Мысли… Забавные обезьяны, которые раскачиваются на лиане, перепрыгивая, с дерева на дерево. Они так ловко это делают, за ними невозможно уследить. Пытаешься зафиксировать, переложить на бумагу, придав определённый художественный вид.
Вид… Вот именно ВИД… А зачем о нём думать? Не проще ли просто запечатлеть этот миг.
Хорошая фотография привлекает нас именно этим – переданным настроением. Человек, который позирует, мёртв. Нет, он жив… Он красив, правильно направлен свет, скрыты все недостатки, подчёркнуты достоинства. Но он в напряжении, неестественная поза, искусственная улыбка…
Почему произведения одних притягивают, а при чтении других становится скучно… Возможно, именно поэтому.
Как-то меня спросили о том, кто из поэтов мне нравится. Мне кажется, что это слово здесь не совсем уместно. Нравятся многие. Кто зацепил… Обычно человек читает не то, что хорошо по мнению критиков. Его привлекает близость взглядов, некая общность. Это как любовь...
Кому-то Пушкин, кому-то Юрий Кузнецов… Он не широко известен, некоторые стихи не совсем понятны, но притяжение необыкновенное. И разве не чудо его первые стихи, написанные в шестнадцать лет:
"Обзакатились с яблони листья,
в тёмный сумрак пути разошлись,
провода над забором повисли,
как тяжелая смутная мысль.
Посреди этой скуки и грусти
стынет лужа с забытым шестом.
И в немытый стакан захолустья
цедит дуб жёлтый лист за листом."
Магниты… Одного тянет к блондинке, другого к брюнетке… Но их много. Привлекает далеко не каждая. Руки, ноги, грудь…
Голова… А так ли она важна, если притяжение? И никуда от него не деться… И что? Получается, что ты увлёкся пустышкой…
Но тем и отличается хорошая жена от любовницы. Любовница для отдыха, разнообразия, утех…
А к жене хочется вернуться. Хорошая жена чувствует настроение, она не пытается переделывать, навязывая своё мнение…
Да, у тебя есть определённые обязанности, но они тебя не тяготят… нет элемента назидания.
А обезьяны продолжают прыгать… Объектив фотоаппарата не успевает их фиксировать.
А я продолжаю размышлять… А кто я? Жена… любовница… Скорей, второе. Он забегает на мою страницу на минуту. Воздушный поцелуй, пара незначительных фраз.
И как сделать так, чтобы к тебе захотели вернуться?
В фотоаппарате есть такая функция – приближение кадра… Возможно, приблизив, я смогу разглядеть этих глупых обезьян и правильно передать их настроение… Возможно…
Но пока обезьяны продолжают раскачиваться, и сквозь заросли лиан я вижу корабль, маленькая точка, видны только очертания. Но это точно корабль… И этот корабль – надежда…
2013
спасибо, Оля!
С уважением, Влад.
С интересом прочитала твои размышления, Оля.
Текст без души - это всего лишь набор букв по правилам языка.
Образы отражают мысли, истинные чувства, мечты, фантазии, наш опыт, наконец...
Или подсмотренную зарисовку из жизни. Как это богатство уложить в строгую матрицу техники...
Иногда получается, а чаще живое прорывается насквозь и проникает в души читателей...И там живет своей жизнью...Как долго? Иногда миг, иногда - годы.
Бывает, и несовершенное совершенно. Вот такая нелепица. А разве человек - это идеал?
И у каждого свой читатель. Мы разные. Пусть я в произведениях кому-то жена, кому-то мать, кому-то подруга и любовница. А бывает - отец. Даже дед. Иногда чужой, униженный, злой и оскорбленный. Как много там меня? Может, просто сопереживание. И только. Но этого хватает для незримой связи.. Иногда помогаю
взглянуть на себя со стороны.. И только. Не у всех в душе светло. Но у всех есть шанс найти свет.
.Мы и проявляемся на разных уровнях сознания и подсознания. Живем..
Денис у поэзии в любовниках:) ты размышляешь, "как сделать так, чтобы к тебе захотели вернуться?" Размышление о женах и любовницах забавное, конечно, но в чем-то верное. У каждого есть любимые авторы. К кому-то приходишь в определенный период времени, к кому-то возвращаешься часто. Какие-то произведения живут внутри, даже если ты их не перечитываешь. У меня каждый автор ассоциируется с одним-двумя произведениями, самыми главными для меня. Лермонтов - это "Герой нашего времени", Юрий Кузнецов - стихи об отце (Шел отец, шел отец невредим через минное поле" и "Что на могиле мне твоей сказать? Что не имел ты права умирать?") Читаешь, конечно, больше. Но вот такое самое-самое для тебя - дорогое.
И в творческом процессе, конечно, важно - отдавать, делиться, хочется, чтобы читали. Важно творческое общение с собратьями по перу (Спасибо команде сайта, мы общаемся:)) поэтому и на конкурсах хочется комментариев и обзоров, а не только распределения мест - и это тоже, кстати, делается, я вижу). Но все-таки пишем, потому что пишется. Навряд ли кто-то пишет и думает: как бы написать так, чтобы читали? То есть понятно, что читателя нужно уважать и непотребное ему не подсовывать. Но все-таки пишем для себя.
Даже эти мои эссе. Сегодня разговаривали с Денисом, зачем я их пишу. Никакого толчка для творческого роста автора там нет (это мои переживания). Но вот почему-то пишутся. Ярко помню, как написалась такая портретная зарисовка об актрисе (заметки о своем театре я часто писала, конечно). Но вот такой эмоциональный отзыв о творчестве, совсем не потому, что нужно было рекламировать спектакль - просто наплывали строки. Причем в течение дня некогда было на них отвлекаться - записала вечером, когда появилась возможность сосредоточиться. Примерно так же с первыми зарисовками о поэтах. Понятно, что потом уже возникает мысль - порадовать человека. И радуешься, если это еще кому-нибудь нужно. Но поначалу - пишется.
Ведь нас никто не заставляет, правда? Никто не заставляет писать. Читать - тоже не входит в обязанности. Значит, это только потребность души. Помню, как открывала для себя прозу (прежде всего прозу, хотя у нее очень хорошие стихи) Татьяны Гоголевич. Тоже ждала вечера, чтобы открыть новый рассказ, заранее радовалась. Сейчас не встречаю у Тани собственно новых произведений. Но она всю свою жизнь превратила в литературу:) Пишет множество постов в ФБ своим хрустальным слогом - очень много читателей. Иногда читаю, интересно.
А у Кузнецова именно эти стихи и помню... ещё "Гимнастёрку", про вишню - помню поразило оно меня - и другие... давно не перечитывала. Гоголевич не читала - гляну на досуге, Наташа. И надо бы нам своими открытиями делиться - прочесть всего никогда не получится, конечно. А фарватер в бескрайнем литературном море явно нужен - время бесценно и тратить без пользы его очень не хочется.
До Дениса ещё не добралась... но озвучка у него классная - слышала.
Короче... продолжай нас радовать! Это как "встреча с песней" на радио с Татарским - какие у него интонации, а голос такой задушевный... Может, помнишь? Я помню...
Жаль только, что не всегда успеваем сказать подобным людям добрые слова. А надо бы...
Меня тоже должно зацепить. Есть «идеальные» стихи, но которые мертвы. В них нет
искренности. Они как пластиковые красавицы. Внешне красивые, но пустые внутри.
Но, если испытываешь это волнение - ощущаешь настоящее счастье. Спасибо!