Эриху Фромму, искавшему смыслы существования и предлагавшему пути к свободе личности
     Профессор потёр руки и с хитрецой в глазах оглядел присутствующих. Те сидели перед ним ровным полукругом, послушно сложив руки на коленях, приготовившись внимать словам и участвовать в давно обещанном практическом занятии.
     У каждого из них, естественно, было имя, но про себя Пётр Петрович дал им прозвища. Один у него был Рыжиком из-за сходства с котом, другого удобно было называть Ветреником, так как ему постоянно не хватало воздуха и он порывался открывать в помещении форточки во всех окнах. Ещё были Мальвина, Марьиванна, Логопедыч и остальные – по мелочи.
     Петрович поправил очки, гмыкнув, прочистил горло и, взяв не ту ноту, высоким голосом продолжил лекцию, которую не успел закончить на прошлой неделе. Специалист не был светилом в своей области, но предмет знал хорошо. В подобной дилетантской среде он вовсе мог расслабиться и поговорить с согласившимися прийти о волнующих его проблемах.
     Выражения лиц, сидящих в первом и втором рядах, профессору понравились. В третьем ряду Ветреник беспокойно озирался на окна, но лектор быстро успокоил его суровым взглядом из-под очков. Слушателей не волновала тема лекции, просто было приятно в очередной раз собраться единым кружком в тёплый весенний день, разморено посидеть в мареве долгожданного солнца, откинувшись на удобные спинки стульев.
     Профессор длинно рассказывал о чём-то, понятном только ему, постепенно введя в транс сначала третий ряд, потом второй и первый. Мальвина с Марьиванной посапывали, склонив друг к другу головы с мягонькими кудрями. Рыжик сидел посередине первого ряда: ступни сомкнуты, руки на коленях, спина прямая, подбородок опущен, глаза прикрыты. Ни дать, ни взять, котяра, хвоста только не видно. Рядом Логопедыч косноязычно бормотал что-то, клюя носом.
     Лектор воодушевлённо рассказывал дружно спящей аудитории о том, что лучше – иметь или быть. О бегстве от свободы; о неразрешённых моральных конфликтах; о безразличии; об искусстве быть, любить, слушать... Он не просто пересказывал волнующие его идеи и мысли предшественников, а самозабвенно поднимался на Эверест психоанализа, в творческом порыве идя в чём-то дальше и выше своих великих учителей.
     Наконец, дойдя в своём внутреннем спонтанном монологе, произносимом в относительном вакууме класса, до ранее недостигаемой вершины, Пётр Петрович вдруг замолчал, только сейчас заметив ровное равнинное положение слушателей. Он резко почувствовал усталость и разочарование. Пропало его озарение и внезапное единство с миром и с самим собой. Измождённо, как подкошенный, рухнул старик на ближайший стул, вздохнул и на пару секунд прикрыл глаза.
Через какое-то время профессор с трудом разлепил веки. Перед ним до абрикосового горизонта разливалось палевое море с оттенками зелёного, который можно встретить в конце августа на мушиных брюшках. Море начиналось прямо у щиколоток. Пётр Петрович побултыхал ногами в толще воды, а потом стал следить за расходящейся полукружьем рябью. Тут он заметил качающиеся на оливково-золотистых волнах лодки, которые как-то подозрительно равномерно расположились на обширной водной поверхности. Выверенная геометрическая расстановка этих лодок была похожа на осеннюю клумбу с увядшими коричневыми цветами. Он спрыгнул в воду, сначала медленно пошёл в густой похожей на сироп воде, размашисто отталкивая её от себя клешнеобразными движениями рук, а потом, оказавшись на глубине, постарался поплыть. Густое месиво дна топко утяжеляло ступни, подбородок врезался в обманчиво невесомую морскую гладь. Он стал по-бегемочьи фыркать носом, пытаясь поднять голову повыше, лысая макушка вспотела и блестела, как от яркого света софитов. Двигаясь словно во сне, медленно и болезненно, он всё-таки мелкими шажками приближался к сверкающему дверному проёму, повисшему в десяти метрах над морем. Из прямоугольника, вырезанного прямо в бирюзовом небе, был спущен верёвочный трап – вероятно, ему. Профессору наконец удалось оттолкнуться от дна и поплыть к просвету. Оставалось каких-то два-три метра, вот-вот, и его пальцы цепко схватятся за нижнюю перекладину лестницы... Но тут два санитара, давно мучающиеся без курева, подошли к учёному очкарику, который около белой стены всё шарил и шарил руками по шершавой матовой поверхности. С двух сторон мягко, но крепко схватили его, оторвали от стены и, развернув, придерживая за покорные плечи, повели ужинать, привычно не задевая на своём пути стулья, оставшиеся в живописном беспорядке стоять и лежать после традиционной пятничной лекции.
25 марта 2021
Спасибо. Люблю вещи, над которыми потом хочется поразмышлять.
С добром, Ольга
Эта миниатюра мне дорога.
Рада, что она понравилась.
Я сочиняла по картинке, но сейчас уже к той картинке миниатюра никакого отношения не имеет, хотя я и "вижу", конечно её.
Интересно, как видит читатель, но пока таких опций у человечества нет. И, надеюсь, не будет...
Вот здесь я б убрала предлог, Милана...
"Лектор воодушевлённо рассказывал
вдружно спящей аудитории о том, что лучше – иметь или быть."Ещё не поняла с какой целью в тексте это упоминание "Но тут два санитара, давно мучающиеся без курева" - остальные же ушли на ужин...
Читала у Фромма только три вещи. Посмотрела сейчас - галочек на полях много наставила... Но бросился в глаза финал из "Кредо" - очень своевременно...
"Проснуться, увидеть эту грозящую опасность сквозь поток фальшивой болтовни, предназначенной скрыть от людей вид той бездны, в которую они движутся,
- вот единственная обязанность, единственная нравственная и интеллектуальная
задача, которую должен сегодня взять на себя человек. Если он этого не сделает, мы все будем обречены."
Санитары не слушали лекцию, думаю, отвели остальных на ужин, потом пришли за задержавшимся профессором.
Ну, может, там такие порядки:) которые создала моя фантазия:))
Фромм очень современен.
А ведь написал главные книги ещё до второй мировой.
Я читала его много, очень нравилось.
еще подумалось, что вот живем мы каждый в своем мире и как знать, насколько похожи или не особенно далеко ушли от героя миниатюры.
Меня злят заснувшие как один слушатели. Кто знает, если бы они хоть раз дослушали лекцию до конца... может быть, он вылечился?
даже не знаю, что тебе ещё сказать, правда.... мне всё понравилось, это не миниатюра, а прямо вкуснейшее блюдо из слов, которое можно смаковать...
спасибо:)
радости тебе:)
Лис
Спасибо.
Мне "мой" профессор как-то очень дорог оказался. Как по-настоящему знакомый:)
Согласна – неожиданный, но не для автора:)
Если читатель финалу удивляется, значит, моя одна маленькая цель была достигнута. Хоть что-то:)