основано на реальных семейных событиях
Автомобиль среднего возраста с английскими номерами с опаской двигался по латвийскому междугороднему шоссе, стараясь не угодить в часто расставленные ловушки-выбоины. Худшей дороги он не видел за всю свою жизнь. Но это было только начало.
- Внучек, вот сейчас будет поворот направо, а от него останется всего два километра. - Бабушка, 83-летняя дама, в нетерпении то и дело протирала слезящиеся глаза, вглядывалась в незнакомые, но такие родные пейзажи.
Она не была здесь с 25 марта 1949 года. С того самого дня, вернее, ночи, когда её, девчонку-подростка вместе с родителями и младшим братом забрали из родного дома, вытащив из спокойного сна и отправили в страшную, незнакомую Сибирь, загнав, словно скот, в товарные вагоны. Привезли их, неизвестно чем провинившихся перед новой советской властью, в Омскую область, и началась борьба за жизнь.
Она выжила. Бог помог. Но вернуться в Латвию так и не пришлось. Вышла замуж за такого же высланного парнишку-латыша. Справили дом, вырастили сына. На чужбине. Теперь она и латышского языка-то не помнит. А вот сын уехал-таки в Латвию, так ему хотелось исправить несправедливость человеческую. Вернулся на землю предков. Обзавелся семьей, вырастил двух сыновей.
Жизнь, казалось, вошла в колею, по которой двигались все латышские семьи испокон веку: жили на хуторе всегда три-четыре поколения. Пусть дедушка и бабушка сгинули в Сибири. Пусть мама и папа никогда не решатся на переезд из Омска. Ничего. Он станет старшим поколением. Но и этому, видимо, не суждено будет сбыться.
Латвия, войдя в Евросоюз, за 20 лет обнищала настолько, что выросшим сыновьям просто негде было заработать на кусок хлеба. Пришлось и им отправляться в дальний путь из родного дома. Старший сын осел в Ирландии, младший - в Англии. И дети у них уже там родились.
Автомобиль резко остановился перед табличкой "Частная собственность". Метрах в ста желтел только что отремонтированный сельский домик, во дворе рвались с цепей две лохматые собаки.
Бабушка стояла молча и улыбалась. По её щекам текли слёзы. Эту встречу с родным домом она часто видела во сне. Последнюю встречу. Как и чудесную встречу с сыном, внуком и правнучкой.
- Дом почти не изменился, - обернулась бабушка к сыну. - А вот лес весь вырубили, одни щепки остались.
- Tetis, tu biji ieksa? (Папа, ты был внутри?) - поинтересовался внук у своего отца.
- Daddy, where did we come? (Папа, куда мы приехали?) - малышка-правнучка никак не могла понять, чем эта чужая земля так заинтересовала взрослых.
Экипаж! Нужно с этим что-то делать. Уже не в первый раз напишешь комментарий или ответ, а он пропадает, не проходит. Так обидно... Ведь пишешь от души, то, что чувствуешь. Второй раз уже не получится.
Мариночка, спасибо за раздумья. У нас в Даугавпилсе, моем родном городе, звучала самая разнообразная речь. Среди моих подруг были латышки, белоруски, дел мой разговаривал со мной по-польски... И никто не зацикливался на языке, все говорили, как кому было удобнее. Удивительный город! Такого больше нет.
С добром, Ольга
Это я такие умные советы даю, но тоже не всегда так делаю
А по сути — да, много было таких городов, причём интересно, что каждый вспоминает свой город: мой муж вспоминает Коканд, кто-то Ташкент, кто-то Баку, и выходит, что везде жили люди всех национальностей и жили дружно.)
Мы ленимся, порой, оглянуться назад, у нас нет времени спросить своих стареющих родственников, нам некогда прочитать исторический роман, а потом... А потом идём набивать шишки на бестолковых лбах, наступая непременно на старые грабли, валяющиеся тут и там в огроменных количествах. Машины вместо лошадей, а башка-то та же осталась с теми же гнилыми мозгами. Врут, когда говорят, что мозги меняются у последующих поколений... Врут... Мозги те же - жадные, тщеславные, сволочные... И от этого не уйти пока что. Можно создать временные рамки, чтобы содержать мозги в этих рамках определённых правил, но стоит только вожжи ослабить, дык поплывёт дерьмо по волнам истории семимильными шагами в геометрической прогрессии. В чём не раз мы сами уже убеждались и убеждаемся. Уффф)))
Спасибо, дорогой! Как ценны все отзывы под этой миниатюрой! Значит, удалась.
Так и ты, значитца, из Великого-то? А то я думаю, почто енто я к тебе так неровно дышу, словно к родному человеку. А ведь могёт быть и так, что из одного корня пошли, ну или, на худой конец, из соседского.
С добром, Ольга
А Сибирь была и остаётся местом ссылки, местом захоронения мировых радиационных отходов. Может быть что-то изменится. если начнётся развитие Сибири. Вроде были такие планы.
Ой, хотела написать про рассказ, а написала про себя.(
Оля, конечно живой рассказ, поэтому и вызывает ответные мысли. Всё очень болезненно для наших стран, я понимаю.
А в Сибирь сослали бабушку, дедушку, маму и дядю моего мужа. В Омскую область. Сейчас их уже никого нет.
Сейчас же никто никого не ссылает. Сами уезжают. Мои дети уже в Англии живут. И их дети там останутся. Вот так происходит великое переселение народов на примере одной моей семьи. А все потому, чтобы разбить исконно русский (да и латышский) уклад семьи, когда в одном доме жили несколько поколений: старшие имели ум и опыт, а младшие - силу. Связь поколений - это не простой звук.
Спасибо, Вика! За откровенный разговор.
С добром, Ольга
основано на реальных семейных событиях --- интересно:)
Автомобиль среднего возраста с английскими номерами с опаской двигался по латвийскому междугороднему шоссе, стараясь не угодить в часто расставленные ловушки-выбоины. Худшей дороги он не видел за всю свою жизнь. Но это было только начало. --- да уж:)) интрига:) а хорошо сказано, сразу это представилось... особенно "Автомобиль среднего возраста" и "стараясь не угодить в часто расставленные ловушки-выбоины":)
Она не была здесь с 25 марта 1949 года. С того самого дня, вернее, ночи, когда её, девчонку-подростка вместе с родителями и младшим братом забрали из родного дома, вытащив из спокойного сна и отправили в страшную, незнакомую Сибирь, загнав, словно скот, в товарные вагоны. Привезли их, неизвестно чем провинившихся перед новой советской властью, в Омскую область, и началась борьба за жизнь. --- да уж... история... страшная...
Бабушка стояла молча и улыбалась. По её щекам текли слёзы. Эту встречу с родным домом она часто видела во сне. Последнюю встречу. Как и чудесную встречу с сыном, внуком и правнучкой.
- Дом почти не изменился, - обернулась бабушка к сыну. - А вот лес весь вырубили, одни щепки остались.
- Tetis, tu biji ieksa? (Папа, ты был внутри?) - поинтересовался внук у своего отца.
- Daddy, where did we come? (Папа, куда мы приехали?) - малышка-правнучка никак не могла понять, чем эта чужая земля так заинтересовала взрослых. --- да уж... три языка...
спасибо за страничку история, Оля...
радости тебе:)
Лис
Семейных историй много. И страшного в них много. Сейчас выложу еще одну семейную историю (раньше сомневалась, правильно ли будет понято в свете сегодняшних событий, но сейчас решилась). "Бутылочка молока" называется.
С добром, Ольга