(изначально статья была написана для моего блога в дзэне, https://dzen.ru/denzbigvas2024)
Вот мы сегодня жалуемся или не жалуемся на обилие супермаркетов и интернет-сетевых магазинов вроде Вайлдберриз, Озон, где можно купить всё-всё… Торговля входит в каждый дом в буквальном смысле слова через окно или через зеркало-говорилку. Ну, в смысле через дисплей компьютера или планшета.
А вот в иные времена шёлк, специи и разные бытовые мелочи доставлялись караванами из Китая или из иных стран Азии в страны Ближнего Востока и Европы. Караваны, где главной тягловой и транспортировочной силой были верблюды и мулы (или ишаки), шли когда по полгода, а когда и годами – такая вот тогда была логистика и доставка. Но, обогащение происходило – и на Востоке, в Танской империи (7-10 вв.), и на Западе, на остатках Римской империи – в Византии, и в «варварских» королевствах.
И то, всегда находились желающие «поконтролировать», а то и просто пограбить торговые караваны. Тут были и персы, и кочевники-арабы, усиливающиеся с появлением и распространением мусульманства.
В ходе и, скорее, в результате ирано-византийских войн VI—VII вв. один из маршрутов Великого Шелкового пути пошёл в обход Персидского государства – по территории Северного Кавказа, караваны стали огибать Каспийское море не с юга, а с севера – через Северный Прикаспий на Северный Кавказ.
В сложный в связи с усилением арабских племен период VIII—X веков помимо «шелковых» караванных маршрутов стали использоваться речные пути и волоки Восточно-Европейской равнины, одним из основных «операторов» которых выступил Хазарский каганат.
Создание Монгольской империи в XIII веке, казалось, практически решило проблему – территория Великого Шелкового пути находилась на территории одного государства. Европейские путешественники – такие, как Марко Поло, Джованни Плано Карпини, Гильом де Рубрук, спокойно проходили маршрут до Восточного Туркестана или до Пекина, и обратно. Западный участок пути контролировали венецианцы и генуэзцы, которые обзавелись своими колониями на берегах Черного моря.
А вот к XV веку в связи с возобновлением крупных военных конфликтов в Средней Азии, версия «Великий Шелковый 1.0» пришла к логическому завершению. Интересы и китайской стороны, и западных купцов обратились к морской торговле, что инициировало эпоху Великих географических открытий.
До торговли в интернете оставалось каких-то шесть столетий…
Верблюд-экспресс - тоже можно назвать)))
Интересно и познавательно. Спасибо!
Хорошего дня тебе!