Tragedie dell Arte. Балаганчик Поэтический цикл с комментариями
Tragedie dell'arte. Если смотреть на жизнь со стороны — она похожа на балаганчик человеческих страстей, на маленький антракт, несколько мимолетных ремарок, ничего не значащих сцен в вечной Божественной комедии… ..................................Блокнот Птицелова. Сад Камней
Игрушки Бога
Мы куклы Творца — но слепыми сердцами не помним об этом почти ничего, от вечности к вечности тихо мерцая в огромных прозрачных ладонях Его.
Считалочка
Тише тише тени слышат шелест вещих привидений превращений наших свыше черный ангел не отменит
я — волшебник страшной сказки ты — сиреневая фея вишни вещи ласки маски запах мяты и шалфея
дьявол медленных желаний все смешает в злом эфире начинаем — раз-и-два-и шепот клавиш три-четыре
Игра в куклы
Понарошку, дети словно, В куклы мы с тобой играем. Мир-часы как будто сломан. В нашем отрешённом рае Задремало злое лихо… Этой ночью безмятежной Ты меня целуешь нежно, Я тебя целую тихо.
В хороводе привидений В странных кукольных коробках Мы скользим с тобой как тени. Ты меня целуешь робко… Среди шелеста и хруста Лет, примет и расстояний, Без надежд и покаяний Я тебя целую грустно.
В чулане запрятав гитару и лиру, она говорит, что я часть ее мира, осеннего блюза, вечернего бриза, ее полнолунного злого каприза... И так моей жизнью орудует ловко моя Коломбина, моя мышеловка, спасая мою непутёвую душу, что я опасаюсь, однажды задушит.
Золотое платье
Звенел тревожный сумрак над кроватью и гас твой голос, как виолончель. Ты надевала золотое платье с мерцающей застежкой на плече.
Я всё запомнил: как дрожали блики в стеклянном жёлтом шаре ночника, и в полутьме лицо казалось ликом, и как была рука твоя тонка. В незрячем сердце вызывали жалость дыхания чуть слышные сверчки... Я помню, как мучительно сужались зелёных глаз змеиные зрачки, когда в меня, так зло и оголтело — чудовищем, таящимся в воде — из кокона нефритового тела взглянул жестокий древний лицедей.
И ты была его марионеткой, с льняной копной волос и нежным ртом — изящной, хрупкой лунной статуэткой, безумной куклой в платье золотом.
Festa delle Marie. Пьеро
Под венецианской маской вздрогнет вдруг живая плоть — чтобы мимолетной лаской побольнее уколоть...
Усмехается Лукавый — на ловца и зверь бежит. Слева смерть, мой ангел, справа — наспех прожитая жизнь.
На ветру трещат прищепки, пляшет грязное бельё, и на части рвётся тщетно сердце тёмное моё.
Скачет бесом злая память, Прячет совесть, будто вор. В каждом взгляде лед и пламя, в каждом слове — приговор. Яд размешивая с сидром, Мне отсчитываешь дни. В каждой комнате — клепсидра. В каждом зеркале — двойник.
Коломбина страшной сказки, стерва смешанных кровей, голод мечется под маской детской кукольной твоей. Я в тебя не брошу камень: Тихо плача и греша, под китайскими шелками горько светится душа...
Ciao, bambina, sorry
Sorry, нежная bambina! Среди кружев и мимоз, не печалься, Коломбина, я не стою горьких слёз.
В балаганчике уютном, где любовь и простота, трагик страсти и капризов превращается в шута. В кураже сиюминутном что бы ни сказала ты — поскользнется на карнизе, оборвется с высоты…
Что его лишает дара? Он похож на дурачка, в миг любовного угара мир сужая до зрачка.
Лёд слюдой над снегом стынет, Я желаю мира всем. Так уходят из гостиниц, уезжая насовсем.
Гаснут улицы и лица. Затихает балаган. Среди старых книг пылится мой игрушечный наган. В сизой дымке никотина улыбаются хитро ангел в маске Арлекина, дьявол в шапочке Пьеро.
С хрипотцой протяжно дышит в жутком хламе чердака в балахоне из ледышек тошнотворная тоска — на плечах гнездятся птицы, чьи стеклянные глаза могут в темноте светиться, что святые образа.
Ей под ноги выпадает из букета белена, я бесстрашно наблюдаю, как идет ко мне она цепкой поступью вороньей по сухой разрыв-траве — гладить ледяной ладонью по холодной голове.
Ночная барракуда. Арлекин
Ночная барракуда затепливает бра. Приходит ниоткуда мой сумеречный брат. Глядит из мрака комнат, пьёт красное вино. Он даже в мыслях тёмных со мною заодно.
От взгляда и до слова всё в памяти держа, Он помнит, кем был сломан серебряный кинжал… Но, с тщательностью клерка запрятав остриё, Хранит он в табакерке безумие моё.
Ты плачешь и смеешься со мной наедине, Не задавай вопросов, кто я и кто он мне. Не трогай злые струны, не спрашивай его — о брате никому он не скажет ничего.
О том как праховертом сжигал он все мосты, о том, что он до смерти боялся высоты. О том, кому назло он из-под венца бежал. И почему был сломан серебряный кинжал…
Наступит день, и некто прозрачный, будто дым, Тихонько спрыгнет с неба, взмахнет сачком своим, Светящуюся душу поймает на лету — И я шагну наружу, за тонкую черту.
Луны печальный мячик укатится за мной. Наверно, он заплачет, мой брат, близнец, связной… И уходя неспешно в ущелья из стекла, Двойник осиротевший покинет зеркала.
Ночная барракуда затепливает бра. Приходит ниоткуда мой сумеречный брат. Глядит из мрака комнат, пьет красное вино. Он даже в мыслях тёмных со мною заодно…
Беспутный ангел
И вспыхнет надцатая осень, я стану старше и нудней, когда увижу — ветер носит беспутных ангелов над ней.
Свернется времени калачик пружиной в кукле заводной, и кто-то обо мне заплачет, как тень склоняясь надо мной.
Аптекарь мне отмерит счастья горючего скупой глоток, и душу разберет на части мой педантичный личный бог.
Научит мудрости печальной, преподавая мастер-класс, потом сочтет исход летальным — но не закроет мертвых глаз,
чтоб лежа в ящике фанерном я видел всё — и мир иной, и как парит легко и нервно беспутный ангел надо мной.
Лунное вино и блюз
Мой тёмный, мой последний из зверей Проходит через тысячу дверей, Всё медленней звучит негромкий блюз, И звуки шелестят как будто врозь. Померкший свет проскальзывает сквозь Сознания сужающийся шлюз.
Всё холодней морской вечерний бриз. Посверкивает миллиардом брызг В небесной чаше лунное вино. Клубится звёзд сгущающийся круг, в кругу — мой Бог, играющий в игру, где смерти нет и мы с тобой — одно.
Душа его заходится от слёз. Молчи, не плачь. Ведь я богат как Крёз. Внутри меня — планеты и века. Я круг черчу, крошится в пальцах мел. Истаивает всё, что я имел — Пыль золотая на моих руках.
Всё тяжелей во сне яблокопад… От лёгких слов осталась скорлупа, Не замечай, когда я мир сотру. Всё тоньше наших жизней переплёт. И, постепенно превращаясь в лёд, Всё тень моя прозрачней на ветру.
Bella Donna
… Он рисует замок белый, Bella Donna, Donna Bella, В небе башен тонких стрелы, в башнях окна изо льда, дремлют гости за столами, и в камине тлеет пламя. И дрожит над головами Невечерняя звезда.
В паутине палантина ты появишься в гостиной. Он художник, ты — картина, вешнеглазая беда. Время — сгусток сновидений, где тела сгорят и тени, где от слез и сожалений не останется следа...
Он уже почти не дышит, Голос мягче, речи тише. Плоть его четверостиший — нежных строк белиберда. Тихо растирая краски, Бог в венецианской маске Медный ключ от горькой сказки Нам оставит навсегда.
Примечания *Tragedie dell Arte — «трагедия масок», смысловая вариация на тему уличного импровизированного представления «commedia dell′arte» ( «комедия масок») *Festa delle Marie — старейший венецианский праздник, посвященный освобождению венецианских пленниц, похищенных истрийскими пиратами. Этим праздником открывается традиционный ежегодный карнавал в Венеции. * Белена(дур-трава, блекота, куриная слепота)- родственное белладонне растение, очень ядовитое. «Белена — яд, который причиняет умопомрачение, лишает памяти, вызывает удушье и бесноватость» (Авиценна). *Невечерний — прил. устар. Негаснущий, немеркнущий (свет, заря и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 *вешнеглазая — весеннеглазая, от слова "вешний" *Белладонна (Красавка обыкновенная, или Красуха, или Сонная одурь, или Бешеная ягода, или Вишня бешеная) — многолетнее травянистое растение, вид рода Красавка (Atropa) семейства Паслёновые (Solanaceae). «Bella Donna» (белладонна) с итальянского дословно — «красавица», «красивая женщина». Соком красавки (атропином) в старинные времена закапывали глаза, чтобы расширить зрачки и придать взгляду выразительность, а глазам влажный блеск. На Руси красавка имела название «бешеница». Это связано с тем, что атропин, входящий в состав белладонны, может вызывать сильное перевозбуждение, бешенство. В медицине экстракт белладонны использовался как болеутоляющее средство, вызывающее при определенной дозе легкую эйфорию, передозировка же грозила отравлением.
Мелодекламация, импровизация - Юрий Башкин Поэтический театр Юрия Башкина Игра в куклы
Считалочка
Белладонна
Festa delle Marie. Пьеро мелодекламация - irina_prospektpark
Фрагменты песенного альбома "Балаганчик" в проекте "Гоша и Птицелов" Музыка, голос, гитара - Игорь Костин. Эскиз, пилотная запись (акустика) Беспутный ангел
Мир-часы как будто сломан. . Среди шелеста и хруста Лет, примет и расстояний, . Скачет бесом злая память, Прячет совесть, будто вор. . С хрипотцой протяжно дышит в жутком хламе чердака в балахоне из ледышек тошнотворная тоска — . Наступит день, и некто прозрачный, будто дым, Тихонько спрыгнет с неба, взмахнет сачком своим, Светящуюся душу поймает на лету — . Плоть его четверостиший — нежных строк белиберда. .
Очень понравился цикл. Отметила для себя строки-образы. Спасибо!
Спасибо. Если честно - то этот цикл любимый у меня, пожалуй. Ну и удачно всё с ним складывается - и песен написано разными авторами несколько, и альбом ребята из рок-группы делают сейчас, и аудиоспектакль по нему делает в Питере Юрий Башкин (тут несколько частей есть), и так народ озвучивает - для себя. И в журнале опубликовали - в общем, сложилось с "Балаганчиком". Рад что нравится Вам.
Привет, Юрий! Надеюсь, я туда попал. И чтобы попасть туда, куда я попал, чтобы написать коммент на проанонсированный тобой в ВэКа цикл, мне пришлось зарегиться здесь - не знаю где. Ну ладно - надеюсь, что попал туда, куда надо. Хоть и ни хрена не вижу из того, что щас пишу. Может, потому, что - с телефона. Ладно. Короче. Мне, к сожалению, не по душе все эти театро-философо-архетипы, типа Пьеро, Баландин, Арлекинов и прочих Балаганчиков. Хоть и дружен, надо заметить, с некоторыми гениями - оттуда и отсюда, - которые лихо варьировали этими образами. Но от себя скажу то же, что и ранее тебе говорил: ты - гений! И несмотря на всех, мать их, Арлекинов, тебя стоит внимательно перечитывать и - думать, думать, думать. Ты - мастер!
Привет! Ты туда попал. Здесь кстати отличные авторы. Слабых я и не смог бы назвать, пустых. Все интересные. Их не много - тут конечно не Стихира. Но зачем много - тут качество и "все флаги" здесь. Аудио-поэзия, стихи хорошие, и всё такое. Клондайк для музыкантов, читателей, писателей, я бы сказал. Убил меня просто. Дай пожить еще) Гении уже там, а мы пока что тута, и хотим подольше помучиться) Спасибо тебе большое. Хорошо на душе от твоего комментария.
Очень рад что добрались до моих лирических стихов) На днях выходит номер журнала с пародиями - я видел верстку. Вполне себе ничего - ярко получилось) Читателям нравится - и пародия, и первоисточники, я ссылки даю на вашу страницу.
Лена, это не сборник. Это полноценный литературный (и литературоведческий, и т.д.) журнал. Толстый литературный журнал. Серьёзное издание. А сборники - это другое.
Здравствуйте, Юрий:) Да, это круто... слово классно не подходит, это круто...
и кто-то обо мне заплачет, как тень, склоняясь надо мной. - возможно, здесь лишняя запятая после "тень"? хотя можно и так, наверное...
и как парит, легко и нервно беспутный ангел надо мной. - здесь запятая не нужна, как мне кажется... и я бы подумал над "чтоб лежа в ящике фанерном...", ну не нравится мне "чтоб лёжа":)
да.... прочитал... очень много, конечно:) но очень сильно... многое понравилось, Юрий:) у Вас очень интересное видение, ощущение поэтических образов, свой стиль, я бы сказал... Радости Вам:) Лис
Убрал=) Откуда они взялись - я сам не люблю запятых, особенно в стихах - их минимум должно быть) Чтоб лёжа в ящике - тут нормально всё. так и должно - не нравиться. нельзя чтобы лежа в фанерном ящике человек испытывал удовольствие и гармонию. тут оно так... должно царапнуть, оттолкнуть. В общем, такая вот тонкость) Спасибо, Алексей. Рад, что прочли и понравился мой "Балаганчик")
Очень понравился цикл, Юрий... это можно читать и перечитывать... практически в каждой части есть свои находки... это я не льстю, серьёзно... по "чтоб лёжа" понял:)
Я сам люблю Балаганчик. Время такое, не хватает его - хотим с Гошей сделать альбом этот, добавить еще несколько маленьких текстов сюда. Посмотрим... как оно будет всё) Спасибо, мне очень приятно услышать добрый отзыв в адрес этой работы.
.
Среди шелеста и хруста
Лет, примет и расстояний,
.
Скачет бесом злая память,
Прячет совесть, будто вор.
.
С хрипотцой протяжно дышит
в жутком хламе чердака
в балахоне из ледышек
тошнотворная тоска —
.
Наступит день, и некто прозрачный, будто дым,
Тихонько спрыгнет с неба, взмахнет сачком своим,
Светящуюся душу поймает на лету —
.
Плоть его четверостиший —
нежных строк белиберда.
.
Очень понравился цикл. Отметила для себя строки-образы.
Спасибо!
Надеюсь, я туда попал. И чтобы попасть туда, куда я попал, чтобы написать коммент на проанонсированный тобой в ВэКа цикл, мне пришлось зарегиться здесь - не знаю где. Ну ладно - надеюсь, что попал туда, куда надо. Хоть и ни хрена не вижу из того, что щас пишу.
Может, потому, что - с телефона. Ладно.
Короче. Мне, к сожалению, не по душе все эти театро-философо-архетипы, типа Пьеро, Баландин, Арлекинов и прочих Балаганчиков. Хоть и дружен, надо заметить, с некоторыми гениями - оттуда и отсюда, - которые лихо варьировали этими образами. Но от себя скажу то же, что и ранее тебе говорил: ты - гений! И несмотря на всех, мать их, Арлекинов, тебя стоит внимательно перечитывать и - думать, думать, думать. Ты - мастер!
Ты туда попал.
Здесь кстати отличные авторы. Слабых я и не смог бы назвать, пустых. Все интересные. Их не много - тут конечно не Стихира. Но зачем много - тут качество и "все флаги" здесь.
Аудио-поэзия, стихи хорошие, и всё такое. Клондайк для музыкантов, читателей, писателей, я бы сказал.
Убил меня просто. Дай пожить еще) Гении уже там, а мы пока что тута, и хотим подольше помучиться)
Спасибо тебе большое.
Хорошо на душе от твоего комментария.
На днях выходит номер журнала с пародиями - я видел верстку. Вполне себе ничего - ярко получилось) Читателям нравится - и пародия, и первоисточники, я ссылки даю на вашу страницу.
Будем ждать выхода сборника
А сборники - это другое.
и кто-то обо мне заплачет,
как тень, склоняясь надо мной. - возможно, здесь лишняя запятая после "тень"? хотя можно и так, наверное...
и как парит, легко и нервно
беспутный ангел надо мной. - здесь запятая не нужна, как мне кажется... и я бы подумал над "чтоб лежа в ящике фанерном...", ну не нравится мне "чтоб лёжа":)
да.... прочитал... очень много, конечно:) но очень сильно... многое понравилось, Юрий:) у Вас очень интересное видение, ощущение поэтических образов, свой стиль, я бы сказал...
Радости Вам:)
Лис
Откуда они взялись - я сам не люблю запятых, особенно в стихах - их минимум должно быть)
Чтоб лёжа в ящике - тут нормально всё. так и должно - не нравиться. нельзя чтобы лежа в фанерном ящике человек испытывал удовольствие и гармонию. тут оно так... должно царапнуть, оттолкнуть.
В общем, такая вот тонкость)
Спасибо, Алексей. Рад, что прочли и понравился мой "Балаганчик")
по "чтоб лёжа" понял:)
Время такое, не хватает его - хотим с Гошей сделать альбом этот, добавить еще несколько маленьких текстов сюда. Посмотрим... как оно будет всё)
Спасибо, мне очень приятно услышать добрый отзыв в адрес этой работы.