"Время, как море, развязывает любые узлы" (Айрис Мёрдок)
"Внизу – шум волн, а наверху, как струны,
 Звенит-поет решетка маяка.
 И все плывет: маяк, залив, буруны,
 И я, и небеса, и облака" (Иван Бунин)
     Море, мо-ре. Почему-то "мо" звучит для меня как нота "до", ну а "ре" и есть "ре".
     Я смотрю за морем. Вообще-то, я – служитель маяка, но это так, для других. Хотя и за ним тоже слежу. Маяк поставлен на одном из трёх почти вплотную расположенных скалистых островов, выстроившихся в одну линию. Если смотреть со стороны моря, то остров с башней – крайний справа, средний по размеру, самый низенький по высоте. Почему для постройки выбрали именно этот остров, точно не знаю. На двух остальных островах всё небольшое ровное место досталось ступенчатым каменным глыбам, края которых за годы и столетия воздействия солёного воздуха осыпались.
     Сейчас все три острова и маяк, в основном, туристическая достопримечательность, но я не обращаю на это большого внимания, всё равно ни высадиться на берег, ни подойти поближе на катере никто не рискнёт. (Под водой во множестве скрыты скалистые рифы.) Так, обойдут вокруг островов, не приближаясь к буям, поохают, нафотографируются и – обратно. Я даже не смотрю в их сторону: в некоторые погожие дни этих кораблей, шлюпок - не протолкнуться. В такие моменты я поднимаюсь на самый верх и отсиживаюсь там с книжкой до сумерек, прислонившись спиной к бортику балкона и упёршись ногами в белую стену, отвернувшись от моря. Тогда оно само настойчиво напоминает о себе. В зависимости от сиюминутного настроения доносится его хохот или рёв, плач или смех. Я ощущаю за спиной жаркое плотное дыхание. Иногда, когда слишком надолго застываю в своих думах, море не выдерживает и, ревнуя меня даже к мыслям, окатывает с головы до ног водяным столбом или двумя тугими рукавами обхватывает со спины и душит в объятиях.
     Мне полюбилось это море давно, ещё в раннем детстве, когда увидел его в первый раз. Родители поначалу не могли ни затащить меня в тёплые волны и окунуть, ни оттащить от моря вечером. Я всё стоял и просто смотрел. Взрослым казалось забавным моё поведение, дети же не обращали никакого внимания, ловко огибая препятствие в пробежке наперегонки по прибрежной полосе. Потом я решил познакомиться с ним поближе, сел на корточки и потрогал воду. Она удивила меня. Я почувствовал, как что-то упругое обхватило пальцы и надавило снизу на ладонь. Желая это что-то удержать в руке, я шагнул за ним в убегающую волну. Позже в нашей городской квартире я втихаря экспериментировал с водой и солью, создавая правильную концентрацию раствора, похожего на вкус моря. Добавлял какие-то домашние растения, окунал раковины, настаивал и опять пробовал. Поливал горшки с цветами. Это продолжалось недолго, до первого погибшего растения и крика матери, который я не выносил.
     Теперь я привык к крикам морских птиц и сивух, которые слышны за несколько миль. Родителей нет давно на свете, у меня нет ни жены, ни детей. Есть башня маяка, своей гладкой белоснежной облицовкой напоминающая громадную солонку, и море, которое в редкие спокойные минуты выглядит безмерным тёмно-синим блюдом. Я живу здесь много лет, один, без напарника или сменщика. На бумагах они есть, но я так устроил, чтобы без особой нужды не появлялись. Я не хожу в отпуск, кто-то отгуливает его за меня. С едой проблем нет. Отправившись за необходимыми лампами или деталями для автоматики, захватываю и новые книги, продукты, гружу в лодку. Обратно гребу с остервенением (не случилось ли чего с островом или маяком за время моего отсутствия), но опасения напрасны. Море бежит, как ртуть: то впереди, то вдоль лодки, сопровождая меня, посмеиваясь над моим волнением, и пишет успокаивающие письмена своим излюбленным плавным почерком. Несмотря на то, что я научился читать морские тексты еще в детстве, всё же волнение в крови зашкаливает. Я втискиваюсь в бухточку, закрепляю лодку, чтобы волны не слишком яростно хлестали её, и бегу в нетерпении по выщербленным скальным ступеням наверх ко входу в башню. Массивная деревянная дверь отпирается увесистым ключом. Я закрываю дверь изнутри на засов, бросаю хозяйственные покупки на стол и по виткам лестницы взбираюсь на последний этаж. Лестница узкая, с тремя площадками для отдыха, но я тороплюсь. В зависимости от времени суток через смотровые окошки башню насквозь пронзают рассветные или закатные лучи. Я поднимаюсь, не останавливаясь, к световому отсеку, туда, где расположена светооптическая призма, сердце моего маяка. Меняю перегоревшую лампу. Отключаю резервный сигнал о неисправности. Когда пульс моря выравнивается, я достаю метеорологический журнал...
     За свою длинную жизнь я прочёл немало книг, хотя мысленно чаще всего возвращаюсь к двум. Моё море похоже на выдуманный Станиславом Лемом океан на Солярисе. Оно тоже без устали думает, решает, наказывает и прощает. А остров и маяк видятся мне "Островом накануне" Умберто Эко: загадочное одинокое существование посреди жестоких штормов и неизбежное кораблекрушение в конце жизни. Физически я нахожусь на острове, на каменистой почве, но в мыслях плыву по морю и никак не могу или не решаюсь пристать к берегу. В последнее время тело моё всё чаще подаёт сигнал о неисправности. В одно мгновение не помогут ни электроника, ни переключатель, ни вертолёт скорой помощи. Никакие гудки, сирены или колокола не достигнут моих ушей. А факел сердца угаснет.
     Уверен, что в следующей жизни я обязательно буду морем. И это не безумие, не галлюцинация, не меланхолия.
     Сменится смотритель маяка. Когда-нибудь управление станет полностью автоматическим. Пройдут сотни лет, и самого маяка не станет. Пройдут тысячи, и острова исчезнут. А я буду жить, ощущать себя морем, встречать и провожать солнце... И петь: мо-ре, мо-ре.
лето-зима 2020
Текст у меня настаивался на морской воде:)
Особенно финал.Море всегда поражает и удивляет.В нём много смыслов. Много голосов.
Доброй весны тебе!
Недавно Лионель под своими стихами сказал, что они на вырост получились.
Мне понравилась метафора.
Про прозу бы я сказала, что она настаивается... или не настаивается...
Мне кажется, этот рассказ настоянный:)
Очень интересная миниатюра, Милана! С удовольствием прочитала её!
Классный комментарий:)
Рада, что тебе интересно было.
как классно... Вика открыла в проекте "Звёздные маяки"...
вот перечитал... знаешь, перечитал так, как будто не читал раньше, как будто заново... классная вещь, да...
спасибо за эту вещь...
радости тебе:)
Лис
А у меня продолжение есть (или окончание...)
"И вот стал я морем".
Да, согласна, в этом тексте "Смотритель моря" много хорошего.
Был конкурс, а задания уже не помню:)
Недавно знакомая сказала, что мне лучше писать автобиографическое; в нём есть живость и не чувствуется, что написано на конкурс. Но всё автобиографическое у меня как раз сочинялось на конкурсы:)))
Вообще, какая разница... критерии другие важны: отлично, хорошо, нормально, плохо...
Радости тебе!
да, я вроде читал уже... вот посмотрел...этот момент запомнился очень:
"... Недавно вот так вот подпрыгнул, изогнув гребешок волны дугой, заглянул словно в линзу в круглое окошко среднего этажа и моментально ослеп от восходящего солнца, встретившись с его взглядом. Вот уж кого боюсь, так это солнца. Вся жизнь моя зависит от него. В тот раз сразу пал ниц перед огненной сферой владыки всего земного, морского и небесного и стыдливо, как хвост, подобрал гребень непочтительно осмелевшей волны. И долго потом лежал в полном штиле..."
и финал помню, да...
> Недавно знакомая сказала, что мне лучше писать автобиографическое; в нём есть живость и не чувствуется, что написано на конкурс. Но всё автобиографическое у меня как раз сочинялось на конкурсы:)))
ой, ну эта давняя тема для споров... писать на конкурсы или нет, получается ли "настоящее" или "ненастоящее":) у меня лично очень многие настоящие (с моей точки зрения) как раз именно на конкурсы и писались... и там с первого взгляда и не скажешь ведь "ааа, это на конкурс, понятненько..."
а вот а автобиографическими у меня никак, не получается... или наоборот... всё, все в какой-то мере:)
да, я думаю, не так важно как написалось, когда, почему... просто есть своё внутреннее ощущение "да, это да" или "ну... как-то так... не знаю... не совсем..."
с "да, это да" я публикую после конкурсов, а вот со вторым... не всегда даже публикую...
Радости тебе:)
Лис
Жизнь сейчас очень насыщена у меня. И хорошим, и не очень.
А досуга совсем нет, даже в выходные куча обязательств.
Если бы не конкурсы, я бы вообще не смогла энергии на письменное творчество найти. А так, – сподвигают конкурсы:))) из руин поднимают:)
И за избрание тоже:)
Спасибо:)
Да, Вы правы, так и было:))
Рада, что Вам понравилось.
очень рад... поздравляю с рекомендацией:) мне эта миниатюра очень нравится, ты знаешь:)
радости тебе:)
Лис
Мне в последнее время тяжело живётся (я про настроение), хотя это, наверное, и, надеюсь, не очень заметно на сайте.
Так что твоя поддержка меня сейчас очень поддержала
Спасибо:)
С удовольствием вернулась к твоему "Смотрителю моря". Хорошо возвращаться к любимому. Знаешь, когда читаю кого-то, разные бывают ассоциации. Но сейчас вспомнилось опять твое же. "Каждый день я просыпаюсь".
P.S. Про колонку. В детстве любила ходить за водой на колонку:) Правда, только летом приходилось.
Да, есть какая-то связь между этими двумя рассказами. Хотя один реалистичный, а в другом (этом) больше символизма.
P.S. А я вспомнила по ассоциации с твоими походами на колонку о том, как пока строилась наша дачка, ходила мыть посуду на озеро. Наберешь полное ведро чашек, тарелок, вилок, ложек; в другой руке кастрюля – и спускаешься по косогору к воде. А воду для питья брали у местных из колодца. Летом воды в колодцах мало остается у нас.