Музыка, исполнение -
И. Мажаровский
Где цветёт синевою люпин,
Где берёз долговязые тени,
Неприметен и мною любим,
Одиночится куст сирени.
Он собою ни мал ни велик -
Одинаковы мой и его рост,
Пусть не молод, но и не старик -
Двадцать лет для сирени - не возраст.
Я люблю приходить сюда,
Я тут часто бываю и вижу:
Он снегами укрыт в холода,
А весной будто тоньше и выше.
Летом слышен здесь птичий свист,
А ненастной порой осенней
Воет ветер, и жёлтый лист
Опадает с куста сирени.
Лихо плещется время-река,
Годы-воды текут и тают...
Над кустом - в небесах - облака
Двадцать лет чередой пролетают.
А под ним, в заскорузлой земле,
В этой рыхлой субстанции стылой,
Расползлось, притаилось во мгле
То, что было чьей-то могилой.
Бесприютна она, пуста -
Всё подвластно движенью и смене.
Кто лежал в ней - давно уже стал
Этим самым кустом сирени.
Знакома с вами заочно, так скажем. И совсем-совсем мало. Но когда-то "Деревья" поразили меня в самое сердце. Ещё до моего непосредственного появления на сайте... А теперь вот сиреневый куст "одиночится". Какое слово замечательное — "одиночится") И милое, и печальное одновременно.
У вас бесконечно живыми выходят братья наши меньшие (те, что дикорастущие). Живее людей. Это очень остро чувствуется. Мы, пишущие, часто олицетворяем то, что считается неодушевленным в общем понимании...но разве растения менее одушевлены, чем люди? Сложно сказать. В контексте чего-то вселенского — едва ли) Пожалуй, этот приём заслуженно ваш.
Здесь и жизнь, переходящая "из...в" (реинкарнацией тянет словно ветерком), и быстротечность времени, и безжалостность его. Но что-то ведь оно даёт нам взамен? Это неуловимое родство, заставляющее из раза в раз возвращаться (сразу вспомнилось, как часто на кладбищах сажают кусты сирени рядом с могилами, простите за эту параллель).
Ваше содержание ничуть не уступает форме. А я вообще больше по содержанию)
Однако тоже из тех, кто считает, что стихи и музыка связаны в культуре намертво. Стихи в принципе музыкальны. А значит, сбивчивы как дыхание, как шаг и любой существующий в мире звук. Потому что живые.
Спасибо за почву для размышлений, за талант.
С уважением.
А знаете, я ведь с ними обнимаюсь. У них своя особая энергетика. Они живые.
Рифма "люпИн" - "любИм" - находка.
"люблю приходить сюда,
Я тут часто бываю и вижу:
Он снегами укрыт в холода,
А весной будто тоньше и выше.
Летом слышен здесь птичий свист,
А ненастной порой осенней
Воет ветер, и жёлтый лист
Опадает с куста сирени.
Лихо плещется время-река,
Годы-воды текут и тают...
Над кустом - в небесах - облака
Двадцать лет чередой пролетают." (с)
Эти строки в песне звучат так нежно, непередаваемо грустно и с любовью ко всему живому.
"Всё подвластно движенью и смене" - афоризм, ключевая строка и основа мира в котором, мы живём.
Заношу в избранное.
С уважением!
У вас практически в каждой строке выдержаны ударения на 3 и 6 слог, а вот последние ударения падают то на 8, то на 9 слоги.
Проверьте сами.
Где цветёт синевою люпин, 3-6-9
Где берёз долговязые тени, 3-6-9
Неприметен и мною любим, 3-6-9
Одиночится куст сирени. 3-6-8
Он собою ни мал ни велик - 3-6-9
Одинаковы мой и его рост, .....сбой ритма из-за того что два слова подряд идут с ударением появляется сверхсистемное ударение. Его все и чувствуют. Может так: Одинакового мы с ним роста. Правда, первое слово сложное для произношения, можно ещё подумать)
Пусть не молод, но и не старик - 3-6-9
Двадцать лет для сирени - не возраст. 3-6-9
Я люблю приходить сюда, 3-6-8
Я тут часто бываю и вижу: 3-6-9
Он снегами укрыт в холода, 3-6-9
А весной будто тоньше и выше. 3-6-9
Летом слышен здесь птичий свист, 3-6-8
А ненастной порой осенней 3-6-8
Воет ветер, и жёлтый лист 3-6-8
Опадает с куста сирени. 3-6-8
Лихо плещется время-река, 3-6-9
Годы-воды текут и тают... 3-6-8
Над кустом - в небесах - облака 3-6-9
Двадцать лет чередой пролетают. 3-6-9
А под ним, в заскорузлой земле, 3-6-9
В этой рыхлой субстанции стылой, 3-6-9
Расползлось, притаилось во мгле 3-6-9
То, что было чьей-то могилой. 3-5-8
Бесприютна она, пуста - 3-6-8
Всё подвластно движенью и смене. 3-6-9
Кто лежал в ней - давно уже стал 3-6-9 в этой строке из-за смещения ударения появляется комический смысл: Кто лежал в ней - давно уже стал
Этим самым кустом сирени. 3-6-8
Что-то даже стыдновато стало за свои слабые познания в части версификации... )
Кстати, вспомнилось, что есть ещё декламация этого стиха. Странно, что файл не могу найти... Скину ссылочку, с Вашего позволения.
https://poembook.ru/poem....enko%29
Красивое стихотворение:)
Ипполит, я думаю, что хороший декламатор всегда выровняет ритм, даже там, где это неловко написано. Это паузы и усиления - акцентирование на нужном слоге. Но мы здесь говорим о чистой технике стихосложения. Есть классические размеры, есть возможность от них отходить. Всё имеет место быть, особенно когда это красиво сделано. У меня тоже есть сбои ритма, которые я делаю вполне осознанно, а не потому, что я не знаю как правильно сделать. Тут, конечно, Ваше решение как поступать. Просто видно, что Вы пишите в размере, и в конце строки иногда сбиваетесь. И таки да, я понимаю, что когда стихотворение уже прочитано и спето, и вы к нему прикипели, ничего менять не хочется. Я сама такая))) Просто проговорили, может на будущее пригодится)
А стихотворение действительно трогательное.
Но существуют действительно ляпы, непреднамеренные сбои ритма. Только один ляп у Вас, Ипполит. Можно строчку заменить, конечно, но в песне сбоя не слыхать. Само стихотворение - просто сказка с очень вкусными образами и русским лирическим настроением.
Конечно, песня допускает "неровность" ритмики.
Но если читать самостоятельно, не слушая песню, чувствуются эти перебои, а также проблемы с ударением
Если хотите более подробно, приведу примеры.
Прочёл коммент и вспомнилось... Сразу оговорюсь, что к Вам это не имеет никакого отношения, скорее ко мне самому. Вот, смотрите... )
https://poembook.ru/poem/2694433-***
И такого на некоторых сайтах более чем вдосталь.
Спрашивал я у авторов, мол, что же это у вас ни прописных буковок, ни препинашек? А они: а это, говорят - авторская пунктуация. Ладно. Но к чему такая словесная эквилибристика? Это озорство со смыслом? Это что, авторская образность? Да нет, говорят, это вы просто читать не умеете. Учитесь видеть между строк.
Так-то вот. ))
Я к чему всё это... К тому, что мог бы вот так и я ответить: да ведь это же авторская ритмика, учитесь читать, делая паузы и ставя акценты. Но это было бы неправдой. В действительности я просто пишу интуитивно, совершенно не умею считать эти слоги, да и не заморачиваюсь на этом, если честно.
Поэтому был бы Вам признателен, если бы Вы указали на эти сбои и фонетические ляпы. Я бы устранил их по крайней мере в тексте.
Более того, благодарен Вам за то, что Вы обращаете внимание на авторские ошибки, ведёте редактирование. Если этого не делать, сайт рискует превратиться в рассадник того, что я привёл в качестве примера.
Спасибо Вам.
Ипполит, давайте посчитаем слоги
Где цветёт синевою люпин,- - - - - - - - -9
Где берёз долговязые тени,- - - - - - - - - -10
Неприметен и мною любим,- - - - - - - - -9
Одиночится куст сирени.- - - - - - - - -9
Он собою ни мал ни велик -- - - - - - - - -9
Одинаковы мой и его рост,- - - - - - - - - -10
Пусть не молод, но и не старик -- - - - - - - - -9
Двадцать лет для сирени - не возраст.- - - - - - - - - -10
Я люблю приходить сюда,- - - - - - - -8
Я тут часто бываю и вижу:- - - - - - - - - -10
Он снегами укрыт в холода,- - - - - - - - -9
А весной будто тоньше и выше.- - - - - - - - - -10
Летом слышен здесь птичий свист,- - - - - - - -8
А ненастной порой осенней- - - - - - - - -9
Воет ветер, и жёлтый лист- - - - - - - -8
Опадает с куста сирени.- - - - - - - - -9
Лихо плещется время-река,- - - - - - - - -9
Годы-воды текут и тают...- - - - - - - - -9
Над кустом - в небесах - облака- - - - - - - - -9
Двадцать лет чередой пролетают.- - - - - - - - - -10
А под ним, в заскорузлой земле,- - - - - - - - -9
В этой рыхлой субстанции стылой,- - - - - - - - - -10
Расползлось, притаилось во мгле- - - - - - - - -9
То, что было чьей-то могилой.- - - - - - - - -9
Бесприютна она, пуста -- - - - - - - -8
Всё подвластно движенью и смене.- - - - - - - - - -10
Кто лежал в ней - давно уже стал- - - - - - - - -9
Этим самым кустом сирени- - - - - - - - -9
Если посмотреть, то у Вас только пятая строфа такая же, как и первая
Теперь давайте посмотрим на ударения: (особенно сложно получилось со второй строчкой второй строфы)
Где цветЁт синевОю люпИн,
Где берЁз долговЯзые тЕни,
НепримЕтен и мнОю любИм,
ОдинОчится кУст сирЕни.
Он собОю ни мАл ни велИк -
ОдинАковы мОй и егО рост, (слово рост, последнее в строчке, оказалось совсем безударное)
Пусть не мОлод, но И не старИк -
Двадцать лЕт для сирЕни - не вОзраст.
Можно сказать, что эмоции и интонации важнее, что образы - главное...
Я не буду спорить
Я больше за "классическую" технику стихосложения, за чёткие правила пунктуации. И как читатель показываю за что я "зацепился" при чтении.
Если автора заинтересует, могу предложить как, что и где можно исправить.
Но стихотворение - это "частная собственность" автора, и только ему решать, что с ним делать
ПС: "клевещЕте". Глагол 1 спряжения, окончание "Ете". Я тоже умею умничать ) шучу )
Спасибо большое за такой развёрнутый разбор.
Этот текст скорее всего редактировать не стану, а вот на будущее учту. Конечно, когда стих совсем уж ровный - это не особенно хорошо, так как создаётся искусственная монотонность, ритмические "спотыки" нужны, но... здесь, получается, их как-то слишком много. Вкривь да вкось. ))
Что ж... буду осваивать ритмику.
Ещё раз спасибо Вам.