Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Рассказы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Cказка для Аленки   (Наталья_Сафронова)  
Н. Рожковой

Алена смотрит на воду, словно впитывает в себя благодатную влагу. За окном ни облачка, асфальт плавится от жары, а на холсте плещутся волны, брызги летят с полотна, и становится легче дышать. Нелли умеет рисовать воду. Вдруг в окно застучал дождик.
- Ты волшебница, Нелли, - тихонько засмеялась Аленка.
- Надоела жара, - улыбнулась подруга. Сделала несколько точных мазков кистью, и по волнам поплыл белый парусник.
- Как мечта, - вздыхает Алена.
Нелли рисует крошечную фигурку на берегу, и Аленке кажется, что она узнает в этой девочке себя. Шепчет:
- Хорошо встречать и провожать корабли.
Она приходит в мастерскую художницы за сказкой. У самой Аленки есть только суровые, даже беспощадные будни. Пьющая мать, старенькая бабушка и младший братишка. Мысли девочки потекли по другому руслу. После дождя пойдут грибы, она соберет во дворе свинухи, бабушка пожарит их с картошкой. А сейчас ей пора в садик за Ванечкой. Аленка представила, как они пойдут с братишкой под дождем, найдут щепку, пустят ее в лужу, как кораблик.
Девочка задержалась у двери, неожиданно даже для себя прочитала стихи:
Не на земле, а немножечко над -
я не хожу, а почти что летаю,
вместе со снегом весною я таю
и за окошком кружу в снегопад.

Не на земле я, немножечко над…
Сверху прекраснее город – и тише.
Призрачней свет и уютнее крыши,
а надо мною лишь звезды летят.

Не на земле я, немножечко над.
Руки раскинула - чувствую ветер.
Лес потемнел – и почти незаметен…
Длится и длится полет – и уже
не вернуться
назад…

- Хорошие стихи, - задумчиво сказала Нелли. – Твои? Не бросай, пиши.
Аленка с признательностью взглянула на старшую подругу - и убежала, тоже неожиданно для себя. Во дворе мастерской нашла окна Нелли, махнула ей рукой и зашагала к остановке. Вспомнила, как класснуха запретила публиковать стихотворение в стенгазете. Это было в начале учебного года, Алена тогда впервые решилась поделиться измучившими ее строчками. Втайне она надеялась, что их прочитает Димка. Однако учительница сказала: это не стихи. С тех пор девочка перестала писать, а если строчки робко стучались, сглатывала их вместе с подступавшим к горлу комом.

А в начале лета на проспекте художников познакомилась с Нелли, увидела лопоухого мальчишку на картине, сказала:
- Я его знаю, это Димка.
- Правда? – засмеялась девушка. – А я-то думаю, кого нарисовала? Оказывается, Димку.
Мальчишка плыл на лодке, играя на дудочке, а за ним, как завороженные, шли крысы.
- Они утонут! – нахмурилась Аленка.
- Мальчик спасает город от крыс, - объяснила художница.
- Димка может, - улыбнулась девочка.
- Димка – твой друг?
- Нет, - мотнула головой Аленка. – Он меня не замечает. Меня никто не замечает.
Художница внимательно посмотрела на нее и пригласила к себе в мастерскую.

После того, как Аленка прочитала Нелли стихи, им стало совсем легко общаться. Девочка рассказала старшей подруге про свинухи, бабушку, Ванечку и маму. Нелли дала ей кисточку:
- Рисуй. Когда особенно трудно – помогает.

Аленка осторожно провела линию и замерла. Потом нарисовала цветок, еще и еще. Получилась целая поляна цветов.
- Неплохо, - улыбнулась Нелли.
Аленкина душа жаждала этого тихого признания, как пересохшая земля влаги.
- Ну как стихи, идут? – спрашивала Нелли.
Девочка пожимала плечами, потом распрямлялась, как тянущийся к солнцу росток. Нелли стала для нее всем: и дождем, и солнцем. Было непонятно, как Аленка жила до встречи с Нелли, как выжила?

Однажды у Нелли в мастерской были гости, тоже художники. По просьбе подруги Алена прочитала свои стихи.
- Талантливо, - сказал один из художников, с бородкой, самый старший и, как показалось девочке, самый важный. Потом он налил всем вино, а Аленке сок. Девочка попросила:
- Нелли тоже сок налейте, пожалуйста.
Все засмеялись, а Нелли внимательно посмотрела на Аленку и отодвинула свой фужер с вином. Сказала:
- Я тоже буду пить сок, Борис.
Потом все смотрели работы, которые Нелли готовила к персональной выставке. Девушка выносила картины по одной и ставила на подрамник. Борис говорил:
- «Крысолов» - это глубоко. И «Парусник» тоже.
- Ты думаешь? – сомневалась Нелли. – А вы как считаете?
Все соглашались, да, это выставочные работы.
- А вот эта? – Нелли показала «Девушку на лугу». Девушка шла по лугу и обернулась, и посмотрела прямо на Аленку.
- На мою маму похожа, - сказала девочка.
- Солнца-то сколько! – ахнула одна из художниц.
- Это лучшая работа, - заметил Борис.
Нелли замерла на мгновение - и отставила картину в сторону. Потом все смотрели еще какие-то картины, но Аленка не могла отвести взгляд от девушки на лугу, которая чем-то неуловимым была похожа на ее маму, вернее, на мамину фотографию в юности. Сейчас, конечно, мама была другая, старше и пасмурнее. А на фотографии и на картине – веселая и счастливая.
Аленка допила сок и собралась уходить. Нелли проводила ее до двери и сказала:
- Подожди секунду.
Вернулась с картиной:
- Это тебе.

Аленка летела домой, почти не касаясь земли, как будто на сандалиях выросли крылышки. Неожиданно ее окликнул Димка. Увидел девушку на картине.
- На тебя похожа, - удивился мальчик, что-то новое было в его взгляде.
Аленка засмеялась:
- Это хорошо.

Дома взяла молоток, вбила в стену гвоздь и повесила картину. Расставила стулья и усадила на них бабушку, Ванечку и маму.
- Мама, - обрадовался малыш, показывая пальчиком на «Девушку на лугу».
Бабушка промокнула глаза, а мать замерла, тихонько щурясь, словно от картины исходило сияние.
- У тебя волосы, как у Рапунцель, - вздохнула Алена, бережно расчесывая маму. Сглотнула подступивший к горлу ком: очень хотелось верить в сказку.

Июнь 2021г
Опубликовано: 26/06/21, 15:10 | mod 26/06/21, 15:10 | Просмотров: 231 | Комментариев: 18
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (18):   

Интересно прочиталась... что сказать-то? Салютую, Наташ! Ты щас пишешь ВААЩЕ!
Владимир_Печников   (14/07/21 20:38)    

Привет, Володь.  Сложно сейчас пишется.
Наталья_Сафронова   (14/07/21 21:42)    

Вот ещё один восхитивший меня рассказ. Настоящая дружба Аленки с Нелли - это же школа для обеих. Как Вы это подметили! Например, эпизод, когда Нелли отодвигает бокал вина. Но это взаимное влияние распространяется дальше, уже на не совсем благополучную семью девочки. Картина становится центром притяжения, заставляет мать задуматься... Надежда наконец сверкнула. Наталья, Вы умеете писать намёками и мелкими деталями, на самом деле очень важными.
Артур_Кулаков   (08/07/21 14:58)    

есть за что сказать спасибо Насте с ее конкурсом, благодаря конкурсному заданию родился рассказ.  
спасибо, Артур.  мне кажется, что люди, взаимодействуя, всегда чему-то учат друг друга.
Наталья_Сафронова   (08/07/21 17:24)    

Не знаю, как Вы это делаете, но я безоговорочно верю Вашим сюжетам)
Вера_Рехтер   (06/07/21 13:45)    

спасибо за комплимент, Вера.  я думала, все так пишут.   но обратила внимание потом, что кто-то умеет взять реальную историю и рассказать. у меня так не получается.  но я давно еще прочитала в каком-то глянцевом журнале статью о Моэме, там была какая-то циатата из воспоминаний вроде бы, жаловалась дочь, что  порой она читает роман отца и видит у героини какую-то свою черту, и ей кажется, что он подсматривал за ней в замочную скважину.  это называется сгусток жизненных впечатлений.   размышляешь о чем-то - этот сгусток проливается историей, которой вроде бы не было, во всяком случае, я о ней не слышала. но в то же время где-то с кем-то она могла произойти. и герои - конкретно этих моих героев я не знаю, но подсознание подсмотрело и собрало в образ чьи-то черточки.  наверное, примерно так.  

поэтому столько реальных историй, захватывающе интересных, жестких, невероятных, о которых я хотела бы рассказать - проходят мимо меня. а рождаются свои, внутренне близкие, наверное.   но почему-то мне кажется, что поэты точно пишут, как я.  поэтому удивляюсь Вашему удивлению:)
Наталья_Сафронова   (06/07/21 14:50)    

smile
Вера_Рехтер   (06/07/21 15:27)    

стихи - да, складываю из осколочков впечатлений, а свои  прозаические миниатюры  пишу( пока еще) только с реальных событий. Поэтому и удивляюсь)
Вера_Рехтер   (06/07/21 15:27)    

Вот и я сейчас сглотнула комок в горле.Трогательно, Наташа. Замечательная и добрая миниатюра. Спасибо.
Гелия   (29/06/21 15:39)    

Спасибо, Онега.
Наталья_Сафронова   (29/06/21 18:35)    

Понравилась миниатюра! Солнечная  smile
Сергей_Че   (29/06/21 14:14)    

спасибо, Сергей. я очень рада:)
Наталья_Сафронова   (29/06/21 14:17)    

Наталья, спасибо за рассказ. Мне понравился. Твоя рука чувствуется если не с названия, то точно с посвящения – и дальше:)
Мне очень понравился переход с сетования девочки на то, что ее никто не замечает. И дальше приглашение ее в мастерскую. Не по сути (хотя все логично), а как словами ты переход обозначила.
Милана_Секоненко   (28/06/21 17:42)    

Спасибо, Милана.
Любопытно, каким образом может характеризовать меня посвящение?:)
Всегда интересна обратная связь, порой она бывает неожиданной для меня.  
Интересный оказался конкурс. Девочка оказалась очень моя,  я рада, что придумалась эта Нелли. Мне кажется, что если у ребенка нет поддержки в семье, очень важен для него взрослый товарищ, который не предаст. Для мальчишек - такой, как в "Пацанах" Приемыхова, а для девочек - например, такая вот Нелли.   
Спасибо тебе за отзыв.
Наталья_Сафронова   (29/06/21 09:23)    

Наталья, все очень просто: кроме тебя никто почти посвящения не ставит в поэзии, а в прозе на Литгалактике только тебя знаю:))
Я вот представила себя на месте Нелли и поняла, что для меня сложна такая душевная щедрость, не виртуальная. Правда, я пишу в мастерской только летом, только на даче, а вокруг нет ни одного непристроенного, одинокого ребенка, у всех любящие родители и бабушки-дедушки.
По секрету: делить, именно делить, свою мастерскую с кем-то очень трудно для такого интроверта как я:) у меня даже муж на цыпочках входит:)))
Милана_Секоненко   (29/06/21 10:18)    

у меня тоже очень мало посвящений, но да, вроде бы не припомню на Литгалактике ни у кого.
когда писала про работу в мастерской, у меня мелькнула мысль, что сложно работать при посторонних, но раз так пишется, значит, верно, решила я.  я не так уж близко знаю художников, но видела, как Марина Шляпина  делает наброски в блокноте, присутствуя на мероприятии. мне кажется, она работает всегда, без перерывов. Наталья Сюзева пишет городские пейзажи с натуры.  в любом случае, девочка, надеюсь, не слишком часто обременяла своим присутствием. 
я, мне кажется, тоже интроверт, ну, или почти.   люблю писать (тексты, я не рисую, к сожалению) одна.  хотя случается писать и прилюдно, но стараюсь все-таки внутренне сосредоточиться.  при детях не получается, конечно, они оттягивают внимание.
Наталья_Сафронова   (29/06/21 13:38)    

Здравствуйте, Наталья.
Понравился рассказ. Уже писала на странице "Для анонимов", повторю здесь:

"Вспомнила, как класснуха запретила публиковать стихотворение в стенгазете. Это было в начале учебного года, Алена тогда впервые решилась поделиться измучившими ее строчками. Втайне она надеялась, что их прочитает Димка. Однако учительница сказала: это не стихи. С тех пор девочка перестала писать, а если строчки робко стучались, сглатывала их вместе с подступавшим к горлу комом" – вот так на корню можно погубить талант.

Хороший рассказ. Светлый.
Ирина_Архипова   (27/06/21 08:56)    

Здравствуйте, Ирина.
Спасибо за отзыв!
Наталья_Сафронова   (27/06/21 20:28)