1. АНТОНИЙ Натюрморт с мёртвой рыбой __________________________________
«Здесь умерли ангелы, пусто в амбаре, готов колумбарий для всех дольче вит, и нечего больше ловить, здесь землю объяли глубинные воды, слизали всю соль с про́клятой этой земли, об этом давно уже сказано римлянам... » —
Пётр Симон говорит, отрекаясь от Слова, становится камнем.
«Oh, mein Gott, быть беде, неужели мы канем?» — заплакал Антоний. Но ангел ведёт его в Римини.
Там, в слезах, спотыкаясь и падая, спускается к берегу тихий Антоний из Падуи, чтобы скормить своё робкое сердце медленным рыбам. Их скоро поймают в прозрачные сети, снесут на безжалостный рынок.
Антоний по горло в воде растерянно шепчет: «Иисусе... Мы — рыбы? Meine liebe... Мы — мёртвые рыбы...»
2. ЛУКРЕЦИЯ Натюрморт с игральными костями ______________________________
За игральным столом, рядом с грудой костей и портретом мёртвого кесаря на конверте, Лукреция пишет письмо Чезаре – о Европе, давно превратившейся в грязный вокзал, о микстуре против ковидной чахотки. Ей сладкий сироп прописал доктор Мом, уверяя, что это лекарство от смерти.
В раме тусклого зеркала пишет Лукреция: «Чезаре, здесь уютно, но фрукты сгнивают прямо в руке, не успеешь до рта донести!
Прости, я же глупая, дура дурой, мне вечно тринадцать лет, мотылёк я на стебельке.
С тех пор, как срубили горящий куст – распадается жизнь на после и до, в животе до сих пор ледок. На хрустальном столе улитка живёт, и бюст мой упруг и пуст.
Здесь носятся толпы чужих детей, но глаза у них из стекла. По утрам здесь поют ледяные колокола, И кожа моя бела, как посмертная маска давно затонувшей Венеции.
Я спросила у папы Пия: что такое душа? Он вздохнул - ах, Лукреция... Долго смотрел в свой в зеркальный шар, а потом сказал: энтропия как будто ржа, у людей гаснет память, их взгляд, как у мёртвых рыб, позабыли о правилах всякой игры, не знают, что значит благая весть...
Мой Чезаре, всё так и есть! Здесь не помнят уже, кто такие Борджиа! Умыли руки в святой воде. С Востоком разрушили все мосты. Железные боги опять везде рисуют свои кресты.
Извини, милый Чезаре, у меня начинается жар... Маска вместо лица... Мне пора пить микстуру доктора Мома... Выпал символ «На Ца» при гадании Мо, Я не знаю, что это значит...»
Слёзы падают на недописанное письмо. Лукреция плачет.
3. МАРТА Натюрморт с горностаем и распятием
Марта любит всё жёсткое, йогу, шёлковый кнут, супругу чеканит «...alles wird gut...», ласково гладит по шёрстке любимого горностая, рассеянно дамский журнал листает, закуривает папироску - тонкую, мятную, руками бархатными с кожей нежной и матовой нажимает на клавиши - и звучит клавесин.
Фрау Марта презирает новости всех палестин, и куда ни посмотрит - везде мейсенская пастораль: пастушки́ и пасту́шки, друг другу шепчут любовные речи на у́шко.
Вздыхает - ей нравится один враль, правда, он весь неправильный, не такой, как она, в голове у него мировое зло и война, на таких лучше вовсе махнуть рукой. Только хочется с ним спать, любви и на «ты»...
В алькове на тумбочке у неё в корзинке искусственные цветы, книжки про женские чары, про чакры, про апокрифы всех святых и святой Грааль, а ещё распятие на стене.
Марта думает: кто я ему, и кто он - мне?
Она пишет стихи красивые и с грустинкой, слушает Стинга, ей не хочется о войне даже думать, ей плохо при виде крови.
Фрау Марта в своём уме играет то Мессалину, то недотрогу, ищет истину в красном церковном вине, думает: а сказала бы ему «нет»?
Смотрит в зеркало: да, красивая, не простая, не такая, как дурочка его молодая и глупая.
Подкрашивает концы ресниц, брызгает на себя духами, расправляет ласковый воротник на пальто с горностаем, переставляет корзинку с цветами, включает Wi-Fi, пишет такому же мертвецу: «... everything will be fine...»
Чтоб не заплакать - прижимая ладони к лицу. считает до ста, Господу говорит: «Amen»
Бог молчит, истекая кровью, и глядит на неё с креста.
4. КАФКА Натюрморт с куколками ____________________________
Кафка ждёт превращения в Бога. Во рту - всех убитых птенцов молоко. В тигле - золото, олово, ловкая ртуть, потемневшая медь, прах египетских мумий, тевтонские гены рептилий.
Перед ним - шоколадные ангелы от «Nestle», антикварные книги, горка гусениц мёртвых расцветки немыслимых радуг: горсть куколок на столе.
«Красота исчезает, как дым... » - Кафка кротко вздыхает и чувствует лёгкое жжение тлеющей сигареты. Кафке ведомы древние эти секреты: владеть - не имея, умирать, оставаясь живым, знать различия между превращением и преображением.
Кафка помнит, что лестницы здесь - только вниз. Невидимкой сидит в тайной комнате замка, смиренным алхимиком ждёт сияния Элохима.
И шарик хрустальный всё ходит по кругу на венском серебряном блюде ночами бессонных гаданий.
Людям-куколкам снится, что завтра они - мотыльки, драгоценней всех прочих созданий, возносятся над зеркалами озёр, парят выше башен, прозрачных зданий...
Создатель из Кафки глядит на них сквозь смутно-свинцовые дни, зная: все они - сожжены.
.
5. ИУДА Натюрморт с серебряными монетами ________________________________
Время течёт и лечит от совести, памяти и от ран. Иуда вечен — тела его кора застилает землю, и мир, и свет, его слово и дело питает корни у тайных трав.
За столом у Иуды дворня, весело, пир горой. Стол газетой накрыт в сторожевой вышке. Гости пьют, едят рыбу, вишни, следят за игрой - "Убей лишних". гогочут, ржут, имена перебирают будто фишки игральные, а в полях прорастают пенька и джут.
Каждый здесь - душевед, людолов, правдоруб. У них серебра полно — неразменный рубль с неба каждому сброшен на счёт. Делят тридцать сребреников пополам. И вино, как кровь, по усам течёт, по рукам, столам...
Все сосуды разбиты. Блестит стекло. Это время их, время уже — пошло...
6. БОРХЕС Натюрморт с блокнотом, испещрённым солярными символами
Светает. Горизонт - разлом земли и неба - всё тоньше, чётче. Сквозь иконный окоём наш Отче дальний строго и светло, но с каждым днём тревожней и печальней, глядит на мир.
Гиперборейский ветер сердито трётся об оконное стекло бездомной кошкой, тенью от ветвей скользит, листает старенький блокнот, читает шифры цифр, букв, нот, сухой листвой о чём-то шепчет - но слова невнятны, значений их порою не найти.
Зло побеждает сбившихся с пути. За необъятным письменным столом, наощупь зная символы от Брайля, рисует ребусы, шарады и загадки, кроссворды составляет мёртвый Борхес, геометрические лабиринты смыслов.
Разгневанные орки книги жгут в кострах средневековых площадей, в окно влетают гаснущие искры.
Угрюмый Борхес, старый лицедей, в прозрачные ладони ловит мыслей и вещих снов рассыпанные крохи - вчерашние осколки бытия.
Ему прозреть, воскреснув, суждено, когда на крест взойдут последние слепцы - поэты мёртвых эллинских богов, солярных знаков древнего зверья, под визг и хохот бесноватых варваров очередной дописьменной эпохи.
7. Д-Р КОРЧАК Натюрморт с облаками и одуванчиками
Доктор Корчак от ветра Прикрывает руками прозрачные головы Одуванчиков горнего мира И на землю глядит из окошка Голубого небесного дома - Там, внизу, во дворе интерната, В неизвестность увозят детей.
"Это просто сироты, Да, на каждого есть бумаги!" - Суетливо кому-то докладывает Пожилой директор приюта, Прижимая смартфон к голове. "Байстрюки... Разумеется... Пóкидьки..." - Соглашается ровно минуту спустя.
Стайка ангелов Входит в автобус гуськом, Виновато и тихо. Недобро глядит Саранча в камуфляже, В их руках автоматы блестят. Впереди ждёт Европа, Макдональдс, игрушки, Ракушки, песчаные пляжи - И море... Так сказала училка, Тайком утирая мизинцем слезу.
Надрывается чёрный динамик в салоне: "Не забудьте, запомните: Родители номер один, Номер два, А быть может - и три... " Саранча держит выход на мушке.
У автобусной двери замешкался Мальчик-с-пальчик, Нечаянный ангел С прозрачною кожей И тонкою шеей, С нежным пухом волос на макушке - Он чем-то похож на цыплёнка. Одуванчик дразнили его, Одуванчик... Поднял голову вверх, В акварельное синее небо, И глядит, Как лицо закрывает руками Небесный Отец, И как плачет, Полотно погребальное расшивая Золотыми цветами и птицами, Небесная Мама...
___________________________________________________ * Nature morte – франц. «мертвая природа» * Vanitas - Ванитас - жанр в живописи эпохи барокко, натюрморт, в центре композиции которого человеческий череп (иногда череп животного). Термин «ванитас» восходит к библейскому стиху Экклезиаста «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» («Суета сует - всё суета!») Отличается богатой символикой, устойчивой аллегоричностью.
* Анто́ний Падуа́нский, покровитель Лиссабона и Падуи (города его рождения и смерти), католический святой, проповедник, один из самых знаменитых францисканцев, вошедший в историю как блестящий проповедник, чьи слова понимали даже рыбы. * «... для всех дольче вит» : Dolce vita — сладкая жизнь, по русски можно сказать: «Не жизнь, а малина». *«...Oh mein Gott...» — о Боже мой (нем.) * « ...meine liebe... »— моя любовь (нем.) * Пётр Симон — бывший рыбак Симон, апостол Пётр, ученик Иисуса Христа. Вместе с ап. Павлом называется первоверховным апостолом. В католической церкви считается первым папой римским. * Рыба - символ христианства
* Че́заре Бо́рджиа — политик эпохи Возрождения, брат Лукреции Борджиа. Их отец - Папа Римский Александр VI. *выпал символ «На Ца» при гадании Мо - гадание на игральных костях, символ «На Ца» означает - «Рассыпающаяся гора песка» и является наихудшей комбинацией для гадающего, предсказывает разрушения и неотвратимые события, связанные с расплатой за совершённые поступки. * «Доктор Мом» — препарат из лекарственных растений для лечения простуды и кашля.
* Мейсен — знаменитая марка немецкого фарфора, название происходит от города Майсена, где впервые в Европе стали производить фарфор. * «...alles wird gut...» - нем., «... everything will be fine...» - англ. - «... всё будет хорошо...»
*Франц Ка́фка (1883 - 1924) — немецкоязычный австрийский писатель, широко признаваемый как одна из ключевых фигур литературы XX века. Культовая повесть «Превращение», с фантасмагорическим сюжетом о превращении человека в насекомое (таракана) - одно из пророческих произведений, отразившее процесс дегуманизации 20 века.
*«Nestle» — швейцарская транснациональная корпорация, крупнейший в мире производитель продуктов питания от кондитерских изделий до корма для животных. На логотипе компании до 1988 Nestle была птица и три птенца в гнезде, после 1988 года птенцов осталось два. С корпорацией связано несколько скандалов по поводу наличия генно-модифицированных ингредиентов.
*Элохи́м (ивр. Элохи́м; Элогим; Елогим; Элои́) — еврейское нарицательное имя Бога, обобщающее названия всех божеств. В каббале Элохим одно из 10 священных имён Творца, упомянутых в Торе. Имя воплощает идею божественной справедливости.
*Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (1899 Буэнос-Айрес — 1986 Женева, Швейцария) — аргентинский прозаик, философ, поэт, публицист, один из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии, мастер концептуальной прозаической миниатюры. Последние 20 лет жизни был слепым. *Брайль - Луи Брайль - изобретатель азбуки (шрифта) Брайля — рельефно-точечного тактильного шрифта, предназначенного для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми. * Солярный - связанный с солнцем. Солярные символы связаны с солярной религией (в широком смысле - это все языческие культы, где главными символами были свастики различных конфигураций)
* Я́нуш Ко́рчак (польск. Janusz Korczak; настоящее имя Эрш Хе́нрик Го́льдшмидт (польск. Henryk Goldszmit); 22 июля 1878, Варшава — 7 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1942 году, когда двести человек воспитанников Варшавского «Дома сирот» фашисты привели на вокзал, чтобы отправить в крематорий, их учитель, Януш Корчак добровольно разделил с ними их судьбу. *Байстрюки - укр. - дети, рождëнные вне брака, безотцовщина. *Пóкидьки - укр. - ублюдки, отребье, выродки.
Марта. Натюрморт с горностаем и распятием исп. Маргарита Ладога Музыка (фон) - струнная версия органной прелюдии и фуги ре минор - И. С. Баха в исп. Ванессы Мэй
Лукреция. Натюрморт с игральными костями исп. Маргарита Ладога Музыка (фон) - Lux Aeterna - в исп. хора Libera (Великобритания) Альбом - Monastery of Chant, солист - Adam Harris
подобное - конечно, попробуйте, уверен - будет интересно.
А где парадоксы и что в них "забавного"? тут вроде библейская вполне символика. сюжеты трагические. образы вечные, христианские, классические, известные, в общем-то всем... может я где-то не учел читательских ассоциаций и написал комические вещи о конце света в Европе? Бог видит - не хотел, ни малейшей попытки юмора или злорадства не было. Наоборот, скорее. Европейская культура и нацизм. куклы, дети со стеклянными глазами, тонущие люди, сожженные бабочки. грустно всё)
Юра, мне кажется любая неканоническая подача материала давно известного и заюзанного классиками, да и всеми, кому не лень - парадоксальной в какой-то степени. Ну и забавной, тоже. Но тут от понятия нескучной, а не комической или злорадной.
А что тут неканонического? Вольный стих, верлибр - форма старая, никаких тут особых нет новшеств. А смыслы такое дело - если они канонические, то лучше процитировать первоисточник и не заморачиваться с изложением материала своими словами) Здесь просто концепция - натюрморты в стиле Vanitas)) Сплошной символизм да и всё. Ничего тут особого нет, в смысле неканонического. Вечные образы, известные всем жанры в поэзии и живописи. Столетия им уже. Всё украдено до нас! Нам остаётся лишь игра с пропорциями)))
Ну и забавной, тоже. Но тут от понятия нескучной, а не комической или злорадной.
Вкусными штучками надо делиться))