Мистика — взаимосвязь предметов, событий, явлений, людей, проявляющая себя в знаках, символах, неизбежности возникновения причин и неотвратимости следствий. Мистика лежит в области ощущений. Кто-то чувствует её, а кто-то — не обращает внимания на ощущения, предчувствия, подсказки, знаки. И живет не менее полнокровно. А может, и более.
Мистический круговорот событий возникает как будто сам по себе, подчиняясь чьей-то посторонней умственной силе. Кажется, скрытые смыслы каждого явления или поступка диктуются чьей-то волей извне. Знаки и дороги выкладываются и очерчиваются чьей-то огромной невидимой рукой. События выстраиваются таким образом, чтобы в конце этого заколдованного круга следствия вдруг сошлись, срослись, как паззлы, образовывая неожиданную картину — вдруг так чётко увиденную, фатальную, где не могла быть иной ни одна деталь!
Только в конце приключившегося с тобой сюжета открывается смысл того, зачем и с чего всё начиналось. Понятным становится каждый увиденный знак, оправданным — каждое предчувствие. Оказывается, в этом круговороте твоей истории не было ничего случайного. Каждая из причин была лишь преддверием сплетения всех следствий в финале, и только ради завершения и возникала в этой причудливой драматургии.
От этого необъяснимого открытия иногда захватывает дух, а иногда — стынет кровь. И ты чувствуешь себя марионеткой в чьём-то чужом сценарии, который никогда не удаётся осознать с самого начала. Лишь пророки и сумасшедшие могут охватить все элементы одновременно своим сознанием — слегка бесчеловечным, безжалостно ясным — у пророков, и жутковатым, искривлённым — у безумцев.
Я не имею в виду всю эту прикладную чертовщину в виде всяческих ритуалов, приворотов-отворотов и прочих пагубных воздействий на сознание человека. Это — не мистика, а просто скрытые психоинформационные технологии, которые принято зашифровывать в словах «магия», «волшба», «колдовство» или набившей оскомину аббревиатуре «НЛП». Всё это — лишь манипуляции с помощью смыслов, скрытых в предметах, действиях, словах...
Поэзия находится на стыке мистического мироощущения и магической манипуляции. Но если ей удается не только зарифмовать реальность или затуманить мозги эмоциями с помощью литературных фокусов, а выразить тончайшую взаимосвязь мира и души — она становится откровением, коснувшись которого, ты становишься другим. Это меняет что-то у тебя внутри, раз и навсегда.
П. Фрагорийский
Из кн.
Блокнот Птицелова/Триумф ремесленника
Что По, Лавкрафт и им подобные - душевно больные люди, и это не секрет. Да и все творческие люди в той или иной степени подвержены этой проказе. Поэтому не столько поэзия "на стыке мистического мироощущения и магической манипуляции", сколько сам творящий чего-либо - носитель сверх чувствительности и способности воздействовать на других.
Чувство, что мы марионетки, посещает. Но мы не знаем заморочек Мироздания. А оно не напрасно изображается закольцованным - символ уробороса, то есть одновременно существует всё, поэтому мы улавливаем своё будущее.
Об этом можно говорить много и долго, особенно, когда сталкиваешься с непонятным и не знаешь, чем его объяснить)
Рад пониманию, Лена)
мистике. Мистика показывает путь, направляет, помогает человеку. В то время, как
ворожба и колдовство еще больше запутывают человека. Ведут его в самую глубь болота,
где может затянуть так, что не выкарабкаешься.
Мистика стихов – очень интересна. Здесь поэт становится инструментом
какой-то небесной силы. Иногда даже сам поэт не осознает этого. А пазлы
отгадываются уже через прочтения многих читателей, причем, разные поколения читателей. Поэтому Шекспир не устарел. У него новые прочтения, новая мистика…