Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Поэзия
  Все произведения » Поэзия » Авторские песни » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Сиреневый куст   (Ипполит_Лунёв)  
Музыка, исполнение -
И. Мажаровский



Где цветёт синевою люпин,
Где берёз долговязые тени,
Неприметен и мною любим,
Одиночится куст сирени.

Он собою ни мал ни велик -
Одинаковы мой и его рост,
Пусть не молод, но и не старик -
Двадцать лет для сирени - не возраст.

Я люблю приходить сюда,
Я тут часто бываю и вижу:
Он снегами укрыт в холода,
А весной будто тоньше и выше.

Летом слышен здесь птичий свист,
А ненастной порой осенней
Воет ветер, и жёлтый лист
Опадает с куста сирени.

Лихо плещется время-река,
Годы-воды текут и тают...
Над кустом - в небесах - облака
Двадцать лет чередой пролетают.

А под ним, в заскорузлой земле,
В этой рыхлой субстанции стылой,
Расползлось, притаилось во мгле
То, что было чьей-то могилой.

Бесприютна она, пуста -
Всё подвластно движенью и смене.
Кто лежал в ней - давно уже стал
Этим самым кустом сирени.
Опубликовано: 03/12/21, 21:25 | mod 03/12/21, 21:25 | Просмотров: 443 | Комментариев: 23 | audio
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (23):   

Добрый день, Ипполит!

Знакома с вами заочно, так скажем. И совсем-совсем мало. Но когда-то "Деревья" поразили меня в самое сердце. Ещё до моего непосредственного появления на сайте... А теперь вот сиреневый куст "одиночится". Какое слово замечательное — "одиночится") И милое, и печальное одновременно.

У вас бесконечно живыми выходят братья наши меньшие (те, что дикорастущие). Живее людей. Это очень остро чувствуется. Мы, пишущие, часто олицетворяем то, что считается неодушевленным в общем понимании...но разве растения менее одушевлены, чем люди? Сложно сказать. В контексте чего-то вселенского — едва ли) Пожалуй, этот приём заслуженно ваш. 

Здесь и жизнь, переходящая "из...в" (реинкарнацией тянет словно ветерком), и быстротечность времени, и безжалостность его. Но что-то ведь оно даёт нам взамен?  Это неуловимое родство, заставляющее из раза в раз возвращаться (сразу вспомнилось, как часто на кладбищах сажают кусты сирени рядом с могилами, простите за эту параллель).

Ваше содержание ничуть не уступает форме. А я вообще больше по содержанию) 
Однако тоже из тех, кто считает, что стихи и музыка связаны в культуре намертво. Стихи в принципе музыкальны. А значит, сбивчивы как дыхание, как шаг и любой существующий в мире звук. Потому что живые.

Спасибо за почву для размышлений, за талант.
С уважением.
ovetgannaxugaida   (07/12/21 10:51)    

А Вам спасибо за отклик такой. Тронут очень... сентиментальный я. )
А знаете, я ведь с ними обнимаюсь. У них своя особая энергетика. Они живые.
Ипполит_Лунёв   (08/12/21 21:17)    

"Рыхлая стылая субстанция" - круто!
Рифма "люпИн" - "любИм" - находка.
"люблю приходить сюда,
Я тут часто бываю и вижу:
Он снегами укрыт в холода,
А весной будто тоньше и выше.

Летом слышен здесь птичий свист,
А ненастной порой осенней
Воет ветер, и жёлтый лист
Опадает с куста сирени.

Лихо плещется время-река,
Годы-воды текут и тают...
Над кустом - в небесах - облака
Двадцать лет чередой пролетают." (с)
Эти строки в песне звучат так нежно, непередаваемо грустно и с любовью ко всему живому.

"Всё подвластно движенью и смене" - афоризм, ключевая строка и основа мира в котором, мы живём.

Заношу в избранное.
С уважением!
menemo   (04/12/21 15:44)    

Что тут скажешь... Просто спасибо большое Вам. Спасибо! )
Ипполит_Лунёв   (04/12/21 18:09)    

Ипполит, у вас стихотворение написано анапестом. В анапесте: 3, 6, 9... слоги ударные.
У вас практически в каждой строке выдержаны ударения на 3 и 6 слог, а вот последние ударения падают то на 8, то на 9 слоги.
Проверьте сами.
Где цветёт синевою люпин, 3-6-9
Где берёз долговязые тени, 3-6-9
Неприметен и мною любим, 3-6-9
Одиночится куст сирени. 3-6-8

Он собою ни мал ни велик - 3-6-9
Одинаковы мой и его рост, .....сбой ритма из-за того что два слова подряд идут с ударением появляется сверхсистемное ударение. Его все и чувствуют. Может так: Одинакового мы с ним роста.  Правда, первое слово сложное для произношения, можно ещё подумать)
Пусть не молод, но и не старик - 3-6-9
Двадцать лет для сирени - не возраст. 3-6-9

Я люблю приходить сюда,   3-6-8
Я тут часто бываю и вижу:   3-6-9
Он снегами укрыт в холода, 3-6-9
А весной будто тоньше и выше. 3-6-9

Летом слышен здесь птичий свист,  3-6-8
А ненастной порой осенней   3-6-8
Воет ветер, и жёлтый лист     3-6-8
Опадает с куста сирени.        3-6-8

Лихо плещется время-река,  3-6-9
Годы-воды текут и тают...     3-6-8
Над кустом - в небесах - облака 3-6-9
Двадцать лет чередой пролетают. 3-6-9

А под ним, в заскорузлой земле,  3-6-9
В этой рыхлой субстанции стылой, 3-6-9
Расползлось, притаилось во мгле   3-6-9
То, что было чьей-то могилой.       3-5-8

Бесприютна она, пуста -   3-6-8
Всё подвластно движенью и смене. 3-6-9
Кто лежал в ней - давно уже стал  3-6-9   в этой строке из-за смещения ударения появляется комический смысл: Кто лежал в ней - давно уже стал
Этим самым кустом сирени. 3-6-8
Виктория_Соловьёва   (04/12/21 12:58)    

Виктория, спасибо большое! )
Что-то даже стыдновато стало за свои слабые познания в части версификации... )
Кстати, вспомнилось, что есть ещё декламация этого стиха. Странно, что файл не могу найти... Скину ссылочку, с Вашего позволения. 

https://poembook.ru/poem....enko%29
Ипполит_Лунёв   (04/12/21 18:22)    

Андрей хорошо прочитал, мне нравится:)))
Красивое стихотворение:)
Ипполит, я думаю, что хороший декламатор всегда выровняет ритм, даже там, где это неловко написано. Это паузы и усиления - акцентирование на нужном слоге. Но мы здесь говорим о чистой технике стихосложения. Есть классические размеры, есть возможность от них отходить. Всё имеет место быть, особенно когда это красиво сделано.  У меня тоже есть сбои ритма, которые я делаю вполне осознанно, а не потому, что я не знаю как правильно сделать. Тут, конечно, Ваше решение как поступать. Просто видно, что Вы пишите в размере, и в конце строки иногда сбиваетесь. И таки да, я понимаю, что когда стихотворение уже прочитано и спето, и вы к нему прикипели, ничего менять не хочется. Я сама такая))) Просто проговорили, может на будущее пригодится)
А стихотворение действительно трогательное.
Виктория_Соловьёва   (04/12/21 18:57)    

Поразмыслил немного надо всем этим... Знаете, а ничего никогда я высчитывать не стану. Кто пишет стихи для красоты, тот пусть и препарирует их. А я пишу про жизнь, стихийно. Думаю, было бы нелепым заставлять смерч идти по прямой. Шаг вправо, шаг влево... )
Ипполит_Лунёв   (05/12/21 12:42)    

Спорить не о чем. У каждого свой путь и никто не знает, чей путь более правильный, более естественный что ли))) Я знаю сторонников образования и тех, кто говорит, что образование - это зло. И те и другие просто выбрали свой путь. Успехов Вам, Ипполит! Будет интересно общаться) smile
Виктория_Соловьёва   (05/12/21 13:14)    

heart  smile
Ипполит_Лунёв   (05/12/21 13:17)    

Всё понравилось! Замечательная работа, ребята!
Виктор_Казимиров   (04/12/21 12:20)    

Благодарю, Виктор! )
Ипполит_Лунёв   (04/12/21 18:23)    

Как я люблю Ваши стихи, Ипполит. Исполнение такое душевное, чисто русское. Очень понравились образы хода времени. Жизнь и смерть сосредоточены в этом одиноком кусте сирени. Песню раз 5 послушала. Наверно, её скачаю в свои аудиофайлы, люблю по дороге на работу в наушниках слушать любимые песни. Ваши "Деревья" у меня тоже в списке ) Спасибо Вам за Ваше творчество.
menemo   (04/12/21 08:08)    

Прочитала коммент. Да, есть сбой во втором четверостишии второй строке "Одинаковы мой и его рост". Далее - никаких сбоев. Любят у нас критики обобщать. Мне, как человеку музыкальному, подвластно умение слышать интонационные паузы ( это как в музыке). Но многие критики принимаются считать слоги, игнорируя маленькую особенность поэтического восприятия: при профессиональной декламации интонационная направленность - одна из составляющей любого произведения, будь то музыкальное, поэтическое или прозаическое.
Но существуют действительно ляпы, непреднамеренные сбои ритма. Только один ляп у Вас, Ипполит. Можно строчку заменить, конечно, но в песне сбоя не слыхать. Само стихотворение - просто сказка с очень вкусными образами и русским лирическим настроением.
menemo   (04/12/21 08:46)    

Пожалуй, это и есть самая лучшая награда для автора - если слушают его песни.
Ипполит_Лунёв   (04/12/21 18:26)    

Здравствуйте, Ипполит
Конечно, песня допускает "неровность" ритмики. 
Но если читать самостоятельно, не слушая песню, чувствуются эти перебои, а также проблемы с ударением sad 
Если хотите более подробно, приведу примеры.
Aleker   (03/12/21 21:52)    

Доброго вечера Вам! )
Прочёл коммент и вспомнилось... Сразу оговорюсь, что к Вам это не имеет никакого отношения, скорее ко мне самому. Вот, смотрите... )

https://poembook.ru/poem/2694433-*** 

И такого на некоторых сайтах более чем вдосталь. 
Спрашивал я у авторов, мол, что же это у вас ни прописных буковок, ни препинашек? А они: а это, говорят - авторская пунктуация. Ладно. Но к чему такая словесная эквилибристика? Это озорство со смыслом? Это что, авторская образность? Да нет, говорят, это вы просто читать не умеете. Учитесь видеть между строк. 
Так-то вот. ))

Я к чему всё это... К тому, что мог бы вот так и я ответить: да ведь это же авторская ритмика, учитесь читать, делая паузы и ставя акценты. Но это было бы неправдой. В действительности я просто пишу интуитивно, совершенно не умею считать эти слоги, да и не заморачиваюсь на этом, если честно.
Поэтому был бы Вам признателен, если бы Вы указали на эти сбои и фонетические ляпы. Я бы устранил их по крайней мере в тексте. 
Более того, благодарен Вам за то, что Вы обращаете внимание на авторские ошибки, ведёте редактирование. Если этого не делать, сайт рискует превратиться в рассадник того, что я привёл в качестве примера. 
Спасибо Вам.
Ипполит_Лунёв   (03/12/21 23:27)    

Эх, menemo, музыкальный человек, а на критиков клевещите wink

Ипполит, давайте посчитаем слоги

Где цветёт синевою люпин,- - - - - - - - -9
Где берёз долговязые тени,- - - - - - - - - -10
Неприметен и мною любим,- - - - - - - - -9
Одиночится куст сирени.- - - - - - - - -9

Он собою ни мал ни велик -- - - - - - - - -9
Одинаковы мой и его рост,- - - - - - - - - -10
Пусть не молод, но и не старик -- - - - - - - - -9
Двадцать лет для сирени - не возраст.- - - - - - - - - -10

Я люблю приходить сюда,- - - - - - - -8
Я тут часто бываю и вижу:- - - - - - - - - -10
Он снегами укрыт в холода,- - - - - - - - -9
А весной будто тоньше и выше.- - - - - - - - - -10

Летом слышен здесь птичий свист,- - - - - - - -8
А ненастной порой осенней- - - - - - - - -9
Воет ветер, и жёлтый лист- - - - - - - -8
Опадает с куста сирени.- - - - - - - - -9

Лихо плещется время-река,- - - - - - - - -9
Годы-воды текут и тают...- - - - - - - - -9
Над кустом - в небесах - облака- - - - - - - - -9
Двадцать лет чередой пролетают.- - - - - - - - - -10

А под ним, в заскорузлой земле,- - - - - - - - -9
В этой рыхлой субстанции стылой,- - - - - - - - - -10
Расползлось, притаилось во мгле- - - - - - - - -9
То, что было чьей-то могилой.- - - - - - - - -9

Бесприютна она, пуста -- - - - - - - -8
Всё подвластно движенью и смене.- - - - - - - - - -10
Кто лежал в ней - давно уже стал- - - - - - - - -9
Этим самым кустом сирени- - - - - - - - -9
Aleker   (04/12/21 11:36)    

Обычно первая строфа задаёт ритм чтения. Читатель (ну, хорошо, не каждый читатель, только я smile ) пристраивается к мелодии. 

Если посмотреть, то у Вас только пятая строфа такая же, как и первая

Теперь давайте посмотрим на ударения: (особенно сложно получилось со второй строчкой второй строфы)
Где цветЁт синевОю люпИн,
Где берЁз долговЯзые тЕни,
НепримЕтен и мнОю любИм,
ОдинОчится кУст сирЕни.

Он собОю ни мАл ни велИк -
ОдинАковы мОй и егО рост,  (слово рост, последнее в строчке, оказалось совсем безударное)
Пусть не мОлод, но И не старИк -
Двадцать лЕт для сирЕни - не вОзраст.
Aleker   (04/12/21 11:43)    

Конечно, можно писать совсем без знаков препинания, можно писать верлибры или белые стихи, можно ударно и обрывисто, как у Маяковского...
Можно сказать, что эмоции и интонации важнее, что образы - главное...
Я не буду спорить smile
Я больше за "классическую" технику стихосложения, за чёткие правила пунктуации. И как читатель показываю за что я "зацепился" при чтении. 
Если автора заинтересует, могу предложить как, что и где можно исправить. 
Но стихотворение - это "частная собственность" автора, и только ему решать, что с ним делать
Aleker   (04/12/21 11:49)    

Слоги считать и я могу. Вслух прочтите данное произведение. В первом четверостишии "Одиночится (пауза) куст сирени". Делаем акцент на слова. Во втором четверостишии да, сбой, на что и указала. Следующие строки никак не сбиваются. Учитесь делать акценты и ставить паузы при чтении, господа. Больше дискутировать не стану. Стихотворение - обалденное. Не каждый так сможет написать. Всё.
menemo   (04/12/21 15:07)    

И ещё, уважаемый Aleker, я немного вспылила, прочитав Ваш отклик на данное стихотворение. Вы не сказали автору о достоинствах данного произведения, не увидели замысел, не почувствовали настроение, не отметили лучшие строки, но принялись искать сбои ритма. Рецензию необходимо писать корректно, как делает это Алексей Лис. Алексей тоже указывает на ошибки, так как со стороны читателю виднее, но он и видит самое главное у автора - поэзию и её замысел. Иначе можно всё желание отбить и творить. Хорошо хоть, что Ипполит адекватно воспринимает такого рода отклики. Но мне бы на моей страничке это не понравилось. Прошу прощения за прямоту и честное мнение. С уважением.
ПС: "клевещЕте". Глагол 1 спряжения, окончание "Ете". Я тоже умею умничать ) шучу )
menemo   (04/12/21 15:20)    

Aleker, понял Вас. 
Спасибо большое за такой развёрнутый разбор. 
Этот текст скорее всего редактировать не стану, а вот на будущее учту. Конечно, когда стих совсем уж ровный - это не особенно хорошо, так как создаётся искусственная монотонность, ритмические "спотыки" нужны, но... здесь, получается, их как-то слишком много. Вкривь да вкось. )) 
Что ж... буду осваивать ритмику.
Ещё раз спасибо Вам.
Ипполит_Лунёв   (04/12/21 18:37)