Доброго времени всем!
Хочу предложить вам подборку стихотворений к Рождеству: как запись внутреннего перехода от внешнего холода к тихому утверждению присутствия. Здесь нет единого тона – есть полифония: ироничная зима, уставший ангел, гном, обнимающий игрушку, эльф, болеющий разлукой, и снег.
Это не ожидание чуда. Фиксация момента, когда чудо ещё не случилось, но уже перестало быть невозможным.
1. «Зима» – Анна Лисицина http://litgalaktika.ru/publ/18-1-0-256 Зима здесь – не фон, а действующее лицо: дерзкое, ироничное, почти матерински-назойливое. Она возвращается, не спрашивая разрешения, и не ждёт благодарности. То грубовата «треснуть бы по башке», то – неожиданно мягкая, дарит конфетки всем подряд:
«Только я же добрая, я ж зима,
мать моя метелица, помоги!» 2. «Время снегов и счастливой жизни» – Кляксой http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-954 Лёгкость, почти эфемерность: снег – не беда, а «хрустальный праздник», жизнь – не тягость, а миг, когда «пазлы сошлись»: летящее время, смех, объятия, лунное небо. Это не воспоминание, а словно мгновенное причастие:
«Пазлы сошлись – Рождество и ёлка,
взгляд заискрился на миг короткий». 3. «На старой звоннице» – Ольга-Клен http://litgalaktika.ru/publ/37-1-0-8922 Здесь звук – не украшение, а ритуальный каркас жизни. Колокола «готовят праздник естества», то есть вшивают святое в плоть бытия. Звон не гаснет после Успенья, он меняет функцию: от восславления к подготовке. Не молитва – ожидание. Не экстаз – работа:
«От Успенья и до Рождества
Колокол звонит уже обрядово
И готовит праздник естества».
4. «Зимние яблоки» – Алёна Нестеренко http://litgalaktika.ru/publ/13-1-0-14576 Яблоки – не символ, а жест веры в цикл. «Незрелые» они лежат в корзине , и всё же станут шарлоткой к Рождеству. Автор не жалуется на разлуку с летом, закладывает лето в будущее: «мне снится сад – до ледохода». Прощение, полученное с небес, автор раздаёт людям приятным:
«На Рождество и на Крещенье
Достану яблок ароматных
И, получив с небес прощенье,
Я угощу людей приятных». 5. «Под Рождество» – Владимир Печников http://litgalaktika.ru/publ/40-1-0-8456 Искренняя, почти разговорная лирика. Герой удивлён: «немного мне сегодня непривычно». Праздник приходит как чудо-волшебство, которое «случается, порой». Главное – состояние: «испытать тот трепет чувств прекрас!».
И очень уютное авторское пение:
«Невозмутимо падают снежинки,
Мне каждый взмах их лучиков знаком.
Перед глазами чудятся картинки
Из детства..» 6. «Рождественский сочельник» – Владимир Ложкин http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-19901 Праздник здесь – телесный: снег как «нега», кот на коленях, свеча, «яркая, как звёзды священной свет». Нет трагедий, нет глубинных вопросов. Только детская жажда чуда. Особенно убедительно: «скинуть лет балласт, чтоб душе – как снег – стать белой».
И главное – не «Бог пришёл», а «Бог в сердце». Всё – оттуда:
«Стол со снедью – к Рождеству.
С Богом в сердце всяк не беден». 7. «Канун Рождества» – Николь Аверина http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-8532 Тишина здесь – насыщенное ожидание. Герой не торопится, «будет долго смотреть на луну», «слушать и пить бесконечность». Особенно сильна переходность: от «электрички в безмолвье» – к «словам, занимающимся, как в печке поленья». Рождество не врывается – вспыхивает: не в небе, а в речи, не в храме, а у избы.
«Тихо скрипнет калитка. Мгновенье –
хрустнет наст под ногой, и слова,
занимаясь, как в печке поленья,
жарко вспыхнут – канун Рождества». 8. «Накануне Рождества» – Андрей Коровёнков http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-8550 Здесь – почти философская ирония: снег – это «круженье миллионов фей», спущенных «на краткий срок, дабы изгнать пороки». Но автор не верит в полное исцеление: «вряд ли феям хватит ночи». Зато замечает главное: даже «суетливым горожанам» кажется – снег странный. То есть свет всё же проникает. Не через проповедь, а через ощущение:
«суетливым горожанам,
Не замедлявшим вечный бег,
Казалось: снег сегодня странный.
Какой–то необычный снег...» 9. «Рождество» – Фрагорийский http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-3082 Самое гармоничное и музыкальное стихотворение в подборке: ритм мерный, почти колыбельный. Всё происходит внутри: «ты становишься всё тише, и красивей, и добрей… и светлее, и счастливее чуть-чуть». Чудо – не в явлении, а в изменении восприятия: «ангел гладит спины гончих псов», «восстановлено водою с Богом древнее родство». Онтология покоя:
«Затихают споры, ссоры,
и на сердце всё теплей,
стынут хрупкие узоры
на мерцающем стекле. Три волхва сидят на крыше,
кот мурлычет у дверей.
Ты становишься всё тише,
и красивей, и добрей.». 10. «Рождество» – Ольга Альтовская http://litgalaktika.ru/publ/13-1-0-8524 Контраст: «ветер рушит сумерки», «стонут ветки», «бестолково срывается снег», против которого – «свечка Веры, зажжённая в смуте». Южное Рождество, без мороза и пушистых снегов, «мир проснулся и дышит в надежде». Праздник – не в погоде, а в воздухе: не в декоре, а в дыхании.
«Это южный январь баламутит.
Но чем сумрачней день, тем живей
Свечка Веры, зажжённая в смуте,
Песня Праздника в сводах церквей. Взор согреется, мертвенный прежде.
Даль откроется, светло-чиста.
Мир проснулся и дышит в надежде
На спасенье с рожденьем Христа.» 11. «Игрушечное Рождество» – Елена Ланина http://litgalaktika.ru/publ/29-1-0-8499 Волшебство здесь начинается легко: гном будит игрушки. Но тут: «Там, за веткой – силуэт – недвижим, как камень». Эльф одинок и причина ясна: «ты разлукой болен». Разрешение – не чудом, а жестокостью и милосердием одновременно: мальчик отбирает эльфийку и возвращает её. Праздник возможен, только если восстановить пару:
«Наступило Рождество!
На пушистой ёлке
мирно дремлет волшебство,
трогая иголки.
Спят сосульки, мишура,
эльфы, гном и совы.
Вновь пришла чудес пора -
с Рождеством Христовым!». 12. «Святое Рождество» – Ирина Ашомко http://litgalaktika.ru/publ/8-1-0-26984 В мире, где всё летит в Лету, есть одно – неизменное, не требующее согласия.
Оно просто есть. Как дыхание. Как ночь. Как возврат.
«Вращается земля. Летят мгновенья в Лету.
В них стартов и финалов жизни естество.
У каждого живут свои в шкафу скелеты,
Но общее на всех - Святое Рождество!»
Эта подборка – не просто сборник рождественских стихов,
последовательность перехода:
– от зимы, которая требует войти, к свету, который уже горит,
даже если никто не зажигал,
– от «непривычности» – к «счастливее чуть-чуть»,
– от «странного снега» – к убеждённому: «общее на всех».
Потому что
Рождество – не событие в календаре.
Это – момент, когда впервые за долгое время ты замечаешь:
снег не падает.
Кланяется. ***
И летит Рождественская сказка_Стихи, мелодия, вокал Ирина Ашомко
Это семьдесят седьмая публикация проекта «Туманности». Полный интерактивный каталог проектов Созвездия и Миры
Великолепная подборка, спасибо за красоту
Рада, что Вам понравилось!
Благодарю за отклик!
С Наступившим!
Радости и добра!
Рада, что Вам понравилось!
Рада, что Вам откликнулось!
Благодарю за отклик!