Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
[ свернуть / развернуть всё ]
Старик из Эссо   (Ксени)  
"Самая большая потеря — это то, что умирает в нас, пока мы еще живы. Никогда не сдавайтесь".

Сгорбленный худой старик – весь в чёрном – медленно брёл по доскам деревянного настила. Термальная вода в бассейне под открытым небом парила, застилая чёрные вулканы, сливаясь с серым днём без солнца. Депрессивный рэп, хрипевший из колонок брутальных пацанов, бил в тишину:
"Мир движется быстро и, скорее,
мимо тебя пройдут, не заметив,
чем остановятся и посмотрят, что заставляет тебя плакать.
Это больно и печально,
и иногда я плачу,
И всем всё равно почему…"

Чёрные вороны, устроившись на блёклом плафоне фонаря, разглядывали сверху спутанные космы, седыми облаками стекающие с головы и впалых щёк на ворот куртки старика. Пройдя мимо лавок, заваленных одеждой, он медленно опустился на ступеньку лестницы. Неторопливо достал из черного пакета-майки початую бутылку газировки, крекер, что-то в одноразовой тарелке со стола туристов.

"Когда твое сердце становится холодным,
Оно заставляет твою душу замирать.
Это распространяется сквозь всю твою сущность,
как безжалостная, мучительная болезнь…"
Рэпу на английском по-птичьи подпевали воробьи.
Пузатые туристы после восхождения кряхтели, расслабляясь с полторашкой пива, в горячей воде бассейна.
С противоположной стороны местная малышка с чёрными, как смоль косичками, набрав в щёки воздух, пыталась нырнуть, усердно молотя руками в рыжих надувных манжетах.
- Мама, смотри! – Хохотал луноликий пацанёнок с острыми птенячьими лопатками, чертёнком выскакивая из воды в фонтане брызг.
Медленно сложив в пакет остатки, старик побрёл мимо счастливой мамы. Уже немолодая, она снимала кадр за кадром, стараясь не упустить беспечные, наполненные радостью мгновенья детства. Увидев старика, она смутилась, отвела глаза и молча поклонилась, не глядя в тёмное лицо с тонкими чертами, будто сошедшее с икон Феофана Грека... с глазами человека, который потерял в жизни всё, но ничего не смог найти.
Старик без взгляда, шаркая ногами, медленно продолжил свой путь по улицам посёлка Эссо.

«Моя мама обычно говорила мне, что, если ты не можешь найти то, ради чего стоит жить, лучше найти то, за что стоит умереть».
Аминь
_____________________
В тексте использованы цитаты и слова песен американского рэпера Тупак Шакура

____________________
Критика без ограничений
Опубликовано: 21/09/24, 20:53 | mod 21/09/24, 20:53 | Просмотров: 162 | Комментариев: 15
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (15):   

Привет. Если абстрагироваться от задания конкурса и рассматривать его как самостоятельное произведение без поиска всяческих ду'хов, то можно сразу сказать, что миниатюра не имеет какую-либо яркую особенность. Все персонажи (и старик в том числе) фоновые. Описание старика вызывает улыбку (спутанные космы, стекающие с головы и впалых щёк — спутанные космы и стекают, ну как так?). Рэпу воробьи подпевают по-птичьи — сразу захотелось добавить: а собаки по-собачьи. Образ мальчика: луноликий пацанёнок с птенячьими лопатками чертёнком... — зачем этот набор штрихов? Всё это вызывает лишь мимолётную улыбку и никак не способствует серьёзному восприятию текста.
Этот же фрагмент:
[Медленно сложив в пакет остатки, старик побрёл мимо счастливой мамы... Увидев старика, она смутилась, отвела глаза и молча поклонилась, не глядя в тёмное лицо с тонкими чертами, будто сошедшее с икон Феофана Грека...]— слегка озадачил. Допускаю её поклон только если была лично знакома со стариком ещё до того, как он стал бомжом. В остальных случаях она просто не обратила бы на него внимание. Это первое.
Второе. Выдавать авторским текстом черты лица будто с иконы неверный подход в данном случае. Лучше бы подать это мыслями самой женщины или через её диалог с мужем,например. Вот тогда его портрет потерявшего всё, но не обретшего смысла, словно пустой сосуд, был бы более реален.
Стихи+проза. Не новая, но хорошая идея. Есть миниатюра автора Александры Зайцевой Пять быков. Советую прочитать. Можно найти в интернете.

В общем, можно ещё поработать над сюжетом и персонажами.
Серёжа   (24/09/24 00:49)    

спасибо большое, что оставляете развернутые комментарии  

о стекании. сначала было так: ...разглядывали сверху спутанные космы, седыми облаками стекающие с головы и впалых щек...

о мальчике и деталях. да, это мимолетная улыбка, потому что детство, оно именно такое. а еще контраст

о поклоне. Вы правило считали - они знакомы.
но и не обратить внимание на этого старика нельзя (хотя, все люди разные))
о подаче его портрета подумаю. сейчас очень занята (пыталась думать о Ваших комментариях к истории о Городе - пока никак, но будет посвободней, обязательно вернусь)

стихи и проза. это совершенно случайно. искала, смотрела другое и наткнулась на это (не пожалела)

миниатюру посмотрю, спасибо)

еще раз большое спасибо за внимание и мнение
Ксени   (25/09/24 22:43)    

Мне понравилось построение этого рассказа, Ксени. Это перемежение стихотворного текста и прозы. Вместе - интересно выходит. smile  smile  smile
Marara   (22/09/24 18:31)    

Спасибо))
А что не понравилось? Что не зашло или осталось непонятным?
Ксени   (22/09/24 19:58)    

Мне нравятся птенячьи лопатки, Ксени.
Образно и к месту, как мне кажется.
А вот воробьи по-птичьи подпевают... А как же по-другому?
С пацанами и пацанёнками, по-моему, всё нормально.
Значения слов могут со временем меняться.
У Шолохова это слово нейтральное в "Донских рассказах".
А ещё у него есть замечательный "Нахалёнок".
Милана_Секоненко   (22/09/24 04:30)    

Про "птичьи" - это как рэп на английском, а воробьи на птичьем.
со стороны - оба иностранные)), но для птиц не важно - они просто поют свою партию. Но это так, совсем между строк, улыбка внутри)
Спасибо за отклик  
Ксени   (22/09/24 09:56)    

Ксени! Наверное, это будет не совсем критика. Скорее, мои впечатления от рассказа.
Общее впечатление хорошее. Образное описание всех персонажей и места действия создаёт зримую картинку происходящего. Всё довольно мрачно, не спасают даже жизнерадостные дети и беззаботные туристы.
Я соглашусь с комментаторами конкурса - дух противоречия не считывается. Ваше объяснение , что старик сохранил человечность, ничем не подтверждается. Слишком мало о нём известно. Можно предположить, что он был пьяницей, игроком или вёл жизнь "перекати поле", и вот пожинает плоды в старости. Да, он не пьёт пиво. Но, может быть, у него просто нет денег. Были бы- пил. 
Пузатые туристы тоже не вызывают отторжения. Тоже слишком мало о них известно.
Поэтому заключительная цитата не вытекает из содержания.
Повторюсь - мне нравится авторский язык, интересные образы и само построение рассказа, но вывод из него совсем другой по сравнению с тем,что был задуман.
У меня он такой: жизнь многогранна, порой жестока; никто не знает, что ждёт в старости; печально, что у старика такой тяжёлый период в конце жизни; печально, что люди равнодушны друг к другу.
Пелагея   (21/09/24 22:26)    

Спасибо за развернутый отклик. Такие встречи, такие люди оставляют глубокую память, и потому хотелось понять, что и как считывается.

Туристы и ребята - это просто часть жизни, которая идет параллельно с жизнью старика. Поэтому пузатые туристы и не должны были вызвать отторжения)) как и брутальный ребята с колонкой. Здесь нет положительных и отрицательных героев. 
О старике - он вытащил бутылку с газировкой, а не оставленные с пивом. Местная женщина отвела глаза, но поклонилась, лицо, как с иконы...
Не удалось передать самое главное - его пустоту внутри. Когда становишься свободным от земного, как бы наполняешься небесным. А у него это не произошло - он потерял, но не обрел...
А начало и финал - это как молитва за него, это не смысл истории. В ней как бы нет смысла - есть жизнь, часть которой прошла рядом и глубоко задела
Ещё раз спасибо
Ксени   (21/09/24 22:57)    

Ого! Вот как много и глубоко у вас задумано! К сожалению, я не смогла увидеть (считать) междустрочные смыслы. Возможно, это моё поверхностное восприятие)
Мне бы хотелось услышать от других читателей, насколько их впечатления совпали с вашими задумками. Тогда и вам, как автору, стало бы понятно, доходит ли до читателя идея произведения, а я буду стараться увидеть более глубокие слои произведения. smile
Пелагея   (22/09/24 12:11)    

Вы правы, поэтому и нужна критика - чтобы увидеть и править
Ксени   (22/09/24 12:48)    

Отлично! Мне миниатюра очень понравилась .
Ольга_Зимина   (21/09/24 22:22)    

Спасибо  надо над ней еще подумать
Ксени   (21/09/24 22:58)    

Критикну, пожалуй, только за два слова. Первое - пацан (и как вариант - пацаненок). Слово это жаргонное, просторечное. В речи персонажей - ещё куда ни шло, а вот в авторской... Лично мне оно режет ухо. Есть же прекрасные, временем испытанные "мальчик", "юноша", "малыш", "кроха" - какие хорошие, сильные слова! Второе слово - неологизм "птенячий". Не думаю, что это удачное слово. А в остальном - хорошая миниатюра, глубокая.
Артур_Кулаков   (21/09/24 22:06)    

Рада Вам)
О пацанах. Вы верно сказали - жаргонное. Они там именно такие и были - именно пацаны, потому что жаргон для них это родное часть комментария удалена /экипаж/
О птенячьих тоже думала - беззащитно это, на худой спине, как маленькие крылья - но пока оставила
Спасибо
Ксени   (21/09/24 23:07)    

Ответ: Ксени, заточенный мат на Литгалактике тоже запрещён, в том числе, в комментариях, даже если это анекдот, цитата, пояснения.

Ой... Я не знала, что так нельзя...   больше не буду yes Кэп
Ксени   (22/09/24 08:30)