Ску́льптор (лат. Sculptor, Scl) – новое созвездие южного неба, неизвестное в классическое время. Занимает на небе площадь в 474,8 квадратного градуса, содержит 55 звёзд, видимых невооружённым глазом.
В созвездии Скульптора лежит Южный полюс Галактики.
Было введено в 1756 г. Николой Луи де Лакайлем под названием «Мастерская Скульптора».  
С удовольствием представляю десятку любимых верлибров. Сразу скажу, что десяток собралось две, и третью можно было бы собрать. У нас, на сайте, почти каждый верлибр уникальный, в каждом я нахожу изюминку, авторы раскрываются совсем по-другому, они становятся родными, потому, что я слышу интонации, с которыми эти стихи пишутся.
У нас публикуются верлибры короткие и длинные. Короткие, понятно, – это всегда образ или парадокс, когда тебе открывается какая-то новая сущность. Таков верлибр «Чудо» Елены Картуновой и почти все верлибры Лиса. Есть верлибры с другим механизмом (если так можно выразиться) – рождение замысла, идеи. Эти верлибры можно писать и разворачивать как книгу, но всегда идея остаётся выбранной изначально. У меня иногда появляется всего одна строка, вокруг которой создаётся оболочка. Мне кажется, что Артур Кулаков и Юрий (Фрагорийский) пишут тоже так – от изначальной идеи, которая захватывает, она просматривается по всей оси верлибра. Не важно как мы пишем на самом деле, каждый пишет по-своему, но важно, что в каждом верлибре присутствует поэзия и это настоящее чудо. Как можно выбрать большее или меньшее чудо? Мне очень трудно, но я попробовала выбрать десять удивительных верлибров, они для меня, как хрустальный мир Насти (Планета в ладонях (Туранга)), мир который требует бережного обращения, вот их и представляю на ваш суд.
  Первая десятка. Верлибры
1.   Вообще, я уже давненько пристрастилась к поэзии Лелины. Её стихи легки, невесомы и в то же время она пишет о глубоких чувствах. Её поэзия возвращает меня в какую-то прекрасную пору, заставляет поверить в любовь и в то, что в жизни всегда есть место и тайне и волшебству, я учусь у неё видеть мир с его рисунками, лепестками и снежинками. Чудо же…
Говоришь: одиночество - хорошо. Понимаешь, одиночество сладко в полях, где на километры ни души, и кони достают мордами до неба. Я живу в пресном и сером городе, встречаю вечер в неуютной чужой квартире, и в немытых окнах плывут кашалоты.
Когда ты вернёшься, научу тебя быть маяком там, где нет моря, находить на рисунке асфальта слона, идти на запах рождества и тыквенных кексов в уличную кофейню, носить в кармане лепесток подсолнуха и читать крошечные письма снежинок. Когда ты вернёшься...
2.   Егор не перестаёт удивлять. В каждом стихотворении он приоткрывается на мгновение и опять его не видно из-за любимой маски иронии. Смеяться над собой и над всем миром – это ли не самая увлекательная игра. Его мир простой и одновременно сложный, со своими законами. Не просто увидеть красоту и любовь через толщу иронии и даже сарказма, но она есть. Когда начинаешь понимать этот мир – начинаешь любить.
Ты — Венера, вырезанная из ребра глиняного голема Адама И оживлённая Небесным штукарём. Не расправить крылья из мха, не раскинуть нарисованные углем руки, Только летит твой шёпот: «Я вольная птица! Я — живая» — Но теряется в песне ветра. Мечтай — мечты похожи на жизнь, И магия твоих фантазий рождает танец. Мечтай, и крылья поднимут тебя, и руки твои обнимут небо. Волшебство не бесконечно, но не бойся упасть: Ты, Венера, вырезанная из ребра, Праматерь земных народов — лишь костяной истукан, И играющий ребёнок нарисует углем на твоём лице Счастливую улыбку.
3.   Юрий пишет замечательные стихи. И верлибры у него яркие, запоминающиеся! Я выбрала этот, динамичный, цветной, классный! О Юрии нужно говорить отдельно, настолько многогранно его творчество. И хоть он сам признаётся, что верлибры не очень любит, тем не менее, те верлибры, что я читала у него, очень хороши… Но там всегда почти сотворчество, а это отдельная большая тема.
Когда он видит её поправляет галстук ему кажется запонки вовсе не те всё не то и ещё этот мокрый лоб и как назло никуда не деться от её плавной походки от горячих колыхающихся бёдер в этом гранатово-красном цыганском платье цвета льющегося вина
а тот другой уже закладывает большие пальцы за широкий ремень похлопывает ладонями по новеньким джинсам пружинит походку смотрит так будто мнет её красное платье раздвигает рукой её смуглые колени на деревянном полу в притоне для изголодавшихся по любви
и только она разливает красное вино всем поровну и всегда надевает гранатовое платье чтобы на нём не видна была тёмная кровь однажды потом когда придет время последнего танца
когда придёт время её последнего танца
П. Фрагорийский из кн. Тёмная вода
4.   У Насти верлибры все разные, я не нашла два похожих по стилю, но все они меня коснулись в той или иной степени, есть в них какая-то душевная незащищённость что ли… Вишнёвый компот – замечательное произведение, которое попало ко мне в душу, и теперь я его ношу там. Болезненное, не пережитое ещё чувство, которое не отпускает даже спустя время. И этот вишнёвый компот, ведь вкусный же, а горчит…
Мы расставались долго и мучительно. Ты любил вишнёвый компот, А я не умела готовить. И тогда возник бунт - Жестокий и беспощадный. Стены нашей квартиры До сих пор хранят память о нём.
Однажды мы встретились на улице. - Ненавижу вишнёвый компот, – Хриплым голосом сказал ты. - А я не люблю готовить, – подумала я. Но каждый вечер я возвращаюсь к той, Ради которой несу Бессменную кухонную вахту. И благодарю тебя - за то, Что мне есть кому посвящать свободное время. Но в нашей общей с ней жизни нет места для того, Кто ненавидит вишнёвый компот.
5.   А это маленькое чудо! В нём столько оттенков радости, что невольно улыбаешься этому новому, только что появившемуся рассвету. Его бы в самое начало подборки, но оно уютно разместилось здесь, в самой серединке, значит, ему здесь будет хорошо. Спасибо, Лена, за это чудо!)
6.   Алексей всегда пишет предельно искренне, я даже первое время терялась, одна мысль крутилась в голове: что он делает… Самое сокровенное на, рассматривай. И держишь это сердце на ладонях и не знаешь то ли подуть на него, то ли прикрыть чем. Потом привыкаешь – он так живёт, и принимаешь, и знаешь, что если тебе открылись так, значит по-другому нельзя, и жить по-другому нельзя, а только так – с открытым сердцем. Сейчас подумала, что верлибры сами по себе раскрывают человека лучше. Этот верлибр я выбрала потому, что в нём есть голос переживания, он заключён в совершенно небольшом верлибре, но так явственно прорывается наружу.
я не спрашиваю твоего имени, в геометрии тишины мне не вычертить букв. просто оставайся душой.
если ты придёшь слишком поздно, когда птицы моего одиночества уже улетели навсегда, возьми мою радость, коснись моей нежности, я почувствую.
и не спеши за мной.
7.   Это один из самых трогательных верлибров. Каждый раз, читая его, чувствую всю силу чувств заключённых в строчках, образ чайки очень мощный – надежда, которая летит над тёмной водой. Сколько силы и желания заключено в этом образе, ведь сам символ чайки – это белая душа, которая тоскует. Очень нравится верлибр, поэтому он здесь.
Когда разводят мосты и ты остаёшься на одном берегу, а твоя мечта – на другом, жизнь зависает над тёмной водой, словно хмурая туча, готовая в любую секунду пролиться серым холодным дождём. И только белая чайка – твоя надежда – беспомощно летает в последних лучах заката от одного берега к другому, стараясь обнять их своими сильными крыльями.
8.   Люблю читать верлибры Артура. В них есть всегда интересные повороты мыслей, своя философия, очень интересная образность. Я выбрала из всех этот верлибр. Разговор с Родиной, такой молчаливой и неброской вызывает знакомое чувство растерянности из-за необустроенности, заброшенности, невостребованности и на фоне этого какую-то тягчайшую жалость по погибающему. Только согреть и улыбнуться, говорит Артур, и я улыбнулась тоже.
К мокрой шерсти тумана цепляется прошлогодний бурьян. Ветер похож на скользкую тень, что смыта дождём с серой стены вечера и мечется по безлюдным улицам деревни.
Мой взор печальным вороном вьёт гнездо на сухой ветке, повисшей на электрических проводах.
Под озябшей кожей зонта я прячусь от неба, как душа змеи, уставшая петь о крыльях.
Сегодня мне не хочется плакать - как-никак весна, пусть даже чавкает она под ногами в замедленном ритме умирающего марша. Под такую музыку хорошо писать стихи о родине, притаившейся за углом вон той покинутой избы и ждущей, когда хотя бы я улыбнусь ей...
Ну, здравствуй, милая родина! Смотри, ты промокла насквозь, а скелеты неоперившихся берёзок не прикрывают твоей наготы. Не прибрана ты и не кошена, пустые окна твоих домов, как щербины во рту бесприютного пьяницы, пугают меня своей бессмысленной пустотой. Ты стыдливо прикрываешься резными наличниками, некрашеными, покосившимися, гниющими. Сорвать бы их все, снести в одну кучу и сжечь, отправить их в небеса свидетелями перед Богом - быть может, тогда мне будет не так больно...
Ладно, прости меня, родина, что-то совсем я раскис под дождём. Вот сейчас возьму себя в руки - и тогда... Послушай, а пойдём ко мне в избушку, к задумчиво гудящей печке, к чайнику, бурчащему кипятком.
А вот и мой дом, неказистый, но тебе там будет тепло. Не стесняйся, входи в эти стены, в эту грудь, в эту душу... И прошу тебя, не молчи так надрывно! Хотя бы вздохом облегчения ответь на мою улыбку!
9.   Верлибр, который для меня дорог. Помню его ещё с первого конкурса верлибров. Сказано мало, но как слова заставляют думать и переживать… Здесь чайка – символ белой души, которая приходит чистым воспоминанием, тоской по родному человеку. Очень хорошо написано, без давления на болевые точки, но очень точно передаётся состояние потери.
За окном, в котором отражалось всё небо, стояли дети, девочка с мальчиком, старшая с младшим: «Посмотри: белые чайки!»
У окна, мимо которого падают звёзды, стоит один: «Помнишь меня, белая чайка?»
Над горизонтом, там, куда плывут облака, летает птица – девочка-чайка в белом платье.
10.   Интересно как можно передать состояние, когда ты прокручиваешь все свои мысли, разговоры, воспоминания, детали… в ночи, они не дают тебе отдыха, а ты всё прокручиваешь ленту событий и никак не можешь с ними расстаться. Кто-то не отпускает, и ты идёшь за ним след в след. Кто знает это состояние, тот поймёт, почему я взяла этот верлибр в своё избранное. У Елены много верлибров – состояний. Они уводят за собой и ты не понимаешь как ты там очутился.
По следам чьих-то мыслей на масленой черноте асфальта, под моросящим дождём злым, не согретая, иду, ступая по чужому передуманному, перехоженному – прожитому, пересекаю следы живых, мертвых – переступая по-своему, переживаю прошедших, их, тут, и своих, ушедших, контрабандой подсознания всё же прошу за мной присмотреть, тенью от фонаря к фонарю перетекая во времени, за кем-то иду этой ночью след в след.
10+1.   Не могла не порадовать вас маленьким, но чудесным верлибром Ирины. Почувствуйте сами – вот он парадокс, который удивил Ирину.
шикарная подборка завидую пишущим верлибры не родятся у осинки апельсинки)) ну, никак мне не поймать гармонию сего стиля а читать люблю спасибо за такую глубину
Юра, тебе спасибо за стихи. Я же всю рубрику "Верлибры" прочитала, а значит все твои верлибры, что ты здесь опубликовал - пропущены через моё сердце))) Пиши новые!))))
Оля, привет!) Цель конкурсов верлибров и обзоров не в том, чтобы заставить писать каждого именно верлибром, а в том, чтобы немного изменить стереотипы, дать возможность увидеть разные грани творчества, расширить восприятие. В конце концов попробовать создать свой верлибр и понять, что ты испытываешь при этом. Кто попробовал, я уверена, понял, что это не так и просто, как казалось в начале. В этих стихах такое же напряжение эмоций, такая же образность и такие же философские рассуждения и такая же невозможность писать по-другому. Отличается немного поэтика в сторону чистоты и ясности изложения.)
Я понимаю, Вика. Цель, конечно, не в этом. Просто поделилась своим желанием. А, читая верлибры, начинаешь понимать как и что - это уже большой плюс твоих обзоров. Буду пытаться. Я ведь в самом начале писала что-то очень похожее на них, но меня как-то не поняли, написав, что это не стихи вовсе. А сейчас очень сложно повернуть назад - рифма сама просится... Спасибо тебе!
Ну, я могу это объяснить просто. Считается, что прежде чем заслужить свободу письма, нужно хорошо освоить силлабо-тонику, стать мастером, понимать законы стихосложения, чувствовать не только ритмику, но и фонику стихотворения, вот когда ты осваиваешь полностью стихосложение во всех тонкостях, тогда ты сможешь отказываться от каких-то условностей и сможешь брать столько свободы, сколько требует твоё поэтическое мышление. Поэтому хорошие верлибры бывают у тех авторов которые хорошо владеют силлабо-тоникой. А плохих верлибров - целый интернет, это в основном верлибры написанные потоком сознания, без начала и конца. Они как раз и дискредитируют эту форму поэзии.
Здравствуйте, Виктория. Замечательная подборка!!! Некоторые верлибры я ещё не читала, некоторые знакомые и любимые. Спасибо всем авторам! Спасибо огромное за возможность прочитать, прочувствовать, проникнуться!
Вика, спасибо за обзор. Спасибо за возвращение к хрустальному миру Насти и ее же "Вишневому компоту", чайкам Ирины и Миланы, "я не спрашиваю твоего имени" Лиса. За все верлибры. Разговор с родиной Артура близок. Удивительная подборка, спасибо.
Наташа, спасибо большое!) Хорошо, что ты откликнулась. Я очень рада, что ты пришла на этот сайт, с тобой появилось тепло, которое я постоянно чувствую, вот, что значит давно сродниться)))
Вика, привет! Прочитал про себя, и подумал - может мне в шпионы с такой характеристикой податься? Куда-нибудь на Марс, где меня никто не знает... А потом решил - те, кто пишут верлибры, они и так марсиане по сути. Пасип тебе, что определила меня в подходящую компанию!
Здравствуй, Вика:) спасибо:)) очень про меня так... спасибо тебе:) Хорошая подборка получилась:) Я все читал, конечно... и почти все комментировал:) Интересно - что же будет во второй:) Радости тебе:) Лис
завидую пишущим верлибры
не родятся у осинки апельсинки)) ну, никак мне не поймать гармонию сего стиля
а читать люблю
спасибо за такую глубину
Мне очень приятно что мои верлибры отмечены здесь.
Большое спасибо)
Пиши новые!))))
Цель конкурсов верлибров и обзоров не в том, чтобы заставить писать каждого именно верлибром, а в том, чтобы немного изменить стереотипы, дать возможность увидеть разные грани творчества, расширить восприятие. В конце концов попробовать создать свой верлибр и понять, что ты испытываешь при этом. Кто попробовал, я уверена, понял, что это не так и просто, как казалось в начале. В этих стихах такое же напряжение эмоций, такая же образность и такие же философские рассуждения и такая же невозможность писать по-другому. Отличается немного поэтика в сторону чистоты и ясности изложения.)
Замечательная подборка!!!
Некоторые верлибры я ещё не читала, некоторые знакомые и любимые. Спасибо всем авторам!
Спасибо огромное за возможность прочитать, прочувствовать, проникнуться!
За все верлибры. Разговор с родиной Артура близок.
Удивительная подборка, спасибо.
Хорошо, что ты откликнулась. Я очень рада, что ты пришла на этот сайт, с тобой появилось тепло, которое я постоянно чувствую, вот, что значит давно сродниться)))
Отдельное - за недавний конкурс, было интересно и...
Очень интересно, в общем)
Для меня большая радость, что конкурс понравился! Спасибо Вам за участие.)
А потом решил - те, кто пишут верлибры, они и так марсиане по сути.
Пасип тебе, что определила меня в подходящую компанию!
Хорошая подборка получилась:) Я все читал, конечно... и почти все комментировал:)
Интересно - что же будет во второй:)
Радости тебе:)
Лис