Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Рассказы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Лето в деревне   (Александр_Сороковик)  
– Макси-и-имка! Хватит гонять по улице, как оглашенный, иди поешь!
Максим мечется, разрываясь между двумя удовольствиями: весёлые игры с пацанами-корешами на деревенской улице, и бабулины пироги под молоко от Зорьки. Что за пироги умеет печь любимая баба Катя! С картошкой, капустой, творогом. С яблоками, вишнями, абрикосами! Нигде больше и никогда не ел Максим таких пирогов – ни в детстве, ни потом, во взрослой жизни. Мама, бабушкина дочка печь пироги не умела и не любила. Она специализировалась на борщах, соусах, рагу, плове, холодце и прочих «основных блюдах».
Другая бабушка, со стороны отца, не любила готовить в принципе, какие уж там пироги. Родственницы Маринки, впоследствии его жены, вообще не понимали, зачем печь пироги дома, если в соседней кулинарии можно недорого купить всякой выпечки на любой вкус.
А сейчас Максимка прибегает с улицы, буквально на пять минут – съесть шмат пирога, опустошить кружку с молоком и опять сорваться на пыльную деревенскую улицу, гонять мяч на пустыре с деревянными кособокими воротами без сетки, на мелкий «лягушачий» пруд с головастиками, в редкий лесочек, где пацанам по-настоящему заблудиться просто нереально, зато можно завести туда местных девчонок, рассказать им парочку самопридуманных историй про злых волков, леших и русалок, а потом втихаря удрать от них в заросли невысоких кустов, залечь там, и радостно хихикать, переталкиваясь локтями, и слушая жалобные ауканья и всхлипывания подружек.
А ещё были восхитительные походы на озеро, где дед ухитрялся на самую простую удочку ловить всяких карасей-окуней, иногда даже весьма приличных. Но главное была даже не сама рыба, а задушевные беседы двух мужчин, старого да малого. Дед рассказывал о своей давней армейской службе, учил внука уму-разуму, но не обидно и назидательно, а очень по-свойски. Давал советы, как завоевать авторитет у друзей, а попозже – как вести себя с девочками, которые из противных ехидных соплячек становились привлекательными юными девушками.
Но в тот год всё получилось по-другому. Вместе с ним привезли его двоюродную сестру Алёнку и оказалось, что она тоже остаётся на всё лето! Мало того – его обязанностью стало присматривать за этой мелкотой, брать её с собой на улицу, не отпускать от себя далеко. Вот, не было печали! Зачем ему такой хвост в виде сопливой девчонки, которая к тому же воспылала к нему жаркой сестринской любовью и не желала обходиться без него ни минуты.
– Ма-акся! – тянула противная девчонка. – Макся, ты где? Идём в стёклышки играть!
– Поди ты со своими стёклышками! – бормотал пацан, досадливо сплёвывая, – я на пустырь, футбол у меня!
– И я с тобой, и я! – подрывалась Алёнка, забывая про стёклышки.
– Да зачем ты там нужна, шла бы лучше с девчонками играть, в девчоночьи игры!
– Не хочу я с девчонками! – надувала губы сестрёнка, – они дразнятся, задаются!
– А я с тобой не хочу! – злился Максим. – У нас свои игры, для пацанов!
Ничем хорошим такие ссоры обычно не кончались. Приходилось или тащить приставучку с собой и всеми силами отгонять от мяча, выталкивать с поля, или вмешивать в конфликт бабу с дедом, что также радости не добавляло. Вечерами тоже всё стало плохо. Бабушка больше занималась с мелкой, читала её любимые девчачьи сказки о противных пучеглазых принцессах, пекла пироги с тыквой на её вкус. Конечно, старалась уделять внимание и внуку, и внучке, но совместить таких непохожих ребят получалось далеко не всегда.
– Максичка, – уговаривала бабушка, – она же девочка, маленькая ещё, ей надо уступать!
– Не хочу я ей уступать, мне и без неё хорошо.
Всё же через несколько дней всё более-менее установилось. У мелкой появились подружки, она перестала ходить хвостом за Максимом, давая ему возможность поиграть с пацанами в игры по своему вкусу. Но всё равно, отдых был испорчен, приходилось делить любимых бабу и деда с противной малявкой.
А когда она стала требовать брать её с собой на рыбалку, не вытерпел даже спокойный, невозмутимый дед, впервые на памяти Максима поссорившийся с бабой.
– Рыбалка – мужское занятие, – пытался возразить он, – женщинам там не место!
– Каким ещё женщинам, старый! – возмущалась баба Катя. – Это же девчонка совсем!
– Вот пусть пироги с тобой печёт, раз девчонка, а я с Максимкой пойду!
Разразился скандал. Дед Лёня, вообще говоря, спокойный и внучку свою любящий, буквально стал на принцип: «Нет, и всё!». Так и настоял на своём, видно, понимал, что вертлявая егоза Алёнка не даст им ни рыбу толком половить, ни задушевные разговоры повести.
В общем, на этом идиллия летнего отдыха в деревне закончилась. Нет, Макс продолжал приезжать и в следующие годы, но уже не на всё лето – стал постарше, появились и другие интересы. Снисходительно смотрел на возню мелкоты (к этому времени подросло следующее поколение его кузенов/кузин), не ревновал их к любимым бабуле и дедуле, но отчаянно скучал по старым временам, когда приезжал в деревню, как любимый единственный внук…
***
– Что, Макс, опять в отпуск в марте идёшь? – Олег Петрович покрутил в руках его заявление. – Твоё право, конечно, но неужели не хочется тебе летом отдохнуть, на море съездить?
– Ничего, переживу, – улыбнулся Максим, – у нас вон сколько нуждающихся в конторе, кому с детишками поехать нужно, кому за женихами на море поохотиться! А я уже привык ранней весной, меня и на море-то не особо тянет.
– Ох, хитришь, я чувствую, – шеф покачал головой, подписывая заявление, – наверное, репутацию себе зарабатываешь, чтобы не уволили, если трудные времена настанут. Кого тогда весной в отпуск выпихивать?
– Не дай Бог, чтоб у нас трудные времена настали! – Максим забрал подписанное заявление. – Да и тогда, я думаю, если настанут, вообще не до отпусков будет!
– Да, ты прав, – вздохнул шеф.
Парень отнёс заявление в бухгалтерию, закончил сегодняшнюю работу. До отпуска ещё две недели, нужно подготовиться, купить подарки, запастись городскими деликатесами. Максим улыбнулся, предвкушая три недели отдыха в деревне. Конечно, отдых грядёт относительный, нужно и огород старикам перекопать, и забор поправить, и много ещё разных дел.
Но эта работа – в радость. И приезжал он теперь не летом, а весной, когда у двоюродных братьев и сестёр ещё учёба в школе, и он опять сможет побыть единственным внуком, а баба с дедом в эти дни будут только его!
Опубликовано: 19/10/23, 22:11 | mod 19/10/23, 22:11 | Просмотров: 88 | Комментариев: 7
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (7):   

Здравствуйте, Александр.
Хороший рассказ, жизненный.
А Максим молодец, нашёл выход и старикам помогать, и их внимание получать.

"Она специализировалась на борщах, соусах, рагу, плове, холодце и прочим «основным блюдам»." – если "специализировалась на", то "и прочиХ «основных блюдаХ»"

"Другая бабушка, со стороны отца не любила готовить в принципе, какие уж там пироги." – после "отца" хочется запятую поставить.

Хорошего вечера Вам!
Ирина_Архипова   (22/10/23 19:29)    

Спасибо, Ирина! Замечания принял, сейчас исправлю!
Александр_Сороковик   (24/10/23 16:29)    

Эх, а у нас в марте ещё снег лежит - не до перекопки. Замечательно написано! Даже взрослым хочется внимания...
Николь_Аверина   (20/10/23 14:10)    

Спасибо, Николь! Иногда взрослым внимания хочется даже больше, чем детям))
Александр_Сороковик   (21/10/23 11:27)    

Это точно! В детстве я никогда над этим даже не задумывалась, хотя и росла не одна. Но и дети разные - удивляюсь сейчас, когда взрослые жалуются на отсутствие любви в детстве. Правда, и помню я очень и очень мало.
Николь_Аверина   (21/10/23 13:49)    

Классно! Так всё и было, страшно везет старшим некоторое время, пока не появятся приставучие малявки, с которыми нужно отбывать часовую каторгу в песочнице и с грустью смотреть на вольных друзей))
И да, любовь эта никогда не кончается, даже тогда, когда уже...
Ксени   (20/10/23 11:29)    

Спасибо, Ксени, всё так!
Александр_Сороковик   (21/10/23 11:28)