Всё, что важно, происходит медленно
/перевод невыносимого на язык тишины/
Silentium est animae speculum
Тишина — зеркало души
В жизни бывают мгновения тишины, в которой – сдержанная глубина, где эмоция не кричит, а просачивается сквозь трещины в быту: в паузах между фразами, в запахе остывшего чая, в том, как пылинки висят в луче света, падающем на пустой стул, в дыхании как способе перевода невыносимого на язык тишины.
И тогда – соединяется прозрачная грусть (где «ничего не случилось, а всё разрушилось»), воздух, свет, память как ткань, сталь в голосе, боль, облечённая в мысль, иронию усталого человека, который всё понимает, но не может иначе. И на фоне внутреннего движения (как течение реки подо льдом), появляется острота восприятия, рождённая из отчаяния – не для смеха, а чтобы не закричать.
Миниатюра в пяти частях.
Героиня – Сали. Город у моря. Весна, но холодно. Он уехал. Она осталась с собой.
Пролог. Запах лимона в пустой квартире Aqua in profundis non turbatur a vento
Вода в глубине не мутится от ветра
В кухне пахло лимоном и старой водой – так пахнет жизнь, когда из неё уходит человек, но забывает выключить чайник.
Она не убирала его чашку три дня. Не из нежности. Из упрямства: пусть стоит.
Пусть будет доказательство, что кто-то был. Что кто-то ушёл.
За окном – море. Серое, как мысль после бессонницы. Оно не шумело. Оно ждало.
И в этом ожидании было что-то древнее: не надежда, не обида, а привычка.
I. Дистанция (ничего не сказано – всё понятно) Когда думаешь – это уже не ты
Когда чувствуешь – ты ещё не пришёл
Он вернулся с юга. Привёз оливковое масло, шрам от солнца на шее
и запах чужого ветра в волосах.
Она не спросила, с кем он был. Не потому, что не знала.
А потому что знать и спрашивать – две разные боли.
Одна – глухая, как зуб под пломбой. Другая – острая, как осколок в ладони.
Она выбрала первую.
За ужином он смеялся. Рассказывал. Она кивала. А внутри – будто кто-то медленно закручивал кран.
Тук. Тук. Тук.
И вот – тишина. Вода больше не течёт.
«Ты какая-то… далёкая», – сказал он.
Она не ответила.
Далёкая – это слишком мягко. Она была отсоединённой.
Как телефон, у которого аккумулятор разрядился в момент,
когда собирались сказать самое важное.
II. Внутри (память как свидетель) Vulneratus curat vulnera aliorum
Раненый лечит раны других
Ночью ей приснилось: она стоит на перроне. Поезд уходит. В окне – он. Машет. Улыбается. А в руке у неё – не цветы, а старая раковина – та, что они однажды нашли вместе у скал. Внутри – шум, как будто море всё ещё помнит их голоса. Но если прижать её к уху – слышен только собственный пульс.
Она не бежит.
Она знает: даже если догонит – дверь не откроется.
Не потому, что он не захочет.
А потому, что поезд уже в пути. А она – ещё в прошлом вагоне.
С багажом из недоговорённостей и «я подумаю завтра».
Проснулась. В комнате – сырость. На подоконнике – конденсат.
Она провела пальцем по стеклу. Написала: «Я – не отвращение. Я – защита».
Буквы потекли. Как слёзы, которые так и не упали.
III. Он говорит (боль – в бытовой интонации) – Я не понимаю, как себя вести, – сказал он утром, разогревая вчерашний кофе.
– Ты как Wi-Fi: сигнал есть, а подключиться нельзя. Или можно, но через десять попыток, и сразу обрыв.
Она чуть не рассмеялась.
Как же он умеет – стрелять в сердце, думая, что шутит…
– Может, ты просто… скажи? – добавил он. – «Мне плохо». «Мне страшно».
«Мне нужно, чтобы ты молчал и держал за руку». Что угодно. Только не это… тихое исчезновение.
Она посмотрела на него.
В его глазах – не гнев. Не обида.
А усталость от её усталости.
И вдруг поняла:
он не просит её открыться.
Он просит: «Не умирай на глазах. Позволь мне верить, что ты ещё здесь».
Эпилог. Законсервированная весна Весна не спешит. Она просто перестаёт быть зимой
Китайская пословица
Она вышла на балкон. Ветер пах солью и прорастающими почками.
Внизу – море. В нём – отражение облаков. Такое же белое, как её мысли.
Ни да. Ни нет. Просто – ещё.
Она не написала ему письмо. Не сказала: «Мне нужно».
Вместо этого – налила в стакан воды. Бросила туда ломтик лимона.
Посмотрела, как он тонет. Потом – всплывает.
Всё, что важно, происходит медленно, – подумала она.
Как заживление.
Как доверие.
Как возвращение к себе – не скачком, а постепенно, будто рассвет: сначала – сомнение в свете, потом – тень от фонарного столба, потом – птица, потом – день.
Она оставила стакан на подоконнике.
Пусть стоит.
Пусть лимон отдаёт горечь воде.
Пусть вода становится терпкой, прозрачной, живой.
А она – подождёт.
Не его.
Себя.
март и декабрь 2025
картинка - инет: Автор Александр Ильин
Хорошие психологические миниатюры у Вас. Профессия даёт себя знать. Интересно читать и пытаться пропустить через себя, понять суть.
Доброго вечера Вам!
Благодарю!