Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Рассказы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Чудик   (Влада_Галина)    
На бумаге красовался огромный монстр с длинной, чуть ли не в пол-листа, шеей. Монстр напоминал нечто среднее между динозавром и скорпионом: лапы с длинными острыми когтями, вытянутое туловище, длинный, поднятый вертикально хвост с заострённым концом, похожим на жало скорпиона. Пасть монстра была приоткрыта, что позволяло разглядеть в ней острые, в виде мелких треугольников, акульи зубы. На голове, как и вдоль всего туловища, ощетинилась шерсть. Вся поза монстра, стоящего на задних лапах и поднявшего передние с выпущенными вперёд когтями, словно олицетворяла готовность к самозащите, ожидание внешней угрозы, нападения: так боксёр принимает стойку перед началом боя.
Было, однако, кое-что во всём грозном облике монстра, что как-то не вязалось с его воинственностью: это его глаза. В них, в этих выпученных, налитых звериной яростью, глазах было вместе с тем что-то наивно-детское, что-то по-детски беззащитное в своей ярости. Это был монстр-дитя. И именно этот по-детски простодушный в своей агрессивности взгляд, а не кривые, грубо очерченные линии рисунка (так ведь живописуют и многие взрослые!), выдавал руку ребёнка.
Десятилетний автор рисунка сидел за письменным столом напротив психолога. Психолог, пожилая женщина, попросила своего малолетнего пациента нарисовать животное, которого не существует в природе, но которое мальчик должен был вообразить сам. Придумать.
- А теперь давай-ка мы придумаем с тобой, Сашенька, про него рассказ, - послышался мягкий, вкрадчивый голос психолога. – Как его зовут? Есть у него имя?
- Не знаю, - тихо и неохотно ответил ребёнок, едва пожав плечами. Немного подумал и, мотнув головой: - Наверное, есть… Не знаю.
- Хорошо, - согласилась психолог, - пусть пока будет без имени. А скажи, где он живёт?
Ответ прозвучал так же тихо, но уже с меньшей неохотой: похоже, эта игра начала увлекать Сашеньку:
- Ну… пусть будет в лесу, в пещере…
- Та-а-ак, - протянула психолог, записывая напротив рисунка ответ мальчика. – А с кем он живёт в пещере? Есть ли у него друзья? Семья?
- Не-е-ет, он же уродливый. Кто же с таким дружить станет?
- Значит, нет у него друзей. И семьи нет? А откуда же он появился? Есть ли у него родители?
- Это результат генетического эксперимента, - доверительно поделился юный любитель современных американских мультиков. – Его вывели в лаборатории учёные.
- Да что ты?! – изумилась психолог.
- Да, они смешали в пробирках несколько субстанций, в результате чего появился вот такой вот… - мальчик впервые за время встречи с психологом несмело, застенчиво усмехнулся, - …чудик.
- Ага, значит, мы будем называть его Чудик. Так, а скажи теперь, есть ли что-то в его жизни, чего он боится?
- Есть, - охотно признался Сашенька. – В лесу, где находится его пещера, часто бывают охотники… Они на него охотятся, преследуют его… Он их очень боится.
- Так-так… понятно… - каждый раз повторяла психолог, старательно записывая за Сашенькой.
Мать мальчика сидела напротив и наблюдала всю эту сцену со стороны. Ей категорически запретили вмешиваться в беседу и принимать в ней какое-либо участие. Только пассивно наблюдать. Когда речь зашла об охотниках, преследующих чудовище, мать вдруг поняла, что этот монстр на рисунке, этот Чудик, это… её сын, Сашенька. Как потом скажет психолог, предварительно попросив Сашеньку подождать за дверью, этот рисунок – «проекция личности» её сына, «самый информативный тест». Тест безжалостно констатировал повышенный уровень агрессии у ребёнка. И это при том, что внешне мальчик держался довольно спокойно, выдержанно.
- Агрессия зашкаливает, - недовольным тоном заявила психолог, словно заражаясь настроением рисунка.
Внимание матери упорно приковывала та единственная деталь, которая, по-видимому, ускользнула от профессионального взгляда психолога: глаза монстра. По-детски выпученные, злящиеся и в то же время как бы удивлённые, смотрящие на мир с наивно-детским ожиданием чего-то. Она вспомнила, как называла шутливо Сашеньку в младенческом возрасте «лупоглазиком». Вот и это был монстр-«лупоглазик», монстр-дитя… Её дитя, которое, несмотря на всю развившуюся в нём монстрюозность, было, всё-таки, прежде всего дитём. Ощетинившемся против мира, но пока ещё по-детски доверчиво ждущем от этого мира чудес. И вот одно из них произошло: мать больше не видела монстра, она видела ребёнка. Своего «лупоглазика».
- А скажи, Саша, о чём же он мечтает? – задала психолог последний вопрос.
Какого угодно ожидала ответа мать, но только не того, который выдал Сашенька:
- Наверное, как и все, стать человеком.
Опубликовано: 21/05/22, 23:28 | mod 13/08/23, 23:36 | Просмотров: 285 | Комментариев: 25
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (25):    1 2 »

Здравствуйте, Влада:)
сегодня в искпедиции комментарий на этот рассказ:)
вот я перечитал его...
а хороший рассказ...
в этот раз меня поразило вот это:

Когда речь зашла об охотниках, преследующих чудовище, мать вдруг поняла, что этот монстр на рисунке, этот Чудик, это… её сын, Сашенька. Как потом скажет психолог, предварительно попросив Сашеньку подождать за дверью, этот рисунок – «проекция личности» её сына, «самый информативный тест». Тест безжалостно констатировал повышенный уровень агрессии у ребёнка. И это при том, что внешне мальчик держался довольно спокойно, выдержанно.
- Агрессия зашкаливает, - недовольным тоном заявила психолог, словно заражаясь настроением рисунка.

не знаю... я бы сказал, что наоборот... не агрессия, а страх... или непонимание окручающих, недостаток любви... но я не психолог, конечно...

радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (24/12/23 07:44)    

Здравствуйте, Алексей! Спасибо за повторное прочтение и комментарий! Думаю, что Вы правы: агрессия появляется как следствие непонимания!)
Радости Вам и с наступающими праздниками!
Влада_Галина   (24/12/23 16:43)    

Спасибо, Влада:) и Вас с наступающими праздниками:)
Алексей_Лис   (25/12/23 03:19)    

Монстрюозность!))) Супер словечко!)

А вот "ускользнула... от глаза психолога: глаза монстра" - рядом два разных глаза))) может, поменять как-нибудь?
Юлия_Лавданская   (13/08/23 23:13)    

Здравствуйте, Юлия! Да, наверное, Вы правы: лучше "от профессионального взгляда психолога", чтобы не было повтора. Спасибо за прочтение и комментарий!)
Влада_Галина   (13/08/23 23:34)    

Мощный рассказ. И глубина такая, что страшно. Сильный слог, образный язык. Отличная работа!
Ольга-Клен   (01/03/23 21:40)    

Спасибо, Ольга!)
Влада_Галина   (02/03/23 00:17)    

Какой психологичный рассказ!
И как трудно бывает быть справедливой к собственному ребёнку: от него ждёшь, чтобы он был лучше всех, а когда он - как все расстраиваешся. А уж когда он в чём-то другим уступает...
Очень редко прощаешь ему любые отклонения, видишь в нём любимого человека, которому дозволено быть обычным человеком с его недостатками...  smile  smile  smile
Marara   (07/01/23 02:55)    

Спасибо за прочтение и комментарий!)
Влада_Галина   (07/01/23 07:06)    

Давным-давно мой "лупоглазик" поставил психолога (нет, "психолога") в неловкую ситуацию. Были выбраны "агрессивные" дети и специалист велела им нарисовать неведому зверюшку. Если у зверя был острый хвост ребенок объявлялся неуравновешенным  и отправлялся к "настоящему" детскому психологу аж в районную поликлинику :-). Если хвост закруглённый - специалист сама бралась за "коррекцию" маленького "агрессора". Мой нарисовал монстрика с звостом бубликом, но хвост был покрыт мелкими шипами :-) Психолог был мной послан (до сих пор жалею, что в мягкой форме) как минимум, на курсы повышения квалификации. 

Классный рассказ. Автор "на мягких лапках" подходит к характеристикам героев и оценке ситуации. Не замечаешь, как растет недовольство психологом, понимание и сочувствие к мальчику, желание его защитить, успокаиваешься и почти улыбаешься, когда осознаёшь, что мама всё поняла и всё наладится, и даже уже на психолога не злишься, а вполне даже допускаешь его компетентность :-)
Бутманова_Оксана   (06/09/22 12:21)    

Оксана, большое спасибо за комментарий!)
Влада_Галина   (06/09/22 12:50)    

Прочла с удовольствием! Очень понравился. Как и любой матери мальчика, думаю, будет любопытно и немного поучительно. ok
Ирина_Донская   (06/06/22 19:23)    

Спасибо, Ирина!)
Влада_Галина   (06/06/22 20:27)    

Интересный рассказ с очень неожиданной концовкой.
Галка_Сороко-Вороно   (02/06/22 03:10)    

Спасибо Вам, Галина!
Влада_Галина   (02/06/22 23:55)    

Здравствуйте, Влада:)
хороший рассказ, мне понравился:) поздравляю с рекомендацией:)

Десятилетний автор рисунка сидел за письменным столом напротив психолога. Психолог, пожилая женщина, попросила своего малолетнего пациента нарисовать животное, которого не существует в природе, но которое мальчик должен был вообразить сам. Придумать. --- да, хороший тест... я немножко разбираюсь в этом...

- Значит, нет у него друзей. И семьи нет? А откуда же он появился? Есть ли у него родители?
- Это результат генетического эксперимента, - доверительно поделился юный любитель современных американских мультиков. – Его вывели в лаборатории учёные. --- да уж:))) да... ох уж эти мультики...

Мать мальчика сидела напротив и наблюдала всю эту сцену со стороны. Ей категорически запретили вмешиваться в беседу и принимать в ней какое-либо участие. Только пассивно наблюдать. Когда речь зашла об охотниках, преследующих чудовище, мать вдруг поняла, что этот монстр на рисунке, этот Чудик, это… её сын, Сашенька. Как потом скажет психолог, предварительно попросив Сашеньку подождать за дверью, этот рисунок – «проекция личности» её сына, «самый информативный тест». Тест безжалостно констатировал повышенный уровень агрессии у ребёнка. И это при том, что внешне мальчик держался довольно спокойно, выдержанно. --- я бы сказал, что наоборот - не столько уровень агрессии, сколько уровень страха, некомфортности в целом... но ладно, вернёмся к рассказу:))

Её дитя, которое, несмотря на всю развившуюся в нём монстрюозность, было, всё-таки, прежде всего дитём. Ощетинившемся против мира, но пока ещё по-детски доверчиво ждущем от этого мира чудес. И вот одно из них произошло: мать больше не видела монстра, она видела ребёнка. Своего «лупоглазика». --- да, хороший момент в рассказе...

- А скажи, Саша, о чём же он мечтает? – задала психолог последний вопрос. -- видимо, её обратно позвали? Он же за дверью уже был...
Какого угодно ожидала ответа мать, но только не того, который выдал Сашенька:
- Наверное, как и все, стать человеком. --- очень сильная концовка у рассказа, Влада... вот за неё отдельное спасибо...

радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис   (29/05/22 12:57)    

Алексей, большое Вам спасибо за такую основательную, подробную рецензию-разбор! Что касается "За дверью уже был", то в рассказе перемежаются временнЫе моменты: рассказывается, с одной стороны, в настоящем о разговоре в кабинете психолога; и в то же время некоторые моменты (диагноз-вердикт психолога "Агрессия зашкаливает") как бы предвосхищаются. Там же глагол даже стоит в будущем времени: "Как потом скажет психолог", то есть это ещё не произошло, но включено во временнУю структуру рассказа для полноты и ясности изображаемой ситуации. Несмотря на ответ ребенка - монстр мечтает "стать человеком", психолог всё равно делает вывод о зашкаливающей агрессии на основе общепринятых в психологии значений тех или иных фрагментов рисунка, не отступая от шаблона.     
Еще раз спасибо, и за рекомендацию тоже! )))

С уважением, Влада.
Влада_Галина   (29/05/22 21:05)    

Весь вопрос - а почему он стал агрессивным? И в чем эта агрессия проявлялась?
Marita   (29/05/22 00:36)    

Здравствуйте! Спасибо за комментарий. Вопрос действительно очень важный. Если отвечать на него с точки зрения психологии, то, по мнению психологов, причины детской агрессии обычно кроются в семье ребёнка, в его взаимоотношениях с родителями. Агрессивными становятся дети, которых подавляют родители, либо один из родителей. Копится нервное напряжение, которое требует выхода. И если выхода ему нет в семье (например, запрещается показывать отрицательные эмоции), то накопившееся напряжение может найти выход в школе, с другими детьми, на улице и т.д. Если говорить о данном рассказе, то здесь проявления агрессии были в рисунке мальчика, который изобразил монстра вместо животного. Агрессию увидела психолог, проанализировавшая рисунок с точки зрения стандартных интерпретаций: острые зубы - признак агрессии, повышенной тревожности и т.д. Мать увидела в рисунке то, чего психолог не заметила и не могла заметить, потому что не смотрела на него глазами матери. Внешняя агрессия - наносное, обусловленное внешними обстоятельствами жизни ребенка. Мать смогла увидеть за внешней агрессией ребенка. А значит смогла изменить и свое отношение, вопреки давлению общепринятых установок, которые представляет психолог. Способность видеть за внешним внутреннюю суть даёт настоящая любовь - например, любовь матери.
Влада_Галина   (29/05/22 01:21)    

А если психолог ошибся? Потому что я сама, например, с той же проблемой, что и этот мелкий, причем с детства, но все мои рисунки, сколько я себя помню - цветочки, девочки, спиральки, ягодки, из животных - я б снеговика с носом-морковкой нарисовала, но никаких зубастиков. Психологи бы меня не разоблачили.)
Marita   (29/05/22 06:21)    

Да, общение с психологом у разных детей тоже может быть разным. Все мы - разные! Насчет ошибиться, то, наверное, ошибки неизбежны, когда работаешь с людьми, в особенности с маленькими, и особенно если работаешь по шаблону. Спасибо за диалог!)))
Влада_Галина   (29/05/22 21:10)    

Очень трогательный рассказ.
И правдивый. smile
Marara   (22/05/22 09:59)    

Большое спасибо!)
Влада_Галина   (23/05/22 14:16)    
Продолжение списка комментариев: 1-10 11-11