Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Рассказы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Стоп-кадр с офицером и гитарой   (Лионель_Садорро)  


Отец мой был смотрителем небольшого полустанка. Мы жили с ним вдвоём – я шести лет остался без матери. Правда, был ещё огромный пёс, кавказец. Отец называл его «ведомственная охрана», говорил, что в таких одичалых местах, как наше, опасно жить без сторожа.
С момента моего рождения отцом крепко овладела мысль сделать из меня военного. В его понимании быть военным означало быть сильным, смелым, ловким. И он придумал весьма необычный способ тренировать меня: привязывал к моей спине кусок мяса, спускал кобеля и приказывал мне бежать. Бежать по рельсу.
Тонкая светлая полоса вонзалась в горизонт, я приковывал взгляд – по совету отца – к точке их пересечения и... Через каждые 3-4 шага нога соскальзывала с рельса, я спотыкался о шпалы, расшибал колени о чугунные гайки и костыли, всхлипывая, опять вставал на рельс и ежесекундно ощущал за своей спиной тяжёлое, хриплое дыхание пса. Он ни разу не тронул меня, но мой страх перед громадным голодным зверем (отец специально не кормил его перед нашими уроками) рос изо дня в день. Страх получить толчок в спину – сигнал о проигрыше, страх влететь от этого толчка лицом в жёсткий бурьян или щебень. Было ли это для огромной кавказской овчарки игрой, развлечением в той же беспросветной скуке, в какой жили и мы с отцом? Может быть.
Но постепенно из боли и падений стали прорастать ловкость и сноровка. Месяца через два моих мучений я легко добегал по узкой стальной полосе до ближайшего километрового столба и, уцепившись за проволоку, вскарабкивался на него. Скидывал мясо псу и ждал, когда он насытится и уйдёт. Обратно, домой, я шёл тоже по рельсу.
Удивительно, но с годами широкие дороги для меня словно перестали существовать. Мне казалось, что любой верный путь и должен быть узок. На таком пути всегда легко, потому что некуда отклониться, невозможно ошибиться. Вернее, ошибка слишком страшна, она равна жизни, разорванной на части, и потому – за пределами возможного.
Я действительно попал в военное училище, хотя и неожиданным путём. Отец в одну из жестоких зим умер от пневмонии, и не виданное мною никогда железнодорожное начальство взяло на себя заботу о моей судьбе.
В «казарме» умение тонко чувствовать грань, за которой можно упасть и не подняться, выручало меня при физической подготовке и весьма препятствовало налаживанию отношений с товарищами.
Пресмыкаться, двурушничать, делать «гадости» наставникам я категорически не желал, чем и вызвал прочную нелюбовь. Те, кто пытался свести со мною дружбу, через несколько дней находили меня «скучным» и «правильным». К стыду своему должен признать, что эта правильность не была моей заслугой. Я просто слишком буквально понимал слово «пасть».
Однако, вынужденный не только уроки, но и досуг проводить в одном и том же обществе, я внезапно открыл в себе странный талант. Тогда считалось «успехом» играть и петь под гитару. Мы, случалось, бывали в гостях, и некоторые мои товарищи покоряли своим исполнением и хозяев дома, и их юных дочерей. В один из таких визитов выяснилось, что я отменный настройщик инструмента. Видимо, давние отцовские уроки поспособствовали тому, что я хорошо чувствовал своё тело и физический мир. Все присутствующие в изумлении смотрели, как я, прислушиваясь к камертону и едва прикасаясь к колкам, выставляю единственно верную комбинацию натяжения струн. Гитару я тогда взял в руки впервые.
Вскоре я стал нарасхват. Как говорят, широко известен в узких кругах. Почему-то немало людей, играющих на гитаре, не способны её настраивать. У меня же было наоборот. Петь я не мог. Это было для меня тем же страхом, что и упасть. Я терялся от широты возможностей, не знал, как попадать голосом в регистр и тональность. С настройкой было иначе – я просто отсекал неверные шаги, не принимал фальшивых звуков.
Примерно в то же время я понял, что военная стезя была для меня единственной возможной – такой же узкой, как тонкий светлый рельс. Не быть военным для меня значило пасть как мужчине. Я должен был уничтожить тот давний детский страх, до сих пор живущий во мне. Не убегать, как ребёнок, а встретиться с ним лицом к лицу и уничтожить.
И я пошёл ему навстречу.
И – взрыв, плотная тишина в ушах, и я не чувствую ни своих пальцев, ни самого тела. А мне суют гитару и знаками показывают: давай, мол, настрой нам инструмент. Какой же праздник без музыки? А я понимаю, что праздник – моя смерть. И какая разница, с музыкой он или без музыки. Он всё равно уже наступил. Но почему-то решаю, что с музыкой лучше.
И вот я настраиваю гитару и знаю, что не ошибусь, потому что фальшь чувствую не слухом, а всем своим нутром. А за моим левым плечом стоят ангелы и, не обращая на меня никакого внимания, пьют нектар из тонконогих фужеров, а за правым, в дыму и тусклом освещении, сидят черти, и стоит за их спинами трезубец по мою душу. И между этим такая огромная разница. И я вдруг понимаю, что на эту широкую дорогу надо просто швырнуть кусок мяса – свой страх. Он совсем рядом, колотится за моей спиной, бьёт куда-то под рёбра, и нужно лишь обернуться, чтобы встретиться с ним взглядом.
Опубликовано: 27/09/21, 20:49 | mod 30/09/21, 09:24 | Просмотров: 300 | Комментариев: 23
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (23):   

Именно так в детстве научилась преодолевать страх - повернулась лицом и выпалила: "Ну вот я, что тебе надо?!" 
Созвучно, спасибо
Ксени   (27/09/23 13:43)    

Спасибо за отзыв. Рад созвучию.
Лионель_Садорро   (27/09/23 14:41)    

Отличный рассказ про становление, формирование, проблемы и выходы.
Midav   (27/09/23 12:11)    

Спасибо. Ценно от Вас.) Рад, что понравилось.
Лионель_Садорро   (27/09/23 14:40)    

Очень понравилось. Сжато, напряженно - как будто сама по рельсу прошлась. 
Прочитала комментарии - поняла, что на конкурс писали? Совершенно не чувствуется "конкурсность".
Спасибо.
Елена_Бородина   (17/09/23 20:46)    

Вам спасибо, Елена, за визит и отзыв.
Лионель_Садорро   (18/09/23 12:16)    

Здорово, интересно написано!
D_Grossteniente_Okku   (10/01/22 23:09)    

Спасибо, Денис, за добрый отзыв.
Лионель_Садорро   (12/01/22 15:27)    

Лионель, спасибо за рассказ.
В личку писать не очень люблю. Пишу о своих ощущениях. Мастерски написано, чего уж тут говорить. Первый раз читала с большим интересом.
Потом нужно было выбирать четыре в шорт. Мест не хватало. Я перечитывала и раз, и два...
И отдала предпочтение более "простым" по сравнению с Вашим.
Здесь, мне кажется, для такого небольшого объема, ограниченного условиями конкурса, перенасыщенно деталями, образами. Всё здорово, но не все улеглись в голове. Я не хочу ни в коем случае сказать, что надо писать проще))) для таких, как я:)) смотрела в целом на все тексты в данном конкурсе. Извините, если что.
Милана_Секоненко   (30/09/21 09:27)    

Милана, спасибо огромное за такой развёрнутый комментарий. Я знаю цену времени и приоритетам и уважаю мнение, на которое человек потратил своё время, тем более что пришлось много раз перечитать. Вам не за что извиняться. Благодарю за комплимент.
Лионель_Садорро   (30/09/21 10:55)    

Интересный рассказ, Лионель, хотя и очень печальный.

Вот здесь чуток споткнулась:

Пресмыкаться, двурушничать, делать «гадости» наставникам я категорически не желал, чем и вызвал прочную нелюбовь. Те, кто желал завести со мною дружбу, через несколько дней находили меня «скучным» и «правильным».

- все-таки два "желал" многовато на таком коротком отрезке. И "со мною" - эдак по старинке звучит. Почему бы не "со мной"? smile
Марго   (30/09/21 07:47)    

Спасибо, Марго, постараюсь убрать повторы. Сколько перечитывал - не замечал. 
"Со мною" - мне нравится так. Да, тут у меня некоторый уклон под классический русский язык. Обороты и словечки, которые сейчас уже не используются. "Крепко овладела мысль", "Остался шести лет" вместо с шести, "весьма препятствовало", "наставники" и т.п. Кадр невольно увлекает в то время действия, и я сознательно не стал перетягивать в современность. Тот язык мне кажется более обстоятельным и неспешным. А миниатюра, рассказанная торопливым языком, не всегда удачно читается.
Огромное спасибо за внимание.
Лионель_Садорро   (30/09/21 08:42)    

Есть рассказы, вызывающие шквал эмоций, а этот вызывает шквал мыслей. Даже торнадо. 
Интересно получилось.
Елена_Картунова   (29/09/21 19:09)    

Приятно. Спасибо, Елена.
Лионель_Садорро   (30/09/21 05:21)    

Здравствуй, Лионель:)
Отец мой был смотрителем небольшого полустанка. Мы жили с ним вдвоём – я шести лет остался без матери. --- наверное, "я с шести лет"

И он придумал весьма необычный способ тренировать меня: привязывал к моей спине кусок мяса, спускал кобеля и приказывал мне бежать. Бежать по рельсу. --- м-да... жуть...

В «казарме» умение тонко чувствовать грань, за которой можно упасть и не подняться, выручало меня при физической подготовке и весьма препятствовало налаживанию отношений с товарищами. --- да, интересно...

Пресмыкаться, двурушничать, делать «гадости» наставникам я категорически не желал, чем и вызвал прочную нелюбовь. Те, кто желал завести со мною дружбу, через несколько дней находили меня «скучным» и «правильным». К стыду своему должен признать, что эта правильность не была моей заслугой. Я просто слишком буквально понимал слово «пасть». --- да, классно рассказано...

И между этим такая огромная разница. --- я бы предложил: И между тем и этим такая огромная разница.

И я вдруг понимаю, что на эту широкую дорогу надо просто швырнуть кусок мяса – свой страх. Он совсем рядом, колотится за моей спиной, бьёт куда-то под рёбра, и нужно лишь обернуться, чтобы встретиться с ним взглядом. --- да, сильный финал, Лионель...

впечатлила твоя миниатюра... сложная, но интересная, да... необычная...

Радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (29/09/21 04:34)    

Лис, спасибо за впечатления. У меня 10 слов до лимита, поэтому все поправки на потом надо оставить. Я совершенно согласен, что разница должна быть "между одним и другим".
А "шести лет", по-моему, допустимый оборот. Он был свойствен русской речи больше в эпоху классиков. Я не то чтобы сильно умышленно стилизовался под эпоху фильма - наоборот, хотел написать максимально нейтрально. Но невольно жил всё-таки той предреволюционной атмосферой. Я бы сказал, текст более нетороплив и обстоятелен, чем нынешние. Ну, мне так кажется.
Благодарю за подробный отзыв.
Лионель_Садорро   (29/09/21 10:06)    

Здравствуй, Лионель:) понял тебя:)) спасибо за пояснения:)
посмотри почту, пожалуйста:)
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис   (29/09/21 10:09)    

Жаль только, что без картинки развязка рассказа не имеет эффекта. Мне представляется интересной именно трактовка кадра. Хотя я действительно невнимательно отнёсся к стараниям ведущего: над кадром написано "Песня", а я как раз ушёл от этой очевидности. Но спасибо ему, что принял.
Лионель_Садорро   (29/09/21 10:09)    

так картинку можно и добавить...
а то, что ушёл от очевидности - я оценил, да:)
Алексей_Лис   (29/09/21 10:14)    

Интересно.. И по смыслу - не в один слой, что ли). По крайней мере, я увидела несколько.
Финал не скомкан. Он ещё происходит, поэтому не наступил  - в этом всё дело)...
Делия   (28/09/21 00:54)    

Добрый день, Делия. Спасибо за добрый отзыв. Не хвастаюсь, но многослойность у меня присутствует всегда. Не знаю, редкость ли это для литературного опуса или все авторы так пишут. Хотя неумышленно. Вчера жена спросила меня, почему я поменял местами ангелов и чертей. Они наоборот за плечами стоят. А я в принципе не знал правил на этот счёт и писал просто как на картинке. Возможно, чутьё ведёт само. Для меня самый верный знак качества написанного текста - когда спустя некоторое время вычитываешь смыслы, которых не вкладывал. Произведение живёт само, оно вылилось так, как  ему было надо, даже если автор во время написания не осознавал этого. Спасибо ещё раз.
Лионель_Садорро   (29/09/21 09:59)    

Интересный рассказ, хорошо написано. Хотя финал показался мне скомканным.
Яна_Яблоко   (27/09/21 21:40)    

Спасибо, что заглянули. Возможно, сказался лимит конкурсного произведения. С другой стороны, мне кажется, я всё чётко изложил. Есть желание каждый эпизод развернуть и описать подробнее события, эмоции, но, по сути, незачем. После написания у меня было 5 300 знаков, и я стал резать. Мне очень понравились подтянутость текста и скуповатость героя на слова в итоге.
Лионель_Садорро   (29/09/21 09:56)