Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Пьесы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Девичник   (Наталья_Сафронова)  

Иллюстрация Марины Шилехиной

Пьеса в одном действии

Действующие лица:
Лена, невеста
Оля, одноклассница
Ира, однокурсница
Галя, сослуживица
Катя, соседка
Крыса Люська
Банщица
Бабушка
Шурик
Петр
Стриптизер
Андрюша

[i]Маленькая городская баня с сауной и бассейном. В предбаннике накрыт праздничный стол.[/i]
ОДНОКЛАССНИЦА. Я, по праву, должна первый тост сказать, потому что я нашу Леночку дольше вас всех знаю. Мы с ней вместе в садик ходили, потом в школу, вместе на свидание бегали. Помнишь, Лен, как мы к Шурику вместе пришли и – опаньки!– говорим: выбирай!
СОСЕДКА. Кошмар! Причем здесь Шурик? Лена за Петра замуж выходит, так что никаких Шуриков сегодня!
СОСЛУЖИВИЦА. Девочки, подождите! Как же без Шуриков? На то и девичник, чтобы всех Шуриков вспомнить – и проститься с ними!
НЕВЕСТА. Девочки, пойдемте попаримся, а потом за стол сядем.

Входит банщица с вениками.

БАНЩИЦА. Девочки, венички покупаем, березовые, ароматные!
НЕВЕСТА (достает кошелек). Девчонки, выбирайте.

.Подруги выбирают веники, невеста платит. Все переходят в сауну

НЕВЕСТА. Сегодня смою с себя всю прошлую жизнь – и, чистенькая – шагну в новую, замужнюю. Я еще никогда не была женой… Девочки, как это – быть женой?
ОДНОКУРСНИЦА. Замечательно, Лен, не сомневайся. Вы куда после свадьбы? В Турцию или в Париж?
НЕВЕСТА. На дачу – ребенка делать в умеренном жизнеспособном климате. Я ужасно хочу ребенка. Сегодня напьюсь, а с завтрашнего дня – здоровый образ жизни. Буду образцовой женой и мамочкой.
ОДНОКУРСНИЦА (смеется). Ты до-олго выбирала! Всех на курсе замуж отдала, а сама ни в какую! Хитрила, самого лучшего выбирала!
ОДНОКЛАССНИЦА. Меня она сразу после выпускного замуж отдала – за Шурика, а потом – опаньки!– прямо на свадьбе с ним целовалась.
НЕВЕСТА. Всего один раз. Выпила – жалко стало, что Шурик не меня выбрал.
ОДНОКЛАССНИЦА. На самом деле он нас обеих выбрал, он все гребет, что само плывет в руки.
СОСЕДКА. Ужасы рассказываешь! Девочки, посмотрите новый каталог «Орифлейм». Лен, смотри, помада какая классная. Ешь, пей, целуйся на свадьбе – ничего ей не сделается.
НЕВЕСТА. Вообще-то я купила все, и на макияж уже записалась. Но посмотрю, может, потом куплю.
Листают журнал.
НЕВЕСТА. Я в бассейн. Девчонки, потом за стол. Оля, с тебя первый тост – но без Шурика. Кто старое помянет…

Выходит из сауны.
[/i]
СОСЛУЖИВИЦА. Оля, подожди… Ты серьезно, Лена с твоим женихом прямо на свадьбе целовалась?
ОДНОКЛАССНИЦА. И на свадьбе, и после свадьбы. Она все десять лет в школе по нему сохла, а когда он меня выбрал – снотворного наглоталась, еле откачали.
СОСЛУЖИВИЦА. Так ему жалко ее стало, что ли?
ОДНОКЛАССНИЦА. Откуда я знаю? Самолюбие, наверное, приятно щекотало от такого обожания.
ОДНОКУРСНИЦА. А потом?
ОДНОКЛАССНИЦА. Что потом? Уехала она потом из поселка, в институт поступила. Ты же с ней училась, все знаешь.
ОДНОКУРСНИЦА. Вы с Шуриком как потом жили?
ОДНОКЛАССНИЦА. Мы и сейчас живем. Ни одной юбки не пропускает. И к Ленке в город он долго ездил – и она его принимала, я знаю. Но пойдемте тоже окунемся – и за стол, ждет же невеста наша.

Проходят к Лене в предбанник, садятся за стол.
Входит банщица с бутылками.
БАНЩИЦА. Девочки, покупаем настоечки! ароматные, понюхайте, какие!
НЕВЕСТА. Да мы со своим…
БАНЩИЦА. Как можно отказываться? У нас не отказываются… Праздник у тебя али не праздник?
НЕВЕСТА. Ну, ладно, давайте вот эту, на смородине (разливает). (Однокласснице) Давай, подруга, свой тост.
ОДНОКЛАССНИЦА. Я хочу выпить за первую любовь. Так получилось, что первая любовь у нас с тобой была одна на двоих. Но у меня сложилась семья, родились дети, а тебе мой Шурка принес только боль. Наверное, ты позвала меня на свадьбу, чтобы доказать мне, своей сопернице в первой любви, что – опаньки! – и у тебя все получилось, и ты теперь невеста. Я хочу, чтобы ты знала: я за тебя рада! Честно.
НЕВЕСТА. Спасибо, Оля.

Целуются. Все встают, чокаются: за первую любовь!

ОДНОКУРСНИЦА. Все начинается с любви!
Твердят: вначале
было
слово…
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Входит банщица, у нее в руках клетка с крысой.
БАНЩИЦА. Это кто животное принес? Скребется там. В баню с животным нельзя!
ОДНОКЛАССНИЦА. Это не животное, это Люська. Дети в лагере, муж в командировке, а ей дома одной скучно, она одна не любит. Я ее понимаю.
БАНЩИЦА. У нас баня, у нас нельзя антисанитарию разводить, унесите животное!
ОДНОКЛАССНИЦА. Да она, знаешь, какая чистая! Она каждую минуту умывается. Смотри, белая вся! И умная очень. У нее ай-кью, знаешь, какое? Больше, чем у человека! Какое она тебе животное!
НЕВЕСТА (берет кошелек). Оля, подожди. (Выводит банщицу) Давайте договоримся.

Возвращается с клеткой. Держи свою Люську.
ОДНОКЛАССНИЦА (сует палец в клетку, гладит крысу). Люська моя, выгнать тебя хотели, а теперь ты с нами – ешь, пей (берет со стола рюмку, закуску, сует в клетку) Гуляй, Люська, у нас девичник, подруга детства замуж выходит!
СОСЛУЖИВИЦА. Лена, а вы… А вы с Петром все распланировали? Сразу ребеночка родишь, а потом как – сама на работу, а ребенка с няней?
НЕВЕСТА. Ни в коем случае! Никаких нянь! Сама буду с ребенком сидеть, грудью кормить буду – никаких смесей, ни в коем случае.
СОСЕДКА. Няни – это ужас! Няням ребенка доверять нельзя. Девочки, вот посмотрите новые бады – для коррекции веса, для омоложения. Лен, посмотри, для беременных и кормящих матерей – рекомендую.
НЕВЕСТА. Интересно, воспользуюсь.
СОСЛУЖИВИЦА. Лена, подожди… Лена, сама в декрет, а отдел на кого оставишь?
НЕВЕСТА. Ну, я же не завтра в декрет, подумаю. Может, на тебя. Почему бы и нет?
СОСЛУЖИВИЦА. Да я… Я не для этого спросила… Но вообще я справлюсь, правда.
НЕВЕСТА. Замечательно. Девочки, пойдемте, попаримся еще разок.
Все перемещаются в сауну. Делают маски.
ОДНОКУРСНИЦА. Рекомендую замечательный скраб: мед пополам с солью. Коже потом гладкая, как у младенца.
СОСЕДКА. Девочки, а я советую кислородную маску от Орифлейм. Я регулярно ее использую, посмотрите: ни одной морщинки.
ОДНОКУРСНИЦА. Девчонки, помните, как мы в юности читали «Ромео и Джульетту», мечтали о большой-большой любви, а потом все просто вышли замуж.
ОДНОКЛАССНИЦА. Почему – просто? По любви вышли.
ОДНОКУРСНИЦА. Ну, мне кажется, что большая-большая любовь не может обрасти бытом, длиться изо дня в день. Она обязательно должна стать трагедией. Или быть недостижимой, как у Петрарки к Лауре.
Я чувствовал – оправданна тревога,
Вдали от вас не властен жизнь вдохнуть
Никто в мою хладеющую грудь…
Женщина где-то в глубине души обязательно мечтает о такой любви. Правда, Лен?
НЕВЕСТА. Ни в коем случае! Никаких трагедий. Только одно большое бесконечное безоблачное счастье. Но я в бассейн, я здесь долго не выдерживаю. Девчонки, не задерживайтесь. Я вас жду за столом.

Выходит из сауны.


Иллюстрация Марины Шилехиной

СОСЛУЖИВИЦА. Счастье, построенное на несчастье другого.
ОДНОКЛАССНИЦА. Ты о чем?
СОСЛУЖИВИЦА. Да вот… Петра-то она из семьи увела. Хорошая была семья, двое детей: мальчику 12 лет, а девочка в садик еще ходит.
ОДНОКУРСНИЦА. А ты откуда так подробно все знаешь?
СОСЛУЖИВИЦА. Я с женой Петра много лет дружу, когда они в отпуск уезжали, я всегда с детьми оставалась. У мальчика, между прочим, опасный возраст, когда у ребенка в таком возрасте родители разводятся, это плохо сказывается на психике.
ОДНОКУРСНИЦА. А ты, выходит, с женой Петра дружила, а теперь к Лене в подружки набиваешься? Жены у начальника меняются, а ты остаешься?
СОСЛУЖИВИЦА. Мы с Петром однокурсники, так что я прежде всего с Петром дружу. Я Лену не осуждаю: всем хочется такого мужа, как Петр. Но и не одобряю, потому что там дети осиротели. Петр, конечно, их не бросит, будет помогать, но для детей это стресс, сами понимаете.
ОДНОКЛАССНИЦА. Опаньки! Вот тебе и трагедия. Ленка же не может просто так, она прямо-таки замешана на трагедии. А я-то думаю, чего она от Шурика отцепилась? А она, оказывается, в новую трагедию вляпалась.
ОДНОКУРСНИЦА. Чего ты со своим Шуриком привязалась? Лена могла сколько угодно раз замуж выйти, ей еще в институте руку и сердце предлагали.
ОДНОКЛАССНИЦА. Опаньки, предлагали ей! Да ей не нужен тот, кто предлагает руку и сердце! Ей нужен тот, кто не предлагает, кого нужно завоевывать. Кто от нее отказывается, понимаешь? Чтобы было из-за кого страдать.
СОСЕДКА. Кошмар какой! Вообще-то Лена за Петра замуж выходит, через неделю свадьба – вы забыли?
ОДНОКЛАССНИЦА. Да помним. Но сколько она смотрела на него преданными глазами, пока он от жены уйти решился? Ведь это практически несбыточное дело – двоих детей бросил, чем не трагедия?
СОСЛУЖИВИЦА. Лет пять она его обхаживала, не меньше.
ОДНОКЛАССНИЦА. Ставит трудную цель и – опа!– добивается.
ОДНОКУРСНИЦА. Шурика-то не стала добиваться.
ОДНОКЛАССНИЦА. Мой Шурик не дурак. Он привязан к дому, в котором его ждут. Погулял – вернулся, еще погулял – снова вернулся.
СОСЕДКА. Жуть на цыпочках! И зачем он тебе такой?
ОДНОКЛАССНИЦА. Люблю, наверное. Просто я разбираюсь в мужской психологии, мужики полигамны, закон природы. Но пойдемте, она нас за столом ждет. Героиня праздника, все-таки.

Возвращаются к столу.
Появляется банщица с бутылкой.


БАНЩИЦА. Девочки, еще настоечки?
НЕВЕСТА. Да мы еще эту…
БАНЩИЦА. Как можно отказываться? У нас не отказываются… Пейте, гуляйте, пока молодые!
НЕВЕСТА (достает кошелек). Ну, ладно, давайте еще…

Банщица берет деньги и уходит.

НЕВЕСТА. На самом деле, большая любовь может обрасти бытом и длиться изо дня в день. Правда, при этом она все равно становится трагедией, подчас по независящим от нас причинам. Я слышала о такой любви. Моя бабушка так любила деда, долго-долго, родила ему детей, потом проводила на фронт и ждала. А потом получила похоронку. Почернела вся – верила и не верила похоронке. Хоть бы одним глазком, говорит, на моего Андрюшу взглянуть. И вдруг он пришел к ней.
ОДНОКУРСНИЦА. С войны вернулся?
НЕВЕСТА. Кто его знает, откуда. Только вся деревня видела, как он с бабушкой за водой к колодцу шел. Она вся светится, глаз от него оторвать не может. А он говорит: я к тебе, Анфисушка, завтра приду, как смеркаться станет – я в дверь постучу, ты открой. Дошел до колодца – и сгинул.
СОСЕДКА. Страх какой! Как это сгинул?
НЕВЕСТА. Ну, пропал, значит.
СОСЛУЖИВИЦА. А потом?
НЕВЕСТА. А на следующий день все бабы у Анфисы собрались и связали ее. Он пришел: отвори, говорит, Анфиса. А бабы ей рот ладонью зажали, она и пикнуть не смогла. Он и ушел. Не приходил больше.
ОДНОКУРСНИЦА. А кто это был?
НЕВЕСТА. Бабы говорили, дьявол. Подслушал, как она по деду убивалась – и пришел вместо него. Бабушка рассказывала: вижу – Андрюша передо мной стоит, рядом совсем, а обнять его не могу. Тянусь-тянусь, а все никак не дотронусь. Смотрю на него, каждую черточку вбираю. Такая мука.

Послышался четкий стук в дверь. Женщины испуганно переглянулись.

ОДНОКУРСНИЦА. Ты кого-то ждешь?
НЕВЕСТА. Никого не жду. Показалось, наверное.
СОСЕДКА. Ужас, как напугалась! А потом что?
НЕВЕСТА. Где?
СОСЕДКА. Ты сказала, он не приходил больше.
НЕВЕСТА. А потом бабушка смирилась вроде, перестала говорить о своем Андрюше и ждать его с войны, поняла, что нет его больше. Да только она и не жила уже как будто. Вроде ходит, что-то делает, говорит, а все о чем-то своем думает.
СОСЛУЖИВИЦА. В уме повредилась, что ли?
НЕВЕСТА. Да нормальная она была, но как будто ей все не в радость. Вроде приветливая, но не улыбается. О детях заботится, а тепла они не чувствуют. Она и прожила недолго, лет пять после похоронки протянула и умерла. Истаяла.
ОДНОКЛАССНИЦА. Что-то я не слышала эту историю. Да, Люська, мы не слышали эту историю?
НЕВЕСТА. Так мама и не рассказывала ее никому. А в поселке она приезжая, после техникума по распределению приехала. Дед у меня красавец был, а бабушка скромная, незаметная. Говорят, я на нее похожа, фотографий не осталось.
ОДНОКУРСНИЦА. У тебя тихая красота, нерезкая, в глаза не бросается. Зато в сердце остается надолго. «Чистейшей прелести чистейший образец».
НЕВЕСТА. Спасибо, Ириш. Мне мама давно бабушкину историю рассказала, и я всегда боялась полюбить так, как бабушка.
СОСЕДКА. Кошмар какой! Но все равно любить – это прекрасно, без любви ужасно одиноко. Знаете, я тоже всю жизнь боялась к кому-нибудь привязаться сильнее, чем он ко мне. Вот и осталась одна, жуть просто! Вчера ко мне соседский мальчишка зашел, ключи от дома забыл. Я его магазинными пельменями накормила (знаете, для одной себя и готовить не хочется). Он поел, потом огляделся и спрашивает: а что у тебя, тетя Кать, ни Кольки, ни Машки нету? Маленький, в первом классе всего, а понял, что неправильно тетка живет.
НЕВЕСТА. Я не про привязанность говорю, а вот про такое сильное чувство, когда нет человека – и ничего больше без него нет. Жизни без него нет, понимаешь?

Появляется женщина, как две капли воды похожая на Лену, в нарядном платье и туфельках послевоенной поры. Приложила руку козырьком к глазам и смотрит «вдаль», как будто ждет кого-то. Это Ленина бабушка.
Женщины потрясенно всматриваются в нее.

НЕВЕСТА. Бабушка…
БАБУШКА. Хоть бы одним глазком на Андрюшеньку взглянуть… я и платье себе новое сшила – для него…
НЕВЕСТА. Бабушка, ты же умерла…
БАБУШКА. Я, может, и умерла, а Андрюша живой.
НЕВЕСТА. Разве ты его ТАМ не встретила?
БАБУШКА. Как же я его ТАМ встречу, когда он ЗДЕСЬ остался?

Бабушка уходит.

СОСЛУЖИВИЦА. Что это было?
НЕВЕСТА. Ну, вот, рассказала на свою голову. Теперь мерещится всякое.
СОСЕДКА. Жуть какая!
ОДНОКЛАССНИЦА. А моего Шурика ты не так любила?
НЕВЕСТА. Не так.
ОДНОКЛАССНИЦА. А чего же снотворного наглоталась?
НЕВЕСТА. По молодости и глупости. Потом ведь я замечательно без него жила.
ОДНОКЛАССНИЦА. Так уж и без него? Он к тебе каждый выходной в город ездил.
НЕВЕСТА. Значит, не ко мне. Ты его ревновала к каждому столбу, выдумывала, чего и не было.
ОДНОКЛАССНИЦА. Правда? А целовалась зачем?
НЕВЕСТА. Да не целовалась я с ним. Блевала с перепою, первый раз водку пила. А он покурить вышел, увидел, что мне плохо, держал меня за шею, чтобы аккуратно блевала, платье не испачкала. Потом умыл и мы вместе в столовую вернулись. А ты насочиняла себе.
ОДНОКЛАССНИЦА. Что же ты мне раньше не сказала? (достает крысу из клетки) На вот, подержи Люську, смотри, какая хорошая!
НЕВЕСТА. Спасибо, не надо. Ты не спрашивала. С чего бы я объясняться стала?
ОДНОКЛАССНИЦА. Ну, почему же не надо? Подержи, видишь, она тебе доверяет (всовывает крысу в руки Лене). Странно я себя сейчас чувствую. Как будто и рада, что зря Шурика ревновала всю жизнь – и как будто он мне не так уже нужен.
ОДНОКУРСНИЦА. Упал в цене Шурик. Оказывается, это ты трудности любишь, чтобы было за что бороться. Интересный у нас девичник получается. Когда я замуж выходила, мы все мечтали о прекрасной романтической любви, которая будет длиться целую жизнь.
И я, как бабочка к огню,
Тянулась так неудержимо
В любовь, волшебную страну,
Где назовут меня любимой…
Лен, помнишь, мой девичник? Ты тогда эту историю не рассказывала.
НЕВЕСТА. Я боялась ее повторить в своей жизни, никогда никому не рассказывала. Говорят, я очень на бабушку похожа.

Появляется бабушка. Вся ее поза выражает ожидание. Ей навстречу выходит Шурик, молодой мужчина в современной ультрамодной одежде со скромным букетиком цветов. Бабушка всматривается в него.

БАБУШКА. Андрюша? Одет чудно как-то? Давно тебя не видела, уж и лицо-то забывать стала. Андрюшенька мой – и глаза голубые, и волос курчавый… Дай-ка я по волосам проведу… жесткие, как проволока, только у Андрюши такие были. Пойдем домой, родной мой, ненаглядный…
Лена и Оля тоже всматриваются в мужчину, держатся рукой за сердце.
НЕВЕСТА. Бабушка, как тебе не стыдно… Ты моего жениха уводишь!
БАБУШКА. Какой он тебе жених, детка? Он тебе дедушка.
ОДНОКЛАССНИЦА. Шурик, ты что же не уймешься никак? Уже за покойницами ухаживать начал? Не стыдно тебе? (забирает крысу у Лены) Люська вот на тебя смотрит!
ШУРИК. Иди домой, женщина, твое место на кухне. Жди меня к ужину.

Шурик уходит с крысой. Оля возвращается за стол раскрасневшаяся и возбужденная.


Иллюстрация Марины Шилехиной

ОДНОКЛАССНИЦА. Бабка-то не промах. Внучка, видать, вся в нее пошла.
НЕВЕСТА. Обозналась она. Похож, видно, на деда Шурик, вот она и перепутала.
ОДНОКУРСНИЦА. Странная какая-то баня. Что здесь происходит вообще?
банщице: Что за аномальные явления в вашей бане происходят?
БАНЩИЦА. Это не явления. Это банный хулиганит.
ОДНОКУРСНИЦА. Какой банный?
БАНЩИЦА. Ну, дома – домовой, а в бане – банный. Вы не бойтесь, он веселый, он плохого не сделает.
ОДНОКУРСНИЦА. Ну, если веселый, тогда, конечно, ладно…
СОСЛУЖИВИЦА. Лена, подожди… Лена, ты раньше боялась про бабушку рассказывать? А сейчас не боишься?
НЕВЕСТА. А сейчас у меня все определилось. Мне с Петром тепло и уютно, хочу родить от него ребенка. Главное – это ребенок. Тридцать пять уже – куда еще откладывать?
СОСЛУЖИВИЦА. Лена, а ты… Ты не любишь разве Петра?
НЕВЕСТА. Люблю, но по-другому. Как тебе объяснить? Я встретила мужчину, от которого хочу ребенка. Так, как бабушка, я, слава богу, никого не любила, я не знаю этого чувства, но как будто понимаю, какое оно – и не хочу его узнать. Оно порабощает – и ты как будто уже не хозяйка над собой. И все вокруг все равно. Всем от этого плохо.
ОДНОКЛАССНИЦА. А тому, кого так любят?
НЕВЕСТА. Я не знаю точно. Мама ведь отца почти не помнит. Но мне кажется, что это трудно выдерживать, когда в тебе для человека сосредоточен весь мир. И в то же время от этого трудно отказаться.
ОДНОКЛАССНИЦА. Опаньки! Ты так рассуждаешь, как будто знаешь, о чем говоришь!
НЕВЕСТА. Мне это знание по генам от бабушки передалось. Самое ценное в жизни – это дети. Это я точно знаю. Моя мама в детдоме выросла. А могла бы – рядом с матерью, если бы бабушка хотела жить ради детей, а не стремилась так к своему Андрюше.
СОСЕДКА. Ужас какой! Вот Галя сказала, что ты отца у детей отнимаешь. А говоришь, что самое ценное – это дети.
СОСЛУЖИВИЦА. Да я… Я ничего такого… Я не так сказала…
НЕВЕСТА. Я бы и так от Петра родила. Это его решение уйти ко мне. Я же говорю – я увидела в нем отца своего ребенка. Я думаю, что у его бывшей жены хватит ума жить ради детей. Тем более, что Петр в какой-то степени останется с ними, будет им помогать.

Появляется бабушка с младенцем на руках. Качает ребенка, напевает колыбельную. Ребенок тихонько плачет.

Баю-баюшки-баю
Баю доченьку мою.
Спи-усни, пока отец
На чужбине мается.
Хоть войне давно конец,
Горе не кончается.
Спи-усни, дай отдохнуть,
Дай поплакать матери…
Ах, полна разлукой грудь,
Молока так мало в ней.

Бабушкино лицо становится все отстраненней, нежность к ребенку стирается с него, бабушка качает ребенка механически, думает о своем. Она не замечает, что ребенок плачет все сильней. Подходит Лена, берет ребенка на руки, бабушка даже не заметила этого.


НЕВЕСТА. Маму качаешь? Бедная моя мама…
Баю-баюшки-баю,
Баю мамочку мою.
Баю мамочку мою,
Словно деточку свою.

Ребенок затихает в руках Лены, и она тихонько передает его бабушке.

БАБУШКА. Уснула? Пойду в колыбель положу.

ОДНОКУРСНИЦА. Носики-курносики сопят…
СОСЛУЖИВИЦА. Ну, конечно… Конечно, жена Петра будет жить ради детей, не станет делать из развода трагедию. Она уже устроилась на работу, раньше у нее не было такой необходимости – а теперь работает. Вполне оптимистично все восприняла.
СОСЕДКА. Кошмар, честное слово, кошмар… Жуть на цыпочках! Когда меня Миша бросил, я сразу устроилась на вторую работу. Не потому, что мне не хватало на жизнь, а чтобы не входить в пустые стены. То есть, я, конечно, все равно входила, надо же где-то ночевать. Но я приходила – и падала на постель, и спала без снов. Это совсем другое, чем размазывать сопли у подруг, рассказывать им, что тебя бросили. Просто работаешь и работаешь – и ни о чем, кроме работы не думаешь.
ОДНОКЛАССНИЦА. Это ты биодобавки продаешь на второй работе?
СОСЕДКА. Нет, это я раньше на двух работах работала. Миша от меня семь лет назад ушел. Потом притупилось все, вторая работа мне теперь без надобности. А биодобавки я для собственного удовольствия продаю. Между прочим, у меня есть такие, которые нервную систему успокаивают. Ревнуют обычно люди с угнетенной психикой.
ОДНОКЛАССНИЦА. У меня не угнетенная. И у нас с Шуриком прекрасные дети. Старший, Сашенька, отличник и в общеобразовательной, и в музыкальной школе. А младший в этом году в первый класс пойдет. Два сына, слышишь, подруга? Опаньки! Два сына! – тут я тебя обогнала.
НЕВЕСТА. Я знаю, Оля, ты молодец. Девочки, давайте выпьем за детей. Дети – самое лучшее, что есть на свете. Галя, а у тебя дети есть? Мы пять лет вместе проработали, а я ничего о тебе не знаю.
СОСЛУЖИВИЦА. Да, не знаешь… У меня мальчик, Петя, пятнадцати лет, я студенткой еще родила.
СОСЕДКА. А муж у тебя есть?
СОСЛУЖИВИЦА. Нет, наш папа с нами не живет… но он нам помогает.
СОСЕДКА. А с ребенком общается?
СОСЛУЖИВИЦА. Ну, как сказать… Конечно. Каждое воскресенье приезжает. Сейчас, правда, пореже, у него какие-то сложности. Но это не важно. Петя все равно чувствует, что папа его любит.
НЕВЕСТА. Галя, а почему он на тебе не женился?
СОСЛУЖИВИЦА. Ну… Сложная натура… Да, сложная… Я целую жизнь пытаюсь его понять, но не получается. Всю жизнь рядом с ним женщина, которая готова ради него на все. А он и не берет ее – и не отпускает.
НЕВЕСТА. Всю жизнь рядом с ним?
СОСЛУЖИВИЦА. Ну, гипотетически… На самом деле он в соседней области, иногда приезжает на выходные, как будто в командировку. Там у него семья, сами понимаете.

Появляются бабушка и Петр, солидный мужчина в пиджаке и галстуке.

ПЕТР. Ты сразу не отказывайся. У тебя все данные, чтобы отдел возглавить (с удовольствием оглядывает стройную бабушкину фигурку). Вот Лена уйдет в декрет – и принимай отдел. Галя, правда, давно у меня эту должность просит. Но ничего – подождет, ей не привыкать ждать.
БАБУШКА. Какой отдел? На кой он мне? У меня одно дело – Андрюшу ждать. Отдел Гале отдай, мне не до него.
СОСЛУЖИВИЦА. Петр… Петр, подожди… Бабушка правильно говорит, мне отдел нужнее, чем ей. А ты что же… А ты что же к нам не заходишь? Петя заждался тебя.
ПЕТР. У меня сложности, разве ты не видишь? С каждым днем все больше и больше сложностей.

Петр машет рукой, уходит. Бабушка постояла немного и задумчиво пошла в противоположную сторону.

СОСЕДКА. Ужас, честное слово! Как собака на сене – и сам не «гам», и другому не дам. Нравится ему, значит, что ты замуж не вышла, верность блюдешь.
СОСЛУЖИВИЦА. Ну, да… Думаю, нравится. Больше того, я думаю, что она ему нужна, как воздух – моя верность. Это мой единственный мужчина, несмотря на то, что предал.
СОСЕДКА. Кошмар! Это нужно исправить.
СОСЛУЖИВИЦА. В каком смысле?
СОСЕДКА. На предательство надо отвечать предательством. Девочки, давайте закажем мальчиков.
НЕВЕСТА. Ты в своем уме?
СОСЕДКА. Ну, мы не в буквальном смысле мальчиков закажем, а стриптизеров. Продолжение не обязательно. А потом, ты думаешь, что твой Петр сейчас девочек не заказал? Он тоже прощается с холостой жизнью.
НЕВЕСТА. Да он уже был женат. Но если ты считаешь, что это нужно Гале…
СОСЕДКА. Конечно, считаю. Это своеобразная биодобавка, но ее нет в «Орифлейм». Давайте скинемся, зовите банщицу.

О чем-то шепчется с банщицей.

СОСЛУЖИВИЦА. Девочки, подождите… Девочки, если это только ради меня – то я против. Меня устраивает моя роль. Если тебя ударили по правой щеке – подставь левую.
ОДНОКЛАССНИЦА. В самом деле, а чем еще мы можем ответить на их полигамность? Только посмотреть стриптиз. Можно сказать, изменить виртуально. Я – за.
ОДНОКУРСНИЦА. Девочки, давайте лучше поговорим о романтической любви, ее так не хватает в нашей жизни.
И была у дон Жуана донна Анна.
Вот и все, что люди мне сказали
О прекрасном, о несчастном дон Жуане…
Но сегодня я была одна.
Ровно в полночь вышла на дорогу.
Кто-то шел со мною в ногу,
Называя имена.
И белел в тумане чей-то посох странный…
Не было у дон Жуана донны Анны!
(плачет)
СОСЕДКА. Ужас, честное слово, ужас! Довел девку! Любви ей не хватает! А стриптиза тебе хватает?
ОДНОКУРСНИЦА. Но я не понимаю… все должно быть красиво. И если эту красоту не привносят в жизнь наши мужчины – ее должны создавать мы сами. Я, например, иногда покупаю цветы, чтобы вазочка дома не пустовала. Подкладываю мужу в карман нежные записочки.
ОДНОКЛАССНИЦА (в сторону) Вот дура! (Ирине) А он как реагирует?
ОДНОКУРСНИЦА. Ругается. Но пусть всем будет понятно, что этот мужчина занят – если кто-то другой захочет положить в его карман записочку. А еще я обязательно оставляю на его рубашке запах своих духов.
СОСЕДКА. Кошмар какой! И после этого тебе не хочется ему изменить?
ОДНОКУРСНИЦА. Хочется!
НЕВЕСТА. Девочки, а от стриптиза дети бывают?

Входит стриптизер – и начинается его танец с каждой из женщин. Лена поочередно делит в танце мужчину сначала с Олей, потом с Галей. Танец странный, неровный, женщины то подстраиваются под партнера, то бросают ему вызов, как будто боятся раскрыть свою женскую суть.
Неожиданно появляется бабушка, а ей навстречу – Андрюша в гимнастерке. Они тоже танцуют – так, как танцевали в довоенные годы. Их танец слаженный, ровный, красивый.
Стриптизер и женщины уступают им пространство сцены, остаются в тени.


Октябрь 2011 года.
Опубликовано: 06/04/21, 07:01 | mod 12/11/22, 22:54 | Просмотров: 159 | Комментариев: 12
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (12):   

Наташа, с интересом читала твою пьесу в книге, которой ты и подарила название "Девичник". Пьеса хорошая. Женские роли все замечательно прописаны: видишь героинь, следишь за развитием сюжета, диалогами. Всё очень внятно. Что касается Бабушки и мужских персонажей, было менее наглядно, менее мне понятно. Но наверное, режиссёр бы разобрался в отличие от меня. И всё-таки интереснее было вчитываться в диалоги женских персонажей. Там всё очень живо.
Милана_Секоненко   (26/06/22 20:54)    

Это не для театра писалось, просто сама по себе вдруг написалась пьеса.  Причем сначала написались вот как раз эти женские диалоги, а сразу следом - бабушка. Она мне очень дорога. Марина ее почему-то не рисовала. А мне кажется, что без бабушки пьеса не получилась бы.  Это и сказка, и высота, и мечта о вечной любви. Я все-таки не драматург, но из моих немногих пьес - это лучшая.  
Спасибо, Милана, рада, что читаешь. 
У Марины еще удивительные рисунки песком, здесь у меня есть ее рисунки по картинам Шагала.
Наталья_Сафронова   (27/06/22 10:03)    

Хорошая пьеса, Наташа.) Такое переплетение судеб, и несколько временных срезов, и ситуация, вроде бы, обыденная, легко узнаваемая. Читать было очень интересно!
Туранга   (30/04/22 10:16)    

Настя, спасибо. Обрати внимание, что две иллюстрации Марины - это коллажи
Наталья_Сафронова   (30/04/22 18:30)    

У Марины очень необычный взгляд.) Есть у меня мечта - выпустить книгу рассказов, и иллюстрации к ним я вижу именно такими...
Туранга   (30/04/22 18:45)    

Это называется психоделика.  Марина предложила на выбор разные техники для иллюстраций, я выбрала такую.  тут мы с тобой совпали.
Наталья_Сафронова   (30/04/22 18:49)    

Здравствуйте, Наталья:)) Это у нас первая пьеса на сайте:))) Классно:)

НЕВЕСТА. Сегодня смою с себя всю прошлую жизнь – и, чистенькая – шагну в новую, замужнюю. Я еще никогда не была женой… Девочки, как это – быть женой? - красиво сказано:))

Как интересно показаны взаимоотношения... у каждого свои интересы (извините за тавтологию)... кому отдел, кому продать чего-нибудь и побольше...

ОДНОКЛАССНИЦА. Ставит трудную цель и– опа!– добивается. - пробел после тире и "о-па!", слитно не пишется это междометие

ОДНОКУРСНИЦА. У тебя тихая красота, нерезкая, в глаза не бросается. Зато в сердце остается надолго. - классная фраза...

Появляется женщина, как две капли воды похожая на Лену, в нарядном платье и туфельках послевоенной поры. Приложила руку козырьком к глазам и смотрит «в даль», как будто ждет кого-то. Это Ленина бабушка. - здесь всё же "вдаль" слитно

Странно я себя сейчас чувствую. Как будто и рада, что зря Шурика ревновала всю жизнь – и как будто он мне не так уже нужен. - да уж поворот... интересно....

Появляется бабушка. Вся ее поза выражает ожидание. Ей навстречу выходит Шурик, молодой мужчина в современной ультрамодной одежде со скромным букетиком цветов. Бабушка всматривается в него.
БАБУШКА. Андрюша? Одет чудно как-то? Давно тебя не видела, уж и лицо-то забывать стала. Андрюшенька мой – и глаза голубые, и волос курчавый… Дай-ка я по волосам проведу… жесткие, как проволока, только у Андрюши такие были. Пойдем домой, родной мой, ненаглядный…
Лена и Оля тоже всматриваются в мужчину, держатся рукой за сердце.
НЕВЕСТА. Бабушка, как тебе не стыдно… Ты моего жениха уводишь! - не понял... жених же Пётр, кажется... или она увидела Петра в Шурике??

СОСЕДКА. Кошмар, честное слово, кошмар… Жуть на цыпочках! Когда меня Миша бросил, я сразу устроилась на вторую работу. Не потому, что мне не хватало на жизнь, а чтобы не входить в пустые стены. То есть, я, конечно, все равно входила, надо же где-то ночевать. Но я приходила – и падала на постель, и спала без снов. Это совсем другое, чем размазывать сопли у подруг, рассказывать им, что тебя бросили. Просто работаешь и работаешь – и ни о чем, кроме работы не думаешь. - да... интересная деталь человеческой судьбы...

Да уж, финал....

Интересная пьеса, Наталья... такое переплетение судеб... и мистики... спасибо, с интересом прочитал...
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (11/03/21 03:38)    

Спасибо, Лис.
"опа" - действительно, междометие, но пишется вроде бы слитно.
да, "вдаль" поправлю сейчас, спасибо.
рядом с бабушкой невеста увидела Шурика, потому что любила его всю жизнь.
Наталья_Сафронова   (11/03/21 09:45)    

Здравствуйте, Наталья:)
я по поводу последнего... это я понимаю (почему увидела его), но она же сказала:
"НЕВЕСТА. Бабушка, как тебе не стыдно… Ты моего жениха уводишь!", а Шурик же не жених её, а возлюбленный, любимый... ну как-то так...

Про "опа" - да, посмотрел, Вы правы... а я не знал:) спасибо:)

Радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (11/03/21 09:50)    

ну, не знаю, так написалось.  как правило, то, что пишется само, интуитивно верно.
встречи с бабушкой - они все-таки вне времени.  вероятно, был момент, когда Лена считала Шурика суженым.  и потом - "любимого уводишь" - не звучит. звучит - "жениха уводишь".

спасибо, Лис.  у Вас редкое свойство пропускать тексты через себя, это дорого.
Наталья_Сафронова   (11/03/21 09:59)    

ладно, пусть будет таким фантастическим моментом... может, она в порыве сказала?:)
спасибо:))
Алексей_Лис   (11/03/21 10:01)    

пусть будет:)
спасибо!
Наталья_Сафронова   (11/03/21 10:05)