Рама для картины
Утренний луч солнца смело заглянул в окно дремлющего чердака и заполнил затхлое помещение мягким светом. Задержавшись ярким пятном на пыльном полу, он выхватил из сумрака скелеты пустотелых рам, старые холсты, свёрнутые в рулон, банки с засохшими красками и использованными кисточками; мелькнул на старомодной этажерке и даже полежал на потёртой гобеленовой обивке одноногого кресла. Главным персонажем этой, почти театральной, декорации в центре у стены почивала высокая массивная рама с остатками прежней роскоши – облупленного покрытия «под золото». Если чуть переместить её в сторону, то краска осыплется, как подсохшие лепестки увядшего цветка.
На крыше поскрипывал на ветру флюгер с вырезанной фигуркой таксы, добавляя разнообразия в монотонно текущую жизнь этой скрытой части нежилого пространства.
На площадке перед домом затеяли приготовление шашлыка. Плавные потоки воздуха поднимали запах наверх и он чувствовался даже здесь вперемешку с висящими в полосе света пылью и духотой. Выводя из сонного состояния, он бодрил местное «народонаселение» чердака, навевая – каждому свои – личные воспоминания о прошлой жизни.
...Выставочный зал томился тишиной и изредка оживлялся случайными немногочисленными посетителями. Почти ежедневно здесь появлялся высокий, худощавый мужчина в потёртом замшевом пиджаке. Он уверенно направлялся к портрету красивой светловолосой женщины в шифоновом длинном платье, юбка которого спадала лёгкими волнистыми фалдами от тонкой талии. Мужчина изящной рукой нервно касался перемычки очков на переносице и, приближаясь к картине, долго и сосредоточенно вглядывался в милые черты: выражение его лица теплело, глаза блестели; на лбу проступала испарина. Несомненно, его предыдущая жизнь когда-то была связана с этой женщиной... Он вряд ли понимал, в какую достойную оправу заключён этот вожделенный для него образ.
Рама с интересом наблюдала за этим действом с самого лучшего ракурса, чувствуя себя зрителем, сидящим в третьем ряду партера. То был театр одного актёра. Будучи уверенным, что остаётся наедине с этой женщиной, мужчина давал волю чувствам: временами прерывисто вздыхал, сдерживая набежавшую, еле заметную улыбку; то вдруг становился серьёзным, как будто произносил внутренний монолог, в чём-то убеждая свою безмолвную собеседницу и ожидая от неё ответа, то сникал и тогда полное разочарование отражалось на его губах мимической недовольной гримасой.
Но однажды всё изменилось. Мужчина пришёл в зал вместе с Художником, чтобы обговорить условия продажи картины. Они остановились в нескольких метрах от портрета и заговорили так тихо, что невозможно разобрать ни слова. После получасового спора договорённость, видимо, была достигнута.
Какой же горькой волной разочарования настигло раму, когда стало понятно, что покупатель в состоянии приобрести лишь портрет! Неделю спустя его аккуратно вынули из оправы и передали владельцу, а её перенесли на чердак.
Шло время, но рама так и оставалась невостребованной и забытой. Она не понимала, что уверенность в собственной значимости может быть утрачена под влиянием случайных обстоятельств, и тогда вмиг слетают высокомерие и самодовольство. А что в остатке? Жизнь предлагает нам лишь то, что заранее уготовано судьбой...
Философская миниатюра. Неожиданное окончание жизни рамы, ничто не предвещало, обрамляла прекрасный портрет... Заключительная фраза фатализмом пахнет.
Хорошего апреля Вам!
Спасибо Вам за пожелание и впечатление.
Да, и в судьбах вещей, к сожалению, случаются и грустные события и даже печальное завершение жизни.
Но мы, люди, всё-таки имеем возможность сами менять свою жизнь к лучшему..)
С пожеланием светлого настроения,
Вера.
Утренний луч солнца смело заглянул в окно дремлющего чердака, и заполнил затхлое помещение мягким светом. --- здесь не нужна запятая, по-моему
Задержавшись ярким пятном на пыльном полу, он выхватил из сумрака скелеты пустотелых рам, старые холсты, свёрнутые в рулон, банки с засохшими красками и использованными кисточками; мелькнул на старомодной этажерке и даже полежал на потёртой гобеленовой обивке одноногого кресла. --- да, интересно описано, представил:)
Главным персонажем этой, почти театральной, декорации в центре у стены почивала высокая массивная рама с остатками прежней роскоши – облупленного покрытия «под золото». Если чуть переместить её в сторону, то краска осыплется, как подсохшие лепестки увядшего цветка. -- красивое образное сравнение
Он уверенно направлялся к портрету красивой светловолосой женщины в шифоновом длинном платье, юбка которого спадала лёгкими волнистыми фалдами от тонкой талии. --- ммм... ну я не очень разбираюсь в платьях и юбках... а разве так можно сказать?: в ... длинном платье, юбка которого спадала...
Рама с интересом наблюдала за этим действом с самого лучшего ракурса, чувствуя себя зрителем, сидящим в третьем ряду партера. То был театр одного актёра. Будучи уверенным, что остаётся наедине с этой женщиной, мужчина давал волю чувствам: временами прерывисто вздыхал, сдерживая набежавшую, еле заметную улыбку; то вдруг становился серьёзным, как будто произносил внутренний монолог, в чём-то убеждая свою безмолвную собеседницу и ожидая от неё ответа, то сникал и тогда полное разочарование отражалось на его губах мимической недовольной гримасой. -- интересно рассказано, Вера... представил это всё...
Они остановились в нескольких метрах от портрета и заговорили так тихо, что невозможно разобрать ни слова. --- я бы посоветовал добавить "было", т. е. так:
Они остановились в нескольких метрах от портрета и заговорили так тихо, что невозможно было разобрать ни слова.
Какой же горькой волной разочарования настигло раму, когда стало понятно, что покупатель в состоянии приобрести лишь портрет! Неделю спустя его аккуратно вынули из оправы и передали владельцу, а её перенесли на чердак. -- да уж... разочарование, да...
А что в остатке? Жизнь предлагает нам лишь то, что заранее уготовано судьбой... --- да, наверное...
Немножко не понял как именно запах шашлыка натолкнул раму на такие воспоминания... всё искал отсылки к этому... но не нашёл... ну, такая лакуна в тексте, наверное... или я не понял...
Радости Вам:)
Лис
Спасибо за столь подробный разбор.
Да, запятую уберу. Скорей всего, она не нужна.
Когда платье скроено, как отрезное, то лиф - отдельно, а юбка - отдельно. Здесь, именно этот вариант. Поэтому юбка спадала волнистыми фалдами...
По поводу дополнения "было". Я думала над этим, но если добавить, то получится повторение, так как в следующей фразе "было" уже присутствует. Решила оставить, как есть. Думаю, это не создаёт большого напряжения для читателя в смысле понимания.
Что касается приготовления шашлыка. Именно тянущийся вверх запах будоражил воспоминания, которые рождались у каждой вещи (условно) - свои. Я не стала расписывать у кого какие. Возможно, одноногое теперь кресло когда-то стояло на открытом воздухе, наблюдая за суетой хозяев вокруг мангала. По-моему, можно легко додумать что-то в этом роде :-)
Признательна вам за столь внимательное прочтение.
С уважением,