О стихах без пунктуации. Из дискуссии на страницах литературного альманаха
В новом веке в отечественной литературе в ужасающем объёме расплодились стихи без соблюдения норм синтаксиса, без пуктуации. Что Вы можете сказать об этом явлении и каково Ваше личное отношение к такого рода стихам?
Я не вижу «ужасающего» масштаба распространения таких стихов. Люди пишут по-разному. Скажем так: иногда в поэзии встречаются стихи без знаков препинания.
«Расплодились» стихи с синтаксисом/пунктуацией после Аристофана, в античности ещё. До Аристофана древние греки запросто обходились без знаков препинания. Это запад или не запад – греки?
В русской поэзии пунктуация появилась с конца 18 века. В фольклоре вообще не было никаких знаков – это пелось и всё.
Маяковский писал без знаков препинания, без заглавных букв (знаки расставлял муж Лили Брик, бизнес есть бизнес – ничего личного)
Существует практика написания песенных текстов - тоже без знаков пунктуации, потому как их не споёшь, и несовершенство и запутанность конструкции не спрячешь за двоеточиями, запятыми и прочими ухищрениями. Особенно в рок-н-ролле это часто практикуется. Только не путать с текстами для песен, я более широко трактую песенность, как кантилену, музыкальность текста, интонационную природу фраз в тексте. На поэтический текст как на художественное произведение влияет много факторов. В том числе и песенность.
У Вас лично был опыт создания таких стихов без пунктуации? Что Вы при этом ощущали?
У меня таких стихов немного. И они не хуже, чем стихи со знаками препинания. Ощущения? Ну, я не знаю. Обычные ощущения, такие же, как и при написании стихов со знаками пунктуации.
Вообще я не понимаю проблемы. Её нет, она надуманная. Один художник маслом рисует, другой – карандашами, углем. Третий пером. Один штрихами, другой – несколькими скупыми линиями создает выразительный рисунок. Это просто одна из форм техники минимализма и всё.
А есть вещи, созданные бесталанными художниками. И чем бы они ни малевали – изображения не станут произведениями искусства. Так и в поэзии – один без знаков создает живую поэзию, другой со знаками – лепит из слов какую-то псевдопоэтическую мертвечину.
Есть такое понятие, как «инструментовка» текста. Она может быть скупой или наоборот. При минимуме знаков препинания или при их отсутствии возникает особая атмосфера – разная, по разным причинам, по разным мотивам созданная. При таком написании обнажается конструкция, возникает чистый текст, только слова и всё. Смыслы в чистом виде. Поэтические рисунки двумя-тремя штрихами. Ну, это такая, например, условно говоря, импрессионистическая техника написания стиха. Или косвенная отсылка к фольклорной традиции. Это только примеры – резонов писать без знаков препинания гораздо больше.
В общем, если отсутствие пунктуации работает на создание образа – это имеет смысл. А если этот прием не несет нагрузки выразительной – то это просто дань моде.
Письмо в такой технике требует некоторых условий.
Во-первых, текст должен быть не длинным (и по вертикали, и по горизонтали). Поэму в такой технике писать точно не стоит.
Во-вторых, текст должен быть идеален в некотором смысле, идеален с точки зрения последовательности слов и взаимодействия звуков. Идеально выстроена должна быть каждая фраза. То есть текст должен быть предельно простым и внятным.
В третьих – должны быть особенные образы – яркие, метафоричные, иначе это не будет «работать».
Должна быть прозрачность, ясность. Иногда в результате использования такой техники возникает «потусторонняя», мистическая атмосфера, или, например, предельно лёгкая, почти бестелесная. Иногда так имитируется бормотание, без эмоций, как радио. Смотря что хочет показать художник слова в качестве образа.
В любом случае это должно применяться осмысленно, быть оправдано замыслом.
На Ваш взгляд, какие мотивы толкают авторов на сочинение стихов без знаков
пунктуации (слабое знание синтаксиса, дань моде, стремление к оригинальности или нечто иное)?
Авторы разные. Одного толкает вдохновение и поиск гармонии, другого тщеславие и желание примкнуть к творческой тусовке, которая объявляет это модным трендом. Третий пытается подражать мастеру, четвертый – экспериментирует, ищет какие-то формы, которые бы максимально были созвучны тому, что он пытается воссоздать в тексте, отразить в поэтически организованных словах.
Авторы разные – и мотивы у них разные. Один следует моде, пытается соответствовать ей внешне, имитирует поэзию, ставя во главу угла этот приём и всё подчиняет этому приёму. Это приводит к формализованным высказываниям. Таких версификаторов хоть пруд пруди – и не важно, какая у них техника.
Другой наоборот, ломает правила изнутри, создавая нечто необыкновенное, необычное. И тогда техника занимает подобающее ей место. Просто – средство выразительности.
Известно, что это пришло к нам из современной западной поэзии. Сначала отход от синтаксиса, потом отсутствие рифмы, далее отказ от ритма и т.д.
Для чего это делается там и зачем это нужно нам?
Ну тут сам вопрос некорректен. Вернее, несколько вопросов вызывают возражения как факт. Они же типа риторические, да?
О том, что это внезапно пришло с запада – утверждение сомнительное. Я привел примеры выше. Это ещё античная традиция.
Зачем это нам нужно. Нам это кому? Поэтам, читателям, или вообще носителям русского языка?
А нужна ли высшая математика бухгалтеру, или симфоническая музыка глухому человеку? А стереометрия нужна пахарю?
Если стихи интересные, мастерские, хорошие – они нужны, если они написаны дурно – они не нужны. И то я бы поостерегся идеализировать. Иногда с помощью дурных стихов снижают интеллект целого народа. Особенно если к этому подключить дурную музыку, дурную скульптуру, испорченную речь, дурные манеры и прочие уродливые штуки, антиэстетические. – и тем кто это делает, нужно всё дурно сделанное, сколоченное, слепленное.
И еще я бы не смешивал всё со всем, перечисляя пункты катастрофической траектории краха всей поэзии с обрушением ритма, рифмы и так далее… из-за отсутствия знаков препинания в каких-то стихах, у каких-то авторов. Я бы не запихивал весь сыр в один вареник. Ритм может быть, может не быть в стихах без знаков препинания, рифма может быть – а может не быть. Белый стих известен с древности, стихи без четкой ритмической конструкции тоже. Языческие заговоры, хороводные тексты, и прочие языческие игровые речевые забавы. Это культура древняя, можно сказать – традиционная.
А те же древнерусские тексты культовые, знаменные распевы, молитвы – это ведь тоже поэзия. Так что запад тут ни при чем. Запад может влиять – может не влиять, одних обогащать, других превращать в мартышек-подражательниц.
Вообще русский язык мощный инструмент освоения реальности, любые влияния переработать способен и ассимилировать в своей культурной традиции. Если надо – и обезвредить.
Творчество это синтез. Я имею в виду творчество высокое, то, которое дает жизнь произведениям искусства. А не дилетантские потуги заполнить свой досуг сочинением кустарных эклектических поделок под условным названием «стихи».. И не важно – с пунктуацией они или без.
Стоит ли с этим явлением как-то бороться или можно пустить всё на самотёк?
Почему?
Вообще борьба в эстетике оправдана только тогда, когда она происходит на уровне ценностей, в высшей области, в сфере смыслов. А борьба на уровне технических приемов – это дикарство какое-то, пошлость. Когда одна тусовка с другой не ладят или поделить какие-то условные пряники не может. Это корыстная борьба за читателя, за зрителя… Причем борьба такая зачастую происходит нечестно. В искусстве главное результат, он должен быть гармоничным. А уж как это достигается – автору-художнику виднее.
П.Ф.
Приведу два примера.
ЭВРИДИКА СФИНКСЫ И КРЕСТЫ
и мы приходили кормить своих сфинксов тюльпаном и белой гвоздикой
на набережной воскресений
напротив крестов
где Анна одна Эвридика пришла за всех безымянных
стоит под февральским снегом
и нет холоднее реки
я знаю
она не уйдет
пока Орфей последний не выйдет
знаешь
это так дико
в реке новостей царапнула слух случайная весть о том
что кресты на продаже
сфинксы молчат и никуда не уходят
зима похожа на крест с тюремным окном
в котором
если не испугаться и подойти поближе
можно увидеть
в Париже
на месте Бастилии
несколько слов на табличке о том
что теперь
здесь танцуют и всё будет хорошо
ici l"on danse, ah ça ira, ah ça ira!
© Иванчай Таня
НЕВОД НА СОЛНЦЕ
словно раздвинув небо высокое
смотришь куда-то выше, сквозь
цепенеют вокруг, окают
брось
невод на солнце, глядишь, не сгорит
камень в песчинки расколется
после любви
разбегаясь с горы
далёкой твоей околицы
совком зачерпни, ведро набери
хватай шелковичный воздух
однажды и ласточки, и журавли
вернутся в родные в гнёзда
© Елена Лесная
Прекрасная, глубокая поэзия. В первом - пунктуация не нужна вообще, всё решено графически. Во втором - часть знаков удалена сознательно, подчеркивая, что выделенные графикой текста знаковые слова одномоментно привязаны к предыдущей и последующей строкам. Очень красивое решение.
Согласна, что стихи без пунктуации вполне могут существовать, если это работает на образ. Бормотание, захлестывающие эмоции, вообще эффект о т с у т с т в и я... Но это не то, что безграмотность или лень озаботиться знаками препинания. И точно, что не нужно обобщать и валить всё в одну кучу.
Созвучны ваши мысли, особенно, когда начинают натягивать свой опыт на автора поэта и требовать непременного объяснения.
Я за соблюдение пунктуации, но меня не коробит отсутствие запятых в тексте. Наоборот даже дает некую свободу, воздух в тексте.
Про блюстителей, хохочу в голос. Иногда так стараются, что не видят за содержанием главного оригинального текста и эмоций.
Еще раз спасибо за статью и что делитесь своим опытом.
Но внятным однозначно должен быть.
Пару лет назад мне часто попадались стихи без пунктуации. Пришёл к такому умозаключению: классные стихи без пунктуации при расстановке знаков препинания не потеряют своей классности (возможно, некоторая часть энергии визуализации и пропадёт, но не критично), но, наоборот, классные стихи с пунктуацией при удалении знаков это в большинстве случаев провальная затея.
И да, согласен - недавно готовили с редакториней подборку одного замечательного поэта, он пишет вообще без знаков (почти). Журнал требует соответствия литературным нормам. Расставить знаки пришлось - стихи стали ещё лучше. Автор не возражал.
Я там как раз пишу - такие тексты не должны быть длинными - ни вертикально, ни горизонтально. Всё там прекрасно читается.
И плюс - фразы должны быть отточенными, синтаксис должен быть построен безупречно, текст ясный.
Когда текст выстроен правильно - не ощущается что он написан без знаков препинания.
я сам порой пишу без пунктуации - смысл бы записать, ну или поэкспериментировать немного.
Поэтому мнение очень интересное, и статью ещё пару раз перечитаю.
Как-то читал стихи без знаков - длинные строки, длинные построения фраз. Было тяжело читать - пока сообразил, что автор в виду имел, и к чему что относится)
Но и понимать, как писать такие стихи, как применять такую технику тоже надо