Жарко. Огромные сосны стоят вдоль дороги и мощными кронами упираются в небо. Если провести по стволу взглядом до колючей лохматой вершины, то глаза заплывают слезами от непереносимой яркости бездонной синевы. Вниз сквозь кроны падают пыльные колонны солнечного света, рассыпающиеся у самой земли на тёплую дрожащую сеть пляшущей по хвое светотени. Белая тропинка, попетляв по лесу, выводит меня к высокой деревянной ограде с тёсанными воротами. Я дёргаю за верёвку звонка и ногою отворяю ворота: по опыту знаю, что никто никогда не запирает их на засов, не смотря на все мои увещевания. Дверь распихивается, и я иду через двор к знакомому дому. 
 Каждую зиму Ида и Мара часами совещаются, какие цветы высадить весною на клумбах. Но пока во дворе ничего кроме любимых Идиных чернобрывцев не растёт; несколько розовых мальв, впрочем, покачивается у самого забора, да розы красиво оплели беседку у крыльца. Кусты этих роз высадил я сам лет десять назад, и они разрослись на славу. На небольшой аккуратной грядке спеют помидоры, а остальное пространство занято весёлыми жёлтыми головками одуванчиков. Они ещё не поседели и сердце радуется, на них глядя. 
 На пороге дома в проёме дверей появляется Ида в лёгких шортиках и футболке. На минуту она застывает, изумлённо вглядываясь в меня, а затем её лицо освещается смущённой улыбкой: 
 - Па-а-ап?! Мы тебя сегодня не ждали! Ты надолго? 
 - На день. Егор подбросил на своей машине. Он тоже приехал навестить своих. Подберёт меня вечером, на обратной дороге! 
 Я окидываю дочь быстрым взглядом. Хороша-а-а! Волосы чёрнoй блестящей волною стекают на плечи; строгие, неулыбчивые при самой искренней улыбке глаза удлинённной миндалевидной формы смотрят испытующе из-под соболиных, красиво выгнутых бровей, тонкое удлинённое лицо чуть тронутое загаром кажется удивительно правильным и соразмерным, хоть тонкий носик чуть длиноват. Ида - моё лучшее творение, хоть росла она и развивалась по каким-то заложенным в неё природою законам, на которые почти не влияли ни мои, ни Марины жалкие потуги её воспитания. На стройной фигуре дочери почти не отразилось недавнее материнство: разве что очертания стали чуть округлее и женственнее. 
 Из-за спины Иды с радостным воплем "Дида!" колобком выкатывается Манюня, и, потешно семяня по-младенчески мягкими ножкоми, спешит ко мне. Её тонкие чёрные волосики Ида собрала в два крохотных хвостика на макушке, и они торчат потешными рожками; круглое личико с тёмно-карими сияющими глазищами так и лучится восторгом - дида приехал! 
 Я подхватываю тёплое нежное тельце и слегка подбрасываю его вверх под заливистый смех и повизгивание. Ида, полюбовавшись трогательной сценой нашей встречи, спокойно произносит: 
 - Алекса нет. Он рыбалит, а я занимаюсь обедом и ребёнком. Но обед ещё не готов, и мы можем просто пополдничать втроём в беседке, на свежем воздухе. Ты хочешь чаю, или принести компот? Он - из свежих фруктов. 
 Я выбираю компот и бережно прижав к себе бесценное лепечущее сокровище, направляюсь к беседку. Вскоре в беседке появляется Ида. Она ловко накрывает стол бумажной скатертью и расставляет посуду и угощение: несколько нарезанных бутербродов с сыром и вишнёвый пирог, присланный Марой. Манюня получает свою порцию пирога и сосредоточенно трудится над ним, ковыряя его чайнои ложечкой и покрывая липкими пунцовыми пятнами своё личико, скатерть и одежду. Я собирался было побеседовать о своём потрясающем проекте, пожирающим в последние годы всё моё время, но обстановка совсем не располагает к серьёзным разговорам. Ида беспечно щебечет о каких-то детских проказах малышки, успевая незаметно вытирать рожицу дочери от вишнёвого сиропа, подливать мне в чашу из запотевшего стеклянного кувшинчика компот и неспешно есть самой. Всё это у неё выходит удивительно элегантно, будто она не на скромном домашнем пикнике на открытом воздухе, а в гостинной какой-нибудь герцогини.Неожиданно бросив взгляд на крохотные часики на изящном запястье, она испуганно вскрикивает: похоже мы пропустили начало тихого часа для ребёнка. Подхватив брыкающую, протестующую малышку на руки, она несёт её в дом. Я не припомню, чтобы Ида в детстве когда-нибудь спала днём, но по отношению к собственной дочери она неукоснительно соблюдает все обряды режима, начертанные педиатрами. 
 Я иду вслед за ними, и прислушиваясь к суматохе в детской спаленке на втором этаже, угнездяюсь невысоком диванчике перед телевизором. Я верчу в руках пульт - забавное изделие рук моего зятя. Кнопки на пульте разного размера, на каждой своя картинка. Вот эта,с небольшим пейзажиком на поверхности - к фотоальбому их с Идой свадебного путешествия, эта, с забавной детской рожицей - изображения Манюни, начиная со дня её рождения; эти - с символом камеры поверх сюжетных сценок - явно для просмотра разных тематических телеканалов. 
 Неожиданно взгляд мой наткнулся на крохотную кнопочку в самом низу с перевёрнутой восьмёркой и в душе возникло стойкое ощущение дежавю. По каким-то причинам я хорошо понимал, что нажимать на эту кнопочку не стоит: это опасно, но из чувства противоречия и неверия в забобоны её нажал. Глаза мои затуманились, голова закружились, а когда ясное зрение вернулась ко мне, в глаза бросилась рука сжимавшая пульт. Нет, это не была рука здорового, нестарого ещё мужчины, полчаса назад подбрасывавшего к небесам заливисто смявшуюся внучку.Пульт сжимала скелетообразная кисть зажившегося на свете старца, с огромными вздувшимися венами, обвисшей кожей и отросшими, загнутыми, как у хищной птицы, ногтями. Тыльную её сторону покрывали огромные синюшные пятна и тонкие иголочки с прикреплёнными к ним трубочками: по ним струилась в тело жидкость с миллиардами наномиков, спешащими отремонтировать клетки по заданным изначально образцам. Со стоном я откинулся на подушки. Ко мне с прояснившимся зрением вернулась и прояснившаяся память. 
 Боль. Острая, нарастающая с каждой минутой боль и тошнота. Погружение в Крио я не помнил, скорее всего даже не почувствовал. А вот возвращение было неправдоподобно мучительным. Болела каждая воскрешаемая клеточка, каждая мышца разрывались от боли; лёгкие, в которые под напором извне поступала струя кислорода, горели; разламывалась от мигрени голова, ломило все кости. В помрачённом сознании жила одна мысль, вернее неосмысленное инстинктивное желание - вернуться блаженное небытие, когда ничего не ощущаешь. Оно и наступило, но временное: умные механизмы сообразили, что я могу умереть от болевого шока - показания дискомфорта на датчиках зашкаливали. Небытиё было недолгим; за ним новое погружение в боль и тошноту. 
 Периоды покоя и боли сменяли друг друга и постепенно ощущения слегка притупились: то ли обезболивающая химия, вливаемая в мой обессиленный организм по прозрачным трубкам помогла, то ли я просто пообвык и притерпелся. Глаза, до того бездумно скользившие по экрану в пол стены, начали выхватывать какие-то изображения райской идиллической жизни. Какой-то ухоженный, суперчистый город; по улицам, похожим на сады, скользят машины, на колёсиках ездят роботы-раздатчики, - в наше время они всё больше набирали популярность... 
 Кадры складывались в общую картину незнакомого Эдема, но что-то беспокоило. Со временем я уловил, что именно: не было видно людей. Ни старушек, сидевших на пороге дом на аккуратных скамеечках, ни девочек, прыгающих в резинку, ни молодёжи, целующейся в тени деревьев. Но где же они все? Куда они подевались? Вымерли? А я? А мы? 
 Мы-то в своё время очень многого добились: построили все эти Крио-камеры, изобрели и изготовили наномиков, воспроизводящие копии умирающих клеток и поддерживающие организм в том состоянии, в котором он уже был; мы и многие болезни успели победить, но старость и дряхлость медленно завоёвывали наши тела. Но была надежда на мудрых потомков, которые вернут нам молодость. Если, конечно создать систему, в которых плоть не сгниёт и окончательно не испортится. Для этого и созданы были Крио. 
 Когда-то я внёс огромные деньги в соответствующий фонд; их должно было хватить на успешное хранение и воскресение всех нас. Денег у меня достаточно, ведь в своё время я был главой этого фонда и руководил проектом хранения и воскрешения. От желающих за крупную мзду поучаствовать в этой затее отбоя не было. Всем хотелось получить шанс на вечную жизнь, вернее на вторую молодость, с этой вечностью связанную. Потомки должны были омолодить нас, разумеется, небесплатно. Деньги за предстоящую процедуры были вложены в прибыльные акции, к моменту воскресения сумма была возрасти до небес. 
 Я лежал в камере реабилитации. В соседних камерах лежали и Мара, и Ида, и, может, Манюня, если, конечно, она до неё в своё время добралась. Возможно они, так же как я, уже очнулись, и по венам их струились те же наномики. Созданные нами механизмы нас воскресили; они не дадут нам умереть вторично. Нас подпитывают, поддерживают дыхание, а когда становится внемоготу от тоски, включаются специальные, вживлённые в мозг диоды: они возвращают сознание к самым приятным моментам прошлого. Прошлого, но не будущего. Будущее будет, увы, тем же. Людей в этом мире, похоже, нет. Кроме нас, воскресающих в Крио-камерах, беспомощных и зависящих во всём от машин. И тянуться эта жизнь будет бесконечно, хотим мы того или нет. Нам уготована вечность.
 
  
высадить весною на клумбах
заложенным в неё природою законам
глаза удлинённной миндалевидной формы смотрят испытующе из-под
соболиных, красиво выгнутых бровей, тонкое удлинённое лицо чуть тронутое
загаром кажется удивительно правильным и соразмерным, хоть тонкий носик
чуть длиноват.
И это только в самом начале рассказа.
Итог: очень сырое произведение. Если рассматривать как черновик, то пойдёт, но для конкурса желательно хотя бы проверить текст на наличие ошибок.
Когда я пишу свои тексты, я чаще всего вижу всё, что описываю, полностью погружаясь в мир своей фантазии. Когда я потом читаю собственный текст, я, чаще всего, вижу именно то и так, что собиралась написать, а не то, что написано. Поэтому я попросту не вижу своих собственных ошибок, пропущенных букв и запятых и тому подобных орфографических оплошностей. Для того, чтобы я могла окончательно проверить свой текст, должно пройти месяца два, а то и три. Вдобавок, я живу в англоязычной стране, по-русски говорю лишь с членами собственной семьи, да и пишу по-русски лишь на конкурсы. Из дому я ухожу в 5:30 утра, домой возвращаюсь часов в 9 вечера, и на написание рассказов времени у меня довольно мало. Если мне удаётся всё же написать что-то, пусть даже не шедевр по моим же скромным критериям, я непременно стараюсь подать произведение на конкурс: авторов прозы у нас немного, и лучше несколько рассказов с орфографическими ошибками, чем конкурс, сорванный из-за отсутствия рассказов. В моих ляпах не было никакого желания создать для Вас затруднения в чтении или оценке.
Теперь по конкретным замечаниям и предложениям.
Вниз сквозь кроны падают пыльные колонны солнечного света
Насколько я поняла, Вы считаете это предложение примером "словесных нагромождений" и предлагаете мне убрать те слова, которые не выделены жирным шрифтом. Я не думаю, что это улучшит предложение. Падающие вниз колонны света вызывают у меня в воображении батарею прожекторов с направленными вниз лучами; вдобавок возникает вопрос, почему свет не рассеивается равномерно в пространстве, не успев достигнуть земли. Проёмы в кронах сразу поясняют наличие самих колон света: Вы, скорее всего, не раз подобное явление наблюдали. Вдобавок, в этих мощных солнечных лучах плавают и искрятся бесчисленные пылинки, которые без подобной подсветки не видны.
Я знаю, что эра интернета многих приучила к минимализации текста и любые попытки воспользоваться художественными средствами, типа эпитетов, метафор, гипербол и т.д. могут показаться Вам старомодными "словесными нагромождениями", но это - дело вкуса, стиля и восприятия. Именно эти вышеперечисленные излишества, на мой непрофессиональный взгляд, превращают бытовые истории в художественные произведения. Но опять же: это дело личного предпочтения; кому-то нравятся комиксы вместо картин, где лица действующих героев похожи на кружок с двумя точками вместо глаз, кому-то, наоборот, нужен тщательно прорисованный портрет Монны Лизы.
ногоЮ, весноЮ, природоЮ - зачем эта "ю" в конце слов?
Я именно этот вопрос задала гуглу. Вот, что я получила в ответ:
"В слове "природою" окончание "-ою" является
творительным падежом единственного числа женского рода, которое образуется с помощью буквы "ю" для удобства произношения и является нормативной формой в современном русском языке, хотя в старых формах языка могло использоваться окончание "-ою".
Объяснение:
В русском языке у существительных и прилагательных есть различные окончания в зависимости от падежа, числа и рода.
Слово "природа" — это существительное женского рода.
В творительном падеже женского рода часто используется окончание "-ой" или "-ю". Например:
красивой (прилагательное)
стеною (существительное)
В случае с существительным "природа", окончание "-ою" указывает на то, что это творительный падеж, и используется для сохранения плавности звучания предложения."
На минуту она застывает, изумлённо вглядываясь в меня, а затем её лицо освещается смущённой улыбкой:
она-меня-её - три местоимения в одном предложении для чего?
Имя "Ида" уже встречалось в предыдущем предложении. Местоимение "она" после этого кажется мне вполне логичным и уместным. Т.к. тут же появляется местоимение "меня", мне нужно было адресовать улыбку конкретному лицу.
И здесь же: её лицо освещается смущённой улыбкой - такое впечатление, что улыбка появилась где-то в стороне и, словно фонарик, стала светить на лицо.
Лицо, освещённое улыбкой - метафора довольно распространённая, если не сказать банальная. Тот же гугл фактически сразу выдал мне массу примеров:
"Его лицо освещается улыбкой. Наконец-то Ламберто улыбается весело и открыто."
"Лицо его, резко очерченное, с крупными мор щинами, освещается улыбкой. С высоты деду Савелию видны далёкие окрестности родного села."
"на циновке, девочка крепко спала, лицо ее то обиженно хму- рилось, то освещалось улыбкой, и Дити удержала свою руку. В дочери она видела свои черты — те же ..."
"У каждого, кто вспоминает Константина Григорьевича, неизменно лицо освещается улыбкой. Достойный спортсмен, верный семьянин, душевный друг — он остается ..."
"Она была очаровательной, и Вадим Юрьевич немедленно ощутил, как его сердце забилось быстрее. Её милое лицо освещалось легкой улыбкой, в ней ..."
Я не против личностного взгляда на столь распространённый образ, но почему-то все эти разноплановые авторы употребляют одно и то же выражение, и никто при этом не упрекает их, что улыбка появилась где-то в стороне и, словно фонарик, стала светить на лицо.
если уже указано - на пороге дома, то зачем тут же добавлять - в проёме дверей?
Хотя бы потому, что на пороге дома можно оказаться, подойдя к нему извне. А девушка появилась изнутри.
А почему нет? Если Вы окинете быстрым взглядом незнакомца и попробуете описать его внешность, Вы непременно заметите и укажете круглое или вытянутое у него лицо, какого цвета у него волосы, кудрявые они, или, напротив, прямые, густые или жидкие. Скорее всего Вы заметите, какой у незнакомца нос: с горбинкой или курносый, толстый или тонкий. Возможно, Вам бросится в глаза усы или борода, цвет кожи, размер, цвет и блеск глаз. И это - речь о незнакомце, которая заняла несколько некоротких предложений. А когда Вы быстро окидываете взглядом родную дочь, которую не видели некоторое время, то и мгновенного взгляда довольно, чтобы оценить и тени под глазами, и бледность, или, наротив, цветущее, пышущее здоровьем личико. А описание всегда дольше длиться, чем быстрый, оценивающий взгляд на человека.
Итог: из 9 замечаний - 7 - личностные предпочтения, своего рода хотелки, придирки к стилю, которые трудно назвать объективными недостатками. Объективных лишь 2 - уже упомянутые Гелией и Пелагеей. Лично я нашла в тексте ещё несколько конкретных ошибок, которые исправила. Но речь не об этом. И Гелия, и Пелагея попытались, пусть коротко, передать мне общее впечатление от рассказа, оценить его сюжет и замысел. Вы же сосредоточились лишь на предполагаемых недостатках стиля и грамотности, причём изложили свою точку зрения довольно безапеляционно. И это - печально, т.к. все мы в одной лодке, и все - далеко не гении.
В начале текста нигде нет слова "вверх" и это понятно по смыслу. Но зачем тогда слово "вниз", ведь по смыслу итак понятно что колонны света падают сквозь кроны и рассыпаются у самой земли. Я выделил слова для большей наглядности, чтобы не набирать текст в ручную, а в итоге неправильно был понят, к сожалению.
Далее. Меня смутила "дрожащая пляшущая". Может, лучше убрать "дрожащую"? Мне кажется, что "...тёплую сеть, пляшущей по хвое светотени" более зримый и цельный образ.
"ногою, весною, природою" — я просто спросил, без всякой задней мысли. Если так больше нравится, пожалуйста, дело хозяйское).
"На пороге дома в проёме дверей появляется Ида..." — она появляется, значит папа её не видел, а это значит, что она вышла на порог из дома. Всё просто) Но, дело хозяйское.
"На минуту она застывает, изумлённо вглядываясь в меня, а затем её лицо освещается смущённой улыбкой:" — на данный момент в рассказе фигурируют два персонажа, папа и Ида. В кого ещё могла вглядываться Ида, кроме папы? Поэтому, без ущерба для смысла можно обойтись без "в меня", тем более, что дальше идёт диалог: На минуту она застывает, изумлённо вглядываясь, а затем её лицо освещается смущённой улыбкой. Или так хуже стало?
Ну а избитый штамп "лицо освещается смущённой улыбкой" неужели ещё не надоел?
Ну а быстрый взгляд на то и быстрый. А здесь скорее внимательный подошёл бы. "Я окидываю дочь внимательным взглядом." Конечно, это всего лишь мне подумалось так. Но я могу ошибаться.
Что касается сюжета... Марина, раз я столько буковок настрочил под рассказом даже не зная, кто автор, значит сюжет меня привлёк. Я радуюсь, если хоть чем-то помог автору сделать своё творение лучше. И никогда не приписываю себе чужие заслуги.
А ошибки, очепятки вторичны. Ведь подредактировать текст можно и позже, когда отлежится. Обещаю, с моей стороны больше не будет никаких придирок и хотелок к твоим произведениям, ведь мы на одном корабле.
Радости тебе) ( как говорит Лис))
Соглашусь с Гелией - слог у автора хороший. Показалась немного затянутой первая часть рассказа - приятные воспоминания.
«Несмотря на все мои увещевания» - «несмотря» вместе пишем.
«Распахивается», а не «распахивается» дверь.
Удлиненной миндалевидной формы - удлиненной с двумя н, а не с тремя.
И два раза слово «удлиненной» в соседних предложениях. Все не буду называть. Просто перечитать и исправить опечатки надо.