Литгалактика Литгалактика
Вход / Регистрация
л
е
в
а
я

к
о
л
о
н
к
а
 
  Центр управления полётами
Проза
  Все произведения » Проза » Рассказы » одно произведение
[ свернуть / развернуть всё ]
Снежное шоу   (Милана_Секоненко)  
"Правды нет. Есть мироздание и его хаос..."
"Искусство ограждает от хаоса, даже показывая хаос".
Кира Муратова


Случилось это уже давно. Летом в семье произошло горе. И молодая хозяйка нашла отраду в церкви. Так ей первоначально казалось.

Но по мере увеличения общения внутрихрамовой жизни она поняла, что священники прежде всего лишь люди. И мысли их бывают далеки от веры, в ответах на насущные вопросы слышится служебный профессионализм, а в собственных их словах иногда – пустота или привычка.

Единственно, она не могла с удивлением и почтением не отметить, что в государстве больше нигде так не заботятся о мёртвых, как в церкви. И находила утешение в субботних и воскресных богослужениях, после которых шла по берёзовой аллее, непременно останавливаясь около свежего деревянного креста.

Жизнь мало-помалу налаживалась. Коллеги перестали прятать глаза, встречаясь с женщиной на лестнице или в коридоре. Осенью она первый раз с лета взяла в руки светскую книгу, это была небольшая книжка французского философа-монаха, и почувствовала, что опять может сосредоточиваться на слове и смысле. И чем сложнее вчитываться в философские рассуждения, тем легче становится дышать. Будто долгое время находившись под землёй, присыпанная грузом собственных мыслей и сожалений, теперь подняла она голову и словно впервые стала видеть искры перламутрового снега на ветках берёз и лазурный лоскуток неба за полотняными облаками.

Наступила настоящая зима. И всё так же холодил душу тяжёлый замо́к, в который превратилось замершее сердце.

Однажды, идя с работы по бульвару к метро, она увидела на афишной тумбе знакомую фамилию и название спектакля. Артист с мировой славой, наконец вернувшийся в Россию, показывал первое зимнее представление в Большом драматическом театре на Фонтанке. И вместо того, чтобы побыстрее добраться до дома, женщина оказалась в театральной кассе.

Если бы она немного повременила или приехала на следующий день, билетов не оказалось бы вовсе. Ей достался билет на дальний ряд балкона четвёртого яруса на первый спектакль. Премьерный показ должен был состояться через неделю.

"Шлёп-шлёп", – с воодушевлением шагала она в ближайшие выходные на службу по освещённой утренним солнцем тропинке, весело перешагивая лиловые тени от берёз, падающие наискосок на пушистый снег. В храме после службы, после панихиды, которую провёл незнакомый батюшка, она опять, в который раз, задала свой главный вопрос, на который никак и нигде и ни от кого, как ни хотела, не могла получить ответ уже полгода. Ответ священника был таким нелепым, случайным, усреднённым и абсолютно не совпадающим с правдой, что прихожанка тут же ослабела и поникла. Она уходила домой, машинально переставляя заплетающиеся ноги. И, будучи не в силах забыть наспех сказанные несправедливые слова, проводила на работе будни рассеянно и слепо.

Оживилась она, когда пришла через несколько дней в театр. Звуки жизнерадостных голосов в гардеробе подбадривали. Вспомнилось, как приходила в этот театр, чтобы увидеть старенького Аркадия Райкина и нервно и гениально играющего в "Кроткой" Олега Борисова. На тех спектаклях она сидела в партере, а сейчас по лестницам долго добиралась до своего места и, поднявшись на верхотуру зрительного зала, поняла, что придётся стоять, глядя в бинокль, чтобы увидеть хоть полсцены. Спектакль начался неожиданно, не все зрители это поняли сразу и угомонились. Всё представление было поэтической метафорой, сотканной из воздушных нитей душевного соучастия артистов и зрителей, пронизанной светом по-детски благодарных улыбок взрослых людей по обе стороны сцены.

Улыбки не сходили с лиц и в антракте, но и тогда продолжился спектакль, только об этом не узнали люди, стереотипно ринувшиеся в фойе или буфет.

Прислонившись к ограждению балкона, женщина глядела вниз, погружаясь в разыгрываемые актёрами мизансцены в партере и бенуаре со зрителями, охотно превратившимися в детей с их безусловной верой в чудо. Ей сильно захотелось очутиться там... Так же внезапно началась вторая, заключительная часть спектакля. В финале под оглушительные звуки всемирно известной кантаты выкатилось на сцену гигантское солнце, которое обрушило в зал жар и свет и мгновенно исчезло во тьме, но коллективная человеческая энергия грандиозно уплотнилась и почти осязаемо повисла в тёмном пространстве. Тут из-под потолка в зал как будто ниоткуда понеслись с большой скоростью и напором потоки бумажного снега.

Очарованные спектаклем, зрители замерли. Но когда вспыхнул свет и со сцены к ним покатились разноцветные сферы – от маленьких, с человека, до громадных – мужчины и женщины, старики и молодые дружно повскакали с мест, чтобы участвовать в общем действии: перекатывании и подкидывании шаров, в перебрасывании друг другу снега, улёгшегося к тому времени сугробами на спинках и подлокотниках кресел и на полу в проходах. С четвёртого яруса картина представала фантастической. Далеко внизу среди всё ещё летящего снега мельтешили люди, весело отталкивающие от себя приближавшиеся к ним гигантские шары. Эти невесомые сферы, на первый взгляд, хаотично, но всё же в каком-то только им ведомом порядке, летали по залу. Женщина вдруг ясно увидела в этом действии картину мироздания с зарождающимися звёздами и планетами. Она опустила глаза вниз, ей бросилась в глаза согбенная фигурка главного героя действия. В жёлто-солнечном клоунском костюме он одиноко сидел на спинке кресла в центре зала. И был похож на создателя мира, грустно прислушивающегося к веселью обитателей. Опрометью кинулась женщина по лабиринту лестниц, ей хотелось на мгновение побыть в том мире. Она вошла в боковые двери партера и заторопилась по проходу. Около актёра оставалось пустое пространство, зрители не подходили близко, как будто опасаясь нарушить видимое одиночество создателя спектакля. Но всё же кто-то первый отделился от толпы, подошёл за автографом, потом другой, третий... Люди благодарно забирали свои билеты с подписью и молча уходили. Женщина робко стояла, боясь и желая подойти тоже. В почти уже пустом зале она всё же решилась, переборов стеснительность, подошла, протянула билет, получила его обратно, а потом что-то сказала миму, глядя с изумлением на изменившееся в течение спекталя измождённоё лицо со смертельно уставшими глазами. Он ласково взял её холодные ладони в свои горячие руки, сжал легонько и что-то тихо ответил.

Ледяной замо́к сердца треснул. Мим, похоже, владел ключом для отпирания одеревеневшей души. Отойдя в сторону, женщина с восторгом потрогала оказавшиеся поблизости шары, как ребёнок, подбрасывала охапки снега и украдкой положила щепотку бумажных лоскутков в сумочку.

Уходя из театра, она оказалась в таком приподнятом настроении, что не сразу ощутила сферу, огромную, тем не менее невесомую, которая как бы приклеилась на уровне груди. Это было очень приятное чувство. Может быть, это было самое настоящее счастье, явившееся ей в её материальном мире.

На мосту женщину догнала идущая тоже к метро посетительница спектакля, которая бесцеремонно пристроилась шаг в шаг рядом, желая разделить свои впечатления с кем-нибудь. Полы хорошенькой дорогой шубки немного трепал ветер, острые каблучки изящных сапожек цокали по расчищенному асфальту. Она раздражённо перечисляла недостатки увиденного спектакля: малая длительность, дорогие билеты, пыльная сцена, старые костюмы.

Иглы скрытой досады, которыми продолжала колоть попутчица по дороге, так и не смогли нарушить оболочку необыкновенного многогранного шара, в центре которого бережно сохранялось оттаявшее сердце женщины.

Но и наутро хрустальный невесомый кристалл оставался с ней. С лёгкой душой, обновлённая, она стала жить дальше. Через какое-то время шар перестал чувствоваться, но не исчез, просто счастливице удалось, по-видимому, оказаться внутри него, а сам он всё это время планетарно увеличивался, и теперь она не знала, до каких миров простёрлись его границы.

А потом... в последующие годы она непременно приходила на спектакли Снежного Шоу Полунина, приводя сына, мужа, подругу и снова сына и знакомя их с чудом. Каждый раз во время представления возникала особая атмосфера, ощущалась как бы иная метафизика и непременно рождалась совместными усилиями новая маленькая Вселенная.

декабрь 2021
Опубликовано: 18/12/21, 21:52 | mod 05/09/22, 23:53 | Просмотров: 290 | Комментариев: 23
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии (23):   

"Ледяной замо́к сердца треснул." какое счастье, когда находится тот, кто может согреть душу.  Автобиографичное всегда подкупает своей искренностью... Помню этот рассказ. Проникает. smile
Гелия_Алексеева   (14/11/22 21:44)    

Спасибо, Гелия.
Извините, но этот рассказ не хочу размещать вконтакте.
Пусть он тут в уголке живет.
Милана_Секоненко   (14/11/22 22:13)    

Интересное эссе!
Автобиографичное из-за того, что Вы тоже присутствовали на спектакле?
Он замечательно описан; особенно хороши нюансы ощущений.  smile  smile  smile 
Я даже сама захотела пойти в театр: с момента приезда в Штаты театр свёлся к опере с галерки, где цена относительно доступна, а на экране идут титры перевода. smile  smile  smile
Marara   (02/11/22 06:09)    

Марина, это автобиографический рассказ.
Просто не захотела писать "я", выбрала: от третьего лица.
Театр – это прекрасно.
Когда-то сама была на сцене. Как и Ваша дочка, училась балету.
Из-за кулис смотрела, учась в первом классе, на выступление Марата Даукаева (как помню, педагога Вашей дочки) с Надеждой Павловой на выпускном спектакле
Милана_Секоненко   (02/11/22 06:40)    

Он уже бывший педагог моей дочки. Она выбрала уныло-занудную специальность маркетолога, и я не знаю, как она ее одолеет. Но мне кажется, что я видела Ваши картины , если я ничего не путаю? smile  smile  smile
Marara   (02/11/22 06:58)    

Марина, я училась в хореографическом училище только 4 года, потом ушла в обычную школу и продолжила заниматься после четырехлетнего перерыва рисованием. Рисование мне оказалось важнее.
Милана_Секоненко   (02/11/22 07:02)    

Не удивительно: я когда-то мечтала стать художницей или скульптором. Но дальше плоскостного изображения не пошло. smile  smile  smile
Marara   (02/11/22 07:21)    

Очень добрый и такой «ламповый» рассказ, Милана! Повествование так свободно течёт, что испытываешь сожаление от того, что рассказ закончился. Я к великому сожалению на спектакль Полунина не попал, но очень многие вещи, со времён Лицедеев видел и по телевизору и в ютубе. И всегда получал огромное удовольствие от увиденного. Так что Верю!!!
Галахад   (06/09/22 00:31)    

Спасибо! Главное, что не скучно, как оказалось, было читать.
Вы, Поэты, редко прозу читаете, разве что конкурсную:)
Поэтому вдвойне приятнее, что заглянул и дочитал, Владимир:)
А спектакль – чудо.
Милана_Секоненко   (06/09/22 07:24)    

Хотелось бы посмотреть... Но, может быть, ещё будут гастроли и у нас.
Начиная с этого места малость путано, Милана... "Обалденно и не дыша, зрители замерли... " == начало и звучит не очень, а дальше приходится вчитываться. И не совсем понятно - она подошла к нему уже после окончания спектакля или нет?
А по смыслу - очень хорошо. Театр - это волшебство...
Николь_Аверина   (05/09/22 19:24)    

Оля, спасибо! Этот текст почти никто не комментировал у меня.
Я потом прочту внимательно, обращу внимание на места с твоими замечаниями. Давно не перечитывала, тяжеловато...
Рассказ вошёл в книжку, редактор, не помню, чтобы что-то серьёзно предлагала поменять, а она очень грамотна и тонка по восприятию, как я её ощутила.
Посмотрю дома, может быть, внесены в книжке изменения, тогда и здесь поменяю.
Милана_Секоненко   (05/09/22 19:39)    

Это мелочи, Милана. Если есть книга, не стоит. Но для себя понять, наверно, интересно...
Николь_Аверина   (05/09/22 19:58)    

Оля, сравнила с печатью, теперь всё соответствует.
"Обалденно" и, правда, исчезло:))
Спасибо тебе большое!
Милана_Секоненко   (05/09/22 23:55)    

Честно свой хлеб отрабатывает... biggrin
Николь_Аверина   (06/09/22 17:40)    

Оля, приятное общение было с редактором и корректором, и дизайнером. Просто мелочи уже позабылись.
Интересно со стороны посмотреть на себя.
Уверенности прибавилось.
Книжка достойная получилась.
Ни денег не жалко, ни времени.
Милана_Секоненко   (06/09/22 17:56)    

Да, прошли те времена, когда платили тебе, а не наоборот. Но главное - есть книга. Я пока не сталкивалась с этим. А иногда хочется оставить что-то после себя - родным хотя бы. Только будут ли читать - большой вопрос. Разве что, когда сами станут седыми и взрослыми. Но к тому времени и книга может пропасть. Ээх, короче... Но главное - мы сами этим живём.
Николь_Аверина   (06/09/22 18:44)    

Оля:)))
У меня уже есть отзывы прочитавших или "видевших":)
Наташа Сафронова прочла, эссе написала, но она вообще расчудесный и внимательный человек. О таланте уже и не говорю:)
Мама прочла, сказала, что у меня не будет много читателей, потому что сложно пишу.
Племянница написала мне, что много смеялась.
Сосед по даче передал, что жене очень понравилось, и теперь сам собирается прочесть.
Сын открыл, поздравил и закрыл:)))
Милана_Секоненко   (06/09/22 19:33)    

Вот-вот... biggrin 
Но думаю, что и мы не лучше были - интерес просыпается поздно и чаще уже после ухода родных. Надеюсь, что книга сохранится и не канет в никуда.
Николь_Аверина   (06/09/22 19:41)    

Государство с любого тиража забирает для библиотек 16 экземпляров (безвозмездно).
Может быть, в одной из них сохранится хотя бы? smile
Милана_Секоненко   (06/09/22 19:47)    

Ооо... тогда - обязательно сохранится!
Николь_Аверина   (06/09/22 19:51)    

На главные вопросы, наверное, нет ответов. Мне кажется, что однозначных - нет. Возможно, мы порой не готовы принять ответ, поэтому они кажутся нам неверными или дежурными.
А чудо театра - есть.  Театр порой дает такой ответ,  даже не облекая его в слова. Театр дарит солнечную энергетику, если актеры играют по-настоящему.
Наталья_Сафронова   (18/12/21 22:50)    

Спасибо, Наташа.
Я "сочиняла" этот рассказ ровно 16 лет...
Милана_Секоненко   (18/12/21 22:54)    

я поняла
Наталья_Сафронова   (18/12/21 23:11)