…мы вьём на платья памятникам гарус – словами клятвы вечной говорим…
           …никто не видел плачущей Минервы…
                                               Падает небо. Александр Граков
Несколько лет назад мне удалось поработать в зале Манускриптов и Редких книг Национальной библиотеки в Риме. Этому поспособствовал известный эллинист Паоло К., с которым мы были давно знакомы.
В течение двух недель я с раннего утра приезжал в пятиэтажное здание на проспекте Кастро Преторио и погружался там в мир древних пергаментных книг.
Однажды, просматривая тонкие листы свитков, я увидел вклеенный листок папируса, на котором была только одна фраза: «Минерва никогда не изливала слёз».
Было похоже, что этот листок оставил там случайно какой-то скриб, переписчик. Но меня интересовали только древнеримские поэтические кружки и литературные коллегии – можно сказать, прародители современных литобъединений. Поэтому, немного поудивлявшись этой вклейке, я продолжил свою работу.
Как-то раз, уже дома, в Москве, я проглядывал выложенные в сети произведения известных современных поэтов. И в одном стихотворении не так давно ушедшего из жизни Александра Г. прочитал поразившее меня:
«…никто не видел плачущей Минервы».
И чуть ниже:
«мы вьём на платья памятникам гарус – словами клятвы вечной говорим».
Какие необычные заявления! И они явно связаны одно с другим.
Складывалось впечатление, что автор знал нечто большее, какую-то основу этих высказываний. И почему гарус – один из видов шерстяной пряжи? Какие-то тонкие намеки, мне непонятные.
Но главное: плачущая Минерва…
Тогда и вспомнил я тот самый папирусный клочок и написал обо всём этом Паоло.
Пришедшее вскоре ответное письмо меня заинтриговало. Оказывается, подобные вкладки-вклейки давно знакомы ряду специалистов. На разных видах папируса, а затем и пергамента, начиная с 3 века до н.э., отдельными вставленными или вклеенными листками продвигалась эта фраза, правда, в ряде вариаций: «Богиня Минерва никогда не плакала», «Минерву никто не видел плачущей» и подобное. Но это были только факты. А что за ними скрывается, оставалось невыясненным.
Интерес к этой исторической загадке погрузил меня в загадочный мир легенд и мифов, вызвал из памяти то, что я знал о пантеоне римских богов, об этой богине.
Этрусская Менрва, богиня материнства, позднее мудрая богиня-воин, со временем стала греческой Афиной-Палладой, которую в Риме называли Минервой-Воительницей.
Под картиной Симона Томсона с изображением Минервы написано:
«Если мне суждено участвовать в войне, то пусть я принесу мудрость». Какие уж тут слёзы!
Древние боги не должны были бездействовать: между ними были разделены сферы влияния, что и справедливо, и для дела полезно.
Главный – Бог Неба, Юпитер – охранял миропорядок. А для этого – куда же без грома и молний. Но он отвечал и за плодовитость земли, и устанавливал справедливость, карая виновных, и выполнял множество других обязанностей. Не всё можно доверить подчинённым. Всегда трудно быть Верховным.
Марс – бог войны как таковой, как полезного и приятного занятия. Свирепый тип, кровавый. В отличие от Минервы – она-то опекала только справедливые сражения. Она же, только как греческая Афина, внесла, правда, свой вклад в осаду и разрушение Трои.
Но ведь понятие справедливости очень неоднозначно и посейчас.
Бог-кузнец Вулкан. Это он раздувал свои горны в недрах Этны. А совсем недавно он, видимо, активно поработал: такие шли выбросы огня и пепла, что аэропорт на Сицилии замер.
Другие боги – другие зоны ответственности и обязанности, – всем дел и забот хватало.
Вот и Минерва в мирное время опекала скульпторов, музыкантов и поэтов, а также, как ни странно, и ремесленников, особенно шерстобитов. Что ж, искусство часто вырастает из ремесла. Но иногда и не отличается от него. Хвала тем, кто умеет отделить одно от другого.
Итак, кому как не Минерве покровительствовать мастерам, ведь она являлась богиней мудрости и знаний. Да и то: рождена она была из головы самого Юпитера, а его называли и Паномфайос – знающий всё, всепрорицатель. Да уж: гены многое значат.
Какое может быть даже сравнение её с теми, кто создан всего лишь из мужского ребра. Это у таких проявляются разные женские слабости.
А что насчёт домашнего очага Минервы? Она разделяла, можно сказать, общий дом – Капитолийский храм – с Юпитером и Юноной. Там стояли их величественные статуи.
Потому и некоторые семейные тайны были Минерве наверняка известны: связи отца с земными женщинами и божественными особями (взять хотя бы историю с нимфой Ио), ревность мачехи к похождениям супруга. Как же относилась к этому она, далёкая от смертных пороков целомудренная дева – Парфенос? Наверное, не очень хорошо, но молча, не вынося сор из избы (из храма, конечно).
А почитать отца, каков бы он ни был – святое дело. Да и какой бог совсем без греха?
Но ряд пикантных сведений всё же вынесли другие – подобные доброжелатели всегда найдутся.
А мачеху она, несомненно, уважала. Юнона и супруга верная, и богиня работящая: она и «Пронуба» – покровительница брака и материнства, и «Луцина» – опекунша беременных, оказывала содействие благополучным родам, и другое, и прочее.
Забота о демографии всегда впечатляет.
Так что семья была в меру благопристойной. В этом смысле причин для расстройств у Минервы быть не могло.
Могущественная, мудрейшая, почитаемая – что ещё нужно для спокойствия и счастья.
Есть ещё, вернее, должна быть и личная жизнь. Но это, согласно дошедшим до нас сведениям, её не занимало. Правда, как-то сводный брат Марс воспылал к ней страстью. Но целомудренная дева подослала к нему на ночное свидание одну тщательно укутанную богиню-старушку. Вот повеселилась озорница, подсматривающая за этой сценкой и обманутым воздыхателем.
Тут уж если и были слёзы, то от смеха.
Очередная поздняя ночь моих размышлений. Но зачем мне это, почему именно я должен разгадать назначение странных посланий?
Дуновение тёплого ветерка – и блики света от настольной лампы заиграли на лёгких шторах. А потом я потерял связь с настоящим. Когда очнулся, оказалось, что это уже отпечаталось в моём мозгу, что я это знаю:
…Я застал богиню в её целле Капитолия за примеркой преподнесенного ей римлянками-рукодельницами пеплоса из тончайшей шерстяной пряжи.
Она перебирала складки одеяния, рассматривала вытканный золотом сложный узор. Вдруг из глаз её полились слёзы. Потом я услышал:
– Зачем мне нарядные одежды, если я не могу покрасоваться в них перед избранником – да и нет такового у меня и быть не может. Меня признают дивной, мои голубые глаза, говорят, сияют мудростью, но они не вправе источать страсть, даже нежность. И как могу я, не познавшая это прекрасное сладостное состояние – любовь – вдохновлять поэтов и других творцов, дарить им идеи и мысли?
Встань с колен, юноша, читавший в ночи посвящённый мне гимн, встань.
Тут её голос стал спокойным и величественным, и она продолжила:
– Я не покараю тебя, свидетеля моей минутной слабости, но ты должен поклясться, что никто никогда не узнает об этом. Пусть люди думают, уверь их, убеди, что Минерва никогда не плачет.
Ветерок стих и световые блики исчезли.
Да, юноша-поэт сдержал клятву – как ему это удалось, неизвестно, но в века ушёл и передавался всё дальше и дальше смысл фразы о том, что Минерва никогда не плачет.
И уже в наше время оказалось услышанным как эхо просьбы богини-девы, как заклинание:
«…никто не видел плачущей Минервы».
Вот и безвременно ушедший из жизни Александр Г., похоже, получил каким-то образом это послание из древности. И передал его дальше.
Всё, что идёт из древности, искажено интерпретацией пересказчиков. Как в игре "испорченный телефон")
Поэтому до истины приходится докапываться собственными силами)
То есть Вы хотите сказать, что пересказчики исказили реальные деяния древних богов?
Кстати, как бы Вы ответили на вопрос: "А где сейчас Олимпийские боги?"
А боги были одни, наверно. Просто у разных народов свои названия и место жительства)
Скорее всего, это либо остатки древней земной цивилизации, либо пришельцы из иного мира. Нам остаётся только гадать.
Вполне возможно, они теперь, как наблюдатели, среди нас)
Но меня интересовали только древнеримские поэтические кружки и литературные коллегии – можно сказать, прародители современных литобъединений. Поэтому, немного поудивлявшись этой вклейке, я продолжил свою работу. --- интересно:) прародители современных литобъединений:))
Тогда и вспомнил я тот самый папирусный клочок и написал обо всём этом Паоло.
Пришедшее вскоре ответное письмо меня заинтриговало. Оказывается, подобные вкладки-вклейки давно знакомы ряду специалистов. На разных видах папируса, а затем и пергамента, начиная с 3 века до н.э., отдельными вставленными или вклеенными листками продвигалась эта фраза, правда, в ряде вариаций: «Богиня Минерва никогда не плакала», «Минерву никто не видел плачущей» и подобное. Но это были только факты. А что за ними скрывается, оставалось невыясненным. --- это уже прямо детектвив:)
Марс – бог войны как таковой, как полезного и приятного занятия. Свирепый тип, кровавый. В отличие от Минервы – она-то опекала только справедливые сражения. Она же, только как греческая Афина, внесла, правда, свой вклад в осаду и разрушение Трои. --- а не хочешь вот так перефразировать?:
Марс – бог войны как таковой, как полезного и приятного занятия. Свирепый тип, кровавый. В отличие от Минервы – она-то опекала только справедливые сражения. Правда, под именем греческой Афины она же внесла свой вклад в осаду и разрушение Трои.
Встань с колен, юноша, читавший в ночи посвящённый мне гимн, встань.
Тут её голос стал спокойным и величественным, и она продолжила:
– Я не покараю тебя, свидетеля моей минутной слабости, но ты должен поклясться, что никто никогда не узнает об этом. Пусть люди думают, уверь их, убеди, что Минерва никогда не плачет. --- вот оно что... интересно...
Вот и безвременно ушедший из жизни Александр Г., похоже, получил каким-то образом это послание из древности. И передал его дальше. --- да... наверное, так...
спасибо за рассказ, Галина:)
радости тебе:)
Лис
Начну с самого приятного и правильного(!!), увиденного тобой:
"--- это уже прямо детектив:)".
Я отношу этот рассказ к поджанру: "Фантастический детектив". Но это НИКТО до тебя не увидел.
А ведь герой там ведёт расследование, опираясь, можно сказать, на показания свидетелей)).
А здесь поразмышляю. То, что одну и ту же богиню греки называли Афиной, а римляне Минервой, это известно.
Она же, только как греческая Афина /у меня/Правда, под именем греческой Афины /ты предлагаешь/Если "под именем", то создаётся некоторое впечатление, что... под чужой личиной.
Что взяла себе на время имя Афина.
Не считаешь?
И ещё несколько слов, раз уж про рассказик. Там такое есть:
И в одном стихотворении не так давно ушедшего из жизниАлександра Г. прочитал поразившее меня:«…никто не видел плачущей Минервы».
И чуть ниже:«мы вьём на платья памятникам гарус – словами клятвы вечнойговорим».
Меня и вправду очень заинтересовали эти строки у Александра Гракова (Лексы). Мучили даже.
Вот и придумала детективчик)).
Спасибо тебе, Алексей!!!!
мне сложно объяснить, но фраза в стиле
...и Петя Петров. Он же, только как Иван Иванов - это как-то неправильно звучит... воспринимается...
под именем Ивана Иванова - не означает под чужой личиной, а означает - именуется Иван Иванов в _этот раз_ в этом случае...
радости тебе:)
Лис
Спасибо тебе.
сколько легенд мы бы записали!
Спасибо, Таня.
рассказы дальше? Или они только нам сочинять будут?
записывал на папирусах... и верил им, небось, на все 100.
А ты - потрясающий молодец!!!