В. Г. Перов "Охотники на привале" Василий Григорьевич наскоро позавтракал и с воодушевлением поднялся в мастерскую. Льняные солнечные лучи, изредка выбегая из-за туч, освещали на короткое время невысокое скромное помещение, из окон которого можно было увидеть провинциальный московский дворик с оголившимися деревьями и кустарниками. Художник подошел к мольберту, отодвинул его от прямого естественного света, снял холщовую тряпицу с подрамника и сделал несколько шагов назад, чтобы свежим взглядом оценить законченный накануне холст, напряженная работа над которым прибавила бодрости и сил и дала немного удовольствия и отдыха сердцу, отяжелевшему в последние годы от семейных горестей, болезней и смертей.
Краски, конечно, подсохли еще не до конца, но, несомненно, успеют высохнуть к концу ноября, когда в столичном Петербурге начнет показывать картины Первое Товарищество передвижных художественных выставок, в состав правления которого вошел Василий Григорьевич. Недавно получивший звание профессора живописи за "Птицелова", он готовился вынести на суд публике новые работы.
Мастер отступил еще на пару шагов от "Охотников на привале", чтобы увидеть полотно целиком. Такая же – значительная по размеру картина – была у него лишь "Тройка", с первого показа прославившая своего создателя. Окончательным результатом нынешнего труда художник остался доволен. Прозрачными лессировочными красками удалось передать состояние безветренного дня поздней осени. Центр композиции задумано был смещен влево. Сначала, как решил автор, созерцателя должны будут привлечь горящие азартом глаза рассказчика. Дальше он непременно взглянет на выразительно растопыренные пальцы рук этого охотника, рассказывающего что-то захватывающее. С помощью их красноречивого жеста зрителю легче прочувствовать напряжение и радость, сопровождающие охоту, страстным любителем которой был сам художник.
После созерцания мастерски прописанных кистей рук посетитель выставки переведет взгляд на охотника, который полулежа слушает очередную байку приятеля с лукавой усмешкой бывалого завсегдатая утиной охоты. Зритель тоже улыбнется и перенесет свой взор на юного охотника, застывшего с незажженной папиросой в правой руке и дымящимся огнивом в левой, вниманием которого полностью завладел темпераментный рассказчик.
Полюбовавшись наивным выражением лица неофита, зритель опять посмотрит на рассказчика и перенесется взглядом к левому краю картины, где задержит внимание на борзой светлого окраса, самозабвенно роющей землю. Затем взгляд опустится и остановится на тщательно выписанном натюрморте, щедро и со знанием предмета охотничьего дела составленным из художественно проработанных атрибутов. Вдоволь насладившись искусно исполненными в технике масляной живописи ружьями и дичью, переведя взгляд направо, зритель восхитится великолепно написанными латунным рожком и вязаной сеткой для ловли птиц.
Наконец, оторвавшись от переднего плана, зрительский взор поднимется к небу, где под низкими полупрозрачными облаками в воздухе как будто зависли отъевшиеся за лето утки. Рассмотрев птиц, зритель опустит свой взгляд к линии горизонта. Там он уйдет в глубину пейзажа средней полосы российских земель, подсвеченного последними теплыми лучами, где, возможно, ненадолго задержится, дав зрителю глубокомысленно побыть в тишине унылой поры, впрочем, не лишенной известного очарования.
Очнувшись от обыкновенных историй и дум о былом, зритель вернется к настоящему – картине и ее среднему плану, к пригорку с чахлым лесом. Напоследок глаза промелькнут по редкому кустарнику и травам, подернутым первым морозцем. Сделав, таким образом, круговое всестороннее путешествие по холсту, зритель вернется к неутомимому рассказчику.
Василий Григорьевич долго всматривался в законченную работу. Потом он подошел к стоявшему около мольберта рабочему столику с красками, разбавителями и кистями. Художник положил на палитру немного коричневого марса и кадмия красного, добавил в краску льняное масло и приготовился что-то подправить на холсте.
Выскользнув из-за тучки, узкий солнечный луч, будто желая помочь, осветил поверхность стола, потом, увеличиваясь, захватив в свой теплый круг изящные руки с длинными пальцами, стал расширяться.
Василий Григорьевич теперь стоял в столпе льняного света. На красивом лице ярко выделялись умные глаза. На миг профессор живописи задумался о далеком будущем новой России, где работы передвижников смогут, даст Бог, остаться в благодарной памяти потомков. Полотна его современников смогут свидетельствовать о повседневной жизни и о сложной и противоречивой судьбе великой страны. Как надеялся художник, страны – лет через сто полностью победившей, не без Божьей помощи, конечно, нищету и горести народа. Он взял на кисть краску и, наклонившись к левому углу холста, поправил тонким штрихом подпись: В Перов 1871 г.
май 2021
Мне очень сложно возвращаться к давно законченному.
Это как сделать керамику, а потом каким-то образом приладить ещё детали... на суперклей что ли.
Или нужен сильный стимул: например, доработать для публикации.
Но я понимаю твоё предложение (мы на ты?). Возможно, текст бы и выиграл, но сил за него взяться нет пока...
Успехов тебе!
Я думала, что наизусть знаю эту картину... пока не пришло задание на конкурсе.
Помню школьные сочинения по картинам. Мне всегда непросто было их так писать, чтобы не скатиться просто к перечислению изображённого на картине. Хотя в целом я неплохо писала сочинения. У Вас хорошо получилось описать изображённый художником эпизод, а добавление в рассказе образа, мыслей и рассуждений самого художника хорошо оживило рассказ.
Доброго вечера Вам!
Я с удовольствием, азартом и любовью к передвижникам сочиняла этот текст. Помню.
Вчера вечером тут висело не более 8 комментариев:)))
Вот что вы с Лисом наделали с конкурсом:)
Доброго выходного завтрашнего дня!
Спасибо, Милана. И Вам хорошего воскресенья!
Там есть небольшая ирония, что касается описания картины.
Я её закладывала, во всяком случае.
А вообще мне как-то не отделиться от работы и не посмотреть чужими глазами...
Сначала речь у тебя идёт - Художник подошел к мольберту,
А потом... Сначала, как решил автор, созерцателя должны будут привлечь горящие азартом глаза рассказчика. == Это уже речь от автора, похожая на рассказ экскурсовода в зале.
Можно подумать как это оживить, передав малость какие-то движения художника что ли.
А сама многого не видишь - по себе знаю. Тут уже ничего не поделаешь... ))
Смотри сама, Милан. Удачи!
Мне определиться сложно - поэтому, наверное, и голосовать не буду.
Там он уйдет в глубину пейзажа средней полосы российских земель, подсвеченного последними теплыми лучами, где, возможно, ненадолго задержится, дав зрителю глубокомысленно побыть в тишине унылой поры, впрочем, не лишенной известного очарования (это к Пушкину отсыл)
Очнувшись от обыкновенных историй и дум о былом (это к Гончарову)
Хорошо, Оля, не голосуй. Но я на твоём месте проголосовала бы за Гелию:)
Чтобы написать такой рассказ - мало быть прозаиком )) Рассуждаешь ты как художник.
Это был 3 тур, кажется, на турнире прозы.
Хорошо, что поучаствовала, новый опыт получила:)
Сейчас точно бы уже ничего переделывать не стала...
Возвратилась сюда как не к себе:))
Вы и откликались на рассказ раньше, и тоже одобрительно:)
"После созерцания мастерски прописанных кистей рук посетитель выставки переведет взгляд на охотника..." "Зритель тоже улыбнется и перенесет свой взор на юного охотника..." и т.д.
Мне интересно, если рассматривать картину в ином порядке, а не так, как написано в этой инструкции, то можно ли получить удовольствие от созерцания полотна?
Тогда – серьёзно отвечаю.
Вариантов рассмотрения картины, конечно, множество. Вплоть до программных, когда высчитывается траектория взглядов зрителей, и по результатам выдаётся какой-то средне статистический результат.
Эта версия просмотра картины – от самого Василия Григорьевича.
Но хотелось бы прочитать художественный рассказ, а данный текст, на мой взгляд, скорее относится к статье. Но это мое мнение.
Рассказ экскурсовода и статьи – не похожие вещи.
Кстати, там и юмор вложен.
Несомненно Ваш текст написан гораздо лучше, чем у соперницы, но я проголосовал за ее произведение, потому что оно есть художественный рассказ в моем понимании. Да, сюжет там наивный, скорее сказочный, но он хотя бы есть.
Вы вольны делать свой выбор, не рассказывая мне о нём.
А заодно и написать хорошие слова Гелии на её странице, а не на моей. Автору всегда приятны отклики.
Вам в щепетильности на сайте равных нет:)
Сам Перов был отличным охотником и ввел эти несуразицы намеренно))
Да, я тоже много прочитала о Перове, прежде чем поняла, о чем сочинять.
Все-все его картины скачала, которые нашла.
А какой портрет Перова написал Крамской!
портретный жанр больше нравится из наших у Серова и у импрессионистов.
У Крамского знаю немного картин... всё понимаю, но не откликается.
Из реализма с детства зашел Левитан с его поэзией в красках, но больше нравится конец 19 и дальше))
Вполне вероятный ход мысли, и очень хорошо помогает заново рассмотреть картину. Тонкое проникновение в детали!
Ну... о "сбыче мечт" художника — отдельный вопрос...
о "сбыче мечт" художника — отдельный вопрос... – не знаю, считалась ли здесь моя ирония...
Мне на конкурсе кто-то написал, что художник как бы любуется собой (в монологе), и это вряд ли могло быть...
Не знаю, как ты, а я если что-то получается лучше, чем ожидалось, очень радуюсь и даже легче становлюсь, возможно, не только в ощущениях:))
Да, у меня тоже так, если получается хорошо!)
Почему проигнорировала? Как ты это решила?
Прочитала совет, поразмышляла и оставила свой вариант, по праву автора.
Я вот тоже не очень. Приходится на работу ходить в полубольном состоянии.
Думала твою новеллу озвучивать, когда хрипеть и гнусавить голос перестанет, но опять заболела, недолечившись.
Видимо, придётся конкурс пропустить декламаций.
А я так реагирую на магнитные бури и перемену погоды, просто жуть. Хожу-хожу, потом говорю мужу, что, наверно, оттепель будет, голова начинает болеть, значит, резко парает на мою голову атмосферное давление... или наоборот, так классно себя чувствую, когда атмосферное давление повышается.
Не болей!
Постараюсь, хотя у нас всю ночь ледяной дождь был, но надо на работу:)