Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Эпистолы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Безжалостность творчества. Реторта алхимика. Призраки любви   (Фрагорийский)  


Так уж устроены люди. Любят мертвых поэтов, но в упор не видят живых. Мёртвых легче любить наверно. Признал — и приобщился в «вечному».
Так что подождем… Начнут умирать — и сразу у всех слух включится, и любовь проявится. Увидим стихи, услышим их «дивные голоса»...

Из письма М. Цветаевой Петру Юркевичу: «Мне не нужно любви, мне нужно понимание. Для меня это — любовь. Я могу любить только человека, который в весенний день предпочтёт мне — берёзу. Это моя формула»

Из письма М. Цветаевой Пастернаку: «Мой любимый вид общения — потусторонний — сон, видеть во сне. А второе — переписка»


Рот как мед, в очах доверье,
Но уже взлетает бровь.
Не любовь, а лицемерье,
Лицедейство — не любовь!
И итогом этих (в скобках —
Несодеянных!) грехов —
Будет легонькая стопка
Восхитительных стихов.

20 ноября 1918,
из цикла М. Цветаевой «Комедьянт»


… В стихах, музыке, изобразительном искусстве интересен сам автор, и в первую очередь, в том, как он сообщает миру о себе или о ком-то. Чем талантливее написано, чем больше любви и мастерства в материале искусства — тем интереснее нам та личность, которая находится «за кулисами», за историей создания произведения.

Читатель часто испытывает жгучий интерес к адресату того или иного стихотворения, рассказа, картины. Хочется узнать, чья тень, жизнь, чей призрак светится за строками посвящения.

Стихи не посвящаются. Или — посвящаются, точнее говоря, формально. Они просто могут быть связаны с конкретными людьми, которые послужили поводом, спусковым крючком. Но редко — значат что-то большее, чем просто стихи. Кто-то скажет — цинично. Выходит, ничего святого — всё является лишь сырьем для текста. Наверное, так и есть… Техника. Лирика. Других людей там нет. Только автор — и всё. В стихах нет никого… Только ты. Один. Всегда — один.

Люди, образы, эмоции, ситуации — перерабатываются, как химический состав в реторте алхимика. На выходе же остаётся совсем другое. Текст. Стихи. Просто искусство. Не больше. Теплота человеческого сердца и холодная игра ума. Иногда пишешь вообще — не о себе. А как еще объяснить, что происходит у тебя внутри?

danke


«wilder wein»
от Rammstein
яд надежды и риска
у запретной любви
крови вкус василиска
замечательно больно
без тебя — «ohne dich»
помечтала? довольно
danke, кончился стих
...........................Марья Щукина


Жестокий стишок. Люблю тексты М. Щукиной — за честность. Романтизм облетает со слова «любовь» с каждым звуком тяжелого металла, звуки которого присутствуют за кадром на протяжении всего стиха. Привычные сантименты гаснут в «Wilder wein» от Rammstein — эстетизация безобразного естественна, но кажется бесчеловечной.

Но я не об этом, а о странной жестокости, иногда бесчувственности, поэтов, писателей, артистов, художников — к тем, кто их вдохновляет.

Там, где касается творчества, реальные люди как бы отходят на второй план. Всё переплавляется в личном опыте — и выражается в созданных предметах искусства. Строительным материалом является буквально все… Хотя это всё — зачастую живые люди, живые судьбы, прикасаясь к которым — вольно или невольно — художники изменяют их, воздействуют на их жизнь. И очень часто такие столкновения становятся чуть ли не фатальными.

Я о безжалостности говорю. О том, что привязанность к творчеству довлеет над привязанностью к людям. О странном холоде по отношению к людям из прошлого. О цинично-бесчувственном порой отношении к людям из настоящего. Артефакты искусства одухотворены призраками любви.

А что художники, творцы, ремесленники… «Комедьянты», «лицедеи»… В их отношении к близким людям сквозит эмоциональный инфантилизм и безответственность в обыденном, обывательском значении слова. Поэтому и платят по самому высокому, штрафному счету, Судьбе — здоровьем, жизнью, честным именем, непониманием, одиночеством.

Но иначе они не умеют. Не могут. Да и права, наверное, нет — иначе. Поэтому вслед за творчеством в судьбе любого художника следует расплата. Искупление. И покаяние.

… Бывают счастливые люди среди артистов, художников, поэтов, наверное. Я не встречал.

Судьба художника (я о тех, кто создает искусство, а не имитирует его, клепая муляжи) — не бывает благополучной. Чем сильнее творчество — тем труднее судьба.
Не говорят вслух о том, что думают по поводу своих родителей, например, дети их, близкие, любимые. Как правило, там не все благополучно.
Любой художник — в большой мере эгоистичен, защищая себя от быта, от вторжений на его личную территорию, от ограничений личной свободы. Иначе конец творчеству. Я об этом.
… Да я не спорю. Не спорю я... Просто говорю о неизбежном конфликте между творческой личностью и близкой средой. Она же — и питательной средой является для творчества. Такое вот духовное людоедство… Я понимаю, всё взаимосвязано.
Только мне и тех, и этих жалко.
По человечески...

Примечания:

*Rammstein — название немецкой музыкальной группы. Так называется военная база США, расположенная в городке Рамштайн (Германия), вошедшая в историю трагедией на авиашоу (1988 г.), когда в результате столкновения трёх самолётов пострадало около 300 человек, 70 из которых погибли.
*Wilder wein (нем.) — дикий виноград
* Оhne dich (нем.) без тебя
*Danke (нем.) — спасибо
Опубликовано: 26/04/21, 17:25 | mod 26/04/21, 17:25 | Просмотров: 280 | Комментариев: 13
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (13):   

Мы сами создаём вакуум, в котором находимся, и нас это устраивает. За всё надо платить, и за талант тоже...
Туранга   (28/04/21 11:27)    

Не знаю)
По-разному бывает.
Можно ведь и не писать, и допускать что угодно на своей личной территории.
можно и крестиком вышивать)
Фрагорийский   (28/04/21 11:45)    

А ты "Всё на продажу" Анджея Вайды смотрел? Там тоже об этом wink
Ветровоск   (28/04/21 08:58)    

Не, не смотрел. А стоит? Я не люблю затянутый фильмов. мне нравится все динамичное и событийное.
про чувства я засыпаю)
Фрагорийский   (28/04/21 09:56)    

В двадцать я четыре раза посмотрела =) Сейчас - не знаю, но это классика кино smile
Ветровоск   (28/04/21 11:10)    

Посмтрю)
Фрагорийский   (28/04/21 11:46)    

Здравствуйте, Юрий:)

здесь одну кавычку можно исправить: которая находится «за кулисами", за историей создания произведения.

Эх... интересные мысли, Юрий... но мне это сложно "переварить" сейчас... надо ещё прочитать позже... 

Радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (28/04/21 07:24)    

Спасибо, исправил)
Фрагорийский   (28/04/21 09:57)    

Ейеикддиеедкд к до-диез
Marara   (28/04/21 05:59)    

До-диез расшифровал! А вот это, то что перед ним - не-а. sad 
Фрагорийский   (28/04/21 06:21)    

Тысячу извинений!
Это был непонятный глюк компьютера, который привел к абракадабре в комментарии. Я бы и До-диез не расшифровала, не знаю, откуда он к Вам под эссе залетел.
Я просто хотела сказать, что в мире непоэтов все абсолютно так же. Просто все личности, которые что-то выносят на общий суд попадают под свет мощного прожектора; то, что у "просто" людей тает в тени, тут - на свету. О неизбежном конфликте между творческой личностью и близкой средой можно, конечно, говорить, но любая личность с близкой средой конфликтует с не меньшим пылом.
Marara   (30/04/21 19:50)    

Марина!
А я голову сломал!
Думал, вот я невежа, не понимаю что мне говорят)))
Фрагорийский   (30/04/21 22:19)    

Я писал о творчестве. а не о простом эгоизме.
вопрос - что на кону.
это другая история, и топливо другое, и продукт, так сказать, страданий - другой.
в бизнесе это деньги на выходе. а из поэмы например не сошьешь штаны, как говорил Саша Черный.
в общем, тут совсем другая алхимия, другая цена, другое совсем на кону, т.е. по сути - все другое.
похоже? внешне да. но внутрнне - ничего общего.

то что у творческого человека - жертва с обеих сторон, в других случаях чаще всего просто эгоизм, бытовуха, а нередко и просто свинство от распущенности.

ну я так думаю)
Фрагорийский   (30/04/21 22:23)