- Ой, бабацка! – на подоконнике, уткнувшись носом в оконное стекло, сидела девочка. Таращась на трепыхавшуюся между оконными рамами бабочку, она неожиданно стукнула по стеклу ладошкой. Бабочка метнулась в сторону и замерла.
В бедно обставленной, но уютной комнате, притулившись к ещё неостывшей печке, сидела молодая женщина и, о чём-то задумавшись, смотрела на отрывной календарь. 8 Марта 1956 года… Она встала, оторвала верхний листок и, ласково взглянув на девочку, протянула руки:
- Иди ко мне, доча. Ты можешь разбить стекло и порезаться. Скоро братишка из школы вернётся, вы обязательно поиграете. А пока… нам нужно прибраться, - нараспев прошептала она и, вопросительно взглянув на дочь, добавила: - И где у нас веник?
Девчушка встрепенулась и засеменила на кухню. «Помощница растёт», - улыбнулась мать и, брезгливо поморщившись, вытряхнула из пепельницы окурки. Подташнивало…
«Эх, знает же, что от этих запахов меня воротит… Опять в стельку… но спит – уже счастье…»
Она посмотрела на дочь, неумело размахивающую веником, и с нежностью положив ладонь на свой округлившийся живот, подумала: «Дурёха я дурёха, где двое – там и трое, справимся… Да, и человек он замечательный – папка наш. Авось, одумается…»
Внутри неё зарождалась жизнь… Жизнь, которая могла оборваться по её вине.
Она вспомнила обжигающий ветер и колючий царапающий снег… Сарай… Нервно подрагивающий тусклый фонарь и одинокие тени на тёмной, глухой улице…
«Аборты запрещены, жизнь от получки до получки, обещания мужа – слова, слова… А мне только двадцать восемь». Она залезла на крышу и прыгнула…
Тёплый, ласковый луч привычно проскользнул в окошко, пробежался по краешку одеяла и коснулся ресниц девочки. Она зажмурилась и осторожно открыла глаза. «Ой, солнышко»... Откинув тоненькое, байковое одеяльце, смотрящее круглым глазом из ситцевого линялого пододеяльника, она прямо босиком, по теплым, солнечным лучам прошлёпала к окну и, забравшись на подоконник, стала наблюдать. Людей не было...
Возле взъерошенного куста сирени сидела большая, серая ворона и, придерживая когтистой лапой корку хлеба, настойчиво долбила её клювом. Девочка с интересом следила за ней, но вдруг вспомнив, что тоже хочет есть, стремительно слезла и побежала на кухню.
- Ну, и кого ты хочешь? Братика или сестричку? – спрашивал отец, ласково потрепав четырехлетнюю дочурку по светлой шапке густых, слегка вьющихся волос.
Она таращила на него свои большие серые глаза, уже зная, что папка с мамой пошли за ребёночком, но смущённо молчала.
Родился мальчик… Он, как и положено при появлении на свет божий, закричал, но потом…
- И в кого ты такой – безголосый? - спрашивал отец, наблюдая, как сын пускает слюни и, старательно разглядывая свои ручонки, косит глаза.
А малыш терпеливо молчал, словно боялся потревожить своим криком маму, которая когда-то хотела избавиться от него. Он как будто бы чувствовал свою вину за то, что так цепко держался…
Если бы он знал, что его ждут скандалы редко трезвого отца; побеги от них в залатанной, переходящей от брата и сестры, одёжке; несколько приводов в милицию – бои за справедливость; работа, на которой он потеряет два пальца; Чернобыль с его жарой – свинцовые предохранительные щиты на окнах столовой они сбрасывали; инсульт, после которого он с трудом будет передвигаться даже по комнате…
Если бы... Возможно, он постарался бы и ускользнуть. Но он родился…
А акушерка, переводя взгляд с роженицы на малыша, с теплотой в голосе говорила:
- Вот это настоящий мужичок, русский мужик, богатырь…
А на столе, суча коротенькими ножками, лежал он – большеголовый, нескладный и смотрел на окружающий мир большими, пока ещё синими глазами.
Его ждали сестричка и брат. Любящая их всех мама. И большой, светлый, но такой разный и непонятный мир.
…А по двору роддома, весело подпрыгивая, носилась девочка и, дёргая отца за рукав, оголтело кричала:
- Папа, папа! Смотри! Бабочка…
2013
уловкамиприемами. ))С другой - мне было трудно с первого чтения выстроить целостную картину, ухватить линию каждой героини, то и дело что-то рассыпалось. Попробую сформулировать сюжетные и композиционные минусы, как я их вижу (могу ошибаться).
Вот это расслоение – то описаны чувства девочки, то женщины. Так кто ГГ? Если женщина – то автор описывает мир её глазами, говорит о её ощущениях. Если он перескакивает на мир глазами девочки – читатель по инерции может решить, что это какие-то воспоминания женщины, например. Ведь нет имен, нет каких-то особенностей, чтобы не спутать. То есть. Если вы попытались написать рассказ с двух ракурсов, для короткого рассказа требуется все же более ювелирная техника деталей. Нужны доп. средства, чтобы ракурсы не путались. Это вообще достаточно нетривиальная задача – в жанре короткого рассказа сразу две главные героини, два внутренних мира, да ещё без имен и характерных особенностей.
К примеру, первый абзац - сидящая на подоконнике девочка. У меня ни с чем и ни с кем дальше не связалась. Словно просто выхваченная картинка-воспоминание, не играющая роли в сюжете. Дальше девочка голосит на полу - уже другая ситуация, а может, и другая девочка - непонятно. Имён нет, общих черт нет. В финале снова девочка и бабочка – ага, закольцовка? А как понять, что девочка в финале и на подоконнике - одна и та же? Что их объединяет? Или другая? Первая говорит еще плохо, вторая лучше - подросла за год? Или все же другая? У них нет ничего общего, кроме интереса к бабочке. Хоть какая-то объединяющая яркая особенность, которую читатель отметит и запомнит, должна сыграть – цвет волос, глаз…
Про мальчиков - два абзаца. Это о разных? Или рестроспективно об одном, «третьем»? Но на первого мама не хочет взглянуть (слова деда наводят на мысль, что мама к ребенку безразлична) - а у второго мама счастливая и любящая. Может, это разные мальчики? Почему, кстати, девочке все равно, кто родится? И т.п. То есть, возможно, где-то просто не хватило каких-то связок/уточнений, каких-то маркеров.
Ну, а кто-то, возможно, все и так хорошо понял.
То, что мать не подходит каждую минуту - это нормально, ребёнок же молчит. Но да - на такую мысль читателя это может натолкнуть... Я подумаю.
А по поводу первого и последнего абзаца... Я ещё одно предложение убрала - посчитала, что всё равно не будет понятно.
Его ждали сестричка, брат, любящая их всех мама, и большой, светлый, но такой разный и непонятный мир…
Он уже родился и жил, целых шесть дней… == здесь о сотворении мира, но можно подумать, что это про ребёнка.
И в первом абзаце - бабочка внутри и не свобода, а в последнем - она на воле. Т.е. - это как бы параллель с рождением ребёнка. И да - сначала она ещё мала, а к рождению брата уже подросла.
И не знаю... Мне, например, было всё равно кто родится - главное не в этом. А вот про ребёнка - не знаю... Можно убрать, конечно.
Короче - я тогда только начинала писать, не имея представления ни о какой композиции. Да и сейчас мало в этом понимаю. Надо учиться! Очень благодарна за такой развёрнутый комментарий, Женя. Буду думать...
Вот рассуждаю чисто. Что мать не подходит каждую минуту - это нормально, разумеется. Но в рассказе-то каждое слово значимо и должно работать на развитие какой-то сюжетной мысли или хотя бы на создание атмосферы, проходные - лишняя вода, а если в целом текст умелый, грамотный, то всему придаешь значение, воду не ждешь. И если видишь "Слышь, ты б взглянула на пацана. И чего он всё молчит, жив ли?" - воспринимаешь как тревожный сигнал, что-то означающий. Или та же деталь про "всё равно" - а для чего она здесь? как бы если ничего не значит, то зачем? а если хотелось что-то подчеркнуть - то что?
Николь, на самом деле, я просто рассуждаю, ищу. Потому что на мой взгляд здесь не всё удалось показать, как задумано. Но и удалось немало. Язык хороший, литературный - это ведь уже много.))
Сейчас, вроде, всё прояснилось и с девочками, и с мальчиками.
Правда, этот абзац с пеленальными столиками уже после того, как отец спрашивал "в кого ты такой", мне все равно кажется не на месте там. Но может, это только мне.
Образ мамы вполне понятный - и старается, и период сомнений, и момент отчаяния её не миновали, и надежда, что муж "одумается", и любовь к детям. Обычная женщина, сколько таких судеб.
С папой сложнее. Редко трезвый, скандальный, глухой к трудностям жены и - "спрашивал отец, ласково потрепав". Понятно, что "человек он замечательный – папка наш", но здесь словно важный психологический элемент всей картинки затерялся. Если б это писала я )), вставила б где-то какой-нить штрих про то, что он или виновато посмотрел, всё понимая в редкие часы трезвости, или что-то такое, ну, в качестве мостика между метаморфозами личности. А потом в финале, например, девочка его за рукав дергает про бабочку - а он в сторону пивного ларька нервно смотрит-переминается, а дочки-бабочки ему безразличны. Пример в лоб, конечно. Ну, как ход мыслей, чтоб завершить начатое: связать с идеей о непростой судьбе третьего малыша. Глава семьи жеш, от его поведения там многое пляшет - и прыжки с крыши, и жизнь мальчика... Ведь именно образ отца видится главной проблемой. Не умаляя значения темы-закольцовки про девочку.
Это чисто мысли по ходу пьесы. Может, и не берите в голову даже. )
Тяжеловесность рассказа связана с тяжеловесностью жизни описываемой семьи, и с этим ничего не поделаешь - только принять..
Достойное произведение!
С добром, Ольга
ну сейчас уже как это уберёшь... вы вроде бы уже разобрались ведь...
я думаю, что не страшно, сказано же, что о другом произведении