Дороги
Знаков с пробелами 5011
Тема 1: Непридуманные истории
Жанр: Мемуары
Дополнительное условие: в миниатюре должно присутствовать слово «солёный» в любом узнаваемом виде.
Патриотический урок с гимназистами 9-12 лет на сложном историческом материале. Удастся ли провести достойно? Такие мысли тревожили не один день. Ученики в гимназии непростые, некоторые за границей ориентируются намного лучше, чем в родном городе, не говоря о стране. Да и я – в необычном амплуа историка – авторитет так себе.
Представляют ли родители и школьники, насколько учителя волнуются? И месяц, и два готовятся к важному занятию. Днями просиживают за компьютером, книгами, журналами, чтобы к назначенному сроку, с пропущенным через сердце учебным материалом выйти к школьной доске... А там их, возможно, встретит далеко не одна пара сонных или усталых, или равнодушных глаз.
Урок на заданную тему: "Герои былых времён". С младшими можно поговорить о сказочных богатырях. Есть много известных историй подвигов детей – героев Великой Отечественной войны. Но уроки на эти темы проводила.
И тут на помощь пришла собственная мама, с рассказом о судьбе "настоящего человека". В 2006 году, придя на выступление сына А. П. Маресьева, познакомилась она в фойе с фронтовичкой и пригласила в свою московскую школу на встречу. Вскоре Екатерина Илларионовна пришла и поделилась со слушателями историей своей военной службы, с июня 1941 по ноябрь 1945.
Готовясь к уроку, первым делом адресовалась я к Интернету, но многочисленных, уже известных мне подробностей там не было. (Забегая вперёд, скажу, что лишь только заговаривала на уроках о личном знакомстве моей ближайшей родственницы с героиней, как замечала, что в глазах детей разгораются искорки интереса и доверия.) Мама вдобавок к подробному изложению снабдила меня номером журнала с иллюстрациями, портретами женщин-героев; экспонатом – сумкой медсестры, сшитой и "состаренной" для музея (точь-в-точь, какие носили с собой медработники). С прошлогодних уроков осталась коллекция наград – муляжей. Во всю тёмно-зелёную школьную доску (не захотелось пользоваться современными интерактивными средствами) цветным мелом изобразила я маршрут Екатерины Илларионовны по военным дорогам: города, даты, подвиги, ранения, награды.
Первые ассоциации со словами "солёный" и "война" возникают, скорее всего, такие: кровь, пот и слёзы. Но есть ещё одна. Е. И. Михайлова – одна из немногих воинов-женщин, служивших в морском десанте, разведке. Первая мысль попроситься в морской батальон появилась у неё на Каспийском море, в тылу, где оказалась после тяжелейшего ранения. В сражении под Гжатском солдаты, вынося медсестру на носилках с поля боя, говорили друг другу, думая, что девушка в забытьи: юная, а лишится ноги. В госпитале Катя кричала, пока могла, чтобы ей не ампутировали ногу – пусть лучше умрёт, но с обеими ногами...
Было ей 15 лет. Правда, в военкомате Смоленска в июне 1941 приписала себе два года. Ногу спасли, врачи отправили воина выздоравливать на море, советуя как можно больше находиться по пояс в солёной воде и заново учиться там ходить.
Увидела новые огоньки в глазах (недоумения, изумления, осознания) после вопроса, к кому девушка обратилась вслед за отказом командования взять её в морской десант. К слову, к тому времени за плечами медсестры было Сталинградское сражение. Вывоз тяжелораненых по Волге к Каспийскому морю на плотах под огнём. Спасение тонущих бойцов, не имеющих возможности освободиться от устланной на дне металлической сетки с крючьями. Ещё до Сталинградской битвы Катю наградили медалью за отвагу.
Ученики сначала отвечали на мой вопрос "по-детски", потом всё серьёзнее. "Обратилась к брату." Но ведь о брате, служившем в Бресте, ничего не было известно. "К сестре!" Старшая сестра осталась в блокадном Ленинграде. "Родителям?" Некоторые слушали невнимательно или забыли, что дети рано осиротели. Затем в ответах упоминались командиры, маршалы, командующие... Ученики уже не знали, какой ответ правильный. И вдруг озаряло: "Сталин?!" Реакцией детей на моё "да" были тихие возгласы: "Не побоялась..." Удивительно, что подобная реакция исходила и от девятилетних. Встречных вопросов по этому моменту не задавали, а значит, пока не время. И правильно, их ждёт длительное обучение на уроках истории, поговорят обо всём в старших классах.
Какие эмоции вспоминаются? Удивление, что письмо дошло до адресата, а девушку взяли в десант. Тишина – при перечислении количества вынесенных с поля боя наших бойцов, уничтоженных гитлеровцев и взятых в плен, взорванных дзотов; сражениях по горло в ледяной воде. Недоумение – при рассказе о двукратном ненаграждении Звездой Героя Советского Союза. Радость – когда награда нашла героя. Сосредоточенность – при упоминании фильмов о девушке: "Катюша" и "Катюша большая и маленькая". И о памятниках Кате в Севастополе и Керчи.
А что чувствую я? Счастье. От прожитых вместе уроков. Благодарность.
И горечь. Когда поделилась с мамой о проведённых беседах, она рассказала, что звонила Екатерине Илларионовне в конце 2018. И та плакала. Придя с недавней встречи, повесила старенький китель с орденами и медалями на стул и ушла в магазин. Вернулась, китель висел, наград не было... Умерла она в июне 2019 в 93 года.
Хороший рассказ.
А историю я считаю самым сложным предметом - она, в отличие от математики с физикой, постоянно меняется...