Патриотический урок с гимназистами 9-12 лет на сложном историческом материале. Удастся ли провести достойно? Такие мысли тревожили меня не один день. Ученики в гимназии непростые, некоторые за границей ориентируются намного лучше, чем в родном городе, не говоря о стране. Да и я – в необычном амплуа историка – авторитет так себе.
Представляют ли родители и школьники, насколько учителя волнуются? И месяц, и два готовятся к важному занятию. Днями просиживают за компьютером, книгами, журналами, чтобы к назначенному сроку, с пропущенным через сердце учебным материалом выйти к школьной доске... А там их, возможно, встретит далеко не одна пара сонных или усталых, или равнодушных глаз.
Урок на заданную тему: "Герои былых времён". С младшими можно поговорить – и даже по душам – о сказочных богатырях, мифических героях. Одни только Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец чего стоят! (Великая картина В. М. Васнецова в подспорье, Русский музей в придачу.)
О революциях, Первой мировой или Гражданской войне в России с начальной школой говорить рано. Да и зачем, если есть истории подвигов детей – героев Великой Отечественной войны. Но уроки на эту тему я уже проводила.
И тут ко мне на помощь пришла собственная мама, с рассказом о судьбе настоящего человека, красивого в свои преклонные годы. В 2006 году, придя на выступление сына А. П. Маресьева, познакомилась она в фойе с фронтовичкой, женщиной уникального жизненного пути и пригласила в свою московскую школу на встречу. Вскоре Екатерина Илларионовна Михайлова (Дёмина) пришла и поделилась со слушателями историей своей военной службы, с июня 1941 по ноябрь 1945.
Готовясь к уроку, первым делом обратилась я к Интернету, но многих, уже известных мне подробностей там не было. (Забегая вперёд, скажу, что лишь начинала говорить о личном знакомстве моей ближайшей родственницы с героиней рассказа, замечала, как у детей разгораются искорки интереса и доверия в глазах.) Мама вдобавок к подробному изложению истории снабдила меня номером журнала с иллюстрациями, портретами женщин-героев; экспонатами – сумкой медсестры, сшитой и "состаренной" для музея (точь-в-точь, какие носили с собой медработники), матросским воротником-гюйсом, беретом морского десантника. С прошлогодних уроков осталась коллекция наград (муляжи). На школьной доске (не захотелось пользоваться современными интерактивными средствами) цветным мелом изобразила я схематичный маршрут Екатерины Илларионовны по военным дорогам: названия городов, рек, морей, крепостей; даты, ранения, подвиги.
Ассоциации со словами "солёный" и "война", скорее всего: кровь, пот и слёзы. Есть и другие.
Е. И. Михайлова – одна из немногих воинов-женщин, служивших в морском десанте, разведке. Первая мысль попроситься в морской батальон появилась у неё на Каспийском море в 1941, в тылу, там, где оказалась после тяжелейшего ранения. Тогда, в сражении под Гжатском, солдаты, вынося медсестру на носилках с поля боя, сетовали вслух, думая, что девушка в забытьи: совсем юная, а лишится ног. В госпитале Катя кричала, пока могла, чтобы ей ни в коем случае не ампутировали ноги – она лучше умрёт, но с обеими ногами...
Было ей 15 лет. Правда, в военкомате Смоленска в июне 1941 приписала себе два года. Ноги спасли, врачи выхаживали её уже на Урале, а потом отправили Катю выздоравливать на Каспийское море, советуя, как можно больше находиться по пояс в солёной воде и заново учиться там ходить. Девушка вернулась на фронт, награждённая медалью за отвагу, проявленную в сражении под Гжатском.
Во время рассказа, в каждой новой группе детей, я видела огоньки в глазах (недоумения, изумления, осознания) после вопроса о том, к кому отважная девушка обратилась вслед за отказом командования взять её в морской десант. Ведь к тому времени за плечами у бесстрашной медсестры было Сталинградское сражение, спасение бойцов. Вывоз тяжелораненых по Волге к Каспийскому морю на плотах под огнём фашистов. Спасала, ныряя на глубину с кусачками, тонущих раненых бойцов, не имеющих возможности самостоятельно освободиться от устланной гитлеровцами на дне реки металлической сетки с острыми крючьями.
Ученики отвечали сначала на мой вопрос "по-детски", потом всё серьёзнее. "Обратилась к брату." Но ведь о брате, служившем в Бресте, ничего не было ей известно. "К сестре!" Старшая сестра осталась в блокадном Ленинграде. "Родителям?" Некоторые слушали невнимательно или забыли, что сёстры и брат рано осиротели. Затем в ответах упоминались командиры, маршалы, командующие... Ученики уже не знали, какой ответ правильный. И вдруг кого-то озаряло: "Сталин?!" Реакцией детей на моё "да" были удивление и даже такой тихий возглас: "Не побоялась..." Удивительно, что подобная реакция исходила от девятилетних. Встречных дополнительных вопросов по этому моменту не задавали, а значит, пока не время. И правильно, их ждёт длительное обучение на уроках истории, поговорят обо всём в старших классах.
Какие реакции, эмоции вспоминаются?
Удивление, что письмо дошло до адресата, и девушку взяли в десант.
Тишина – при перечислении количества вынесенных с поля боя хрупкой невысокой девушкой наших бойцов, уничтоженных и взятых в плен гитлеровцев; о взорванных дзотах; о сражениях по горло в ледяной воде.
Недоумение – при рассказе о двукратном не награждении Звездой Героя Советского Союза.
Радость – когда награда нашла героя.
Сосредоточенность – при упоминании снятых фильмов о девушке: "Катюша" и "Катюша большая и маленькая". И о памятниках ей, поставленных в Севастополе и Керчи.
А что чувствую я? Счастье. От прожитых вместе уроков. Благодарность.
И горечь. Когда поделилась с мамой о проведённых беседах, она рассказала новое о героине. Как звонила Екатерине Илларионовне в конце 2018, чтобы поздравить с днём рождения. Та плакала. Потому что, придя со встречи, повесила старенький китель с орденами и медалями на стул и ушла в магазин. Вернулась, китель висел, наград не было... Умерла она в июне 2019 в 93 года.
Как заканчивался наш урок? Дети мерили матросский воротник, берет морского десантника, рассматривали ордена и медали, сумку медсестры. Фотографировали. Искренне благодарили.
январь 2023
Спасибо, Миланочка!
Я сама влюбилась в героиню, о которой рассказывала детям:)
Сейчас тоже, к сожалению, много, наверное, героических историй.
Но смотреть на них со стороны, объективно, будет уже не моё поколение...
на фото такая красавица!
Да, она до конца оставалась красавицей.
Это редко, кому даровано.
Перечитала сейчас. Надо бы переработать, дополнить, но сложно себя заставить.
В этом году рассказывала детям об очень молоденькой художнице из блокадного Ленинграда. Много графических работ она делала с натуры в то время, и по памяти, придя с работы, из больницы, домой.
Акцент в рассказе я делала на том январском дне 1942, когда она настолько больна была, что захотела лечь в холодную постель мёрзлой неотапливаемой комнаты, заснуть и уже не проснуться. Но потом вскочила, села к столу и стала рисовать свой автопортрет "назло фашистам", решив, если умирать, то – сидя, за работой, с кисточкой в руке... Наутро она была здорова.
Прожила девяносто девять лет.
Оставила потрясающие свидетельства жизни ленинградцев. Творчеством сложно назвать это. Это что-то высшее.
После войны пытались в Союзе художников её переключить на мирные композиции, объясняя, почему не принимают в свои ряды. Приняли, когда она стала известна уже за границей, ей больше шестидесяти было.
но такие тяжкие испытания не проходят бесследно
например читала статью о героической фронтовичке, которая в итоге стала монахиней. Вообще это не был исключительный случай. А другие видели смысл жизни в ее продолжении. В вашем эссе привек внимание момент про то, к кому обратилась за помощью. , но эту мысль развивать не буду
Но развивать тоже не буду:)
Но ты так и не добавила про сапоги, которые привязывала, и что всей командой пришли к ней после победы, просили любого выбрать в мужья:) прямо как в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях":)
С сапогами и сватовством насколько надо быстро?
До завтра подождет?
Сейчас фото поставлю. В интернете есть очень много ее фотографий.
Красавица:)
Мне мемуарное даётся сложно.
Больше люблю выумывать ситуации и персонажей:)
С Днем Победы, девочки!
Да, надо будет дополнять.
С Днём победы!
Наконец собралась, села за стол, вернула начальный вариант, без ограничения в словах и символах:) Поэтому легче читается, наверное.
Сложный был для меня турнир:) но тебе большое спасибо!:)
С Днём Победы!
С праздником!
На корабле, в десантном, единственная девушка была, берегли. После победы пришли в каюту, попросили любого из команды выбрать в мужья. Извинилась и сказала, что как к братьям относится ко всем. Вышла замуж уже в Электростали, куда распределили после медицинского в Ленинграде, но сначала ей пришлось закончить школу:))
Она красива была до самой смерти.