Разговор предстоял тяжёлый. Виновата. Это даже не обсуждается. На моём участке произошёл несчастный случай, значит, есть и моя вина. И не поспоришь. Да я и не собираюсь спорить! Хотя… Что же я могла сделать? Мастер не в состоянии стоять рядом с каждым работником.
Инструктаж проведён. Значит, все знают правила работы на особо опасных участках. Да там и без всяких инструктажей каждому нормальному человеку понятно, что можно делать, а чего - нельзя. И тем не менее, делают. Не нарочно, конечно - случайно. Вот потому они и называются – случаи. Иногда несчастные
Об этой стороне своей новой работы я и не думала, когда устраивалась мастером в цех холодной штамповки. Разумеется, я знала, что буду иметь дело не со старинными китайскими вазами, а с чем-то более суровым, но всё же не настолько жестким, как оказалось в действительности.
Представьте себе большое производственное помещение, где в два ряда стоят огромные станки, на которых штампуют металлические детали. Шум стоит такой, что не слышно ни единого слова, даже если ваш собеседник стоит рядом с вами.
А работают на этих станках женщины. Обычные, нежные, совсем маленькие рядом с механическими громадинами. Их ловкие пальчики с помощью специальных пинцетов подставляют заготовки под мощные штампы. Нажатие педали - и в сторону отлетает очередная деталь. Сотни, тысячи нажатий в день.
И там тоже бывали несчастные случаи. Например, поправит штамповщица рукой без пинцета криво уложенную заготовку, нога в устоявшемся ритме нажмёт на педаль и …многокилограммовый штамп опустится на дамский пальчик. Но сейчас речь пойдёт не об этих случаях. В этот раз беда случилась с резчиком Димкой, молодым парнем, недавно вернувшимся из армии.
Процесс нарезки заготовок, в общем-то, нехитрый, если не брать во внимание величину и вес материалов. Резчики разматывают рулон прокатного железа, который подаёт к ножницам специальный подъёмник, выставляют нужные размеры и направляют железное полотно в створ ножниц. Такие ножницы мало похожи на портновские. Они похожи на гильотину, потому и называются гильотинными. Две острые кромки немалого размера, сходясь, отрезают от металлического рулона нужные заготовки, из которых потом штамповщицы и вырубают детали.
Наверное, я никогда не забуду тот момент, когда в комнату мастеров влетел напарник Димы: «Ольга Александровна! Димка палец себе отрезал».
Выбегаю. Бледный Димка зажал руку какой-то тряпкой, из- под которой сочится кровь. Вокруг уже толпятся рабочие. Почему-то я не запаниковала тогда, наоборот, в меня, как будто, вселился другой человек, спокойно и решительно раздающий приказания - позвонить в «скорую», принести лёд из холодильника, бинты из аптечки, сообщить начальнику цеха.
Потом была больница, ожидание у операционной и вердикт хирурга: «Рану обработали, но палец пришить невозможно из-за значительного повреждения сосудов».
И вот теперь я иду в заводской отдел по технике безопасности, где обязана сама сдать внеочередной экзамен по этой самой безопасности и выслушать малоприятные речи.
Собственно, так всё и произошло. Наговорили мне всяких замечаний и предупреждений немеряно. А в самом конце беседы, уже совсем неофициально, сообщили, что приходила мать пострадавшего.
Тут уж я совсем сникла - сколько же упрёков и нелестных слов, наверное, было высказано в мой адрес! Однако, на самом деле случилось абсолютно непредсказуемое. Оказывается, Димкина мать не ругать меня приходила, а защищать.
«Сын меня прислал, - сказала она, – просил, чтобы не наказывали Ольгу Александровну. Она – хороший человек».
Назад я шла с грустной улыбкой и слезами на глазах. Может, я и неплохой человек, но до чего же бывают добры и великодушны русские люди!
Но китайская ваза, да еще старинная, тут каким боком? Сам рассказ можно доработать и получится поучительный, глубокий рассказ. Но обычно на конкурсы мы приносим только заготовки, подробностями они обрастают потом. Если есть желание закончить произведение.
Уважаемая Гелия!
Спасибо вам за честное мнение по поводу моей миниатюры)
Хочу ответить здесь, поскольку миниатюра, действительно, сырая, и не будет опубликована вне конкурса в прежнем виде.
Сама история случилась на моих глазах, и выдумки в ней нет совсем. Согласна с вами, что поведение матери необычно, но именно так всё и было. Кстати, в отделе по охране труда сказали, что это единственный случай в их практике, когда мать пострадавшего защищает мастера. Понимаю, что может возникнуть подозрение в давлении на мать. Уверяю вас, и этого не было. Просто такие люди.
Работники отдела по охране труда не наказывают виновника, но рекомендуют это сделать руководителям цеха или завода.
Честно скажу, не помню, какое было наказание. Может быть, какой-нибудь приказ с лишением премии. Потому что формально вины мастера нет.
А пример с вашим наказанием говорит о несправедливости и неправомерности действий вашего начальства.
Согласна с вами, что "ваза" смотрится притянутой за уши.Но какая-то логика в самом рассуждении о вазе всё же есть)
А здесь просто рассказ с парой диалогов... Но ведущему виднее)
Сама миниатюра мне тоже показалась немного скомканной...