Патриотический урок с гимназистами 9-12 лет на сложном историческом материале. Удастся ли провести достойно? Такие мысли тревожили меня не один день. Ученики в гимназии непростые, некоторые за границей ориентируются намного лучше, чем в родном городе, не говоря о стране. Да и я – в необычном амплуа историка – авторитет так себе.
Представляют ли родители и школьники, насколько учителя волнуются? И месяц, и два готовятся к важному занятию. Днями просиживают за компьютером, книгами, журналами, чтобы к назначенному сроку, с пропущенным через сердце учебным материалом выйти к школьной доске... А там их, возможно, встретит далеко не одна пара сонных или усталых, или равнодушных глаз.
Урок на заданную тему: "Герои былых времён". С младшими можно поговорить – и даже по душам – о сказочных богатырях, мифических героях. Одни только Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец чего стоят! (Великая картина В. М. Васнецова в подспорье, Русский музей в придачу.)
О революциях, Первой мировой или Гражданской войне в России с начальной школой говорить рано. Да и зачем, если есть истории подвигов детей – героев Великой Отечественной войны. Но уроки на эту тему я уже проводила.
И тут ко мне на помощь пришла собственная мама, с рассказом о судьбе настоящего человека, красивого в свои преклонные годы. В 2006 году, придя на выступление сына А. П. Маресьева, познакомилась она в фойе с фронтовичкой, женщиной уникального жизненного пути и пригласила в свою московскую школу на встречу. Вскоре Екатерина Илларионовна Михайлова (Дёмина) пришла и поделилась со слушателями историей своей военной службы, с июня 1941 по ноябрь 1945.
Готовясь к уроку, первым делом обратилась я к Интернету, но многих, уже известных мне подробностей там не было. (Забегая вперёд, скажу, что лишь начинала говорить о личном знакомстве моей ближайшей родственницы с героиней рассказа, замечала, как у детей разгораются искорки интереса и доверия в глазах.) Мама вдобавок к подробному изложению истории снабдила меня номером журнала с иллюстрациями, портретами женщин-героев; экспонатами – сумкой медсестры, сшитой и "состаренной" для музея (точь-в-точь, какие носили с собой медработники), матросским воротником-гюйсом, беретом морского десантника. С прошлогодних уроков осталась коллекция наград (муляжи). На школьной доске (не захотелось пользоваться современными интерактивными средствами) цветным мелом изобразила я схематичный маршрут Екатерины Илларионовны по военным дорогам: названия городов, рек, морей, крепостей; даты, ранения, подвиги.
Ассоциации со словами "солёный" и "война", скорее всего: кровь, пот и слёзы. Есть и другие.
Е. И. Михайлова – одна из немногих воинов-женщин, служивших в морском десанте, разведке. Первая мысль попроситься в морской батальон появилась у неё на Каспийском море в 1941, в тылу, там, где оказалась после тяжелейшего ранения. Тогда, в сражении под Гжатском, солдаты, вынося медсестру на носилках с поля боя, сетовали вслух, думая, что девушка в забытьи: совсем юная, а лишится ног. В госпитале Катя кричала, пока могла, чтобы ей ни в коем случае не ампутировали ноги – она лучше умрёт, но с обеими ногами...
Было ей 15 лет. Правда, в военкомате Смоленска в июне 1941 приписала себе два года. Ноги спасли, врачи выхаживали её уже на Урале, а потом отправили Катю выздоравливать на Каспийское море, советуя, как можно больше находиться по пояс в солёной воде и заново учиться там ходить. Девушка вернулась на фронт, награждённая медалью за отвагу, проявленную в сражении под Гжатском.
Во время рассказа, в каждой новой группе детей, я видела огоньки в глазах (недоумения, изумления, осознания) после вопроса о том, к кому отважная девушка обратилась вслед за отказом командования взять её в морской десант. Ведь к тому времени за плечами у бесстрашной медсестры было Сталинградское сражение, спасение бойцов. Вывоз тяжелораненых по Волге к Каспийскому морю на плотах под огнём фашистов. Спасала, ныряя на глубину с кусачками, тонущих раненых бойцов, не имеющих возможности самостоятельно освободиться от устланной гитлеровцами на дне реки металлической сетки с острыми крючьями.
Ученики отвечали сначала на мой вопрос "по-детски", потом всё серьёзнее. "Обратилась к брату." Но ведь о брате, служившем в Бресте, ничего не было ей известно. "К сестре!" Старшая сестра осталась в блокадном Ленинграде. "Родителям?" Некоторые слушали невнимательно или забыли, что сёстры и брат рано осиротели. Затем в ответах упоминались командиры, маршалы, командующие... Ученики уже не знали, какой ответ правильный. И вдруг кого-то озаряло: "Сталин?!" Реакцией детей на моё "да" были удивление и даже такой тихий возглас: "Не побоялась..." Удивительно, что подобная реакция исходила от девятилетних. Встречных дополнительных вопросов по этому моменту не задавали, а значит, пока не время. И правильно, их ждёт длительное обучение на уроках истории, поговорят обо всём в старших классах.
Какие реакции, эмоции вспоминаются?
Удивление, что письмо дошло до адресата, и девушку взяли в десант.
Тишина – при перечислении количества вынесенных с поля боя хрупкой невысокой девушкой наших бойцов, уничтоженных и взятых в плен гитлеровцев; о взорванных дзотах; о сражениях по горло в ледяной воде.
Недоумение – при рассказе о двукратном не награждении Звездой Героя Советского Союза.
Радость – когда награда нашла героя.
Сосредоточенность – при упоминании снятых фильмов о девушке: "Катюша" и "Катюша большая и маленькая". И о памятниках ей, поставленных в Севастополе и Керчи.
А что чувствую я? Счастье. От прожитых вместе уроков. Благодарность.
И горечь. Когда поделилась с мамой о проведённых беседах, она рассказала новое о героине. Как звонила Екатерине Илларионовне в конце 2018, чтобы поздравить с днём рождения. Та плакала. Потому что, придя со встречи, повесила старенький китель с орденами и медалями на стул и ушла в магазин. Вернулась, китель висел, наград не было... Умерла она в июне 2019 в 93 года.
Как заканчивался наш урок? Дети мерили матросский воротник, берет морского десантника, рассматривали ордена и медали, сумку медсестры. Фотографировали. Искренне благодарили.
январь 2023
Перечитала сейчас. Надо бы переработать, дополнить, но сложно себя заставить.
В этом году рассказывала детям об очень молоденькой художнице из блокадного Ленинграда. Много графических работ она делала с натуры в то время, и по памяти, придя с работы, из больницы, домой.
Акцент в рассказе я делала на том январском дне 1942, когда она настолько больна была, что захотела лечь в холодную постель мёрзлой неотапливаемой комнаты, заснуть и уже не проснуться. Но потом вскочила, села к столу и стала рисовать свой автопортрет "назло фашистам", решив, если умирать, то – сидя, за работой, с кисточкой в руке... Наутро она была здорова.
Прожила девяносто девять лет.
Оставила потрясающие свидетельства жизни ленинградцев. Творчеством сложно назвать это. Это что-то высшее.
После войны пытались в Союзе художников её переключить на мирные композиции, объясняя, почему не принимают в свои ряды. Приняли, когда она стала известна уже за границей, ей больше шестидесяти было.
но такие тяжкие испытания не проходят бесследно
например читала статью о героической фронтовичке, которая в итоге стала монахиней. Вообще это не был исключительный случай. А другие видели смысл жизни в ее продолжении. В вашем эссе привек внимание момент про то, к кому обратилась за помощью. , но эту мысль развивать не буду
Но развивать тоже не буду:)
Но ты так и не добавила про сапоги, которые привязывала, и что всей командой пришли к ней после победы, просили любого выбрать в мужья:) прямо как в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях":)
С сапогами и сватовством насколько надо быстро?
До завтра подождет?
Сейчас фото поставлю. В интернете есть очень много ее фотографий.
Красавица:)
Мне мемуарное даётся сложно.
Больше люблю выумывать ситуации и персонажей:)
С Днем Победы, девочки!
Да, надо будет дополнять.
С Днём победы!
Наконец собралась, села за стол, вернула начальный вариант, без ограничения в словах и символах:) Поэтому легче читается, наверное.
Сложный был для меня турнир:) но тебе большое спасибо!:)
С Днём Победы!
С праздником!
На корабле, в десантном, единственная девушка была, берегли. После победы пришли в каюту, попросили любого из команды выбрать в мужья. Извинилась и сказала, что как к братьям относится ко всем. Вышла замуж уже в Электростали, куда распределили после медицинского в Ленинграде, но сначала ей пришлось закончить школу:))
Она красива была до самой смерти.