Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Миниатюры » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Бумажные ангелы   (Милана_Секоненко)  


На лёгком ветерке на кончиках веток раскачиваются ангелы на тоненьких ниточках, украсив ненадолго куст, несмотря на поздний октябрь, густо закрытый тёмно-зелёными листьями.
Итальянская осень. Мягкая, тёплая, по-домашнему приветливая к туристам.

Монастырское подворье расположено на вершине горы. К нему по крутизне мимо нескольких деревенек и одного вырубленного в скалах города-коммуны, мало изменившегося внешне со времён Средневековья, ведёт асфальтовая дорога шириной в один автобус. Ехать страшновато из-за наклона дороги – как будто в сорок пять градусов.
Вцепишься в подлокотники крепче и тут же замечаешь, что уже и зубы сжаты, и шея в напряжении. На более ровных участках только станет душе спокойнее, как тут и там возникают на обочинах размалёванные местные "красотки" разных цветов кожи, кричащие что-то из-за стволов мощных деревьев, кокетливо поднимающие края юбочек и выставляющие на обозрение ножки в чулках в сеточку. В салоне с нами находятся несовершеннолетние, но "дамам" они не видны через тонированные стёкла.

На вершине горы, перед входом в обитель на каменной площадке выложена мозаичная мраморная надпись с годом основания.
Мы долго гуляем внутри огромного двора и отмечаем гармоничное сочетание чёткого плана построек, строгости каменистой дорожки, полого поднимающейся к статуе Христа, и растущих свободно деревьев, кустарников и поздних цветов, словно выросших в тех местах, где им самим этого захотелось.

Путешествуя по дальним аллейкам, выходим к монастырской ограде полюбоваться пейзажной экзотикой. В долине клубится туман, пытаясь добраться до низких облаков. Вдалеке просматриваются верхушки высоких гор. Холмы и взгорья полностью закрыты водяной взвесью. Ближе к нам – кое-где из тумана проступают очертания невысоких деревьев и высокорослой травы. Мы идём дальше вдоль ограды и оказываемся в отдельном маленьком обительском саду. Кроны оливы и хурмы, до спелых плодов которых можно дотянуться, внезапно пронзают лучи солнца. Это в небесном океане расступились перед повелителем облака. Теперь к далёким и ближним окрестностям возвращаются яркие краски природы. Вскоре напротив нас неожиданно и чётко прорисовывается за оградой дерево с зеленовато-розовыми листьями, растущее одиноко на краю обрыва. Переводчик произносит по-русски слова, которые на итальянском тихо проговорил сопровождающий нас монах. По местной легенде на подобном дереве повесился Иуда две тысячи лет назад. На осину даже отдалённо не похоже. И ни на одно другое знакомое дерево. Стоим и смотрим молча. Экскурсия по подворью закончена. Возвращаемся.

Звуки колокола католического собора, так же, как и привычный колокольный звон православных храмов, приятен и заставляет прислушаться к тишине вокруг. Немногочисленная молчаливая вереница прихожан выходит со службы. Заглядываем внутрь храма, подождав немного: темно, прохладно, непривычно скупо украшен храмовый интерьер. Знакомимся с настоятелем. Ему за восемьдесят, но меньше, чем его монаху-помощнику. Здесь ещё есть супружеская пара из ближайшей деревеньки: кухарка и работник. Вот и все мастеровые руки, что поддерживают в идеальном порядке храм, внутренний двор и помещения двух жилых корпусов.
Нас, взрослых, заселяют на второй этаж настоятельского дома, ниже – кухня и трапезная, выше – живут сам настоятель и монах. Входная двустворчатая дверь запирается ровно в десять вечера. Курить на территории, конечно, запрещено.
Группа наших десятиклассников размещается в спартанских условиях в отдельно стоящем домике: в одной комнате юноши, в другой девушки; плюс вода в умывальниках и душе только холодная.

Прощальным вечером в трапезной за щедрым ужином настоятель итальянского монастыря угощает учителей российской школы монастырским вином, а учеников – густым яблочным соком. Мы дарим обители сувениры, купленные в родном городе, и бумажных ангелов, раскрашенных ручонками младших школьников на уроках.
Наутро, получив заранее разрешение, девочки в саду прикрепляют ангелочков на ветви куста, растущего рядом со статуей Девы Марии. Кажется, что она, чуть наклонив голову влево, улыбается всем: и нам, и бумажным ангелам. Они раскачиваются, легонько соприкасаясь друг с другом, так их оказалось много для маленького кустика. Начинается очень мелкий дождик. В Италии дождь всегда, как нам рассказывал первый экскурсовод в Риме, – к счастью. Чуть позже детские поделки занимают место в большой старинной застеклённой витрине среди других сувениров. Такая традиция: паломники и туристы со всего мира по повиновению души оставляют небольшие дары, связанные со страной, откуда родом, – то, что дорого сердцу.

В аэропорт уезжаем затемно, в окнах автобуса можно различить лишь одиночные огоньки в домах.
В самолёте, до последнего момента глядя в окно, я простилась с Италией. Теперь понимаю, что, скорее всего, навсегда. Под ногами булькал в ручной клади, купленный в дьюти-фри, "дуэт" из лимончелло и граппы. В рюкзаке лежало подаренное яблоко из осеннего монастырского сада, которое я потом пестовала в квартире всю зиму на подоконнике: следила за состоянием, переворачивала то одним бочком, то другим к свету. Фотографировала каждую неделю, фиксируя изменения. А весной посадила косточки, и три из них дали ростки. Один росток прижился на даче. Правда, не выдержал первую же суровую русскую зиму. Но на повелевающего горними высями я не в обиде. Счастливых моментов было отмерено мне в ту поездку с избытком.


сентябрь 2023
Опубликовано: 07/10/23, 11:12 | mod 14/11/23, 15:15 | Просмотров: 150 | Комментариев: 13
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (13):   

Светлая, очень личностная миниатюра. Словно написана не словами, а картинами. Понравилась очень-очень, а посему не взыщи на пару моих "придирок". Они только для того, чтобы сделать рассказ более литературно правильным. К исполнению не обязательно. Лишь обращаю твое внимание.

Первое предложение изобилует предлогом "на" и приставкой "не". Отредактировать бы. Хотя бы так - От лёгкого ветерка дрожат кончики веток, а с ними раскачиваются и ангелы на тоненьких ниточках. Они ненадолго украсят поздне-октябрьский куст, густо усеянный тёмно-зелёными листьями, а потом улетят по своим ангельским делам.

И в самом конце. Мне кажется, что больше подойдет слово "прощалась", потому что, во-первых, неисповедимы пути Господни, и ты еще не раз побываешь там, а во-вторых, действие было продолжительным, а не сиюминутным. - В самолёте, до последнего момента глядя в окно, я простилась с Италией. Да, словосочетание "до последнего момента" мне не кажется удачным. До какого последнего момента? 

Ольга-Клен   (11/01/25 20:21)    

Спасибо, Оля!
Да, я внимательно перечитаю, подумаю, исправлю.
Потом, не забыть бы только... у меня только телефон в выходные, а это усложняет проблему.
Милана_Секоненко   (11/01/25 20:51)    

Милана, посмотрела твой фильм. Полюбовались, как ты "пестовала" яблоко, как Глеб сажал косточки:)
Очень понравились портреты туристов с голубями и просто портреты. У меня, к сожалению, нет возможности снимать портреты, странно ведь снимать незнакомых людей. Как смотрят спектакль в зрительном зале, только однажды получилось снять.
По возможности вернусь к фильму.
Спасибо тебе.
Наталья_Сафронова   (08/01/25 19:09)    

Спасибо, Наташа:)
Я рада, что нашла время и посмотрела.
Надо бы и мне пересмотреть, а то не помню портретов с голубями. Это, видимо, в части про Венецию.
Я не фотографирую крупно... незнакомых людей. И не люблю, и рука не поднимается. Тем более публиковать такие фото нельзя по негласному кодексу без согласия, полученного у портретируемого... уф, слово выговорила:)
Если есть портреты (пересмотрю), то, значит, это мои сопутешественники; нас было довольно много.
А Глебка, да, совсем юный садовод:)
Милана_Секоненко   (08/01/25 21:06)    

очень юный и очень похож на тебя Глеб в твоем фильме:)
Портреты с голубями - в самом начале фильма,  вы там кормите голубей.
А потом просто портреты  - наверное, тоже своих, очень интересные, не все позировали, просто любовались пейзажами или фресками...  Мне это очень интересно. Может быть, поэтому и снимаю спектакли, там любопытные портреты получаются, пусть и в образах актеры.  Но мне было бы очень интересно пофотографировать незнакомых людей, которые не позируют. Интереснее пейзажей и архитектуры. Жаль, что это невозможно.
Наталья_Сафронова   (08/01/25 21:54)    

Хороший рассказ о поездке, Милана.  Замечательно ты "пестовала" яблоко, жаль, что погиб росток.
Наталья_Сафронова   (29/10/24 07:01)    

Спасибо Наташа.
Перечитала, почти ничего не захотелось исправить.
Но вот последнее предложение кажется лишним.
Как ты считаешь?
Милана_Секоненко   (29/10/24 07:21)    

Для меня это "пестование" яблока показалось едва ли не самым важным в зарисовке. Зачем? чтобы сохранить "живую" память. Не прижился росток - но память все равно сохранила множество счастливых моментов. Все верно написано. 
Для меня вообще притягательны у тебя собственно описательные моменты в тексте. И вот эти "действенные и созерцательные одновременно" - про "пестование". Наблюдать, фиксировать изменения, посадить, растить...
Наталья_Сафронова   (29/10/24 07:43)    

Спасибо, Наташа.
Да, это на самом деле было важным и значимым – со-бытием.
Я по поездке сделала фильм часовой с музыкой Майкла Наймана.
На диске (в старых еще программах), с меню.
Размножила по количеству взрослых участников на носителях, презентовала среди приглашенных, в кабинете истории. Моя подруга догадалась "за меня" принести бутылку шампанского и одноразовые стаканчики:))
У меня два варианта: укороченный и на 10 минут дольше, в нём как раз про яблоко, и не только, говорится. Но второй вариант я подарила только подруге. Кстати, я и обложки для дисков каждому сделала индивидуальные в фотошопе. Тоже сейчас вспомнила:)
Пожалуй, придумала тебе подарок:) сейчас придумала:)
Надо только понять, как в другой формат переводить...
В фильме еще "сюрприз" с яблочными косточками, но пусть пока тайной остается:)
Милана_Секоненко   (29/10/24 08:46)    

Читала в метро Секацкого и мне показалось, что подходит к разговору:)
"...мы приходим к решающему тезису: сколь бы важным ни было отличие между «разного рода выдумками» и тем, что действительно было, есть вещи и поважнее этого отличия. Таковым, видимо, является различие между «досужей выдумкой» и такой историей, которая имеет зачин, кульминацию и хорошо внутренне связанную событийность. История, которая принимается во внимание и пригодна для проживания, непременно должна поддаваться рассказыванию, иметь фабулу, быть обо мне и о нас..."
Милана_Секоненко   (29/10/24 11:02)    

Здравствуйте, Милана.
Очень красивая зарисовка, с большой теплотой написано.
Хорошо, когда после поездок остаются светлые и добрые воспоминания.
"перый экскурсовод в Риме" – буковка убежала.
Хорошего вечера Вам!
Ирина_Архипова   (27/10/23 20:35)    

Спасибо, Ирина!
Рада, что Вам понравилось.
Ошибку сейчас исправлю, спасибо.
Завтра еще поработаю с текстом, подправлю, что сама заметила.
Может быть фото поставлю. Не решила пока: скульптуру или куст с поделками.
Хорошего вечера Вам и отличных выходных!
Милана_Секоненко   (27/10/23 21:07)    

Можно обе фотографии добавить.
Спасибо, Милана. И Вам хороших выходных!
Ирина_Архипова   (27/10/23 21:12)