— Голодная собака верует только в мясо... - писал Антон Павлович Чехов, а уж он-то хорошо знал, о чём писал!
Я никогда не разделяла восторженного благоговения наших поэтов перед нищими самых разнообразных мастей. Я старалась не комментировать стихи о святых безумцах, цитирующих Бродского и просящих подаяния, даже если автором был сам Игорь Царёв, которого я безмерно уважала.
Я на своей шкуре узнала, что такое нищета, и каким маслом мажут чёрствую, вымоленную у добрых людей или государств благотворительною корку хлеба.
Бытие определяет сознание, и я послушно шла проторенной предшественниками дорогой всех эмигрантов: врала в колледжах иностранных языков, что у меня нет высшего образования (почему-то с высшим образованием в эти колледжи не принимали); жадно хватала любую подработку, типа уборки квартир, подобострастно улыбаясь хозяевам этих квартир; покорно носила ярко-оранжевый жилет уборщицы общественных туалетов и даже не краснела, встретив насмешливый взгляд знакомого собрата-эмигранта, которому повезло чуть больше.
И лишь когда полу-оборванный мексиканец на пороге школы протянул мне горсть монет на мой невинный вопрос: "Который час?", во мне как-будто встрепенулась та полузабытая девочка из былых времён, читавшая классику и верившая во что-то светлое.
Лицо моё, видно, довольно явно отразило мучительный стыд из-за незаслуженной обиды, и добрый, но смутившийся самаритянин долго бормотал извинения.
Подруга моя, примчавшись с потрясающей новостью, что на велфере дают какую-то подачку для потерпевших землетрясение, и вовсе сочла меня полной идиоткой - зачем отказываться от свалившегося задарма добра? Ведь там даже не спрашивали, как именно проситель потерпел, просто деньги выдавали...
Я не знаю, связана ли была найденная через несколько месяцев работа с моим отказом от незаслуженных и унизительных подачек, но ощущение было, что дойдя до самого дна, я вынырнула из какой-то вонючей стоячей воды, обрела себя, нацелившись, на что-то недостижимое по тем нищенским, недостойным меня временам.
Самое страшное в нищете - не голод, не лохмотья, не пренебрежительная жалость тех, кто суёт в твою руку скупые гроши милостыни, а собственное смирение с этим унизительным для человеческого существа положением, эдакое философское оправдание пребывания на самом дне, в узких оскорбительных рамках, очерченных для тебя безжалостным бытиём.
Временное несчастье становится привычным, чёткие ранее границы морали постепенно размываются, сама душа адаптируется к низким потолкам дешёвых каморок, в которых вынуждено ютиться тело.
Прав был Достоевский со своим: "— А знаешь ли... что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят".
Написано пронзительно, правдиво без красочных охов и вздохов.
Считаю, что она достойна и затронула мое сердце, как читателя. Это самое главное.
Вы на бумагу вылили свои переживания.
А место, это такое лото.
Сегодня никакое, завтра будете первой.
Спасибо за рассказ
Я просто о себе ретроспективе писала: тема для меня когда-то была очень болезненная.
Я где-то читала, что эмиграция приносит впечатления сопоставимые по силе разве что с войной. А про место - непонятно: Пэм из той же серии (я и написала эту историю после "Мяса и потолков". А заняла она одно из последних мест.
Спасибо огромное за комментарий!
Я тоже за неё переживала, что не удивительно. У меня несколько рассказов о том времени. Всего два года длился период адаптации, но помнятся и во всех подробностях почему-то именно они.
А я думала, что я с ней фраернулась: у всех были истории с сюжетом, а у меня - обычное воспоминание о прошлом с рассуждением о нищете. Но именно они пришли мне почему-то в голову, когда я прочла задание; верно, много о ней думала в своё время.