О стихотворении Майка Зиновкина ""Твою дивизию"
https://stihi.ru/2012/09/03/6258 Меня тут обвинили то ли в плагиате, то ли в создании ремейка. Мне прямо самой стало интересно - как же я не вспомнила, если есть общее: не совсем ведь склеротик пока :)))
Посмотрела и спешу сообщить, что обвинившие, похоже, плохо понимают то, что читают. Им достаточно совпадения размера и нескольких слов.
Начнём со стихотворения Майка, которое, надо заметить, вообще не о войне (sic!).
Название. "Твою дивизию" - известный эвфемизм, то есть, примерно соответствует "Мать твою", но потом будет обыграно.
Твою дивизию сняли с марша
латать прорехи любой ценой. Все шли в одном направлении с единой целью, но что-то/кто-то послало ЛГ и некоторое количество (большое) не чужих для него людей заняться совсем другим, а именно - исправлять любой ценой чьи-то ошибки.
Радистки в штабе - такие маши,
что забываешь про позывной. Связь с пославшим очень плохая, потому что приходится иметь дело с блондинками ("такая маша" - тоже известное выражение).
Тут, конечно, возникает вопрос - имеется ли в виду бог, судьба или это о реальной человеческой власти. Я придерживаясь первого мнения.
пусть на исходе и рис, и рислинг, зато махорки ещё сполна. холодный лоб допекают мысли о том, что завтра была война, что в рукотворных полях под Ржевом уже заряжено вороньё. и солнце тщетно забилось в жерла – такое близкое и своё, Красиво-эмоциональный текст, говорящий о том, что жизнь - это война, которую нельзя выиграть ("я убит подо Ржевом").
Вообще, именно эти строчки, на мой взгляд, определяют направленность всего стихотворения, они меня заставляют считать, что речь в нём идёт не о реальных боевых действиях, как считают некоторые. Вернее, жизнь вообще включает в себя и войну, но не война здесь основное.
и каждый первый боится сгинуть, а каждый третий зовёт Отца, но строго смотрят с портрета в спину усатый вождь и двуглавый царь, толкая грудью на амбразуры. не жаль патронов и кумача, ведь вбито накрепко: пули – дуры, а штык – особенная печаль.
Снова образ: ЛГ и окружающие его люди воспитаны советской/российской системой и, как бы ни было страшно, будут исполнять свой долг. (Оффтоп: а что за "особенная печаль" - штык, я пока не разгадала, может быть, что-то с сёстрами связанное? Сестра - штык, сестра моих позора и печали... Ну, тут совсем мне непонятно).
Дальше - большой кусок описывающий эту жизнь-войну, в которой ЛГ со своими пытается что-то сделать (что практически невозможно, жизнь накрывает по площади - "иприт и радий"). Это начало части, которая и заставляет кого-то думать, что стихотворение - чисто на военную тему. Для меня тут - чистая жизненная философия в военных терминах - это даёт мощный психологический эффект.
твою дивизию враг не любит и накрывает огнём с небес – опять мешаются кони, люди, железо, дерево и свинец. и вот в такой трансцендентной каше вариться заживо дан приказ. орудий туберкулёзный кашель, воронки, взрывы, кровавый наст – по-настоящему, больно, насмерть. бежать, захлёбываясь «ура», бог завещает армейской пастве – добро с винтовкой добрей добра, а это значит: назад ни шагу. сто грамм для храбрости, и в окоп. и снова трассеры вместо радуг дырявят сонное молоко, которым выпиты синь и осень, иприт и радий. Очень интересна следующая фраза, кстати, опять подчёркивающая, что речь идёт вообще о жизни:
и поутру одни других умереть попросят, руками трогая кобуру. Это о тех, кто выживает за счёт других. Таких среди, вроде, "своих" всегда оказывается много. Яркая картина: просит, трогая кобуру...
Дальше - опять о жизни-войне, проигрышах и смерти, очень эмоционально, хотя воспринимается больше на уровне подсознания. По-хорошему стоило бы разобрать пообразно, но это долго. Во всяком случае хочется отметить, насколько мощно звучит именно когда понимаешь, что речь о действительности и мироощущении:
твою дивизию, как несладко сгорать в землянках и блиндажах, когда атак родовые схватки торопят тужиться, чтоб дожать, когда захлёбывается ветер прогорклым дымом, сухой слюной, и мертвецами былых столетий опять бахвалится перегной. невесть кому посылать угрозы, чертей контуженных звать на бис, всерьёз лелеять последний козырь – последний выстрел длиною в жизнь, смеяться танкам в стволы и траки – достанет сил ли? красны бинты. но с душ посыпались ржа и накипь в ладони выжженной пустоты. и ангел в каске смеётся рядом… И, наконец, финал, как по мне, несколько банальный ("в живых осталось только трое из восемнадцати ребят"), но работающий и говорящий о том, что "дивизия" ЛГ свою задачу выполнила и теперь с полным правом презирает отсидевшихся в тылу награждающих.
но словно пеплом швырнёт в лицо, когда представит страна к наградам твою дивизию – семь бойцов. Круто. Как уже не раз было сказано, Майк, вообще, крут. Правда, совершенно "не моё" это стихотворение: другое у меня восприятие жизни. Так что я когда-то прочла, с завистью подумала "умеет же..." и благополучно забыла всё, кроме названия.
Буду благодарна за любые мнения - так о чём стихотворение Майка?
Вот где последнее)
Классное стихотворение... В твоем стиле) небанальное, образное и многомерное.
И мне кажется лишним сопроводительный текст, и так, на мой взгляд, очевидно, что тексты разные и о разном.
Ну как-то не всем оказалось очевидно, такшта пусть уже будет. Тем более - я на критика тут опять училась, стих разбирала =). Вот никто со мной не соглашается, что у Майка не о войне Точнее, не только о войне, а вообще о жизни. А мне прям вот это очевидно =)
Таня, решила вылить-таки на тебя свои читательские "видЕния" от твоей сказки. У меня часто так, если нравится текст, то в голове "клипы" мелькают. Так вот, первое, что мелькнуло, это призрачная армия из "Властелина колец". Вот и язык у тебя в стихотворении современный, и город вовсе не из мира Толкина, но шагает у меня именно эта армия и всё тут. Эта ассоциация, конечно, самая простая, в лоб. Дальше больше). Почему-то вспоминается долина, из одного из "Дозоров", где Гессер "белое марево" применил (не знаю читала ты или нет, но это и не важно, важно, что слово "дозор" тянет за собой образ армии бронзовых памятников и тут в моём свихнувшемся воображении всплывает "Ночной дозор" Галича.
Вот такая мешанина. Надеюсь не "убила" тебя своим читательским бредом :).
Юрий совершенно прав. Я тоже думаю, что культура - это поле чудес проросшее ассоциативными переплетёнными между собой связями. Дёрн
Так я Арагорна с войском мёртвых сама первым в обзоре припомнила :)))) И белых ходоков ещё :))) Такшта всё правильно, хоть подсознательно, а есть они все там =)
Я недавно пыталась декламировать. Энергии не хватило(
Для меня это стихотворение - собирательный образ войны. Любой войны. Я в нем нахожу приметы всех войн, которые могут остро воспринимать ныне живущие прколения. От первой мировой, до ...наверное до Афгана, дальше просто слишком свежо.
4:1 я проигрываю =)
Оксана, "Твою дивизию" я декламировала - "Твою дивизию" Майк Зиновкин
Там я рвала глосом ритм шага пехоты, ритм боя.
Это стихотворение Тани я бы, пожалуй, прочитала иначе.
О схожести/разности быстро мнение составить не могу, надо поразмышлять.
Но если стиль прочтения стиха Майка я внутри себя услышала и поймала моментально по прочтении текста, то стихотворение Тани мне слышится внутри совсем иначе. Несмотря на совпадение размера.
Видишь, что происходит.
Я об этом явлении и писал в статье о газлайтинге. Об облыжных обвинениях авторов. Спорщикам шах и мат.
И все больше сумасшедших, которые устраивают скандалы типа у них и"идею украли", и "образ" слямзили, и прочие глупости.
Надеюсь, это не сам Зиновьев устроил - мне трудно представить в качестве сутяги автора этих талантливых стихов.
Более того, одна и та же идея может быть воплощена мастером - и неумёхой. Так легко прекратить развитие культуры - наложив с помощью псевдоавторов-неумех лапы на "!сочетания слов", "идеи", "ритмические рисунок" и прочее. Ну, я бы на месте тех, кто вредит культуре (а это так) именно так и сделал. Чтоб и рот боялись открыть, и стихи боялись писать, и на гитаре играть общие для всех аккорды.
У нас общее поле, поле артикуляции смыслов. Умным языком говоря. А по простому - общая русская культура. И в этом общем интонационном поле переклички, ассоциативные связи - это нормально, без этого культура рассыпается на сегменты и прекращает существование как общая. Выродится в оригинальничанье и спекуляции. Т.е. как таковая, говоря прямо. Докатимся так до мышей. Как Джон Кейдж, однако.
Убрала бы ты под спойлер всю эту ерунду полемическую. Мешает)
(и тихо, шёпотом, отвечу на вопрос - не, автор "дивизии" не при чём)
Ну, я могу предысторию вообще убрать и весь спор, но тогда ж непонятно будет, чойто я начала её разбирать и вопросы задавать
Юра, пасип
А по-твоему, о чём у Майка - вообще о жизни или о реальных войнах?
У тебя в стихах, на мой взгляд, больше поэзии. А у Майка - более документально звучит, сухо как бы. Не буду говорить, лучше или хуже - они просто разные по сути. Угол зрения и глубина сканирования разная.
Ну это ИМХО.
Это не призраки - это смыслы. Объяснил как мог - ну как фильмы я делаю, слоями, , где несколько видеорядов перетекают друг в друга и видны одновременно.
Юрина не подглядывай!
Списываешь у меня, понимаешь)
Шучу, одни и те же мысли, ага.
Стихи фон Цедлица в переводе Жуковского. Гениальные стихи. Как будто их написал современный поэт типа Кормильцева...
Ночной смотр
В двенадцать часов по ночам
Из гроба встает барабанщик;
И ходит он взад и вперед,
И бьет он проворно тревогу.
Лана, я подумаю, чот ваще не соображаю, как лучше, чтобы про Дивизию поговорить =(
Юрий, чесслово, сама додумалась - просто долго писала коммент
Вообще - как классно, что столько разных прочтений и восприятий стиха
Но - это ерунда, а вот прочитать от Юрия обращение "Юрина" - реально прикольно, будем считать, что я теперь "ваша навек"
Та знаю, видел я этот концерт на Литсети. Сказал что думаю.
Да уж, история... Ритм похож, да. В остальном, на мой взгляд, практически вообще стихи о разном. А интересно - что сам Майк об этом думает...
Я видел споры на Неогранке, а сейчас ещё и на другом сайте... споры, которые переходят в какие-то личные дрязги, неприязни, неуважительное отношения друг к другу, "обвинения", скандалы, угрозы, диспуты...
Поэтому ты уж меня прости, Эсме, но я вынужден здесь сделать официальное заявление от экипажа.
---
Дамы и господа!
Этот сайт называется Литгалактика. Условно и образно говоря, это такой большой космический корабль, на котором мы все вместе (подчёркиваю: все и вместе) летим в нашем литпространстве. Мы - попутчики. Здесь - внутри корабля - не принято сражаться на лазерных мечах до крови и смерти, не принято навязывать собеседнику своё "самое-правильное-на-свете" мнение (поскольку ВСЁ субъективно в мире творчества, хотите вы этого или нет).
Мы здесь, на Литгалактике, не любим (и категорически не хотим видеть) скандалы, "диспуты", которые больше похожи на троллинг, нежели на обсуждение чего-то интересного, "бросалки" всякими обвинениями, намеками и угрозами в стиле "да я Вас выведу на чистую воду!", мы не хотим, чобы на сайте расцвели махровым цветом принципы "против кого дружим", "забодаю-забодаю" и тому подобное.
Мы здесь, на Литгалактике, за корректное, уважительное и вежливое общение всех со всеми и всегда.
Кто этих принципов не понимает или не принимает - просто отправляется в открытый космос... или на другие сайты, где вполне возможно принято иначе.
Да, на Литгалактике вообще всё гораздо жёстче (если этого ещё кто-то не понял). Как написано в уставе, цитирую:
"Экипаж галактического корабля полностью отвечает за порядок, чистоту и нормальную психологическую атмосферу как на самом космическом корабле, так и на открытых для посещения планетах и просторах Литгалактики в целом. Экипаж вправе принимать единовластные решения. В целях пресечения конфликтов, провокаций и прочих инцидентов экипаж имеет право применять любые меры к нарушителям вплоть до катапультирования их за борт без права на возвращение."
У нас не демократия, да... И совсем не анархия.
---
Эсме, я понимаю, что это официальное заявление, скорее всего, сведёт на нет твоё желание поговорить об этом случае. Но не сделать я его не могу, поскольку ещё раз: "Экипаж галактического корабля полностью отвечает за порядок, чистоту и нормальную психологическую атмосферу..."
Именно так, мы отвечаем.
Радости тебе:)
Лис
Ты сильно ошибаешься: Я вообще не имею желания о нём говорить, ибо всё сказано и точки расставлены :))))
Мне интересно, как разные читатели воспринимают Твою дивизию, потому что оказалось, что даже внутри команды мы считываем смысл по-разному Есть мнение, что Майк писал о настоящей войне (и я с ним абсолютно не согласна).Хотелось бы вот это обсудить, но без предыстории было бы непонятно, с чего бы вдруг и что конкретно :)))
Может быть, действительно, кто-то считывает из него призраков, мертвецов, воспоминание и может это объяснить? Я бы с удовольствием послушала. Вот ты сам как считаешь, это о чём?
Прости, пожалуйста, я не так понял. Ну тогда это не столько к тебе, сколько к... эээ... потенциальным комментаторам с иным мнением, скажем так...
На мой взгляд, стихотворение Майка о настоящей войне, не призраков, а живых людей. Причём, именно ВОВ. Но вплоне возможно, что я ошибаюсь, конечно. Многозначное стихотворение. Ну у тебя-то вообще не об этом.
радости тебе:)
Лис
Ну, я надеюсь пока... =)
Мне тоже кажется, что стих Зиновкина о реальных войнах/войне, по крайней мере, мне его так легче считывать Хотя многое перекликается с твоим пониманием, Тань - я тоже чувствую злость, негодование, что всё - вот так в этих войнах.
И повторюсь опять же, твой стих для меня больше некое фэнтази - абстрактное, помнишь, как я предлагала к "Игре престолов" привязать? (вот сразу меня в ту степь потянуло ) И мне, кстати, ещё очень понравилось восприятие одного из жюристов - про ночные кошмары, необычно считали.
(а что касается дрязг и тд - противно, ага, вот тут я прям радуюсь вашей местной жёсткой модерации )
спасибо за понимание, Лана:)
Смотри - сначала сняли с марша, потом "завтра была война" - для реальной войны слишком неправдоподобно, не? =)