Давным-давно, в одном царстве государстве, а в каком даже и не припомню за давностью лет, - может в Персии, может в Турции, а может даже в загадочной Индии жил да был повелитель, могучий и мудрый, по имени Аль Рашид. Отец Аль Рашида передал сыну в наследство обширное процветающее государство. Хотел он передать Аль Рашиду и своего фамильного марида, обитавшего в запечатанном сосуде, но по неосторожности доверился старый государь обещанию коварного джинна, вернуться, когда в нём будет нужда, отпустил марида на волю и больше никто из смертных никогда обманщика не видел. Впрочем Аль Рашид и без помощи джина правил своим государством железной рукой; друзья спешили заручиться его поддержкой, враги дрожали лишь при упоминании его имени. И было у него, как водится в дальних заокеанских странах целых четыре жены. Но больше остальных жён он любил самую младшую, самую красивую, обещавшую вскорости подарить ему сына. Вместо долгожданного сына родилась у Аль Рашида дочка, а сама прекрасная юная жена умерла родами. И хоть сам Аль Рашид был силён богат и мудр, хоть умел он по слухам остановить вражескую армию одним взглядом и понимал язык птиц и зверей, но был он всего лишь человеком. А человек не может остановить и прогнать смерть. Повелел опечаленный повелитель построить дворец для крохотной дочери и хранить её, как зеницу ока; выписал он для малышки целую армию лучших в мире нянек и наставников, а сам занялся государственными делами великой важности: ведь ничто так не отвлекает от горестных мыслей, как нелёгкая работа.
Дочь Аль Рашида росла не по дням а по часам, и отец баловал её как только мог. Ела принцесса лишь из золотых тарелок, сидела лишь на шёлковых расшитых золотыми узорами подушках, а когда она подросла, надумал Аль Рашид закатить пир и пригласить на него всех принцев и принцесс окружающих его государство стран, чтоб подобралась для его ненаглядной доченьки хорошая венценосная компания.
Пришёл Аль Рашид к своей чудесной доченьке и говорит ей: "Задумал я доченька в честь тебя устроить пир с играми и танцами, пригласить на него разных гостей, а перед этим хочу подарить тебе достойный подарок. Выбирай, что ты хочешь!" Растерялась маленькая принцесса, всё у неё уже есть: и игрушек диковинных заморских - четыре шкафа, и живых зверушек - целый зоопарк, и птичек сладкоголосых в золотых клетках - чуть ли не по четыре в каждой комнате. О нарядах расписных и речь уже не шла: хоть с утра до ночи перебирай их да примеряй себе на радость.
Видит Аль Рашид, что дочка призадумалась, улыбнулся ей и продолжает: "Выбирай, радость души моей, что только пожелаешь: захочешь бриллиант величиной с голубиное яйцо, будет тебе бриллиант; захочешь ручного слона из далёких стран, выпишу тебе слона, будет тебя слон по улицам нашей столицы на спине возить; захочешь звезду с неба - и ту постараюсь раздобыть для моей ненаглядной маленькой красавицы!". Про звезду Аль Рашид для красного словца сказал и тут же об это пожалел, потому как принцесса надула свои розовые губки к выпалила:"Хочу, папочка, звезду с неба; всё другое у меня уже есть!"
Растерялся Аль Рашид, сам себя мысленно отругал за свой длинный язык, но слово не воробей и делать нечего: сам обещал дочке звезду с неба. Но где эту звезду раздобыть, как до неба достать? Лестницу такую длинную, чтоб до звёзд дотянулась, и за сто лет не построишь; птицей в небо не взлетишь да и птице, если подумать, до звёзд высоковато будет. Что же тут поделаешь? Пошёл растерянный государь к своему астрологу - звездочёту. У каждого царя султана или падишаха в то время непременно был свой звездочёт астролог, который звёзды считал и узоры звёздные в свои древние книги заносил. Ведь тогда люди думали, что эти звёздные узоры - что-то вроде записей Бога о будущей их жизни и очень серьёзно к этому относились. А кто о звёздах может знать больше, чем тот, кто всю свою жизнь за ними следит и книги о них пишет?
Звездочёту-астрологу вопрос его повелителя о звезде с неба тоже в диковинку показался: ему куда проще было гороскоп составить и наврать с три короба. Звездочёт от растерянности минут пять жевал свою роскошную седую бороду, потом на неделю закопался с головой в старинные манускрипты и, наконец, нашёл в каком-то древнем фолианте рассказ своего предшественника, что когда-то лет сто тому назад настоящая звезда упала в пустынные земли соседнего королевства. И, якобы, в момент падения этой звезды раздался такой грохот, что огромные деревья приникли к земле, как маленькие гибкие травинки, а птицы посыпались с неба, будто град. А в том месте, куда упала небесная странница, появился огромный ров, наподобие круглой чаши, в самом в центре которого лежал странный тёмный камень, в который остывшая звезда и превратилась.
Обрадовался Аль Рашид, велел собрать сотню верблюдов, наполнить мешки золотом и самоцветами и отправил этот караван в соседнее государство, выкупать упавшую звезду для своей дочки, а сам пошёл к будущему пиру готовиться: писать приглашения знатным гостям на тонкой рисовой бумаге. Вскоре вернулся во дворец отосланный караван и повелителю четверо слуг на украшенных золотом носилках принесли камень, упавший с неба. Был он большой , чёрный, со вкраплениями малоизвестной руды по бокам, но вряд ли кто-нибудь, не зная его истинной истории, назвал бы его упавшей звездой. И дочка Аль Рашида этот камень звездою не признала.
- Тебя обманули, папочка! - нежно прощебетала она, уткнувшись носиком в расписной халат отца, - Посмотри в окошко, какие звёзды бывают! Звёзды - они голубенькие, крохотные, мерцающие яркими огоньками, а иногда они движутся и чуть ли не танцуют в воздухе. Я такую же хочу, которая летать умеет и голубым светом мигает. А этот огромный булыжник на неё совсем не похож: он черный, тяжелый, и на него даже смотреть неохота! Наверное, злые духи - шайтаны или ифриты - подменили камень, упавший с неба, на этот, совсем не небесный. А может он просто другой небесной породы - у нас на земле тоже разные цветы растут: и огромные пышные розы, и колючий репейник, на который даже глядеть не хочется!
Расстроился Аль Рашид, но дочке возражать не стал. Ведь в старину не было телескопов, и он сам не знал, как выглядят звёзды или планеты, если их рассмотреть поближе. Поэтому Аль Рашид велел отнести камень к придворному алхимику, и за советом отправился уже к нему. Старый алхимик всю жизнь искал философский камень, который превращал бы черную дешёвую руду в благородное золото. Он всю свою жизнь растирал незнакомые минералы в специальных жерновах, готовил из них разные смеси, кипятил в огромных длинношеих колбах, и знал о природе и строении вещей больше, чем сам Аль Рашид об управлении государством. Камню с неба алхимик очень обрадовался: ему просто не терпелось отколоть от него кусочек, раздробить и смешать то ли со ртутью, то ли с серой, но как превратить этот огромный каменный образец в светящуюся летающую звезду?
- У меня есть таинственное волшебное вещество под названием фосфор, о владыка! - произнёс он, кланяясь. Если нанести фосфор на поверхность любого вещества, оно обрадует твой венценосный взор нежным голубовато-зелёным свечением, подобным сиянию звёзд. Но чтоб поднять даже маленький камешек в воздух и заставить его лететь по ветру нужна магическая сила марида, а я всего лишь жалкий смертный человек. Ведь камень куда тяжелее воздуха и у него нет ни крыльев, чтобы его поднять, ни разума, чтоб привести крылья в движение. Прости меня, великий государь, но я не смогу тебе ничем помочь!
Совсем опечалился Аль Рашид. Вышел он в сад свою горькую думу думать. Обещал он любимой доченьке подарок к празднику, и какой будет нынче праздник без обещанного подарка? А приглашение заморским гостям на пир уже разосланы: отменишь - разобидятся, того гляди, войну затеют из-за обиды великой.
- Чем ты опечален, великий повелитель здешних земель? - неожиданно услышал он тоненький голосок, - О чём ты так горько вздыхаешь?
Пригляделся Аль Рашид, и видит: у самой его ноги на травинке примостился крохотный невзрачный жучок и смотрит на него с сочувствием. В другое время не стал бы грозный царь вести беседы с глупыми жучками-паучками, но нынче захотелось ему открыть своё сердце хоть кому-нибудь. И всё он жучку рассказал: и про смерть любимой жены, и про капризулю-дочку, и про данное ей сгоряча обещание, и про задуманный пир, которому, похоже, уже не состояться.
- Понимаю, понимаю! - закивал головой маленький жучок, - Дети доставляют массу хлопот и не желают понимать самых простых основ устройства нашего мира! Возьмём, скажем, мою дочку... Нет, конечно, не пойми меня превратно, повелитель, куда уж юной жучихе равняться с благородной, сиятельной принцессою, но она тоже - девчонка, хоть и из нашего жученного рода. И на наш взгляд - просто очаровательна: маленькая, кругленькая, почти как звёздочка, хоть и сиять, увы, не умеет, зато летает от дерева к дереву от куста к кусту - не хуже бабочки. Но капризна - спасу нет, и фантазёрка, каких мало! Просит меня она недавно, помоги, мол, папа в бальный зал дворца пробраться: хочу посмотреть, как настоящие принцессы танцуют и веселятся. Я ей настрого это, конечно, запретил: увидят придворные жучка, - сразу прихлопнут. Но девочка у меня упряма, вся в свою покойную мамашу; приходится мне нынче у дворца твоего отираться, дочь свою непослушную караулить! Того гляди, ослушается, залетит в бальный зал, и больше я её уже не увижу...
- Что-что ты сказал минуту назад? - перебил жучка Аль Рашид и лицо его просияло - Маленькая, кругленькая, почти как звёздочка, и летать умеет? И вдобавок хочет поглядеть, как принцессы танцуют и веселятся? Так это же как раз то, что ищу и не могу найти! И много у тебя детей, жучок, похожих на твою дочку, да чтоб они хотели посмотреть на танцы принцессы? Согласились бы они ну, скажем, плащик одеть светящийся ради праздника?
- Конечно, конечно, великий Государь, - радостно закивал жучок, - плащик не скажу, он летать помешает, а лишнюю пару светящихся крылышек почему бы не одеть?
На том они и поладили. Ночь за ночью лучшие портнихи государства портили себе глаза крохотными стежками обмётывая плащики-крылышки в четверть ногтя мизинца размером; потом их вымачивали в фосфорной краске и старательно сушили. Лучшие ювелиры страны вытачивали из бриллиантов фонарики для бесчисленных детишек жучка. Самые опытные садовники украшали пышными цветами огромную поляну в саду правителя, где был намечен предстоящий бал с заморскими гостями. И ко времени праздника всё было готово.
Что Вам сказать, дорогие мои слушатели, о коварной природе времени, этого странного, незримого ветра, вечно дующего лишь в одну сторону и никогда не поворачивающего вспять? Мало кто, кроме седых историков, вспомнит имя великого правителя Аль Рашида; имя его прекрасной, но капризной дочери и вовсе утеряно за сотни лет; сам роскошный дворец её по купола занесли песком суховеи, и вряд ли кто когда откопает его узорчатые мраморные стены. Но по сей день у костров рассказывают чудесные сказочные истории о прекрасной царевне, захотевшей в подарок звезду с небе, и (о чудо!), его получившей к своему празднеству. Говорят, правда, что звёздами осыпал возлюбленную красавицу заморский царевич, просивший её руки, но такова уж традиция сочинителей легенд - всё самое чудесное приписывать пылкой влюблённости. Но мы то с Вами знаем, что отцовская любовь ничуть не слабее, а то и сильнее страстной любви между юношей и девушкой. И пылает эта любовь одинаково мощно и в сердце великого правителя бескрайних земель, и в сердце маленького жучка, которого и разглядеть то трудно. И великое это чувство может совершать чудеса и поярче летающих между деревьями крохотных голубых звёздочек, которые так понравились юной царевне и её гостям.
Говорят, что на праздник заглянул и беглый марид отца аль Рашида. Ему тоже пришлась по сердцу эта выдумка с мерцающими в воздухе жучками, похожими на летающие звёздочки. Лезть в кувшин джину совсем не хотелось, да это ему и не грозило: кто опознает марида в облике почтенного седобородого старца, притворившегося родичем кого-то из венценосных гостей? Но что мешало бессмертному духу, повелевающему вихрями бродящими по пустыне, щёлкнуть полу-высохшими пальцами и незаметно вырвать волосок из седой бороды и пробормотать что-то несуразное?
А ведь с тех пор и дочки и сыновья крохотного жучка мерцают голубоватым светом в ночном мраке; и пропитанные фосфором тряпичные крылышки им вовсе для этого не нужны. Они, вернее их пра-пра-пра-правнучки и пра-пра-пра-правнуки и поныне нас радуют. Мы их зовём светлячками...
Такой доброжелательный отклик!
Никогда не видела летающих светляков, только в траве
Я и в траве не видела. Но они летaют.
Спасибо за отклик, Ксени!
Я бы предложила только пройтись ещё по тексту, запятые сбежавшие отыскать. И надеть вместо одеть поставить. Сама иногда путаюсь.