В музейном зале гулкой тишиной
Наполненные стенды и витрины,
Как будто стали говорить со мной
И ожили былых времен картины.
Холодный снег, промёрзшая земля,
В пещере зарывает старец тайно
Ларец со златом ─ для детей храня
От жадных взоров внуков Чингисхана.
Батыя лук и стрел разящих смерч
в пылающей растерзанной Рязани –
на скакунах ворвалась в город смерть
с холодными и чёрными глазами...
Смотрю на украшения тех лет.
Исполнены умелою рукою ─
Кулоны, серьги, золотой браслет.
Бог Переплут, Кентавры и Грифоны,
Гусляр, плясуньи, дудочник на них.
Алмазные блестят на солнце грани.
В них магия своя и свой мотив ─
Они Рязанки голову венчали.
Представила, что надеваю их ─
Венцы, браслеты, серьги, ожерелья.
Но ведь они сильнее черт моих.
В старинном ювелирном обрамленье,
В них потеряется лицо моё ─
Во мне нет ни покоя, ни той силы.
С любовью в сердце, миром и добром,
С достоинством их женщина носила.
Та женщина, что мужа берегла,
Детей растила, их водила в церковь.
Пусть образованной, как нынче, не была,
Рабой не стала, скованною цепью.
Хоть семь столетий разделяют нас,
Не знаю, я в себе нашла бы силы,
Чтоб устоять в такой трагичный час
Когда Рязань Бату не покорилась?
Хотя никакого татаро-монгольского ига на самом деле не было, работа все равно интересная, Гелия.
https://ru.wikipedia.org/wiki....5%D0%BC
https://briefly.ru/_/povest_o_razorenii_riazani_batyem/
Карамзина вряд ли назовёшь иноземцем; он просто не боялся писать то, что считал верным, что он из старорусских же источников почерпнул. Да и в голову тогда никому не приходило, что поражение в войне может как-то повлиять на национальную гордость.
А здесь я не про поражение, а про 300-летнее татаро-монгольское иго
во-первых, не надо обижать никакие религии и их приверженцев
во-вторых, всё-таки не надо спорить о том, чего никто из вас достоверно не знает, как мне кажется
ну или хотя бы добавлять "по моему мнению", а не так, безапелляционно
да и вообще я не понимаю о чём тут спорить... было - не было... наверное, по моему мнению, что-то было (слишком много всяких разрозненных фактов, артефактов и т. п.), но вот что именно - тут никто не знает... тут иногда не знаешь, что было лет десять назад (достоверно), а вы про далёкие века говорите...
Очень-очень!
Но десятинная церковь была построена в Киеве Бог весть когда, разве, что не во времена Владимира Красна Солнышка!
И когда пришли татаро-монголы во второй раз и город пал, киевляне (мирные жители) забились в эту церковь, ища спасения. Ни католической веры, ни баптистов, ни свидетелей Иеговы в Киевской Руси в то время не было, насколько я понимаю, по крайней мере "летопись временных лет" писал вполне православный священник. И легенда об Аскольде и Дире тоже возникла не на пустом месте. В Киеве по сей день есть Аскольдова могила. Это я не как представитель конкретной религии пишу, а как киевлянка. И Карамзин опирался на "Повесть временных лет", когда писал свою Историю государства Российского". И на другие русские рукописи. Сам он был глубоко верующим православным человеком. Я не вижу, чем я могу в принципе оскорбить чьи бы то ни было религиозные чувства, излагая эти, всем известные факты.
И я очень хорошо отношусь и к тебе, и к Вите, не смотря на моё безапелляционное утверждение, что сама ходила по руинам этой десятинной церкви.
Не знаю, я в себе нашла бы силы,
Чтоб устоять в такой трагичный час
Когда Рязань Бату не покорилась?"
А что? Лично я, охотно в это верю. Считаю так: мужчин, возможно, "ноу-хау" прошедших веков и сломало, но женщину... Женщина как была гордой и непокорённой, так ею и осталась.
Спасибо за отличный стих!
А мужчин вы не обижайте, им как и прежде все самое трудное достается и мужчина, как и прежде, - всем все должен и обязан. В первую очередь гордой и требовательной женщине. Если так и дальше пойдет, будут они сами с колясками сидеть.
Спасибо, Гелия!