Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Критика и статьи
  Все произведения » Критика и статьи » Эссе » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Вести с поэтических огородов России   (Ицхак_Скородинский)  

А вот, как Вы думаете, – с чьего поэтического огорода и с чьей помощью вытащила, как бабка за репку, своё гениальное стихотворение о том, что стихи должны расти, не ведая стыда, Анна Андреевна. Ну, во-первых: в конце позапрошлого уже века все предшественники её, не на шутку увлеклись созданием своих собственных поэтических огородиков.
А главным поэтическим огородником России я, конечно же, считаю Сашу Черного. Его замечательное стихотворение «Огород», живи он во времена недоосуществлённой продовольственной программы, получило бы Госпремию СССР.
Вспомним, как это звучало.
«За сизо-матовой капустой
Сквозные листики укропа…»

«Гигантский лук напряг все силы
И поднял семена в коронке…»

«Кругом забор, седой и хилый»

«Смотри! Петрушка и пореи
Как будто созданы поэтом»
И всё это написано в год, когда была развязана Первая Мировая Бойня….
А за три года то того, как наша царственная только начала свои великие ТАЙНЫ РЕМЕСЛА – Сашенька написал такое….
«Для души купил сирени,
А для тела – чёрной редьки.
В гимназические годы
Этот плод благословенный,
Эту царственную овощь
Запивали мы в беседке
(Я и два семинариста)
Доброй старкой – польской водкой, –
Янтареющем на солнце
Горлодёром огневым…»
И выпалывая беспощадной своей поэтической рукой, лопухи и лебеду у седого забора, выращивал закусочку, предвосхищая появление в прозе конца прошлого века двух великих наших алкоголистов….
И не будем забывать, что цитируемое стихотворение все критики, и критикессы, в частности, начинают почему-то со второго четверостишия. Но оно ведь начинается так:
«Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.»
А как у людей? Вот, например, Сергей Александрович…. Уж, кажется, у него должно было быть этих сорняков навалом….
«Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве….»

«Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
козленочек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.»

Но это в самом начале, а перед революцией….
«Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.»

И после всех этих потрясений….
«Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зелёный шевелится.»
Что касается моего любимого Пастернака, то у него даже сорняки приобретают прямо-таки космические очертания….
«Гроза близка. У сада пахнет
Из усыхающего рта
Крапивой, кровлей, тленьем, страхом.
Встаёт в колонны рёв скота.»

«Плакучий Харьковский уезд,
Русалочьи начёсы лени,
И ветел, и плетней, и звезд,
Как сизых свечек шевеленье.»

«Я тоже любил, и дыханье
Бессонницы раннею ранью
Из парка спускалось в овраг, и впотьмах
Выпархивало на архипелаг
полян, утопавших в лохматом тумане,
В полыни и мяте и перепелах.»

«За окнами давка, толпится листва,
И палое небо с дорог не подобрано.»
Я сознательно искал стихи начала века, чтобы показать, как развивалась бы русская поэзия, не устрой обожравшиеся золота и земель пипловоды всем нам Первой Мировой ….
Но вернёмся к дражайшей нашей. Вот она, двадцатидвухлетняя.
«Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.»
А это она уже в зрелом возрасте….
«Пока не свалюсь под забором
И ветер меня не добьёт,
Мечта о спасении скором
Меня, как проклятие жжёт.»

«Почернел, искривился бревенчатый мост,
И стоят лопухи в человеческий рост,
и крапивы дремучей поют леса,
Что по ним не пройдет, не блеснет коса…»
И блеснула…. И прошла….

Это четверостишие знают наизусть все пишущие и читающие. Но я не могу не привести его здесь, уж очень велик соблазн, набрать эти стихи собственными пальцами….
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.»
И не буду Вас томить, привожу без комментариев стихи Фёдора Сологуба, написанные весной 1895 года в России, которой казалось тогда, что она беспредельна. А это слово – беспредельна – не имело ещё своего теперешнего, современного звучания.
«На серой куче сора,
У пыльного забора,
На улице глухой
Цветёт в исходе мая,
Красою не прельщая,
Угрюмый зверобой…»
Но и это ещё не всё. Не будем забывать, что цикл стихов «Тайны ремесла»
Анна Андреевна писала с тридцать шестого по шестидесятый год, и, что своё знаменитое стихотворение, она закончила так:
«Сердитый окрик, запах дегтя свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне…»
Предчувствовала, ведь точно, предчувствовала зелёный огонь, который шевелится теперь, с приходом свободы в России, по всему русскому поэтическому Интернету.

Опубликовано: 08/01/22, 21:35 | mod 08/01/22, 21:35 | Просмотров: 48 | Комментариев: 9
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (9):   

Здравствуйте, Ицхак:) таким огромном шрифтом и синим мне читать трудновато, поэтому я по скопированному тексту пишу комментарий...
Ну, во-первых: в конце позапрошлого уже века все предшественники её, не на шутку увлеклись созданием своих собственных поэтических огородиков. --- здесь не нужна запятая "предшественники её... увлеклись..." (субъект действие), не понимаю в этом контексте слова "предшественники её увлеклись"... предшественники - это те, которые БЫЛИ до неё... увлеклись? в текущем времени (её времени)? как это? или я чего-то не понимаю... может, увлекались?

А главным поэтическим огородником России я, конечно же, считаю Сашу Черного. Его замечательное стихотворение «Огород», живи он во времена недо[siосуществлённой продовольственной программы, получило бы Госпремию СССР. --- наверное, Вы хотели так?: недоосуществлённой

...
«Смотри! Петрушка и пореи
Как будто созданы поэтом»
И всё это написано в год, когда была развязана Первая Мировая Бойня…. --- здесь бы сделать пропуск строки, абзац...
А за три года то того, как наша царственная только начала свои великие ТАЙНЫ РЕМЕСЛА – Сашенька написал такое…. --- как-то "Сашенька" тут не звучит... ну, мои субъективные впечатления...

...
И выпалывая беспощадной своей поэтической рукой, лопухи и лебеду у седого забора, выращивал закусочку, предвосхищая появление в прозе конца прошлого века двух великих наших алкоголистов…. --- правильно по знакам препинания так:
И выпалывая беспощадной своей поэтической рукой лопухи и лебеду у седого забора, выращивал закусочку, предвосхищая появление в прозе конца прошлого века двух великих наших алкоголистов… --- честно говоря, не понял фразу... замудрённая какая-то... позапрошлый век, прошлый век... запутали вообще...

И не будем забывать, что цитируемое стихотворение все критики, и критикессы, в частности, начинают почему-то со второго четверостишия. --- Ицхак, лишние запятые проскальзывают... в запятых просто логика и ничего больше, это знаки дорожного движения на дорогах предложений, можно вот так:
И не будем забывать, что цитируемое стихотворение все критики и, в частности, критикессы начинают почему-то со второго четверостишия. --- критики начинают со второго что? и дальше у Вас "Но оно ведь начинается так"... начинают-начинаются... ну я бы предложил перефразировать вообще...
к примеру:
И не будем забывать, что все критики и, в частности, критикессы начинают цитировать стихотворение почему-то со второго четверостишия. Но ведь есть же первое: 
«Мне ни к чему одические рати...
...»

Так была бы понятнее Ваша мысль.

...
И после всех этих потрясений….
«Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зелёный шевелится.» --- здесь бы пустую строку, выделить абзац
Что касается моего любимого Пастернака, то у него даже сорняки приобретают прямо-таки космические очертания….
Алексей_Лис   (09/01/22 09:23)    

/продолжение/

...
«За окнами давка, толпится листва,
И палое небо с дорог не подобрано.»
Я сознательно искал стихи начала века, чтобы показать, как развивалась бы русская поэзия, не устрой обожравшиеся золота и земель пипловоды всем нам Первой Мировой …. --- пипловоды? м-да... совсем выбивается из стиля статьи... это как в выступлении на научном симпозиуме, академик вдруг сказал с трибуны "а ваще, пацаны, тухлое это дело наука, зуб даю..."

...
Это четверостишие знают наизусть все пишущие и читающие. Но я не могу не привести его здесь, уж очень велик соблазн, набрать эти стихи собственными пальцами….
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.» --- здесь пустую строку, абзац... в интернетный публикациях именно так отделяют абзацами - пустой строкой...
И не буду Вас томить, привожу без комментариев стихи Фёдора Сологуба, написанные весной 1895 года в России, которой казалось тогда, что она беспредельна. 

...
Предчувствовала, ведь точно, предчувствовала зелёный огонь, который шевелится теперь, с приходом свободы в России, по всему русскому поэтическому Интернету. --- честно говоря, странный вывод... не понял я его... Ахматова написала (то-то), она предчувствовала "зелёный огонь", который "шевелится теперь, с приходом свободы в России, по всему русскому поэтическому Интернету"... ммм... это Вы о чём, Ицхак? А можно просто словами?

не знаю, не понял я эту статью... ну есть какие-то темы, стихи... да у всех они есть, были и, вероятно, будут... тема "Стихи, поэты, поэзия, растут стихи" самая популярная во все времена среди стихотворений очень разных поэтов... да у любого из них - классиков и современников - есть что-то на эту тему... но вот финальный вывод статьи как-то меня того... сбил с толку...

Радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (09/01/22 09:24)    

И Вам, здоровья!
Синий, цвет неба...
Недоосуществлённый - самый удачный неологизм Броского. И не только для меня. Он вошёл в литязык когда-то, но потерялся, к сожалению. Если бы, бы, бы я такое придумал! Но, зачёркивать Бродского...
Ицхак_Скородинский   (09/01/22 11:42)    

ну, у Вас в тексте вот так:
недо[siосуществлённой
я не понял что это... думал тэг s не закрытый (зачёркивание)
Алексей_Лис   (09/01/22 12:35)    

Алексей, спасибо, что натолкали, но что такое тэг, да ещё и с, клянусь не знаю, у меня синдром моего наилюбимейшего Лихачёва, чёрный цвет, после четверти века дожувания в библейской пустыне, и любые другие языки, кроме славянских, принципиально не воспринимаю
Ицхак_Скородинский   (09/01/22 16:27)    

Здравствуйте, Ицхак:) Ну, цвет - это дело вкуса:) А с тэгами - это долго рассказывать, да и не нужно, наверное, раз уж не знаете - значит и не пользуетесь:)
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (10/01/22 05:43)    

Ага, зелёный огонь - это притупление своих страхов и потеря иллюзий, растерянность и боль.
Виктория_Соловьёва   (09/01/22 07:35)    

Сколько уже десятилетий прошло, а я, как вспоминаю его первое посмертное фото, где он лежит и его удивлённое лицо, озарённое предсмертным светом...
Очень понравился Ваш комментарий!
Ицхак_Скородинский   (09/01/22 11:33)    

И никаких конкурсов...
Для странников.
Ицхак_Скородинский   (08/01/22 21:38)