Помню, когда в первый раз переступил порог школы, то увидел двух старшеклассников, тащивших по лестнице осциллограф. Я ощутил священный ужас: «Как? Как постигнуть суть столь сложного прибора?» На тот момент осциллограф был для меня чем-то непостижимым, а для тех двоих – обыденностью. Они тащили его запросто, как обычный ящик, не испытывая и толики почтения, улыбаясь и перешучиваясь между собой. Я стоял и не мог собрать мысли воедино. Они судорожно метались в голове, как в клетке, в тщетной попытке сбежать от проблемы. Они были в панике от одной только перспективы учёбы. Очень сложно заставить себя что-то делать, если не знаешь как. Сложно заставить себя даже думать. Это была первая моя встреча с непостижимостью. Первая из многих. В тот раз я успокоил себя тем, что времени ещё много, не один год, и если я буду методично постигать науки, то смогу. Они же смогли! Я ещё ориентировался на других и обладал запасом времени. Счастливое неведение. Знай я тогда, что и то и другое не более, чем иллюзия…
Методичность ума – это особый дар. За свою жизнь я встретил не более пары десятков человек, обладающих им. У всех же остальных, включая меня, мозг ведёт себя как существо творческое и в следствии крайне недисциплинированное. Ну не желает он работать, как часы. Нет в этом искры. Не вдохновляет. На разрыв извилин, при сильной заинтересованности, - да пожалуйста. Спокойно и методично – нет уж, увольте. Поэтому каждый раз, оказываясь в подобной ситуации, мне приходилось придумывать для него мотивацию. Кстати, интересно, как я умудрялся это проделывать, при помощи самого же объекта мотивации?) Самозаговариваюсь, убалтываю его, как ребёнка. А ситуации всё чаще, а времени всё меньше, а мозг всё пресыщеннее.
Никогда не обращали внимания, что гораздо проще внедрить идею в чей-то разум, нежели в свой? Это происходит потому, что имеется чёткая цель – заставить человека поверить в то, о чём ты говоришь. И тут идёт в ход целый арсенал уловок: ты играешь интонацией, мимикой, иногда меша-ешь реальность с выдумкой, давишь или гладишь, в зависимости от реакции собеседника. Но с самим собой всё это бесполезно. Логика и только логика может заставить твой мозг поверить в осуществимость идеи! Особенно сложно подвести логическую базу под необходимость выполнять алогичные действия. Но тут уже как при шизофрении – чуть-чуть неверный посыл и мозаика складывается. Но только чуть-чуть! Иначе и до абсурда рукой подать, а с ним каши не сваришь.
Но сначала паника. Всегда паника. К этому невозможно подготовиться, невозможно привыкнуть, её просто надо перетерпеть. И когда обессиленные мысли уже не в состоянии ни думать, ни метаться, когда в голове возникает вакуум, когда я начинаю балансировать на самой границе гори-зонта событий – на помощь приходит то самое воспоминание о первом столкновении с неизвестностью. Да-да. Самое забавное, что я и теперь знаю про устройство осциллографа не больше, чем тогда, но тот опыт преодоления ужаса непостижимости изменил меня навсегда. Наверное, у каждого в жизни был свой «осциллограф». Картинки могут разниться, но суть останется одна: не-постижимость постижима.
Этот священный "Ужас" помогает нам жить. Только это не ужас - восхищение!