Её ложе — разрыв-трава на зелёных семи холмах, на плече у неё — сова, впереди у неё — зима.
Я её узнаю́ всегда — ожерелья звенят на ней! Руки моет в семи вода́х, только сердце горит в огне, а душа её в колесе — ходит, светлая, по воде...
Белых саванов тоже семь — это к свадьбе на Духов день. Мы ночами с ней ищем клад — серебро и дурман луны. Золотые колокола в её волосы вплетены.
Она мёртвую воду пьёт, покрывает озёра льдом. Я на руки беру её, омываю живой водой. В ней уже колосится рожь — надо мной кружит вороньё. Говорят мне — её не трожь, заклинают — не тронь её!
Я бегу от беды в поля, чтоб никто не слыхал мой плач. Под ногами гудит земля: едет суженый твой — палач. Что ты скажешь, душа, ему? В мире не́т глаз, твоих — синей. Белым пеплом летит во тьму снег в тревожном зловещем сне.
До костей пробирает страх, я от горя мычу, космат, Из пылающего костра смотрит страшная Кострома. Красный месяц качает лес, на закате горит шатёр, Разрастается до небес погребальный её костёр.
«Ах, звезда моя, благодать! Схорони меня до утра́. После Троицы — голодать, ожидать святого Петра. Справь рубаху, покуда жив…» И она отвечает: «Да». И в руках у меня дрожит, как седьмая моя вода.
* Разрыв-трава (трава-ключ, трава-огонь) — в русских поверьях магическая трава, с помощью которой можно отыскивать клады, разрушать любые узы, открывать любые замки и запоры.
* Духов день — день Святого Духа, летний (июньский) православный праздник, после которого следует завершение празднования Троицы и Петровский пост. Это церковный праздник, в православной традиции часть торжества в честь Святой Троицы. Верующие в эти дни прославляют единого Бога, явленного в трех лицах — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Эти три ипостаси одного Бога и называют Святой Троицей.
* Кострома — огненная жертва в древней языческой славянской ритуальной культуре. Согласно преданиям, роль этого персонажа доставалась по жребию девушке (в редких случаях, в некоторых поселениях — юноше). Позже живая Кострома была заменена символическим человекообразным чучелом, символизирующим божество плодородия. Обычай сожжения Костромы (или Масленицы) существовал в народе в эпоху так называемого двоеверия наряду с христианскими обрядами, и сохранился в традиционной русской культуре до сих пор.
* После Троицы — голодать, ожидать святого Петра… — Празднование Троицы совмещалось с Зелёными святками (Русальной неделей, предшествующей Троице) — славянским праздником весенне-летнего календарного периода, его называли также — Семиком. Зелёные святки объединяли период с Вознесения до окончания проводов русалок перед Петровским постом, и были периодом ухаживания, установления любовных отношений, в это время намечались свадьбы. Ещё один смысл: св. Пётр - ключник, с которым встречаются умершие, именно он решает, впускать ли в рай или не открывать райские врата перед умершим
*Седьмая вода — фразеологизм, имеющий несколько значений. Седьмая вода на киселе — так говорят о человеке, находящемся в крайне отдаленном родстве с кем-либо. Считалось, что омывать продукты нужно в семи водах, после седьмой воды омытый объект становится чистым. В семи водах в некоторых древних ритуальных культурах омывали также покойников, освобождая от земных грехов. После седьмой воды усопший считался готовым к погребению. Вода также считается символом жизни, плодородия и женской власти, которую не способна разрушить никакая сила.
Текст песни для группы Гоша и Птицелов П.Фрагорийский 2020 авг
Здравствуйте, Юрий:) очень классно... сильный и текст, и исполнение Гоши... круто просто... (а "В мире глаз нет, твоих — синей." мне больше понравилось... ну в песенном варианте...) спасибо... Радости Вам:) Лис
У двух людей любовь до смерти (седьмая вода здесь - символ понятный, мне кажется).. Девушка предназначена в жены другому, который назван в тексте палачом (в прямом или в переносном смысле - не важно, факт в том что он палач для героя баллады). Общество жестко-патриархальное. И ни он, ни его любимая не знают что будет дальше. Действие происходит до Троицы, когда заканчиваются любовные игры и начинается период женитьб. И пост - т.н. Великий пост, очень строгий, голодный. Ожидать святого Петра - т.е. апостола, который будет решать, куда отправится убитый человек (если ему суждено принять смерть из-за запретной любви, но эта смерть - и очищение от греха - опять таки образ седьмой воды здесь понятен). Тот кто добровольно принимает смерть от чужой руки - имеет шансы попасть в рай (у Петра - апостола - ключи от рая). Хотя с точки зрения патриархального общества он совершил тяжкий проступок - испортил чужую невесту. Кострома - тоже вроде образ не сложный. Её сжигали - так и людей сжигают. А что конкретно здесь вызвало вопросы и затруднения? Сюжет простой.
может трактоваться по-разному. Или девушка взрослой уже стала (в старину ведь обручали с девочками-детьми-подростками, и когда они созревали - справляли свадьбу). Или ... она беременна - и тогда история совсем мрачная. Не понятно что будет с ней и с приплодом. Поэтому к свадьбе на Духов день - свадебные наряды как саваны. Девушке не жить без него, замужество - смерть для неё. Вместо свадьбы её по-видимому ожидает смерть - как потерявшую невинность до свадьбы с другим человеком. Асия, когда люди прутся в эти все нью-эйджи и язычество (неоязычество) - они просто не понимают, что творят вообще. Та свобода, которой сейчас мы обладаем - фантастическая. В архаике (к которой волоком людей тянут сейчас) - такой свободы нет и не будет. Вообще... не дай Бог. мало не покажется. индейцы будут плакать от тех жертвоприношений, которые в этой новой архаике уготованы людям.
Да, сейчас поняла, что это о запретной любви. Очень красиво. А до разъяснений я подумала, что литературный герой связался с самой смертью: «впереди у неё — зима» «Она мёртвую воду пьёт, покрывает озёра льдом»
Но тогда для меня были непонятны другие строчки – почему герой по ночам с ней ищет клад. Теперь понятно, что герой просто в тайне от всех встречается с девушкой по ночам.
Предыдущий читатель понял эту балладу. Не знаю, почему я сразу не поняла.
Насчет New Age согласна. Запад им прогнил. И мне кажется, что это будет гибелью западной цивилизации. Такой странный эгоизм у них, каждый за себя, но все говорят о "спиритуальности", я не хочу переводить духовность, потому что никакой духовности там нет. Я сравнительно недавно начала это понимать. Наблюдать за всем этим интересно. И страшно.
Я еще раз перечитала. Все должно быть сразу понятно, что это о запретной любви. Я почему-то все усложнила при первом прочтении стихотворения. Хотя одно то, что это баллада говорит о том, что сюжет прост. А я пыталась найти какие-то совсем уж сложные смыслы.
Просто тут есть такие архетипы, которые понятны тем кто впитал в себя их - через сказки, песни. Это фольк такой, по большому счету.
А я рад, что тебе сначала было не совсем понятно, а теперь стало понятно))) Что вошло что-то , какие-то смыслы. Вообще, ты же выросла на несколько иной информационной почве. Или, по крайней мере, находилась в другой информационно-смысловой среде. Так что есть чему радоваться. А вообще в этом есть отношение к любимой женщине как к самой природе, к такой космической что ли природе - "она" это огромный ведь образ. Для героя он заслонил всё - и понятие греха, и опасность социального наказания, и страх смерти. Тут еще такой образ как живая и мертвая вода - мертвая вода исцеляет раны, тело, материальную часть человечка или животного, живая - исцеляет дух, оживляет душу, делает человека живым. В общем, много тут таких смыслов, вдаваться в которые не обязательно - они сами по себе работают как глубинные архетипы. Ну, разумеется, если человек связан с почвой смысловой, родной. А если нет - то в принципе это такая себе экзотика. Я вот индеские предания читаю (или китайские, или японские, или кельтские... неважно) - и половина смыслов не понятна, но на уровне ощущений - всё как бы работает.
Да, на меня действительно оказало большое влияние скандинавское мышление. Хотя я ему очень сильно сопротивлялась, но тем не менее. Может поэтому не сразу понимаю некоторые фольклорные вещи. А про архетипы – это очень интересно. Я поэтому люблю сказки. В них – бездна всего. Кстати, Андерсен в этом плане гений.
очень классно... сильный и текст, и исполнение Гоши... круто просто...
(а "В мире глаз нет, твоих — синей." мне больше понравилось... ну в песенном варианте...)
спасибо...
Радости Вам:)
Лис
«Она мёртвую воду пьёт,
покрывает озёра льдом»
Но тогда для меня были непонятны другие строчки – почему герой
по ночам с ней ищет клад. Теперь понятно, что герой просто в тайне от всех
встречается с девушкой по ночам.
Предыдущий читатель понял эту балладу. Не знаю, почему я сразу не поняла.
Насчет New Age согласна. Запад им прогнил. И мне кажется, что это будет гибелью западной цивилизации. Такой странный эгоизм у них, каждый за себя, но все говорят о "спиритуальности", я не хочу переводить духовность, потому что никакой духовности там нет. Я сравнительно недавно начала это понимать. Наблюдать за всем этим интересно. И страшно.
сильно сопротивлялась, но тем не менее. Может поэтому не сразу понимаю
некоторые фольклорные вещи. А про архетипы – это очень интересно. Я поэтому
люблю сказки. В них – бездна всего. Кстати, Андерсен в этом плане гений.
Мы тут немного обновили репертуар)
Это песня будет, баллада.
Не скоро - ну посмотрим...
Как Гоша соберется записать.