Я вам расскажу про свою подружку Феню. Как обычное (хотя и весьма необычное!) варенье помогло ей избежать серьёзной ошибки и, в конце концов, найти своё счастье.
В детстве мы с Фенечкой жили летом по соседству в деревне у своих бабушек. Бабушки дружили между собой - по-своему, по-бабушкински, - ну а мы целыми днями гоняли в компании деревенской детворы на великах, играли в казаки-разбойники, в ножички, вышибалы, салки, прятки и еще кучу всего.
В дождливую погоду мы с Феней ходили друг к другу в гости и сидели с книгами, рисовали, писали вопросики в тетрадках под названием "АНКЕТА", потом отвечали на них сами и подсовывали всем родственникам. Короче, не скучали.
С середины лета наши бабушки начинали "закатывать" то, что созревало у них в огородах. Я помню, что у нас в дни "закатки" народ из кухни выгонялся, столы тщательно протирались влажными тряпочками, после чего на них появлялись ряды прозрачных банок, стопки крышек, тазики с предназначенным к "закатыванию" и - дальше лучше было умотать куда-нибудь на целый день и на глаза бабуле не показываться. А вечером полстола оказывалось занято уже наполненными банками, стоящими вверх дном и прикрытыми чистым полотенцем. Бабушка была усталая, но очень довольная собой и уже никого не прогоняла.
У Фениной бабушки, тёти Даши, в отличие от моей, существовал один особый ритуал летней заготовки: она варила варенье, которое называлось "Изумрудное". Для него нужен был крыжовник только определенного сорта - "Зелёный финик". И в тёть Дашином огороде рос как раз такой куст - один, но огромный, ветвистый. Ягоды на нём были крупные, действительно, зелёные и очень сладкие.
Действие начиналось загодя: сначала мы с Фенькой посылались на сбор. Для этого нам выдавали кастрюльки с привязанными к ним ленточками, чтобы вешать на шею. Собирать надо было аккуратно, чтобы не повредить плоды. Есть их дозволялось, но немного, чтобы хватило на варенье. Но их было столько, что можно было хоть объесться, всё равно не будет заметно, потому что они заполняли огромный таз. Потом бабушка их тщательно мыла и выкладывала на ночь на простыню - сушиться.
Дальше опять привлекались мы с Феней, чтобы помогать подготавливать ягоды - каждую нужно было разрезать пополам не до конца, удалить семена, оставив при этом как можно больше мякоти, в серединку положить орешек, фундук, и закрыть половинки, чтобы ягодка стала опять как будто целой. Орехи тетя Даша закупала заранее. Параллельно варился сироп - в него входил сахар, лимонный сок, еще какие-то приправы... и обязательно вишнёвые листья. Листья приносила я, потому что как раз вишни у тёти Даши не росли, а у нас было целых три. Эти листья и придавали варенью "изумительный вкус" как выражалась моя бабушка.
В сиропе ягоды отлёживались еще сутки, а потом как-то быстро варились и раскладывались в банки.
Да. Цвет варенья получался изумрудным, банка словно светилась изнутри. Ягоды становились прозрачными, в их серединке хорошо виднелись орешки. В каждой банке плавала пара-тройка вишнёвых листочков - для красоты. Если взять банку в руки и повертеть, то в ней закручивалась волшебная карусель из солнечных блёсток, ягоды начинали танцевать вальс и варенье казалось живым. А вкус его не вмещался в понятие "изумительный" - лёгкий, ароматный, летом освежающий, а зимой - словно солнечный день вдруг разгонял сгустившуюся тьму.
Конечно, выросшая Феня переняла искусство сотворения "Изумрудного" чуда. Я уже не ездила летом на эту дачу - жизнь нас с подружкой детства несколько разбросала - но каждый год в подарок исправно получала несколько баночек варенья Фениного изготовления. И подавала его на стол в самые праздничные дни.
Феня после окончания школы увлеклась походами по русскому Северу. Что-то они там делали - то ли деревянные храмы помогали восстанавливать, то ли деревенскую культуру изучали... но вот однажды от одного своего со-походника подруга моя получила предложение руки и сердца. Ну понятно же - природа, черника, закаты, общее дело, костры, комары, песни... Человек был постарше её, но очень хороший, ответственный, честный. Математик по профессии. У неё самой сердце не горело, но он был ей симпатичен. После похода стали общаться в Москве. И, естественно, скоро наступил день, когда Феня пригласила будущего жениха к себе, познакомить с родителями.
И сначала все шло хорошо, чинно. Но когда Феня подала к чаю Изумрудное варенье, человек его не понял. Ему не понравилось!
Фенька скрыла разочарование, прощебетала вечер до конца, но потом рассказала мне, как что-то надломилось в ней. Несколько дней она провела в тяжёлых раздумьях... и поняла, что с этим человеком не хочет связывать свою жизнь. Потому что - дело ведь не в варенье, каждый имеет право любить или не любить, что ему вздумается, - а в том что разный опыт, разный взгляд на окружающее, разное мироощущение, в конце концов, не дадут им быть счастливыми друг с другом.
И она ему отказала. Горевала, конечно. Сомневалась. Стихи писала.
Ну, время лечит, конечно. Феня занялась делами, учёбой, в походы только перестала летом ходить. А некоторое время спустя, встретила своего будущего мужа, влюбилась по-настоящему, по самое темечко, вышла за него замуж и живёт теперь счастливо. И варенье варит, своему мужу и всем друзьям на радость.
Вот так вот!
Вкусно написано. Очень интересный рецепт варенья, не пробовала такого. У нас тоже варили изумрудное варенье из крыжовника, но попроще, без орехов и без вишнёвых листьев.
"однажды от одного своего со-походника подруга моя получила предложение руки и сердца. Ну понятно же - природа, черника, закаты, общее дело, костры, комары, песни..." – смешно)))
"Потому что - дело ведь не в варенье, каждый имеет право любить или не любить, что ему вздумается, - а в том что разный опыт..." – перед "что" запятая не нужна, и здесь хочется иначе расставить знаки препинания.
"Горевала, конечно. Сомневалась. Стихи писала.Ну, время лечит, конечно." – очень близко два "конечно".
"А некоторое время спустя, встретила своего будущего мужа" – не нужна запятая после "спустя".
Удачи в конкурсе!