Крикс-крак. Скрипят деревянные половицы.
Бабе Варе опять не спится.
То выпорхнет на дорогу в чунях на босу ногу
всполошенной одинокой птицей,
то вернётся в горницу и хватает спицы.
Вяжет и ей странное мнится.
Силуэты, лица.
Призраки лезут в разум толпой.
Каждый знаком, да нездешний - иной.
Квохчет сердце, захлёбываясь волной.
Глянет на них. Дивится.
Одноногий Степан, замёрзший на Новый год,
бормочет что-то про житиё,
танцует, вонзая протез-остриё
во мглу, в память и в смутные мысли.
"Спаси-сохрани. И ныне, и присно...
Что же он роется, словно безумный крот?
В груди-то как жжёт".
Тени множатся, беспокойны.
Пляшут в смертельном ритме агоний.
Кашель сотрясает Варвару, а в горле горько.
"Сколько ушедших, сколько...
Господи, иго твоё. Для блага являешь власть..."
Шамкая плотоядно, ночь распахивает пасть.
Крикс-крак-хрясть.
Глотает соседку Лукерью - любительницу истерик.
"Невелика потеря.
Пусть голосит беззвучно и зыркает косо - "мегерит".
Скучно. Но с ними, кажется, лучше.
Не так тоска мучит..."
Хлада не чует Варвара. Время течёт и старит.
Да какая теперь ей разница.
Бабка уже не мается.
Смеётся долго и страшно.
"Как умерших корчит - бедняжки.
Блёкнут одутловатые рожи..."
Бесчувственность тварью подкожной
ползёт, но душу не гложет.
Спицы стучат "крикс-крак".
А жизнь-то пустяк. Пустяк...
***
Декламация - подарок ко дню рождения. Женя (Гнедой)
Страница аудиофайла  
Сумерки - не чёткий рассвет, а полусумеречное состояние между ночной темнотой и светло-серым рассветом с лиловым отсветом.
Спасибо, Онега!
Спасибо и тебе!
Рецензент - Татьяна Кантина (Рейвен)
Конечно же, как меня такой стиш может не зацепить, пройти мимо?)
Ощущение: фон – не чёрный, белёсо-серый, полный теней, не ночь – сумерки, не жуть – более тягостное – предчувствие жути.
Пусть не известно, кто она, Варвара, отчего с нею происходит то, что происходит, а сама развязка истории проступает, словно штрихи, где-то за рамкой видимой картинки, но... Важно тут иное: трансформация ЛГ, которая на глазах из жертвы неведомых чар, одержимой страшными видениями, больной, мучимой сумасшествием, вдруг становится олицетворением злой силы, ведьминской сущности. Её изначальная всеобъемлющая тревога (выпорхнет на дорогу в чунях на босу ногу, не спит, хватает спицы), призраки, которые лезут толпой вызывают ответное ощущение угрозы, навалившейся тьмы, но дальше что-то неуловимо меняется (каждый смутно знаком, вонзая протез-остриё во мглу, в память и в смутные мысли, сколько ушедших, сколько) и появляется понимание, что всё не то, чем кажется. И когда появляется образ шамкающей плотоядной ночи, и соседка, которая, для ЛГ "Невелика потеря" и вот это – "Как умерших корчит – бедняжки" – картинка меняется окончательно, как и ЛГ: она... забавляется? "жизнь-то пустяк". Бабка уже не мается. Смеётся долго и страшно – сумасшествие ли? Нет, понимание изнанки, тёмной стороны.
Звук "Крикс-крак" – отдельный хороший штрих, фон, как в страшной сказке про медведя на липовой ноге ("скрипи нога"), как в кошмаре поскрипывания адской каталки/коляски.
Стиш гармоничен, тревога, гнетущее ощущение – всё тут присутствует. Чего мне немного не хватило – мелких деталей обстановки, внешности ЛГ, делающих картинку более резкой, глубокой, но это лишь дело вкуса.
Ещё появилась одна ассоциация – ЛГ, на мой взгляд, внешне напоминает эту милую старушку на картине одной замечательной художницы (хотя – и сюжет иной, и картина о другом... но вот эта улыбка, безумие с хитрецой... https://litvinova.artstation.com/projects/PdkO8 )))
И читаете здорово, аж мороз по коже...))
!
А Женя хорошо обнажает разброд и блуждание неупокоенных душ, благодаря контрасту голоса и содержания.
Это такой мой субъективный взгляд)), просто поделилась))))
Сильное стихотворение. Пробирает. И философия в нём, и психология, и мистика.
Поздравляю с Сатурном!
И да, мистика...
Интересно-то как получилось, Онега
Рада отклику, Лена. Спасибо.
крикс-кракс, по душу факс.