Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Рассказы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Что важнее?   (Наталья_Сафронова)  
"Долго глядел Миша, как ударяют молоточки по колокольчикам, как пружинка толкает в бок валик и вдруг неожиданно для самого себя, коснулся пальцем пружинки. И тут случилось непоправимое — пружинка лопнула, и музыка замолкла. — Ой! — испуганно воскликнул Миша и… проснулся. К счастью, он дотронулся до пружинки во сне, а произойди это на самом деле, чудесная табакерка была бы испорчена. И никогда бы уже над домами городка Динь-динь не подымалось бы солнце и не звучала бы больше веселая песенка колокольчиков"
Владимир Одоевский "Городок в табакерке"

Ты мне тогда сказал: не пиши явно, чтобы люди не обсуждали твою жизнь. Я вняла совету, никогда не пишу то, что происходит в реальности, хотя обсуждать мои творения особенно некому. Это справедливо, я пишу не для всех, для тебя. Ты рассыпан крупинками золота по строчкам, если бы не ты, ничего бы не родилось.

Муж пришел домой поздно и с подбитым глазом, сказал, что асфальт оказался неровным и в мире нет справедливости, в этом дело. Зоя помогла ему умыться и уложила в постель. Прилегла рядом, отвернулась, чтобы не дышать перегаром. Болела спина.
- Ты своему мужу мамочка, потому и спина болит, - объясняла природу психосоматики Зоиной болезни подруга по работе Елена Николаевна.
Утром выяснилась предыстория Саниного синяка. Мастер вызвал их с Андрюхой на смену в выходной, а когда пришли, оказалось, что надобность в них отпала. Это было непонятно и обидно. Непонятно, почему им вовремя не сообщили. Обидно, что никто не счел нужным извиниться, хотя они встали в пять утра, чтобы в половине седьмого пройти через проходную, переодеться, а в семь включить станок. Мастер сказал:
- За вас никто не держится, если уволитесь, плакать не будем. За забором толпа желающих на ваше место.
Саня с Андрюхой развернулись и ушли. Взяли в магазине бутылку водки, отправились на Волгу. На природе хорошо пилось, обида как будто отпускала. Однако они купили еще бутылку и позвонили мастеру, объяснили ему, что он нехороший человек. В каких именно выражениях, Саня не помнил, и оставалось неясным, сможет ли он приступить к работе по истечении его законного выходного, который он провел так бездарно, или мастер нашел в толпе жаждущих потрудиться более покладистых и менее обидчивых подчиненных. Зоя слушала мужа и кивала в знак сочувствия. Саня был одновременно сильным и слабым, поэтому она была ему и женой, и матерью. А иначе не смогла бы его полюбить. Только слабый был бы слишком жалок, только сильный - не интересен.
- Ты все правильно сделал, - кивнула она. - Пусть начальник знает, что вы о нем думаете. Пусть не думает, что он пуп земли. Людей уважать надо.

Саня - счастливый человек. Когда он включает станок, у него душа поет. Саня работает со сложными чертежами, не шаблонные детали вытачивает. Он на своем месте. Талант. Зоя чувствует Санину высоту. Мастер - не чувствует, потому что не любит людей, и себя, наверное, тоже не любит. Зое захотелось прийти к мужу на работу, посмотреть мастеру в глаза и спросить:
- Вас мама не любила?
Зоя тут же устыдилась своих мыслей. Обидится человек, не услышит сочувствия, просто обидится. Да и мама его, скорее всего, любила, как умела, кто из нас умеет любить правильно? Подруга, которая так хорошо диагностирует психосоматику, нянчит своего взрослого сына, не разрешает жениться, не доверяет будущей снохе.
- Зарабатывает он мало, - объясняла Елена Николаевна свою позицию. - Жена будет пилить, требовать денег, а где он возьмет?
Костик, мастер-краснодеревщик, делает уникальную мебель на заказ. Мебель стоит дорого, но зарабатывает он оскорбительно мало, потому что деньги оседают в кармане хозяина фирмы. Можно уйти на вольные хлеба, самому стать хозяином, но тогда творить будет некогда, придется заниматься коммерцией. Костик же ощущает себя художником, поэтому позволяет начальству себя обирать.

Наша сила и наша слабость - от матери, размышляет Зоя. Всю жизнь человек учится пользоваться силой, которую он впитал вместе с материнской любовью, и залечивает ту брешь в душе, которая образовалась от недостатка любви.
И недоверие к людям - тоже от недостатка любви. И даже то, что на родном Санином заводе хозяйничают французы, учат русских - от недолюбленности. Зоя не взялась бы объяснить взаимосвязь событий, однако засилье москвичей в городе и иностранного капитала в стране не просто удручает, а заставляет каменеть мускулы от напряжения. Как у рабочего, который ест спагетти на картине Гуттузо.
- Они нас учат работать, - рассказывал жене Саня, - но ничего по сути не говорят. А задаешь им вопросы - отвечают: вам не нужно делать хорошие автомобили. Я разозлился: вы нам еще бусы подарите!
Муж достал из папки свои рационализаторские удостоверения и почетные грамоты, их по привычке еще давали на заводе, расклеил в туалете. Это был его протест, ответ общему хамству. Против системы не попрешь, но и молчать нет сил, сгореть можно.
И Зоя обнимала своего Санечку, обтекала, как река, залечивала все ранки и трещинки живой водой. Как еще она могла ему помочь? Только любить.
- Сейчас приду, он спросит: ну что, выговорился? Теперь пиши заявление об уходе, - переживал Саня.
- А ты не пиши. И не отвечай, - тихонько целовала Зоя мужа. - Ты ему уже все сказал.

Проводила на работу, закрыла дверь и подошла к окну. Саня с Андрюхой, который жил с ними на одной лестничной клетке, шли к остановке. Они были похожи на двух нахохленных воробьев. Дети. Все мы остаемся детьми, пока не справимся с обидой.
Зоя собиралась в школу, складывала в портфель конспекты и тетради с сочинениями учеников. Размышляла, как начнет сегодня урок, что скажет своим старшеклассникам об их работах. Вернее, что она скажет Пете Крупицыну в ответ на его декларацию индивидуализма в сочинении. "Людей, думающих, как я, наш учитель литературы Зоя Васильевна называет потребителями. Она застряла в восьмидесятых годах прошлого столетия и не понимает, что так, как раньше, уже не будет", - бросил ей вызов Петя. Что на это ответить?
- Экзамены на носу, а я рассуждаю с учениками о морали, - покачала головой Зоя.
- Кому ты дала тему "Что важнее: личные интересы или интересы общества?" Детям вазюков? - спросила Елена Николаевна.
Работников АВТОВАЗа она оскорбительно называет вазюками.
- Сама ты, конечно, родилась на троне, корона не жмет? - насмешливо поинтересовалась Зоя у подруги. И нелогично добавила:
- Сына-то отпусти. Чем тебе Раечка плоха?
- Тоже вазючка, - пренебрежительно пожала плечами Елена Николаевна.
Однако Зоя догадывалась, что даже если бы Раечка была принцессой по крови, Елена Николаевна ей не поверила бы. Она долго и упорно подкладывала бы горошину под перину, и заверения будущей снохи, что та не спала ночь, звучали бы для нее неубедительно.

Дочка Зои и Сани переехала в Москву и надеется там остаться.
- Город умирает, что здесь ловить? - спросила она родителей.
- А в Москве что? - поинтересовались родители. - Ты даже работаешь не по специальности.
- Менеджер по продажам, - кивнула дочь. - Сейчас все продают.
"Человек всего лишь мошка в сравнении с обществом", - написал Петя Крупицын. Не самый лучший ученик в классе, однако именно с ним мысленно спорит Зоя Васильевна.
- Не я тебе возражу - жизнь докажет, - скажет ему учительница. - Не сегодня, позже. Жизнь не бывает только белая или только черная. "Большое видится на расстояньи"*.

Если бы Зоя посмотрела на себя со стороны, то обязательно погладила бы по голове эту маленькую, похожую на нахохленного воробья, женщину. А дочка в одиннадцать лет называла себя младшим подростком и напоминала Зое голенастого журавлика. Люди по природе своей птицы и мечтают летать. Недаром в счастливые минуты ощущают за спиной крылья.

* Сергей Есенин. "Письмо к женщине"

2018г
Опубликовано: 10/10/21, 22:21 | mod 12/03/23, 07:42 | Просмотров: 350 | Комментариев: 11
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (11):   

Эх... писала, писала отзыв, а он пропал... В который раз на одни и те же грабли...

Здравствуйте, Наталья. Я к Вам из Икспедиции.

Отличный психологичный рассказ, как многие у Вас. Повторяюсь, люблю Вашу прозу. В каждом рассказе отмечаю для себя глубокие мысли, над которыми можно долго размышлять.

Вот и в этом рассказе отметила для себя три основные мысли:

"Да и мама его, скорее всего, любила, как умела, кто из нас умеет любить правильно?"

Да, грустно, но это правда: мало кто умеет любить правильно. Хотя к самому слову "правильно" тоже есть большой вопрос: а как это – "любить правильно"? Рассказ пытается дать ответ на этот непростой вопрос: любить и слабого, и сильного в человеке, поддерживать любимого во всём, давать ему свободу действий... Оборачиваешься на свою жизнь и становится ещё грустнее. Сколько было совершено ошибок... А кажется, что любовь настоящая... И самое грустное, что, даже осознав ошибки, в прошлом ничего уже не изменишь, ни в дальнем, ни во вчера. Можно только в будущем стараться не совершать подобных ошибок. Но обязательно сделаешь другие. Как говорят: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". Если примерить эту поговорку на любовь, получится: "Не ошибается в любви тот, кто не любит". Но и умение прощать ошибки любимого, понимать, что ошибку может сделать каждый – это тоже признак любви. Если человек любит по-настоящему, то и ошибки любимому простить сможет. Думаю, если рассказ вызывает желание обернуться на свою жизнь, примерить мысли, заложенные в нём, на себя – это показатель высокого уровня произведения. Ваши произведения, в частности этот рассказ, высокого уровня, Наталья.

"Все мы остаемся детьми, пока не справимся с обидой."

И это замечательная мысль! Действительно, так оно и есть.

"Люди по природе своей птицы и мечтают летать. Недаром в счастливые минуты ощущают за спиной крылья."

А вот и третья глубокая мысль. Может быть, по сути и не новая, но хорошо выраженная.

Спасибо за рассказ, Наталья, за его глубину и психологичность.

Несколько заметок:

"...Она застряла в восьмидесятых годах прошлого столетия и не понимает, что так, как раньше, уже не будет, " - бросил ей вызов Петя. (запятая при прямой речи ставится после закрывающейся кавычки, в отличие от знака вопроса и восклицательного знака)

- А в Москве что?- поинтересовались родители. (после знака вопроса пробел потерялся)

" Человек всего лишь мошка в сравнении с обществом," - написал Петя Крупицын... (после открывающейся кавычки лишний пробел, запятая должна стоять после закрывающейся кавычки).

Ещё раз спасибо, Наталья! Вдохновения Вам!
Ирина_Архипова   (12/03/23 22:35)    

Ирина, здравствуйте.
Большое спасибо, добавила и убрала пробелы, поставила запятую после кавычки.  Про запятую после кавычек, а не до них, видно, мы в школе не проходили.  Заново прошерстить все рассказы просто невозможно. 
О любви - наверное, все верно, и все это мы знаем. Но сталкиваясь с какими-то проблемами, открываем для себя старые истины заново. И заново их принимаем, порой сложно и болезненно.  
Жаль, что в этом рассказе никто не замечает попытки размышлять о родине, для меня это очень важно. Наверное, каждый примечает свое. Но все читательские размышления - дороги. 
Спасибо, Ирина. Доброго дня Вам.
Наталья_Сафронова   (13/03/23 07:37)    

Спасибо, Наталья. И Вам доброго дня!
Ирина_Архипова   (13/03/23 07:42)    

Наташа, хороший рассказ. Хрупок мир каждого.
Последний абзац как-то особняком стоит, но, наверное, так и задумывалось.
Да, некоторые ученики как-то цепляют больше других, больше о них думаешь и диалог интереснее с ними, даже мысленный. Обычно они чем-то "неудобны" или, наоборот, слишком хрупки.
Милана_Секоненко   (16/10/21 06:37)    

про сочинение?  вот как раз с него все и началось. может быть, даже сохранилось у меня где-то.
я так и не смогла у себя внутри даже сформулировать, как я к нему отношусь, к этому сочинению, все остальное как-то сложилось, наверное, чтобы выплеснулось наболевшее, из каких-то камешков-ассоциаций.
но все равно все больно и горько.
полтора века назад и гоголь, и салтыков-щедрин описали все человеческое и болючее, и свинское,
а человек не меняется.  и сейчас растет поколение, которое не верит в добро, в светлое начало в человеке.
то есть я предполагаю, что диалог с таким ребенком практически невозможен. он не слышит учителя. 
Милана, спасибо тебе большое.
Наталья_Сафронова   (16/10/21 21:41)    

Наташа, учителя должны по-доброму относиться к ученикам с самого начала, когда их едва из-под парты видно. Даже если в семье у детей ужасная обстановка, им хоть чуть-чуть легче будет, может, запомнят добро.
Милана_Секоненко   (16/10/21 22:22)    

я не работаю с детьми, а пишу чаще интуитивно. но что такое интуиция?  сейчас я сама с удивлением и каким-то особенным горьким теплом отмечаю добрых людей: не перевелись еще.
наш режиссер смотрела те мои рубаи с конкурса Дениса: все верно, а вот про дружбу не совсем.  и я понимаю, что еще несколько лет назад про дружбу написала бы иначе.
Наталья_Сафронова   (16/10/21 22:53)    

Понравилось. Интересный у Вас слог, Наталья!
И Зоя обнимала своего Санечку, обтекала, как река, залечивала все ранки и трещинки живой водой.

...обтекала, как река, залечивала... ранки... живой водой... - Класс!  smile
КэП   (11/10/21 15:41)    

Спасибо, КэП, сложный для меня рассказ, порадовали отзывом.
Наталья_Сафронова   (11/10/21 18:49)    

Сложный для написания или на духовном уровне сложный?
Описывать настоящую жизнь, делать какие-то выводы, заключения в таком рассказе мне сложно. Может Вы про это? Я уже несколько лет не могу написать рассказ (боюсь говорить роман) про свой отрезок времени проведённый в театре (даже в двух). Так сказать, о жизни двух театром, насколько они полярные. Речь о театр-студиях.
КэП   (11/10/21 21:16)    

Выводы и заключения я никогда не берусь делать, только пытаюсь размышлять.  Просто очень сложно и горько. 
Рада встретить  театрала:)
Наталья_Сафронова   (11/10/21 23:10)