Клены хищные. Клены забрали ее, обступали, стремились сквозь стены. Она – безоконна, пуста. Зачерствелый кирпич, по траве – серо, скудно – разлитая тень. Она будто ждала, в онеменье, тоске – возвращения. Тех, кого помнила. Кто говорил – ты блага. Кто строил стены. Кто – золотил купола.
Время выгрызло – краски икон, позолоту. Нема, беззащитна – пред кленами, ветром, дождем. Покорилась, вздыхая. Забыла. Дорога покрылась травой. Память – облако, стаяло, белое, растворилось, покойное, кроткое…
Глушь. Бормотал свои песни ручей. Беззаботный, живой – в умиранье ее. Сырость. Мох облетающих стен. Клен вплетался корнями в фундамент. Было тяжко дышать, и она замирала. Жила. Солнце – рыже, нахально – всходило над ней. Обегало по кругу. Желто и насмешливо. Буйно кустилась трава – вездесуща. В траве были чьи-то следы.
…Они все же решились. Вернулись. К ее обезглавленной крыше. К архангелам фресок ее, пожираемых кленами. Сочное небо в окне. Беспощадное солнце – струилось, текло по камням. Время двинулось вспять. К возрожденью. К истокам. Под звон колокольный, под блеск куполов – ликовала, надеялась…
Зря.
– Сколько храмов заброшенных! – ветер был тускл, безнадежен. Лизнул оголенные стены, собачье завыл. Вялой пылью взметнуло по полу. – Это – храм Михаила Архангела. Знатная церковь. Жила. Окормляла округу. Теперь – позаброшена. Жаль. Так красива… и в смерти своей. И в забытье. Как думаешь – кто-то ее восстановит? Деревни-то больше здесь нет…
«И вы тоже уйдете, – подумалось ей. – Как и все, кто явились до вас. К моим стенам, израненным кленами. К зыбкой тени моих куполов. К неизменным архангелам… Я буду ждать. Столько, сколько жива».
Засыпала. Ей грезилось – сотни свечей. Ладан. Колокол звонкий и важный. Толпа на крыльце, светлый праздник престольный. Нарядны, тихи. «Храм-то наш… как игрушечка… дивна его красота! Во спасение строился. Жить ему долго в веках!»
…Сон все длился. Она была счастлива.
_____________________________________________________________________
Храм Михаила Архангела в деревне Ястребин Колодезь Становлянского района Липецкой области был построен в восемнадцатом веке. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии. В деревне Ястребин Колодезь уже десять лет как никто не живет.
Я сама себя церковью на минуту почувствовала.
У вас, наверное, в крови - понимание истории.
Так тепло написано, через сердце пропущено.
И правда: сколько храмов заброшенных... А ведь какая в них энергетика была! Да и поныне, наверное, не иссякла.
Доброго вечера Вам!