Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Проза без рубрики » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Вечность (проза)   (Для_анонимов)  
Жарко. Огромные сосны стоят вдоль дороги и мощными кронами упираются в небо. Если провести по стволу взглядом до колючей лохматой вершины, то глаза заплывают слезами от непереносимой яркости бездонной синевы. Вниз сквозь кроны падают пыльные колонны солнечного света, рассыпающиеся у самой земли на тёплую дрожащую сеть пляшущей по хвое светотени. Белая тропинка, попетляв по лесу, выводит меня к высокой деревянной ограде с тёсанными воротами. Я дёргаю за верёвку звонка и ногою отворяю ворота: по опыту знаю, что никто никогда не запирает их на засов, не смотря на все мои увещевания. Дверь распихивается, и я иду через двор к знакомому дому.

Каждую зиму Ида и Мара часами совещаются, какие цветы высадить весною на клумбах. Но пока во дворе ничего кроме любимых Идиных чернобрывцев не растёт; несколько розовых мальв, впрочем, покачивается у самого забора, да розы красиво оплели беседку у крыльца. Кусты этих роз высадил я сам лет десять назад, и они разрослись на славу. На небольшой аккуратной грядке спеют помидоры, а остальное пространство занято весёлыми жёлтыми головками одуванчиков. Они ещё не поседели и сердце радуется, на них глядя.

На пороге дома в проёме дверей появляется Ида в лёгких шортиках и футболке. На минуту она застывает, изумлённо вглядываясь в меня, а затем её лицо освещается смущённой улыбкой:
- Па-а-ап?! Мы тебя сегодня не ждали! Ты надолго?
- На день. Егор подбросил на своей машине. Он тоже приехал навестить своих. Подберёт меня вечером, на обратной дороге!

Я окидываю дочь быстрым взглядом. Хороша-а-а! Волосы чёрнoй блестящей волною стекают на плечи; строгие, неулыбчивые при самой искренней улыбке глаза удлинённной миндалевидной формы смотрят испытующе из-под соболиных, красиво выгнутых бровей, тонкое удлинённое лицо чуть тронутое загаром кажется удивительно правильным и соразмерным, хоть тонкий носик чуть длиноват. Ида - моё лучшее творение, хоть росла она и развивалась по каким-то заложенным в неё природою законам, на которые почти не влияли ни мои, ни Марины жалкие потуги её воспитания. На стройной фигуре дочери почти не отразилось недавнее материнство: разве что очертания стали чуть округлее и женственнее.

Из-за спины Иды с радостным воплем "Дида!" колобком выкатывается Манюня, и, потешно семяня по-младенчески мягкими ножкоми, спешит ко мне. Её тонкие чёрные волосики Ида собрала в два крохотных хвостика на макушке, и они торчат потешными рожками; круглое личико с тёмно-карими сияющими глазищами так и лучится восторгом - дида приехал!

Я подхватываю тёплое нежное тельце и слегка подбрасываю его вверх под заливистый смех и повизгивание. Ида, полюбовавшись трогательной сценой нашей встречи, спокойно произносит:

- Алекса нет. Он рыбалит, а я занимаюсь обедом и ребёнком. Но обед ещё не готов, и мы можем просто пополдничать втроём в беседке, на свежем воздухе. Ты хочешь чаю, или принести компот? Он - из свежих фруктов.

Я выбираю компот и бережно прижав к себе бесценное лепечущее сокровище, направляюсь к беседку. Вскоре в беседке появляется Ида. Она ловко накрывает стол бумажной скатертью и расставляет посуду и угощение: несколько нарезанных бутербродов с сыром и вишнёвый пирог, присланный Марой. Манюня получает свою порцию пирога и сосредоточенно трудится над ним, ковыряя его чайнои ложечкой и покрывая липкими пунцовыми пятнами своё личико, скатерть и одежду. Я собирался было побеседовать о своём потрясающем проекте, пожирающим в последние годы всё моё время, но обстановка совсем не располагает к серьёзным разговорам. Ида беспечно щебечет о каких-то детских проказах малышки, успевая незаметно вытирать рожицу дочери от вишнёвого сиропа, подливать мне в чашу из запотевшего стеклянного кувшинчика компот и неспешно есть самой. Всё это у неё выходит удивительно элегантно, будто она не на скромном домашнем пикнике на открытом воздухе, а в гостинной какой-нибудь герцогини.Неожиданно бросив взгляд на крохотные часики на изящном запястье, она испуганно вскрикивает: похоже мы пропустили начало тихого часа для ребёнка. Подхватив брыкающую, протестующую малышку на руки, она несёт её в дом. Я не припомню, чтобы Ида в детстве когда-нибудь спала днём, но по отношению к собственной дочери она неукоснительно соблюдает все обряды режима, начертанные педиатрами.

Я иду вслед за ними, и прислушиваясь к суматохе в детской спаленке на втором этаже, угнездяюсь невысоком диванчике перед телевизором. Я верчу в руках пульт - забавное изделие рук моего зятя. Кнопки на пульте разного размера, на каждой своя картинка. Вот эта,с небольшим пейзажиком на поверхности - к фотоальбому их с Идой свадебного путешествия, эта, с забавной детской рожицей - изображения Манюни, начиная со дня её рождения; эти - с символом камеры поверх сюжетных сценок - явно для просмотра разных тематических телеканалов.

Неожиданно взгляд мой наткнулся на крохотную кнопочку в самом низу с перевёрнутой восьмёркой и в душе возникло стойкое ощущение дежавю. По каким-то причинам я хорошо понимал, что нажимать на эту кнопочку не стоит: это опасно, но из чувства противоречия и неверия в забобоны её нажал. Глаза мои затуманились, голова закружились, а когда ясное зрение вернулась ко мне, в глаза бросилась рука сжимавшая пульт. Нет, это не была рука здорового, нестарого ещё мужчины, полчаса назад подбрасывавшего к небесам заливисто смявшуюся внучку.Пульт сжимала скелетообразная кисть зажившегося на свете старца, с огромными вздувшимися венами, обвисшей кожей и отросшими, загнутыми, как у хищной птицы, ногтями. Тыльную её сторону покрывали огромные синюшные пятна и тонкие иголочки с прикреплёнными к ним трубочками: по ним струилась в тело жидкость с миллиардами наномиков, спешащими отремонтировать клетки по заданным изначально образцам. Со стоном я откинулся на подушки. Ко мне с прояснившимся зрением вернулась и прояснившаяся память.

Боль. Острая, нарастающая с каждой минутой боль и тошнота. Погружение в Крио я не помнил, скорее всего даже не почувствовал. А вот возвращение было неправдоподобно мучительным. Болела каждая воскрешаемая клеточка, каждая мышца разрывались от боли; лёгкие, в которые под напором извне поступала струя кислорода, горели; разламывалась от мигрени голова, ломило все кости. В помрачённом сознании жила одна мысль, вернее неосмысленное инстинктивное желание - вернуться блаженное небытие, когда ничего не ощущаешь. Оно и наступило, но временное: умные механизмы сообразили, что я могу умереть от болевого шока - показания дискомфорта на датчиках зашкаливали. Небытиё было недолгим; за ним новое погружение в боль и тошноту.

Периоды покоя и боли сменяли друг друга и постепенно ощущения слегка притупились: то ли обезболивающая химия, вливаемая в мой обессиленный организм по прозрачным трубкам помогла, то ли я просто пообвык и притерпелся. Глаза, до того бездумно скользившие по экрану в пол стены, начали выхватывать какие-то изображения райской идиллической жизни. Какой-то ухоженный, суперчистый город; по улицам, похожим на сады, скользят машины, на колёсиках ездят роботы-раздатчики, - в наше время они всё больше набирали популярность...

Кадры складывались в общую картину незнакомого Эдема, но что-то беспокоило. Со временем я уловил, что именно: не было видно людей. Ни старушек, сидевших на пороге дом на аккуратных скамеечках, ни девочек, прыгающих в резинку, ни молодёжи, целующейся в тени деревьев. Но где же они все? Куда они подевались? Вымерли? А я? А мы?

Мы-то в своё время очень многого добились: построили все эти Крио-камеры, изобрели и изготовили наномиков, воспроизводящие копии умирающих клеток и поддерживающие организм в том состоянии, в котором он уже был; мы и многие болезни успели победить, но старость и дряхлость медленно завоёвывали наши тела. Но была надежда на мудрых потомков, которые вернут нам молодость. Если, конечно создать систему, в которых плоть не сгниёт и окончательно не испортится. Для этого и созданы были Крио.

Когда-то я внёс огромные деньги в соответствующий фонд; их должно было хватить на успешное хранение и воскресение всех нас. Денег у меня достаточно, ведь в своё время я был главой этого фонда и руководил проектом хранения и воскрешения. От желающих за крупную мзду поучаствовать в этой затее отбоя не было. Всем хотелось получить шанс на вечную жизнь, вернее на вторую молодость, с этой вечностью связанную. Потомки должны были омолодить нас, разумеется, небесплатно. Деньги за предстоящую процедуры были вложены в прибыльные акции, к моменту воскресения сумма была возрасти до небес.

Я лежал в камере реабилитации. В соседних камерах лежали и Мара, и Ида, и, может, Манюня, если, конечно, она до неё в своё время добралась. Возможно они, так же как я, уже очнулись, и по венам их струились те же наномики. Созданные нами механизмы нас воскресили; они не дадут нам умереть вторично. Нас подпитывают, поддерживают дыхание, а когда становится внемоготу от тоски, включаются специальные, вживлённые в мозг диоды: они возвращают сознание к самым приятным моментам прошлого. Прошлого, но не будущего. Будущее будет, увы, тем же. Людей в этом мире, похоже, нет. Кроме нас, воскресающих в Крио-камерах, беспомощных и зависящих во всём от машин. И тянуться эта жизнь будет бесконечно, хотим мы того или нет. Нам уготована вечность.
Опубликовано: 26/09/25, 16:49 | mod 26/09/25, 16:49 | Просмотров: 70 | Комментариев: 10
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (10):   

Не знаю как у других, но у меня происходит так: при чтении увлекательного произведения образы сами собой формируются и складываются в картинку, я не замечаю, как взгляд переходит от одной строчки к другой, от одной страницы к следующей. Здесь же постоянно приходилось возвращаться на пару предложений назад и снова перечитывать прочитанное. Очень много простейших ошибок, лишних слов, словесных нагромождений. Вот, например, лишь малая часть этого:


Цитата
Вниз сквозь кроны падают пыльные колонны солнечного света

Цитата
дрожащую сеть пляшущей по хвое светотени
дрожащая сеть пляшущей светотени?


Цитата
Дверь распихивается
распихивается?


Цитата
ногою отворяю ворота
высадить весною на клумбах
заложенным в неё природою законам
ногоЮ, весноЮ, природоЮ - зачем эта "ю" в конце слов?


Цитата
На минуту она застывает, изумлённо вглядываясь в меня, а затем её лицо освещается смущённой улыбкой:
она-меня-её - три местоимения в одном предложении для чего? И здесь же: её лицо освещается смущённой улыбкой - такое впечатление, что улыбка появилась где-то в стороне и, словно фонарик, стала светить на лицо.

Цитата
На пороге дома в проёме дверей
если уже указано - на пороге дома, то зачем тут же добавлять - в проёме дверей?


Цитата
Я окидываю дочь быстрым взглядом. Хороша-а-а! Волосы чёрнoй блестящей волною стекают на плечи; строгие, неулыбчивые при самой искренней улыбке
глаза удлинённной миндалевидной формы смотрят испытующе из-под
соболиных, красиво выгнутых бровей, тонкое удлинённое лицо чуть тронутое
загаром кажется удивительно правильным и соразмерным, хоть тонкий носик
чуть длиноват.
Это длиннющее предложение не соответствует "окидыванию" дочери быстрым взглядом. Да ещё и повторы: "глаза удлинённной...", "тонкое удлинённое лицо", "тонкий носик... длиноват".

И это только в самом начале рассказа.

Итог: очень сырое произведение. Если рассматривать как черновик, то пойдёт, но для конкурса желательно хотя бы проверить текст на наличие ошибок.
Серёжа   (30/09/25 17:14)    

Здравствуйте, Сергей. Большое спасибо за подробный отклик о моём тексте. При первом его прочтении Ваши комментарии вызвали у меня определённую досаду, но Вы вряд ли собирались задеть именно меня.Поэтому я постараюсь ответить Вам максимально подробно.

Когда я пишу свои тексты, я чаще всего вижу всё, что описываю, полностью погружаясь в мир своей фантазии. Когда я потом читаю собственный текст, я, чаще всего, вижу именно то и так, что собиралась написать, а не то, что написано. Поэтому я попросту не вижу своих собственных ошибок, пропущенных букв и запятых и тому подобных орфографических оплошностей. Для того, чтобы я могла окончательно проверить свой текст, должно пройти месяца два, а то и три. Вдобавок, я живу в англоязычной стране, по-русски говорю лишь с членами собственной семьи, да и пишу по-русски лишь на конкурсы. Из дому я ухожу в 5:30 утра, домой возвращаюсь часов в 9 вечера, и на написание рассказов времени у меня довольно мало. Если мне удаётся всё же написать что-то, пусть даже не шедевр по моим же скромным критериям, я непременно стараюсь подать произведение на конкурс: авторов прозы у нас немного, и лучше несколько рассказов с орфографическими ошибками, чем конкурс, сорванный из-за отсутствия рассказов. В моих ляпах не было никакого желания создать для Вас затруднения в чтении или оценке.

Теперь по конкретным замечаниям и предложениям.

Вниз сквозь кроны падают пыльные колонны солнечного света

Насколько я поняла, Вы считаете это предложение примером "словесных нагромождений" и предлагаете мне убрать те слова, которые не выделены жирным шрифтом. Я не думаю, что это улучшит предложение.  Падающие вниз колонны света вызывают у меня в воображении батарею прожекторов с направленными вниз лучами; вдобавок возникает вопрос, почему свет не рассеивается равномерно в пространстве, не успев достигнуть земли. Проёмы в кронах сразу поясняют наличие самих колон света: Вы, скорее всего, не раз подобное явление наблюдали. Вдобавок, в этих мощных солнечных лучах плавают и искрятся бесчисленные пылинки, которые без подобной подсветки не видны. 

Я знаю, что эра интернета многих приучила к минимализации текста и любые попытки воспользоваться художественными средствами, типа эпитетов, метафор, гипербол и т.д. могут показаться Вам старомодными "словесными нагромождениями", но это - дело вкуса, стиля и восприятия. Именно эти вышеперечисленные излишества, на мой непрофессиональный взгляд, превращают бытовые истории в художественные произведения. Но опять же: это дело личного предпочтения; кому-то нравятся комиксы вместо картин, где  лица действующих героев похожи на кружок с двумя точками вместо глаз, кому-то, наоборот, нужен тщательно прорисованный портрет Монны Лизы.
Marara   (02/10/25 08:34)    

"дрожащая сеть пляшущей светотени?" - А что Вас смущает в этом предложении? Светотень кружится, скользит по земле, при этом мерцает, меняет форму, подрагивает. Создается ощущение, что она и танцует и дрожит одновременно.

ногоЮ, весноЮ, природоЮ - зачем эта "ю" в конце слов?

Я именно этот вопрос задала гуглу. Вот, что я получила в ответ:

"В слове "природою" окончание "-ою" является
творительным падежом единственного числа женского рода, которое образуется с помощью буквы "ю" для удобства произношения и является нормативной формой в современном русском языке, хотя в старых формах языка могло использоваться окончание "-ою".
Объяснение:
В русском языке у существительных и прилагательных есть различные окончания в зависимости от падежа, числа и рода.
Слово "природа" — это существительное женского рода.
В творительном падеже женского рода часто используется окончание "-ой" или "-ю". Например:
красивой (прилагательное)
стеною (существительное)
В случае с существительным "природа", окончание "-ою" указывает на то, что это творительный падеж, и используется для сохранения плавности звучания предложения."

На минуту она застывает, изумлённо вглядываясь в меня, а затем её лицо освещается смущённой улыбкой:
она-меня-её - три местоимения в одном предложении для чего?

Имя "Ида" уже встречалось в предыдущем предложении. Местоимение "она" после этого кажется мне вполне логичным и уместным. Т.к. тут же появляется местоимение "меня", мне нужно было адресовать улыбку конкретному лицу.

И здесь же: её лицо освещается смущённой улыбкой - такое впечатление, что улыбка появилась где-то в стороне и, словно фонарик, стала светить на лицо.

Лицо, освещённое улыбкой - метафора довольно распространённая, если не сказать банальная. Тот же гугл фактически сразу выдал мне массу примеров:

"Его лицо освещается улыбкой. Наконец-то Ламберто улыбается весело и открыто."
"Лицо его, резко очерченное, с крупными мор щинами, освещается улыбкой. С высоты деду Савелию видны далёкие окрестности родного села."
"на циновке, девочка крепко спала, лицо ее то обиженно хму- рилось, то освещалось улыбкой, и Дити удержала свою руку. В дочери она видела свои черты — те же ..."
"У каждого, кто вспоминает Константина Григорьевича, неизменно лицо освещается улыбкой. Достойный спортсмен, верный семьянин, душевный друг — он остается ..."
"Она была очаровательной, и Вадим Юрьевич немедленно ощутил, как его сердце забилось быстрее. Её милое лицо освещалось легкой улыбкой, в ней ..."

Я не против личностного взгляда на столь распространённый образ, но почему-то все эти разноплановые авторы употребляют одно и то же выражение, и никто при этом не упрекает их, что улыбка появилась где-то в стороне и, словно фонарик, стала светить на лицо.

если уже указано - на пороге дома, то зачем тут же добавлять - в проёме дверей?

Хотя бы потому, что на пороге дома можно оказаться, подойдя к нему извне. А девушка появилась изнутри.
Marara   (02/10/25 08:39)    

Это длиннющее предложение не соответствует "окидыванию" дочери быстрым взглядом.

А почему нет? Если Вы окинете быстрым взглядом незнакомца и попробуете описать его внешность, Вы непременно заметите и укажете круглое или вытянутое у него лицо, какого цвета у него волосы, кудрявые они, или, напротив, прямые, густые или жидкие. Скорее всего Вы заметите, какой у незнакомца нос: с горбинкой или курносый, толстый или тонкий. Возможно, Вам бросится в глаза усы или борода, цвет кожи, размер, цвет и блеск глаз. И это - речь о незнакомце, которая заняла несколько некоротких предложений.  А когда Вы быстро окидываете взглядом родную дочь, которую не видели некоторое время, то и мгновенного взгляда довольно, чтобы оценить и тени под глазами, и бледность, или, наротив, цветущее, пышущее здоровьем личико. А описание всегда дольше длиться, чем  быстрый, оценивающий взгляд на человека.

Итог: из 9 замечаний - 7 - личностные предпочтения, своего рода хотелки, придирки к стилю, которые трудно назвать объективными недостатками. Объективных лишь 2 - уже упомянутые Гелией и Пелагеей. Лично я  нашла в тексте ещё несколько конкретных ошибок, которые исправила. Но речь не об этом. И Гелия, и Пелагея попытались, пусть коротко, передать мне общее впечатление от рассказа, оценить его сюжет и замысел. Вы же сосредоточились лишь на предполагаемых недостатках стиля и грамотности, причём изложили свою точку зрения довольно безапеляционно. И это - печально, т.к. все мы в одной лодке, и все - далеко не гении.
Marara   (02/10/25 08:47)    

Марина, ко мне можно обращаться на "ты". И я тоже работаю, свободного времени всегда не хватает. В комментариях высказываю лишь свою точку зрения, не более. И никогда не навязываю её автору. В 90% случаев пишу с телефона, поэтому стараюсь кратко излагать своё мнение.
В начале текста нигде нет слова "вверх" и это понятно по смыслу. Но зачем тогда слово "вниз", ведь по смыслу итак понятно что колонны света падают сквозь кроны и рассыпаются у самой земли. Я выделил слова для большей наглядности, чтобы не набирать текст в ручную, а в итоге неправильно был понят, к сожалению.
Далее. Меня смутила "дрожащая пляшущая". Может, лучше убрать "дрожащую"? Мне кажется, что "...тёплую сеть, пляшущей по хвое светотени" более зримый и цельный образ.
"ногою, весною, природою" — я просто спросил, без всякой задней мысли. Если так больше нравится, пожалуйста, дело хозяйское).
Серёжа   (02/10/25 20:48)    

Далее.
"На пороге дома в проёме дверей появляется Ида..." — она появляется, значит папа её не видел, а это значит, что она вышла на порог из дома. Всё просто) Но, дело хозяйское.
"На минуту она застывает, изумлённо вглядываясь в меня, а затем её лицо освещается смущённой улыбкой:" — на данный момент в рассказе фигурируют два персонажа, папа и Ида. В кого ещё могла вглядываться Ида, кроме папы? Поэтому, без ущерба для смысла можно обойтись без "в меня", тем более, что дальше идёт диалог: На минуту она застывает, изумлённо вглядываясь, а затем её лицо освещается смущённой улыбкой. Или так хуже стало?
Ну а избитый штамп "лицо освещается смущённой улыбкой" неужели ещё не надоел?
Ну а быстрый взгляд на то и быстрый. А здесь скорее внимательный подошёл бы. "Я окидываю дочь внимательным взглядом." Конечно, это всего лишь мне подумалось так. Но я могу ошибаться.
Что касается сюжета... Марина, раз я столько буковок настрочил под рассказом даже не зная, кто автор, значит сюжет меня привлёк. Я радуюсь, если хоть чем-то помог автору сделать своё творение лучше. И никогда не приписываю себе чужие заслуги.
А ошибки, очепятки вторичны. Ведь подредактировать текст можно и позже, когда отлежится. Обещаю, с моей стороны больше не будет никаких придирок и хотелок к твоим произведениям, ведь мы на одном корабле.
Радости тебе) ( как говорит Лис))
Серёжа   (02/10/25 22:43)    

Интересная задумка. Бесконечная жизнь, которая состоит из страданий. Печальная перспектива. Но куда же делись молодые люди? Человечество перестало воспроизводить само себя? Почему? 
Соглашусь с Гелией - слог у автора хороший. Показалась немного затянутой первая часть рассказа - приятные воспоминания.
Пелагея   (27/09/25 22:03)    

Пелагея, большое спасибо за комментарий. Я не знаю, куда делись люди. Скорее всего просто вымерли, как динозавры; перестали "плодиться и размножаться". А человек, от лица которого идёт повествование, тем более этого не знает... smile
Marara   (02/10/25 08:52)    

Интересно, но жутковато. Не хотелось бы такого финала человечеству. Увлекает сюжет и слог хороший у автора, только опечатки есть. Думаю, чуть позже автор исправит. Я некоторые напишу:
«Несмотря на все мои увещевания» - «несмотря» вместе пишем.
«Распахивается», а не «распахивается» дверь.
Удлиненной миндалевидной формы - удлиненной с двумя н, а не с тремя.
И два раза слово «удлиненной» в соседних предложениях. Все не буду называть. Просто перечитать и исправить опечатки надо.
Гелия   (27/09/25 18:26)    

Гелия, мне тоже было немного жутковато, когда я писала рассказ. Спасибо большое за комментарий. Ошибки я исправила и даже выловила ещё парочку-другую ляпов и хомутов. Если найдёшь ещё, буду рада исправить. smile
Marara   (02/10/25 15:15)