит их в чулане, подальше от чужих глаз. За незаметной дверью притаились предметы, которым больше сотни лет: печатная машинка, детская железная дорога, напольные часы с тяжёлым маятником из бледно-зелёного серебристого металла, лакированные деревянные шкатулки… И много ещё раритетного хлама, который мне когда-то давно хотелось трогать, перебирать, вдыхая воздух этого дома, с запахом ароматного дыма от тонких сигарет Анны… Воспоминания бессистемно пляшут в моей голове, разворачиваясь, как свитки.

— Был твой день рождения. Вы поссорились, ты потянул её за рукав, вы говорили на повышенных тонах. Кажется, так было дело… — Анна потирает лоб и висок тонкими подрагивающими пальцами. – А вечером мы узнали о решении суда. Кто-то сообщил об инциденте инспектору. Тебя изолировали сразу. Мы не успели ничего даже понять. Всё произошло быстро, без особых разбирательств. Ты же знаешь, это уже тогда делалось автоматически.

— А потом? Что было потом?

Анна смотрит на меня с состраданием.

— Потом… С ней творилось что-то ужасное, как будто всё перепуталось у неё в голове. Но когда стало ясно, что ты не вернёшься, она сама приняла решение: прошла программу удаления памяти. Поначалу казалось, что это к лучшему. У неё даже астма исчезла. Ты же помнишь, какая у неё была астма? Но потом в ней что-то как будто погасло. Ходила какая-то потерянная. Всё не могла вспомнить чего-то. В общем, в той, экспериментальной, программе были какие-то серьёзные изъяны. В последние месяцы она жаловалась на неприятные ощущения в сердце, как будто бы там какая-то пустота. Но ничего не нашли, объяснили депрессией, фантазиями. Были и побочные эффекты: галлюцинации. Она тосковала. Не по тебе, тебя она вряд ли помнила. А потом её не стало.

— Как она ушла?
— Утонула. Случайно, не думай ничего такого. Несчастный случай. Да она жила в последнее время так, как будто её выключили. Я не хочу больше об этом говорить.

Анна отвернулась, как будто рассматривая что-то за осенним окном.

— Они предлагали мне освободиться от … — она запнулась, обернувшись ко мне, рот горько искривился. – Но я отказалась, и тогда мне всучили вот это…

На стол лёг шлем, похожий на компьютерную приставку для эффектов дополненной реальности.
— Они считают, что мы не должны страдать. Что это – ненормально. Я их, знаешь, послала тихонько подальше с их компенсациями. Про себя, конечно.

Глаза у Анны сузились, стали почти жестокими.
— Если хочешь – посмотри на это сам. Мне хватило одного раза.

5.

Над пляжем плыл приятный молочный туман. Ты стояла в начале пирса, у берега, и кормила птиц – тоненькая, хрупкая, в светлой тунике и собранной в узел копной светлых волос. Море с плеском накатывалось пеной на песок, вздыхало, едва касаясь ног. Сердце забилось, как будто хотело вылететь из груди. Хотел позвать тебя, но имя вспомнить не удавалось. За эти годы я почему-то не смог вспомнить твоего имени, хотя восстановил малейшие детали твоего телесного облика, и все слова, которые слышал от тебя, говорил тебе, и даже никогда не произнесённые, те, которые хотелось услышать и сказать.

« ...И «да» и «нет» — там ничего не значат…
Там ты светла и так отчаянно тиха,
грустна, прелестна, горестно прозрачна.
Там ты — соленая вечерняя вода...»


Ты улыбаешься, машешь рукой, приближаясь. Останавливаешься в метре, будто между нами невидимая черта. А я помню, как ты вот так же стояла, светилась в туманном облаке. Не могу проглотить ноющий ком, застрявший в горле. Но ты глядишь безмятежно, как будто расстались вчера. Это всё так похоже на правду. Но выглядит слишком красиво, идеально, как в кино. Ты радостно смотришь мне в глаза, и тихо произносишь: «Я скучала по тебе, мама…»

Пелена падает. Чужая игрушка, сконструированная с дьявольской изощрённостью. Тебя изготовили не для меня, а для твоей матери.

6.

Анна ставит передо мной стакан с холодным коктейлем.

— Не бери на себя чужое. В конце концов, ты не мог ничего изменить с той секунды, как дотронулся до её рукава. Вам не дали бы и слова сказать друг другу, запрет последовал немедленно. Тебя увезли сразу же, прямо из кафе. Ничего нельзя было исправить. Ничего. Я-то знаю, что у неё был характер – не подарок. Даже выяснять не стала, кто донёс. Не стала устанавливать номер инспектора. Было не до того. А потом стало всё равно. Вам просто не повезло… — её голос смягчается. – Ты по-прежнему сочиняешь стихи?

— Нет, — качаю головой отрицательно, заодно восстанавливая ещё один фрагмент забытой жизни, потерянный когда-то, но постоянно бьющийся в подсознании обрывками строк.

— Жаль. У тебя неплохо это получалось. Ты мог добиться успеха. Хотя, что считать сегодня успехом…

Она замирает, замолкает, глядя на меня сверху вниз. Потом добавляет почти шёпотом:

— Впрочем, стихи уже давно никто не пишет. Как-то ушло всё. Разом… Вокруг чужое всё стало. Пустота такая… Мне иногда так хочется курить! — она вдруг всхлипывает, вытирает мизинцем неожиданную слезу.

А я ловлю себя на неожиданной мысли: за двадцать последних лет никогда не видел, чтобы кто-то плакал. Слёзы и грусть давно исчезли с экранов наших домашних кинотеатров, из песен, и даже из информационных потоков, льющихся отовсюду. Я не смог припомнить ничего. Тех, у кого были проблемы, быстро приводили в порядок. Наше упорядоченное общество стало намного здоровее, и деструктивных эмоций заметно поубавилось.

Я покидаю этот дом в странном замешательстве. Во мне всколыхнулось всё: и боль, и чувство вины, и ощущение горя, и нежность, и жалость, и что-то ещё, неуловимое, то, что объединяет все чувства в единое целое. Как будто соединяя, склеивая меня, когда-то разбившегося на осколки, с самим собой.

Мне незачем больше приходить сюда. Анна дала понять, что мои визиты ей в тягость. У двери всё-таки оборачиваюсь, чувствуя накатывающую изнутри неловкость:

— Скажи, как её звали. Я так и не смог вспомнить.
— Зачем ? Это к лучшему.

P.S.

«...Оставайся внутри, глядя вдаль из-под тонкой руки —
там, в далёком нигде, всё кружатся, дрожа, мотыльки,
и лишь ты — навсегда,
только ты и смертельная, страшная нежность… »


________________________________________________________________

• В рассказе использованы стихи
П. Фрагорийский. «Круги на воде»
Опубликовано: 29/01/21, 13:54 | mod 29/01/21, 01:55 | Просмотров: 404 | Комментариев: 11
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (11):   

Помню этот рассказ, Юра - сильно и жутко... Наверное, это очень страшно - видеть мир в негативном свете...

В моих рассказах тоже мало весёлого, но, по крайней мере, нет такой безысходности...
Туранга   (21/05/22 07:18)    

А где ты увидела "негативный свет"?
Рассказ о любви. О том, что это делает человека человеком. Любовь, со всеми её трудностями.
Где здесь "негатив"?
А человеческое горе - это вечная тема. Негатив там, где есть злоба.
Где ты здесь увидела злобу или иные негативные чувства?
Фрагорийский   (21/05/22 11:29)    

Я вижу мир в реальном свете. Таким, каков он есть. И пишу о том, как не превратиться в таком мире в довольное собой животное или в ненавидящего жизнь злодея.
По таким критериям Евангелие - самая "негативная" книга из всех созданных человечеством. О других книгах даже заикаться не буду.
biggrin
Фрагорийский   (21/05/22 11:32)    

Евангелие - самая светлая книга, она вселяет надежду.)

Для меня самое страшное - невозможность вспомнить своё прошлое, даже если оно не было радостным. Ведь именно оно привело меня к настоящему. Опыт, даже самый горький и печальный, вырабатывает защитную реакцию - без падений невозможно научиться ходить!
Туранга   (21/05/22 11:47)    

Ну так рассказ о том, что человек вспомнил свое прошлое - благодаря любви, и вопреки бесчеловечности, в которой ему довелось жить.
Что здесь "негативного", не понимаю.
Рассказ о смирении. О любви.

Негатив - это внутренняя злоба (иногда скрытая) которая выпирает в текстах  - как осуждение, саможаление, как дидактика или как вульгарная идеология и т.д. Самодовольство - тоже негатив. Вечное недовольство тоже. Претензии к жизни, к людям, к себе, это нытье, жалобы и поиск сочувствия, слащавость, агрессивность, призывы к ненависти, самибичевание, самолюбование, пропаганда извращений и эгоистичность вплоть до демонизации текста (смыслов). И так далее. Этого добра валом в сети.
Мне кажется, это какие-то глубоко личные, субъективные вещи у тебя. 
Нет тут никакого негатива. И близко тут нет таких смыслов.
Фрагорийский   (21/05/22 17:59)    

В третий раз перечитала... Юра, я не хочу жить в той реальности, которую ты нарисовал. Это так страшно - невозможность остаться самим собой, даже наедине с самим собой...

Наверное, я не совсем точно подобрала эпитет, а может, мы смотрим на одну и ту же картину с разных сторон? Ты видишь маленькую победу героя над системой, а меня пугает сама возможность оказаться на его месте...
Туранга   (21/05/22 18:28)    

С каких сторон ни смотри - картина вполне себе реальная.
Фрагорийский   (21/05/22 20:23)    

Настя, я вижу победу над системой в человеке. А не в разрушении системы. Система побеждается внутри человека. А не извне. Самое трудное - сохранить в себе человека. А системы такое дело - нарождаются, развиваются, рушатся. Вечная история)
Фрагорийский   (21/05/22 20:24)    

Здравствуйте, Юрий:)
Я хочу пояснить... просто у меня такой комплекс, я читаю внимательно и всякие неточности меня волнуют:) Поэтому вот...

"У таких, как я –нет прошлого." - пробел после тире.

"Если появятся нежелательные ассоциации, или возникнут побочные эффекты – свяжитесь со мной." - запятая не нужна.

"Ни фотографий, ни бумаг, ни единого телефонного номера." - ммм... телефонный номер выбивается стилистически из перечисления. Ну, в мобильнике номера - да, может. А вот после "ни фотографий, ни бумаг"...

"Нужно отсмотреть весь видеоматериал до конца –для социальной адаптации." - пробел после тире.

"Мне не хочется никому об этом сообщать." - классно... вообще про рыбу и со вставкой стихотворных строк - классно...

"Я иду по светлой парковой дорожке, держась в тени." - эпитет "светлый"... повтор (было выше)... да и вообще как-то... по светлой..., держась в тени... может, подумать?

"Во мне кружатся слова – как осенние листья, неопознанные, что-то скрывающие в себе." - классно...

"Не понятый мной подтекст не даёт мне покоя." - я сомневаюсь, но может здесь слитно "непонятый"? Надо у Марго спросить.

"...и все слова, которые слышал от тебя, говорил тебе, и даже никогда не произнесённые, те, которые хотелось услышать и сказать." - классно...

"Слёзы и грусть давно исчезли с экранов наших домашних кинотеатров, из песен, и даже из информационных потоков, льющихся отовсюду." - сомневаюсь, но мне кажется, что запятая после "песен" не нужна.

"Я покидаю этот дом в странном замешательстве. ... У двери всё-таки оборачиваюсь..." - вот как-то слегка диссонирует... я так "прочитал", что он уже вышел из дома, а оказывается, что нет... но это так... просто мысль...

да..... классный рассказ, вызывающий много мыслей... спасибо, Юрий... большое спасибо...

радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (29/01/21 06:28)    

Алексей, я только за. Это бесценная помощь. Кое-где поправил, кое-где улучшил, уточнил. Такие мелкие штуки от внимания ускользают) Светлый - тут нормально, по частоте, я так и хотел - светлый, песчаный, солнечный  колорит.
За внимательное прочтение и помощь - огромное спасибо)
Фрагорийский   (29/01/21 13:48)    

Спасибо, Юрий:)
Алексей_Лис   (29/01/21 14:07)