1
В течение полугода свекровь отправляла посылки, а следом собиралась явиться сама. Воцариться. Дина бросала посылки в шкаф в прихожей, не распечатывая. Наконец, свершилось. Муж съездил за матерью, она жила в соседней области, привез с остальным скарбом. И все это нужно было куда-то деть. Пришлось освободить для Елизаветы Петровны комнату сына, а Петю переселить в гостиную. Сын дома почти не ночевал. Дина забыла, когда последний раз меняла ему постельное белье. И так посмотрит, и эдак – чистое. Того гляди, женится, и что еще будет за жена? Дина вздрогнула: и свекровь, и невестку сразу она не вынесет. Женщина услышала охи свекрови и пошла взглянуть, что случилось. Елизавета Петровна раскладывала в шифоньере свое стариковское приданое. Добралась до посылок, раскрыла, из одной, с вязаными кофтами, полетели бабочки моли. Укоризненно посмотрела на сноху, догадалась, что ей не рады.
За обедом Дина завела разговор о продаже квартиры Елизаветы Петровны, чтобы купить жилье Пете.
- То есть как это – Пете? – удивилась свекровь. – А как же Гриша?
Гриша – ее младший сын.
- Но вы же к нам переехали, не к Грише, - уточнила сноха.
Гриша жил с семьей в коммуналке, к тому же пил, нечасто, но запойно. Во время запоев жена выдворяла Гришу к матери. Нянчить пьяного сына Елизавете Петровне было утомительно. К тому же старушку одолевали мысли о наследстве. Она боялась, что если не разделить квартиру сейчас, непутевого Гришу оставят с носом, то есть практически на улице. Нужно купить младшенькому однокомнатную, чтобы у него был свой угол. А то, что останется, пусть возьмет старший сын, у него есть крыша над головой. Заработал на заводе, приватизировал, а потом расширил квадратные метры. Андрей крепко стоит на ногах, не пропадет. А Гриша пропадет. Елизавете Петровне это казалось так понятно, естественно. Сноха словно услышала ее мысли:
- Ну конечно, ваш Гриша может пить и бездельничать, а жилье ему поднесут на блюдечке с голубой каемочкой.
Елизавета Петровна посмотрела на сына. Андрей ничего не ответил, опустил голову. Воздух загустел от напряженного ожидания, дома стало нечем дышать.
Петя забегал побриться и переодеться. Торопился, от обеда отказывался, перехватывал на ходу бутерброд с чаем и не замечал предгрозовой атмосферы в семье. Дина спрашивала:
- Как дела в институте?
- Идут, - отвечал сын. – Вечером не жди.
Представить невесту родителям не торопился, а мать не просила. Что это за девушка, у которой парень днюет и ночует? И куда смотрят ее родители? Хотелось надеяться, что все обойдется. Но сын выглядел так, словно спешил к своему счастью. И Дина поняла: не обойдется.
У Елизаветы Петровны за обеденным столом стала появляться большая ложка. У всех обычные, из столового набора, а у нее большая, как будто она ест больше всех.
- Опять у меня эта ложка, - обижалась старушка.
Сноха хмуро меняла ложку, одергивала себя: ну зачем я так? Елизавета Петровна, словно услышав, поднимала на нее глаза: за что? Хотя понятно, за что. За квартиру, которую она хочет оставить Гришеньке.
Дина покачала головой: Елизавета Петровна состарилась, но не повзрослела. Детская наивность не сошла с ее лица. Вспомнила, как долго Андрей не знакомил ее с родителями, она настаивала. Потом поняла: Андрей стеснялся матери. Они все ее стеснялись: и отец, и сыновья. Даже Гриша, ему было лет двенадцать, подросток, он еще мало понимал, но много чувствовал. Мальчик догадывался: с его мамой что-то не так. Директор дворца детского творчества, где Елизавета Петровна вела театральный кружок, надумала от нее избавиться. Почему? Потому что Елизавета Петровна категорически отказывалась собирать с родителей деньги за обучение. Говорила: «Театр – не для денег, театр – для детей». Встречая воспитанников, всплескивала руками: «Какие замечательные артисты ко мне пришли!» Директор наблюдала эту сцену, морщилась:
- Как клоун с плохими репризами.
Не верила Елизавете Петровне и людям вообще. Не верила в бескорыстие, любовь к профессии. Время сейчас такое. Муниципальное предприятие должно приносить доход. Но режиссер детского театра словно не слышала. И не увольнялась, и не перестраивалась. Застряла в социалистическом прошлом. Устраивала чаепития во время занятий – для уюта, чтобы дети чувствовали себя, как дома. К ней привозили детей со всей области – в том числе стеснительных, с проблемами в общении. Какие же это артисты? Все дети талантливы, говорила Елизавета Петровна, пусть занимаются. Постепенно проблемы исчезали, загорались новые звездочки. Театр – лечит. Детский театр «Сказка» побеждал на театральных фестивалях, о нем писали в газетах. Директриса, скрепя сердце, отступилась.
Вот эта неприземленность и делала Елизавету Петровну странной в глазах окружающих, в том числе и близких. Муж смирился, тянул семью. Сам выбрал жену, противоположности сходятся. Жена не знала, как снимать показания счетчиков на свет и воду, например, а может быть, даже не догадывалась об их существовании. Зарабатывала сущие гроши, но при этом пропадала на работе, ставила спектакли. И дома разговаривала о театре. Муж слушал, но быстро отвлекался. Елизавета Петровна замолкала. Старший сын, Андрей, тоже театром не интересовался, поступил в политех, выучился на инженера, как отец. А Гриша занимался музыкой. Мальчишки во дворе били его за длинные волосы и за скрипку. За то, что не похож на них. Однажды мать увидела, как Гриша играет им «Вечную любовь», потом «Мурку».
- Ну зачем же «Мурку»? – спросила она.
- Я и «Владимирский централ» могу, - пожал плечами сын. Однако мальчишки больше его не трогали.
Вырос, поступил в консерваторию и женился на однокурснице. Мать порадовалась, что сын с женой будет разговаривать на одном языке - музыки. Но Гриша устроился на завод. И пел в церкви, музыка и Бог для него - одно целое. А потом ушел из церковного хора. Потому что сын батюшки достал из кошелька пачку купюр, похвастался, сколько отец дает ему на карманные расходы. Грише показалось, что в музыке Бога нет, и в церкви нет, а может быть, нет вообще. У Гриши остался только заводской конвейер и комната в коммуналке. Друзья пригласили его в музыкальную группу, однако жена запретила: вечерами он должен быть дома.
Елизавета Петровна робко спрашивала про внуков, но ответа не получила. Получала только сына на время запоя.
Муж к этому времени умер, Елизавета Петровна подумала: надорвался тащить воз за двоих, за себя и за нее. Тосковала по мужу. Молчаливый, но свой, он принимал ее иначесть и подставлял крыло. Не предал. Вспомнила, как после развала Союза люди почувствовали себя обездоленными, муж часто повторял: нищеброды мы, нищеброды.
- Не говори так, - не соглашалась Елизавета Петровна, - мы не нищие, у меня есть ты, а у тебя – я.
- Это слова, - усмехался муж и искал подработку. Андрей в отца пошел, тянет семью, дом для него – крепость.
Директриса проводила Елизавету Петровну на пенсию. Родители студийцев ходили к директору, просили оставить им любимого режиссера. Но директор сказала:
- У вас будет новый молодой перспективный руководитель.
Елизавета Петровна сидела дома. Отпаивала сына рассолом и томатным соком. Держалась за сердце. Елизавета Петровна не любила ходить по больницам, но у пенсионера много свободного времени. Врачи обнаружили у нее тахикардию. Не смертельно, но разве можно быть уверенным в завтрашнем дне? Да и беспокойство за неподеленную квартиру одолевало. Елизавета Петровна слышала, что родные судятся за наследство, становятся по разные стороны баррикад, как на гражданской войне. Она решила переехать к старшему сыну, у него трехкомнатная квартира, места хватит. Свою двушку она продаст, купит жилье младшему сыну, а старшему отдаст то, что останется. Что там останется, Елизавета Петровна представляла весьма смутно.
Мать удивилась, что Андрей с женой не оценили ее мудрое соломоново решение по поводу наследства. Андрей обиделся: как в детстве, все лучшее Гришке, он для нее так и остался маленьким. Любимчик. И детей у Гришки, между прочим, нет.
- А у нас – сын, - добавила Дина.
Свекровь засобиралась домой. Зачем? Елизавета Петровна развела руками, внятно ничего объяснить не сумела. Дина с Андреем проводили ее на автобус, благо, она ехала без вещей, значит, ненадолго. Не до нее сейчас. Выяснилось, что у Петиной невесты пьющая мать, а отца нет, может, и не было никогда. Дина решила, что такая невеста им не подходит. На сына было больно смотреть.
- Даже не думай, - говорила мать. – Слава богу, без детей обошлось.
- Не обошлось, - сказал Петя. – Мы с Леной ждем ребенка.
Дина всплеснула руками, совсем как Елизавета Петровна. Вызвонила Лену, дала деньги на аборт. Сын стал ночевать дома, в гостиной. Лег на диван лицом к стене, не хотел поворачиваться. Спал сутками. Пропускал лекции в институте. Это стресс, думала Дина. Пройдет, сон вылечит. Андрей заглядывал в комнату к сыну, досадливо крякал. Садился за компьютер, чертил, нашел подработку.
- Возьми этот заказ, снимите с Леной квартиру, - сказал он сыну.
Петя встал с дивана, посмотрел на отца:
- Думаешь, она согласится?
- А ты спроси, тогда узнаешь, - усмехнулся отец.
Вернулась свекровь, театрально всплеснула руками. Оказывается, она продала квартиру. Вернее, отдала. Кому – сама не знает. Приехала без документов и без денег Дина хотела спросить:
- К нам-то зачем вернулась?
Но не смогла выговорить. Легла на кровать лицом к стене и молчала неделю. Слышала, как свекровь ходит по дому, готовит, убирает. Но Дину это словно не касалось. Потом встала, надоело лежать.
- К нам Петя с Леной сегодня придут, - сказала Елизавета Петровна. – Я тесто на пирог поставила.
- Хорошо, - усмехнулась Дина.
- Леночка-то беременная, - добавила Елизавета Петровна.
- Хорошо, - кивнула Дина, почувствовала, как тепло подкатило к горлу, к глазам, защипало в носу. Спросила: - А как там Гриша поживает?
- Работает на заводе, - улыбнулась свекровь. – И в церковном хоре поет.
- Хорошо, - снова кивнула Дина. – Вся семья вместе – и душа на месте.
2
Легко сказать «вся семья вместе», а как ужиться со свекровью? Дина постаралась создать себе правильный настрой. Буквально – обливалась утром холодной водой, чтобы выйти к домочадцам с улыбкой. Заглянет на кухню, а там уже свекровь хлопочет над завтраком. Дина терпеть не могла, когда кто-то вместо нее хозяйничает. В ней поднималась волна глухого раздражения. Во сколько же мне вставать, чтобы опередить ее? Конечно, сидит дома, высыпается. Возвращалась в ванную. Видела в зеркале злое, напряженное лицо. Она не нравилась себе такой. Шептала:
- Не сволочись, Дина.
Сволочь, кстати, от слова волочить, исконное значение – мусор, собранный в одно место. Чувствовать себя мусором – не хотелось. Дина была по образованию библиотекарем. Когда вышла замуж за Андрея, свекровь подарила ей фарфоровую статуэтку. Даму с собачкой. Сказала:
- Наконец-то у нас в семье появилась чеховская героиня.
Дина поставила статуэтку на тумбочку, ей нравилось представлять себя именно такой: нежной и трепетной, как Анна Сергеевна. А то, что из библиотеки пришлось уйти… Нужно кому-то и деньги зарабатывать, не все могут себе позволить в облаках витать. Дина снова умывалась холодной водой, бросала взгляд в зеркало. Улыбалась своему отражению. В душе отпускало, становилось легче дышать.
В самом деле, нужно же Елизавете Петровне чем-то заполнить день, чувствовать себя полезной семейству. Были и плюсы. Вечером можно отдохнуть, не вставать на вахту к плите. Дина работала продавцом в обувном магазине: весь день на ногах. И не дай бог присесть, продавец должен стоять в ожидании покупателей, вены повылезли. Зато дома встречала свекровь, усаживала за стол, кормила, радовалась, если угодила.
- Мама, режьте огурцы и помидоры в салат крупнее, не мельчите, - говорила Дина.
Елизавета Петровна вздрагивала. То ли от замечания, то ли от непривычного обращения. Раньше сноха ее мамой не звала.
Дина жаловалась на начальницу:
- Выговаривает мне, как двоечнице, за каждую мелочь. У меня, между прочим, высшее образование.
- Если не можешь уволиться, играй роль подчиненного. Это только игра. На работе ты продавец, а дома жена, - посоветовала Елизавета Петровна. – Иначе сгоришь.
- А где же я дама с собачкой? - вздохнула сноха.
- Дама с собачкой ты всегда и везде, - улыбнулась Елизавета Петровна. – Это твоя суть.
В выходные Дина с мужем закупали продукты на неделю, а в будни Елизавета Петровна прогуливалась в магазин за хлебом и молоком. Возвращаясь, присаживалась на скамейку во дворе, разговаривала с детьми. Даже играла с ними, абсолютно всерьез, на равных. Дина с Андреем однажды застали мать за игрой, а если точнее, за репетицией.
- Выйдет кошка на прогулку
Да пройдет по переулку —
Смотрят люди, не дыша:
До чего же хороша!
Да не так она сама,
Как узорная тесьма,
Как узорная тесьма,
Золотая бахрома.
- Света, ты не девочка, ты – кошечка. Да какая красавица! Ну-ка, пройдись! – выводила Елизавета Петровна малышку в круг.
- Мама в своем репертуаре, - усмехнулся Андрей.
- А ведь Елизавета Петровна расцвела, - залюбовалась Дина свекровью. – Посмотри, как ей интересно: всех детей вокруг себя собрала!
Дина сходила к председателю ТСЖ и договорилась, чтобы отремонтировали подвальное помещение для театра.
- У нас будет детский дворовый театр, - выступила Дина на собрании. – Абсолютно бесплатный. Да, сначала мы вложимся в ремонт, а потом наши дети будут заниматься в театральной студии. Елизавета Петровна – талантливый режиссер, ее на пенсию не хотели отпускать! Нам повезло!
Дина никогда еще не говорила так много и вдохновенно. Правление согласилось. Небольшая сцена и несколько рядов скамеек для зрителей – вот и весь театр.
- Нам обязательно нужен занавес и кулисы, - сказала Елизавета Петровна. – Сцена не должна быть голой, театр – это тайна, которую хочется раскрыть.
Купила габардин на всю пенсию, а Петина жена сшила занавес. Лена с первого дня знакомства влюбленно смотрела на Елизавету Петровну, а Дину побаивалась.
- Лена любит Петеньку – это главное, - говорила Дине свекровь.
Петя с Леной снимали квартиру в соседнем подъезде. И рядом, и отдельно. Петя учился и работал, но денег все равно не хватало, приходилось помогать молодой семье.
- Лена у нас королева, - усмехалась Дина. – Петя работает, бабушка гуляет с ребенком. А что делает Лена?
- Главное, что она любит мужа, - отвечала свекровь.
- Не сволочись, - приструнила себя Дина. А вслух сказала:
- Мама, у меня сегодня выходной, я погуляю с Димочкой.
Катала внука в коляске во дворе, говорила:
- Подрастешь, Дмитрий Петрович, будешь играть у бабушки Лизы в театре
Димочка улыбался, потряхивал погремушкой.
- А театр мы назовем «Петрушка», - обрадовалась Дина. – В честь твоего папы, нравится тебе такое название?
Димочка улыбался в ответ бабушкиной улыбке, ему все нравилось.
Андрей только головой качал, слушая как жена разговаривает по телефону с председателем ТСЖ:
- В спектакле должны быть декорации, хотя бы условные. Стол, стулья, костюмы – родители помогут собрать. Но домик с окошком все-таки нужно сделать. Чтобы котятам было куда постучаться: Тетя, тетя кошка! Выгляни в окошко!
- Будет домик, Елизавета Петровна! – сказала Дина, положив трубку. – Мама, слышите?
- Спасибо, Дина, - улыбнулась Елизавета Петровна. – Я Гришеньку на премьеру «Кошкиного дома» приглашу. Ему понравится наш театр.
- Хорошо, - кивнула Дина. – Вся семья вместе – и душа на месте.
1 июля 2021г
Очень хороший рассказ!
Большое спасибо, Марина.
Жаль, что хэппи энд в подобных историях - далеко не всегда. (
Спасибо, Наталья! )
Эпизод с большой ложкой для свекрови - прямо бриллиант! Он придает тексту глубину. Обожаю такие штришки!
Только описание директрисы показалось избыточным. Если убрать вот это описание - У нее было мерило всего – деньги. Выгодно или невыгодно - будет лучше, наверное. Я бы не стала все разжевывать для читателя. И так ведь всё понятно.
Большое спасибо за отзыв, Артур. Очень рада, что по душе рассказ.
большое спасибо, Милана.
Сегодня ты режиссёр, завтра актер на "кушать подано" или в массовке. Позавчера - студент, сегодня - работник, через две недели - пенсионер или безработный.
Крутимся каждый в своей жизни. Где музыка, где Бог, где единство душ человеческих?
Хороший, жизненный рассказ с легкой долей абсурдности! Спасибо, Наташа!
спасибо, Денис!
Нужно ли здесь развитие событий? Это я начал комментарии читать))) Для меня - этого вполне достаточно - именно для этого рассказа, если ты, конечно, не хочешь сделать из него повесть или не включить его в какой-нибудь роман. А так... у читателя мысль должна бегать после прочитанного, нечего рассусоливать... и если читателю хочется продолжения - значит успех! Лично я так думаю)))
Повесть не потяну, конечно. Но попробую чуть-чуть развить ситуацию. Такие передачи я не смотрю, а вот рассказы у меня вполне приземленные. И поднять героев над ситуацией порой непросто. Видишь - приподняла, а читатель не поверил. Подумаю еще. Спасибо, Володь.
У меня самой появилось впечатление, что финал немного скомкан. Всё же характер Дины, который был намечен в самом начале, как-то быстро преобразовался в противоположный. То есть в начале намечался конфликт, но он сошёл на нет, хотя сама конфликтная ситуация никуда не делась по ощущению. Дина не рада свекрови изначально, поэтому и не верится в чудесное преображение. Одной недели вряд ли хватит полюбить свекровь и принять её в свою семью. Такое ощущение что рассказ надо немного развить именно до принятия Диной свекрови и тогда финал сыграет. А может родится малыш и Е.П. для него создаст кукольный театр... и Дина и Е.П. будут пересекаться руками, сплетаясь в общую семью. Не знаю...Наташа, я бы чуть развила ситуацию.
Ну я не прозаик, я тебе говорю как обычный читатель - это моё ожидание что ли...)
Башмачкиных много, они очень разные,их изюминки мало кому заметны.
Последний абзац написался сразу, только финальное предложение дописала утром, выдохлась ночью. Тем не менее, сложный для меня рассказ. Я-то своих героев люблю, я и гоголевского Башмачкина люблю. А вот у читателей герои этого рассказа вызывают явное неприятие. Это, наверное, не так важно, чтобы читатели любили твоих героев. Но все равно читать негативные отзывы больно, как никак - родные детки.
На самом деле, это, конечно, кажущееся решение проблем в финале рассказа. Как и в сказке - "и жили они долго и счастливо" - только аванс героям. Но так написалось у меня, и я полагаю, здесь есть своя правда. Бойню, как у героев программы "Пусть говорят", я своему подсознанию не заказывала.
Милана, дорогая моя, спасибо большое за размышление, дорого.
Как это здорово, когда всю ночь пишется, выматываешься, утром встаешь, читаешь, первую правку делаешь:) заглядение:)
Очень люблю читать твои рассказы. Всё у тебя в них естественное, настоящее, жизненное. И герои списано с натуры. Дина? Да это же точь-в-точь она из моих однокурсниц! Андрей? Хм... Неужто это я собственной персоной? Ну, не совсем, но много общего. Директриса? Ну, о ней ты мне не раз рассказывала...
И ситуация, описанная тобой, если и не типичная, но довольно характерная и распространённая в наше время.
И финал, несмотря ни на что, недвусмысленно вселяет твёрдую уверенность в том, что всё у этих людей будет хорошо. Потому что и сами они люди добрые и хорошие!
Спасибо, Наташа!
мне кажется, сейчас много таких директрис.
и да, вот все-таки хорошие герои получились, не злые. я тоже хочу, чтобы у них было все хорошо.
спасибо!